Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка

Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.

mainImg
Афро-шотландка Лесли Локко, курирующая нынешнюю выставку, в жизни не только архитектор, но и писательница. Ее литературные достоинства – о них чуть позже – не всем окажутся по вкусу. Однако не исключено, что свойственное литературному ремеслу умение выстроить длинный нарратив позволило ей добиться большей цельности, чем у предыдущей биеннале современного искусства. В этом году гендерный состав снова регулировали – удалось достичь практически полного равенства 50/50. А вот практикам из Африки и африканских диаспор был дан зеленый свет, в итоге их больше половины.
 
Восемьдесят девять участников биеннале разделены по нескольким специальным проектам. Главные – «Форс-Мажор» в Центральном павильоне Джардини и «Опасные связи» в Арсенале. Ну а теперь по порядку…
Опасные связи
Чтобы все 38 собранных здесь бюро настроились на один лад, Лесли Локко разослала просьбу ознакомиться с одноименной книгой Шодерло де Лакло.
 
Перед каждой командой была поставлена задача – показать, как архитектура связана с опасными, болевыми точками общества. Задание, как всегда, участники поняли по-разному, и между тем экспозиция Арсенала выглядит как цельный и продуманный спектакль. При малом количестве макетов понимаешь, что в конечном счете архитектура сродни театру и сценографии, поскольку ее главная цель – режиссировать пространство. Инструменты – подсветка, цвет, падающие узорные тени, акценты видео-проекций.
 
Между тем от «Лаборатории будущего» исходя из названия и поставленной задачи ждешь внимательного и критического прочтения истории, так же как и реальных предложений по решению сегодняшних проблем. Но в большинстве случаев проблемы на выставке скорее озвучивают, чем решают, так что получается некий многоголосый плач, не лишенный театральности.
Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

При входе мы попадаем в своего рода нартекс глубокого синего тона «как за час до рассвета», цвета меланхолии, остающейся внутри нас, когда мы принимаем даже самые желанные перемены – эпиграф к экспозиции – из Анатоля Франса: «мы должны умереть для одной жизни, прежде чем войти в другую».

Уже в следующем зале, превращенном в зеркальную ротонду со старыми колоннами и словно бы ритуальным световым кругом из черных светил-зеркал, новое перевешивает. Далее начинается большой ряд видео-работ: они разграничивают пространство и служат паузами для погружения в ту или иную тему.
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

После мультимедийного вступления первый собственно архитектурный проект – «Гриот» от американской студии Barnes. Джером Барнс вспоминает об историческом первенстве египетского ордера и, как бы вмешиваясь в историю, помещает свою работу в контекст классической, колониальной для него, архитектуры: от Колизея до американского университета Ховарда. Первый вариант «колонны идентичности», который Барнс отправил куратору, был выполнен с помощью искусственного интеллекта. В итоге же он сделан из огромного куска черного испанского мрамора Marquina. «Это показывает, насколько тяжело быть черным. Все это вместе производит большой смысл».  
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Но манифестации очевидного жюри не смущают, и следующий проект от студии DAAR получил главный приз – Золотого льва. Название студии из Палестины раскрывается как Decolonizing Architecture and Art Residency. За ней и правда большой опыт работы в лагерях для беженцев и в опасных зонах. В нынешней экспозиции они пытались «деколонизировать» фашистскую архитектуру в сицилийском местечке Борго Рицца. Для этого фасад одного из исторических зданий условно дефрагментирован и в 15 элементах разложен по полу. Они еще и печеньки поверх разложили. 
Проект бюро DAAR (Золотой лев 2023). Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © decolonizing.ps

Памятуя о высокой оценке этого замысла, хочется еще и еще раз перечитывать кураторский текст, но глубина посыла, а главное, связь с воплощением, так и не открывается.

