Эривань в Ереване

По поводу комментариев Андрея Иванова к проекту Левона Варданяна «Старый Ереван».

mainImg
Ереван основан в 782 году до Р.Х. Но тот период его архитектуры, который мы сейчас обсуждаем, относится к ХIХ – началу ХХ столетий, когда город входил в состав Российской империи.

В 1827 году войска генерала Паскевича занимают ереванскую крепость и отвоевывают Восточную Армению у Персии. В следующем, 1828 году по указу императора Николая I образовывается Армянская область с центром в Ереване, куда входят Ереванское и Нахичеванское ханства, а также Ордубадский округ. В русской транскрипции город именуется Эривань (переименован в Ереван в 1936 году). О сохранении фрагментов эриванского периода и идет разговор в двух комментариях Андрея Иванова ("Трансплантация для «Старого Еревана»" и "Стоит ли уподобляться лососям? Старый Ереван уже есть в центре столицы").

Я достаточно хорошо знаком с проблемой, и, добавив немного истории, хочу поделиться своим мнением. Ближе к концу ХIХ века на месте существующей хаотичной, «азиатской» застройки началось возведение города с регулярным планом (несколько центральных улиц, в том числе и образующие проектируемый квартал, были построены только в 1900 году). Сетка улиц прокладывалась с севера на юг по рельефу вниз и вдоль рельефа с востока на запад. Рельеф понижался в сторону каньона реки Зангу (Раздан), на левом берегу которого располагался город. С правого берега, на одном из холмов которого генерал Паскевич удачно расположил свои орудия и атаковал городскую крепость, начинались сады Араратской долины, которая завершалась бесподобной панорамой библейской горы.

Эриванские дома строились из местного камня — однородного податливого черного туфа, и позже, в антураже розово-кремового Еревана ХХ века они начнут так и именоваться — «черными домами» (редко дома строились из красного туфа или из кирпича). В основном, это были одно- и двухэтажные постройки, с тщательно исполненными фасадами со своеобразной интерпретацией классических форм, редко — модерна. В плане обычно прямоугольные или Г- образные, с открытой в сторону двора галереей, на которую выходили жилые помещения. На внутренней территории участка дома был разбит фруктовый сад (как известно, в Араратской долине растут вкуснейшие фрукты, Ереван всегда был знаменит своими садами и идея строительства города-сада для Таманяна была очевидна также и потому).

Каменные дома главным образом принадлежали армянской элите города. Один из таких домов в 1910 году на Назаровской улице построил дед моей матери, врач при эчмиадзинском престоле Карапет Тер-Хачатрянц. Это был не столь роскошный, но очень добротно построенный дом. В его отделке использовались современные материалы, привезенные из Европы.

В 1923 году дома, принадлежащие ереванской буржуазии, были национализированы. Семье моей матери, к примеру, были оставлены две комнаты, в остальные были заселены новые жильцы (после геноцида 1915 года часть спасшихся от турецкого ятагана людей оказалась в Ереване, и в городе возник острый жилищный кризис; Таманян обращает на это внимание в докладных по генплану).

Советское уплотнение стало миной замедленного действия для эриванской застройки. То, что принадлежало одной семье и бережно содержалось, стало ничьим. Дома бессистемно перестраивались, уродовались, по существу, изнутри разрушались.

По генеральному плану Таманяна (утвержден в 1924 г.), прямоугольная сетка плана в основном сохранена, но, естественно, подчинена новой, значительно более крупной и принципиально иной градостроительной концепции столицы Армении. Некоторые считают, что план Таманяна явился «смертным приговором» для эриванской застройки. Это не совсем так.

В мечтах Таманян, несомненно, представлял себе Ереван целостным, в едином созданном им архитектурном стиле. «Он видел, наверное, солнечный город», — скажет Чаренц в стихах, написанных на смерть архитектора. Но Таманян не успел детально спланировать Ереван, а в своих описаниях города он представлял его застроенным домами всего лишь в два-четыре этажа. Он был реалистом. Совмещая план города с существующей застройкой, он наверняка это делал с целью сохранить ценные и пригодные постройки.

В сталинский период, когда взамен национального плана Таманяна был разработан тоталитарный план города (1949 г.), разрушениям подверглись целые улицы. К примеру, была расширена улица Амирян (бывш. Назаровская) и вся левая сторона застройки была снесена (в том числе и дом врача Тер-Хачатрянца).

Сильный удар по эриванской застройке был нанесен в период модернистской реконструкции Еревана, когда был раскрыт Главный проспект, и на значительных пространствах между двумя параллельными улицами было разрушено много «черных домов». Проспект был оформлен в виде бульвара с фонтанами (арх. А. Зарян). На одном из его отрезков сейчас и предполагается осуществить проект «Старого Еревана», собрав здесь по существу все, что осталось от эриванской застройки .

Высказавшись «за» или «против» этого проекта, я на этом поставил бы точку. Но вопрос в том, что вне этого пространства еще остаются старые, полуразрушенные, но несомненно представляющие историческую и художественную ценность дома, которые также предполагается перенести. Т. е. сломать и собрать заново.

Отношение к наследию в целом изменилось в 1980-е год. Наряду с древними памятниками, стали обращать внимание на рядовую застройку городов недавнего прошлого. Был образован исторический заповедник Кумайри (советский город Ленинакан; арх. С. Калашян, С. Григорян), с рядовой застройкой того же периода. В Ереване в первую очередь усилиями М. Гаспарян (исследователь архитектуры ХIХ – нач. ХХ вв.) и Л.Варданяна (автора нынешнего проекта) «черным домам» был придан охранный статус. В список памятников входило, если мне не изменяет память, 172 сооружения, главным образом жилые дома, но в том числе и несколько общественных построек (здание парламента Первой республики, несколько гимназий и др). Это было весьма значимое мероприятие. Но далеко не все в обществе были готовы к восприятию ценности этих построек. Ведь процесс их ветшания и саморазрушения только усиливался, как и контраст с окружающей советской многоэтажной застройкой.

