Будущее как гражданский долг, но не только

Павильоны Италии, Великобритании, Германии, Нидерландов и Франции на венецианской биеннале весьма свободно трактуют заданную куратором тему о встречах в архитектурном пространстве.

mainImg
В этом году зрителям был торжественно представлен павильон Италии, расположенный в северо-западной части Арсенала, рядом с садом Делле Верджини. Итальянские выставки проводились там и ранее – два года назад на архитектурной биеннале в этих залах показывали выставку 12 проектов итальянского жилья. Теперь же пространство реконструировали, расширили (в 2009 году с 800 до 1800 метров), и назвали Итальянским павильоном. Ликвидировав таким образом путаницу между «павильоном Италии» в Джардини, где уже давно выставлялись не национальные, а международные участники (он теперь назван Палаццо делле Эспозициони) и национальной итальянской экспозицией, которая наконец-то получила статус «павильона».

Такое событие необходимо было отметить «знаковой» выставкой, которую и не преминул организовать куратор, обладатель премии биеннале за критику 2006 года Лука Молинари (Luca Molinari). Под заголовком «Ailati. Размышления из будущего» он показал панорамный обзор итальянской архитектуры «вчера, сегодня и завтра». Он попытался найти корни проблемы, отмечаемой повсеместно: с конца 1980-х годов Италия потеряла свои сильные позиции в международной архитектурной сфере и, за исключением Ренцо Пьяно и, в меньшей степени, Массимилиано Фуксаса, ее архитекторы мало строят за рубежом и не привлекают живого внимания публики. За последние 20 лет не появилось ни одного крупного труда итальянского теоретика, а в границах самой страны неуклонно падает архитектурное качество построек; архитектура превратилась в общественном мнении в нечто неважное, в отрасль прикладного искусства и потеряла свою «национальную идентичность». Молинари призывает вернуть ей гражданское значение и способность влиять на жизнь людей, а также хочет взглянуть по-новому на проблемы проектирования, выбрав для такого подхода кодовое слово Ailati — зеркальное отражение Italia. Молинари очерчивает события профессиональной и общественной сферы 1990-2010 в информативной инсталляции «Амнезия» (имеется в виду «выпадение» итальянской архитектуры из исторического процесса): там можно узнать, что в течение последних 20 лет ушли многие виднейшие деятели послевоенной поры, от Альдо Росси до Этторе Соттсаса, а также стартовала эпоха дигитальной архитектуры, молодое поколение стало гораздо более мобильным, и больше качественных построек начало появляться в провинции, чем в традиционных культурных и экономических центрах.

Второй раздел, «Лаборатория Италия» демонстрирует потенциал работающих сейчас архитекторов: в 10 подразделах (в том числе: «Реально ли построить нечто качественное с бюджетом 1000 евро/м2?» или «Что следует делать с имуществом, конфискованным у мафии?») показаны 40 наиболее интересных проектов последних трех лет: уже реализованных или находящихся на последней стадии строительства. Подробно проиллюстрированная экспозиция надолго приковывает к себе внимание.

Однако самой яркой, хотя и наименее познавательной частью итальянской выставки стала секция будущего, «Италия 2050». Молинари создал ее в сотрудничестве с редакцией итальянского Wired, сотрудники которой порекомендовали ему 14 ведущих ученых, профессионалов медиа сферы, режиссеров, художников, определяющих облик будущего сегодня. Каждый из них представил свое видение страны и мира через 40 лет, и эти идеи были воплощены в материальной форме с помощью 14 дизайнеров и архитекторов. Получившиеся объекты расставлены на высокой платформе; чтобы лучше рассмотреть их, к каждому следует подниматься по специальной лестнице. Такое решение выставки придает ей интригу, хотя связь напоминающих абстрактные скульптуры сооружений с светящимися указателями-пояснениями «Материя/антиматерия», «Удовольствия/чувства» и т. д. кажется в лучшем случае трудноуловимой. Впрочем, в специальном выпуске Wired напечатан подробный путеводитель по этой части экспозиции. В целом, итальянский павильон — несомненно, один из самых удачных национальных «вкладов» в биеннале, зрелищная часть в нем прямо пропорциональна достойному внимания содержанию, и единственным вопросом без ответа остается следующий: каким образом все это разнообразие соотносится с темой биеннале «Люди встречаются в архитектуре» и главным для нее мотивом пространства?