А ведь рядом есть социальные проекты куда более ясные, смелые и доходчивые по форме. Студия Killing Architects выпустила расследование о китайских концентрационных лагерях для уйгуров. Рациональность построения этих «комбинатов по перевоспитанию», через которые людей пропускают как по конвейеру, ужасает, особенно страшно то, что это происходит сейчас, а не в историческом прошлом. Показать такой крик о бедствиях уйгуров – моральный подвиг для биеннале, так как это грозит потерей потенциальных китайских спонсоров.
  • zooming
    Проект Killing Architects, посвященный концлагерям для уйгуров. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Проект Killing Architects, посвященный концлагерям для уйгуров. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Поблизости стенд анти-гламурного журнала Funambulist, уже по обложкам которого становится ясно, как острейшие темы социума связаны с архитектурой и пространством.
  • zooming
    Funambulist. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Funambulist. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Неожиданно в середине Арсенала накал проблемных тем перебивается студией Flores i Prats Architects. Ее главное название – «Эмоциональное наследие». Она про то, как архитектору внимательно и любовно стоит входить в ранее построенное здание, учитывая накопленный в нем опыт жизни и переживаний (ну, чем не то, что сделал Александр Бродский в музее «Полторы комнаты»). Flores i Prats привезли в Венецию материалы, раскрывающие процесс, незаконченные рисунки, модели и фильмы, документы, содержащие сомнения и размышления. Из всего этого сделан маленький театр, где посетитель ходит между столами и видит на крошечных макетах в том числе самого себя.
  • zooming
    1 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Внутри этой пространной выставки обнаруживаются четыре подраздела. «Рисование со временем» – первый этап вторжения в историческое здание, когда сам процесс медленного всматривания и рисования дает первоначальные идеи модификации и приспособления. «Ценность использования» – о некоммерческой значимости элементов, которые можно найти в заброшенном здании – дверей, окон, облицовки, остекления, керамической плитки, гипсовой отделки. «Незавершенное состояние руин» – о сохранении разрушенности и объединении всего в здании-палимпсесте, как следа времени в совокупности оставленных отметин. И, наконец, «Право наследовать» про своего рода ответственность перед материальностью и историей здания, которое имеет право на сопротивление проектным решениям, в связи с чем действия дизайнера должны не разрушать, а развивать то, что было раньше.
  • zooming
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Идея архитектурной деликатности поддержана китайской студией ZAO/standardarchitecture. Они показывают серию макетов музея Ханчжоу – его модернистские формы идеально вписаны в природный ландшафт.
 
Учитывая, что параллельно в Венеции показывают персоналку Кенго Кумы, новым словом такой пример не назовешь, – но такого рода общность зрителя скорее радует, поскольку хорошей архитектуры много не бывает.
  • zooming
    1 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Другой эффектный способ репрезентации своей работы выбрали Wolff Architects из ЮАР. Это целая стена снимков, отпечатанных на ткани в технике цианотипии. Здесь промежуточные работы и эскизы, фотографии, присланные коллегами в процессе общих обсуждений, следы каких-то детальных исследований. Подача материала вдохновляет, хотя серьезные стейтменты, которые звучат в кураторском тексте, не считываются.
Проект Wolff Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

К заострению общего дискурса возвращает подбор видео-работ, из которых особо выделяется «специальный участник» израильский режиссер Амос Гитай. Из своей трилогии о жизни в одном доме разных поколений и народностей Гитай сделал нарезку, да и добавил свежие снимки дома. Посыл его фильмов очень своевременный – соседним народам надо искать общий язык, преодолевать вражду и расчеловечивание, а дом, как среда обитания, это то, вокруг чего выстраивается общая жизнь, тяга к дому помогает забыть чудовищные ссоры.
Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров
Форс-мажор
Под таким названием в центральном павильоне Лесли Локко собрала 16 участников из Африки и африканской диаспоры. Согласно куратору, форс-мажор – это воображение. «Невозможно построить лучший мир, сначала не придумав его».
 