Вспоминаю, я оказался на приеме у известного врача, который узнав, что я работаю в системе охраны памятников, попросил аргументировать ценность «черных домов» и целесообразность их сохранения. Тогда для многих это было совсем не очевидно. Это сейчас каждый старый домик на фоне современных гигантских бездушных построек кажется изящной арабеской. Или опять нет?

Охранив «черные дома» от разрушения, следовало дать градостроительный ответ по поводу их интеграции в контекст ставшей еще более крупной (до 10-11 этажей) застройки. К концу десятилетия по поручению Академии наук я разработал теоретическую концепцию соединения двух пластов города — старого и нового. В основу был положен проект известного модерниста, автора знаменитого летнего зала ереванского кинотеатра «Москва» Спартака Кнтехцяна (в проекте участвовал молодой архитектор Ов. Гурджинян). Это также был проект кинотеатра — для детей. Под его строительство был отведен участок на Главном проспекте, где находилось три «черных дома». По проекту они должны были быть сохранены, отреставрированы, приспособлены для использования, а кинотеатр предлагалось «подвесить» над ними, опирая основной объем в виде перевернутой арки на четыре пилона-«ноги». Таким образом, создавалась двумасштабная композиция. Кинотеатр, вставая вровень с окружающей застройкой, составлял верхний современный масштаб центра Еревана, тогда как внизу своей естественной жизнью продолжал существовать староэриванский слой города.

Это был правильный ход (по этому сценарию были разработаны и другие проекты), но реализация откладывалась. Я много раз выступал в печати в поддержку проекта Кнтехцяна, обобщая его методику и обосновывая необходимость сохранения «старой Эривани». В каком-то году за эти публикации я удостоился награды Союза архитекторов СССР. Но ситуация не менялась (правда, и «черные дома» не рушились, они лишь все более ветшали).

В последнее годы ситуация резко ухудшилась. Самоценность старой застройки подменена ценой земли в центре Еревана. Очень много «черных домов» было
снесено. К примеру, на месте предполагаемого детского кинотеатра построены огромные (даже по отношению к современному Еревану) жилые дома. При этом, сушествуют редкие примеры, когда отдельные, еще существующие старые постройки оказались удачно приспособлены под популярный ресторан и магазин сувениров (показан на фото в материале А. Иванова).
 
Левон Варданян сделал попытку спасти оставшееся, собрав их на едином пространстве. Это идея понравилась бывшему мэру: ведь в этом случае, как говорится, будут «и овцы целы, и волки сыты». Мне не нравится такой подход. В первую очередь, методологически. Он прост и излишне прагматичен. Сориентирован на конкретного или гипотетического застройщика. На его выгоду: понравилось место — можно убрать старую постройку, освободить площадку. Что создает, соответственно, и возможности для коррупции. Но, главное, упрощает само понятие «город». Превращает его в новостройку.

Именно исходя из такого упрощенного отношения к городу тем же бывшим мэром было допущено разрушение предназначенного под музей дома народного архитектора СССР Рафо Исраеляна. Между тем, в квартале художников, где он был расположен, можно было заказать намного более тонко продуманный и многосложный проект, который, я уверен, заключал бы в себе не только большую ценность, но и большую выгоду.
Может показаться, что я противоречу самому себе, когда не ставлю знака равенства между методом Таманяна и действиями современных градостроителей. Однако, это действительно понятия трудносравнимые. Таманян создавал совершенную по пространственному решению модель национального города, можно сказать, разыгрывал сложную шахматную партию, где на пути к победе «шахматист» допускает сознательные жертвы. То, что делается сейчас — это простая игра в шашечки, когда одна фигура «съедает» другую и занимает ее место (или что-то аналогичное современной компьютерной игре).

Почему-то ереванские градостроители идут (или их ведут) по самой простой дороге, заставляя выбирать меньшее из зол (как в данном случае, когда и сам Л. Варданян утверждает, что вынужден заниматься переносом старых зданий). Но это путь очень далекий от современных методов развития старой среды города и фактически ведет к уничтожению старых пластов города. (Правда, это не только «ереванский» путь, а можно сказать: «постсоветский»; он есть в разных формах, в зависимости от конкретной ситуации, во многих бывших советских городах, и, думаю, было бы не бесполезно обсудить эту общую для всех проблему на научной конференции или за круглым столом).

Что я поддерживаю в данном случае — это восстановить все то, что было разрушено. Если, конечно, хотя бы камни фасадов, как нас уверяют, сохранились. Что же касается еще существующих построек, то сохранять все, что осталось на месте. Восстанавливать и приспосабливать к использованию. Как можно было убедиться на примере проекта Кнтехцяна, вполне реально проектировать современные крупные постройки, не растаптывая старые. Но для работы по такой методике нельзя ограничиваться отдельными точечными решениями, пусть даже талантливыми. Необходимо разработать целостный концепт для всего исторического центра, где в единое понимание среды города сольются его старые исторические фрагменты и новые включения. Сегодня в формировании нового градостроительного мышления нуждается и город, и его жители, и профессиональное сообщество. Пока же этого нет, главным условием остается наличие выгодной для застройщика свободной площадки. Либо необходимость ее создания.

Не разрушайте старые здания.

Карен Бальян, профессор МААМ
zooming
Вид Оперного театра в Ереване после превращения района вокруг в парковую зону. Фото предоставлено Кареном Бальяном
Вид района вокруг Оперного театра в Ереване до реконструкции. Фото предоставлено Кареном Бальяном

29 Февраля 2012

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.