Впрочем, такой же вопрос можно задать и британцам: название их экспозиции «Вилла Франкенштейн» вполне можно трактовать как намек на ее многочастность. Кураторы «сшили» ее из разных кусков точно так же, как Франкенштейн — своего монстра. Но официальная версия более безопасна: это отсылка к Джону Рескину — его жалобе на то, что влияние его книг породило архитектурных «чудовищ» в форме домов и пабов в средневековом (в т. ч. венецианском) вкусе по всей Англии. Действительно, центральное место в павильоне занимают записные книжки Рескина, проиллюстрированные фотографиями Венеции XIX века. Но к ним добавлена экспозиция, посвященная экосистеме венецианской лагуны, снабженная чучелами птиц и аквариумом с флорой ее соленых болот, а также сектор трибун Олимпийского стадиона 2012 в Лондоне в масштабе 1:10, служащий местом проведения семинаров. Под ним устроена еще одна выставка, посвященная движению за равные права женщин в Италии и за ее пределами. Этого всего было бы достаточно, но кураторы не забыли не только женщин, но и детей: перед ступенями павильона для них забетонирован мелкий бассейн (на месте лужи, «облюбовавшей» эту часть суши), а художник Лотти Чайлд (Lottie Child) организовала совместно с венецианской детворой проект «Уличное образование», посвященный безопасности и развлечениям на улицах города. Все это с трудом объединено общей темой влияния Венеции на англичан, прямого и опосредованного (т. е. через Рескина).

Немецкие кураторы, напротив, восприняли девиз биеннале буквально: их павильон превратился в место для встреч в прямом смысле слова. Это «Красный салон» для бесед на архитектурную тему, украшенный 182 рисунками архитекторов, критиков, художников, которых специально для выставки попросили выразить средствами графики свои «архитектурные желания»: ведь названием экспозиции выбрано почти непереводимое Sehnsucht — желание, тоска. Так кураторы попытались получить «снимок» или «слепок» внутреннего мира современного немецкого архитектора. Центральный салон дополняют четыре «символических» пространства: «Зеркальный зал», «Комната с видом», «Темная комната» и «Пустота» (впрочем, последняя не совсем пуста: там установлен небольшой экран с абстрактным произведением видеоарта), а также аудио-инсталляция «Венеция» студии U5 — запись характерных для этого города шумов и звуков. Все это должно наводить на размышления, будить желания, создавать впечатления — то есть работать с «тонкими материями». Но также запланирована вполне традиционная серия симпозиумов и круглых столов, которые тоже должны внести свой вклад в понимание внутреннего мира архитектора и через него — всей архитектуры. Несомненно, это неожиданный выход из положения: уход от архитектуры в мир идей и желаний, из реального пространства — в ментальную сферу. Но для такого смелого решения требуется незаурядное его воплощение, чего, к сожалению, в павильоне Германии нет.

В павильоне Нидерландов кураторы, бюро Rietveld Landscape представили экспозицию «Пустующие NL, где архитектура встречается с идеями», остроумно обыграв тему биеннале. Они подсчитали, что павильон занят выставками всего лишь 3,5 месяца в году, а значит, с момента постройки (1954) его здание пустовало в общей сложности 39 лет. Однако, несмотря на забавный зачин, представленный на нидерландской выставке сюжет — более чем серьезен: в Голландии тысячи административных и общественных зданий XVII-XXI веков постройки, принадлежащих государству, стоят пустыми в ожидании решения своей судьбы (реконструкции, сноса и т. д.), и это не считая военных объектов и пустырей. Их число увеличивается каждую неделю, а ведь они представляют собой ценнейший ресурс для инновационных отраслей экономики, в первую очередь «экономики знаний», – сфер, развитие которых голландское правительство не так давно признало приоритетными (надо же, не только наше правительство увлекается инновациями). По убеждению авторов выставки, все пустующие постройки можно использовать как научные лаборатории, архитектурные и дизайнерские мастерские и т. д., что дало бы позитивный побочный эффект создания живых междисциплинарных связей. Кураторы призывают власти как можно скорее принять соответствующее решение. Материально эти идеи выражены одновременно лаконично и эффектно: нижний этаж павильона, натурально, пустой. Выше, на уровне пола внутреннего балкона-галереи натянуты стальные тросы, на которых закреплено множество макетов зданий (тех, которые пустуют в настоящих Нидерландах), вырезанных из синего пенопласта. Сверху, если посмотреть с балкона, все это выглядит, как рельефный голубой ковер. Макеты дополнены схемами, составленными из вбитых в стену на лестнице булавок и натянутых между ними нитей.