Другое дело удалось ли им поразить воображение зрителя…

В верхнем зале павильона Локко расположила нечто, для нее особенно ценное.
Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Для Олалекана Джейифуса жюри не пожалело Cеребряного льва. Коллажи Джейифуса показывают All-Africa Protoport, футуристический транспортный узел, утопающий в зелени. Все в нем вдобавок пропущено сквозь желтый фильтр, который придает проекту вид благополучных мечтаний. Российскому зрителю это может напомнить советские иллюстрации к фантазиям Булычева, а мировому – винтажные образы Америки в фильмах Уэса Андерсона. В этом деколонизированном и декарбонизированном мире все пышат гламуром, а среди африканских героев будущего находится место для представителей только одной расы.
  • zooming
    1 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    7 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
 
Возможно, читатели Лесли Локко заметят близость этой идиллии ее книгам, в которых литературные критики видят образец бульварной литературы, которую можно бросить в чемодан перед отпуском. «Из своей эдинбургской квартиры Локко мчится между экзотическими краями и залитыми солнцем пляжами, вызывая в воображении сильного, красивого мужчину, от нежного прикосновения которого к шелковой оболочке ткани мурашки по коже. В своем воображении она слышит гортанные вздохи ее любовника, волнение романтики, напряжение, страсть…» (The Scotsman, 11.07.2012). Такие вот мечты о будущем и такая сила воображения.

Тем временем ниже, на первом этаже, среди достаточно проходных работ выделяются проекты общественных сооружений. Архитектурных макетов на биеннале немного, поэтому каждый привлекает внимание хотя бы в силу малочисленности.
Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Музей в Барбадосе от Дэвида Аджайе посвящен рабству. Он состоит из двух частей – огромного мемориала-инсталляции и собственно здания музея. Каре из огромных, наискось срезанных столбов, размещено как лес-частокол на круглом поле – памятник потерянным жизням. Именно форма столбов служит связкой с основным зданием музея: оно также в плане круглое с со световыми цилиндрами-колодцами, также наискось срезанными.
  • zooming
    1 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Далее еще несколько макетов африканской гигантомании. В Национальном соборе в столице Ганы Аккре обыгран мотив национальной архитектуры: крыша и стены имитируют свисающие ткани. Этот мотив периодически повторяется в разных частях биеннале. Рядом таких же невероятных масштабов Президентская библиотека. Четыре пары скругленных полуцилиндров со световыми вырезками-окнами объединены цокольным этажом. Опять же здесь прямые отсылки к традиции деревенских африканских хижин. Современность и прошлое удачно смешаны, но остаются повисшие в воздухе вопросы. Смущают невероятные размеры и сам посыл: неужели задача архитектуры будущего служит тому или иному коллективизму, где вместо культуры – религия, неужели в будущем библиотеки по прежнему как в авторитарных государствах будут называться в честь президентов, а не именами ученых или писателей?
  • zooming
    1 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    7 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    8 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    9 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    10 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

В конечном счете возникает ощущение, что самый африканский из павильонов больше других мечтает о заоблачном счастье для всех, а не благополучии каждого индивида, и не предлагает практических решений для экстренных вопросов.
 
В то же время бюро Нормана Фостера презентовало домик беженца; надо сказать, подобными проектами для третьего мира бюро занимается давно – в 2016 году на биеннале Аджайе показывали купол дронопортов для доставки предметов первой необходимости в отдаленные районы. В соседнем финском павильоне наглядно демонстрируют устройство биотуалета, а немцы показывают повторное использование не только строительных материалов, но и туалетных кабинок. 
Дом для беженцев. Foster & partners. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Бывшие колонизаторы продолжают заботиться о бренном.

***

Мысли об Африке и конструктивные предложения по всем сложным регионам безусловно необходимы. Вот только остаётся вопрос, не превращаются ли некоторые понятия в современном дискурсе в спорную скороговорку кураторских текстов, частных стейтментов и ресентиментов. Так, Золотого льва за выслугу лет получил архзвезда из Нигерии Демас Нвоко. В своих работах он последовательно обращается к местным материалам и формам, напоминая венецианского патриарха Карло Скарпу. Сам Нвоко критикует и настаивает на глубоком неприятии всех европейских заимствований, включая технические, хотя сам же перекликается по подходам. В следующем году в Венеции будет артбиеннале c коротким названием «Повсюду иностранцы». Снова про диаспоры или про индивидуальности?

12 Июля 2023

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Смелый выбор
Куратором следующей, 18-й биеннале архитектуры в Венеции назначена Лесли Локко, исследовательница и преподавательница архитектуры, а также успешная писательница.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.