Линию серьезности успешно продолжили французы: их выставка, озаглавленная «Метрополис?» посвящена современному градостроительству, точнее, разрабатываемым сейчас масштабным проектам для Парижа, Лиона, Марселя, Бордо и Нанта. Все они представлены в виде фильмов, идущих в общей сложности 4 часа (по часу в каждом из залов). Но динамичное решение этих видеоматериалов заставляет жалеть, что почти невозможно посмотреть их полностью. Что же касается главной идеи и связи с темой биеннале, то куратор павильона Доминик Перро подчеркивает важность для развития большого города свободного — пустого — пространства как связующей ткани, места для жизни и материала для потенциального развития (французский павильон подробно рассмотрен в статье Алексея Тарханова в Коммерсанте).

Несложно заметить, что экспозиции стран – лидеров мировой архитектурной сцены на биеннале представляют крайне разнообразные взгляды как на архитектуру, так и на само мероприятие. Впрочем, ждать единообразия — особенно в требующую изобретательности «кризисную» эпоху — было бы странно.
Павильон Италии. Инсталляция «Амнезия». Фотографии Нины Фроловой
Павильон Италии. Раздел «Лаборатория Италия»
Павильон Италии. Раздел «Лаборатория Италия»
Павильон Италии. Раздел «Италия 2050»
Павильон Италии. Раздел «Италия 2050»
Павильон Италии. Раздел «Италия 2050»
Павильон Италии. Раздел «Италия 2050». Объект «Гнездо эмоций» (тема «Пространства вкуса, благополучия и удовольствия»). Идея – Давиде Ольдани (шеф-повар, ресторатор, дизайнер), дизайн – Atelier Forte
Павильон Великобритании. Фрагмент экспозиции записных книжек Джона Рескина с иллюстрациями - фотографиями Венеции 19 в.
Павильон Великобритании. Экспозиция, посвященная венецианской лагуне
Павильон Великобритании. Уменьшенная копия трибуны Олимпийского стадиона в Лондоне. Фотография Юлии Тарабариной
zooming
Павильон Великобритании. Бассейн перед входом. Фото предоставлено кураторами
Павильон Германии. «Красный салон» во время симпозиума
Павильон Германии. Экспозиция рисунков
Павильон Германии. «Зеркальный зал»
Павильон Нидерландов. Вид основного этажа. Фотография Юлии Тарабариной
Павильон Нидерландов. Вид макета. Фотография Юлии Тарабариной
Павильон Франции

09 Сентября 2010

Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Архитектурные параллели
В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.
Люди встречаются
В заключение обзора российских проектов на биеннале – несколько слов о выставке «Кабинет директора» и несколько фотографий, сделанных в день открытия превью биннале, 26 августа.
Разум и чувства на архитектурном поле
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Погружение в архитектуру
Вчера, 26 августа, венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов в режиме так называемого превью. Еще два дня выставку будут показывать прессе, в субботу раздадут «Золотых львов», и начиная с воскресенья она будет доступна для всех желающих. Публикуем первый, беглый обзор главной части выставки. Кураторскую экспозицию Арсенала Кадзуйо Сэдзима превратила в одно большое архитектурное произведение, посвященное творческому осмыслению пространства бывшей Кордери; массивные интерьеры ответили на эти заигрывания взаимностью и стали выглядеть как будто лучше, чем обычно.
Мост в мир высокой моды
Архитектурная мастерская SPEECH разработала концепцию регенерации вышневолоцкой швейной фабрики «Аэлита». Поскольку это действующее производство, архитекторы решили его не перепрофилировать, а наоборот поддержать, создав рядом с фабрикой outlet-центр.
Утопия в павильоне
26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.
Ажурные узоры будущего
Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в Вышнем Волочке досталась фабрика «Парижская коммуна». На ее территории архитекторы разместили конгресс-центр, отель, жилой дом и школу искусств.
В круге земном
ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.
Обитаемый остров
Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.
Лицом к большой воде
Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.