Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка

Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.

mainImg
Афро-шотландка Лесли Локко, курирующая нынешнюю выставку, в жизни не только архитектор, но и писательница. Ее литературные достоинства – о них чуть позже – не всем окажутся по вкусу. Однако не исключено, что свойственное литературному ремеслу умение выстроить длинный нарратив позволило ей добиться большей цельности, чем у предыдущей биеннале современного искусства. В этом году гендерный состав снова регулировали – удалось достичь практически полного равенства 50/50. А вот практикам из Африки и африканских диаспор был дан зеленый свет, в итоге их больше половины.
 
Восемьдесят девять участников биеннале разделены по нескольким специальным проектам. Главные – «Форс-Мажор» в Центральном павильоне Джардини и «Опасные связи» в Арсенале. Ну а теперь по порядку…
Опасные связи
Чтобы все 38 собранных здесь бюро настроились на один лад, Лесли Локко разослала просьбу ознакомиться с одноименной книгой Шодерло де Лакло.
 
Перед каждой командой была поставлена задача – показать, как архитектура связана с опасными, болевыми точками общества. Задание, как всегда, участники поняли по-разному, и между тем экспозиция Арсенала выглядит как цельный и продуманный спектакль. При малом количестве макетов понимаешь, что в конечном счете архитектура сродни театру и сценографии, поскольку ее главная цель – режиссировать пространство. Инструменты – подсветка, цвет, падающие узорные тени, акценты видео-проекций.
 
Между тем от «Лаборатории будущего» исходя из названия и поставленной задачи ждешь внимательного и критического прочтения истории, так же как и реальных предложений по решению сегодняшних проблем. Но в большинстве случаев проблемы на выставке скорее озвучивают, чем решают, так что получается некий многоголосый плач, не лишенный театральности.
Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

При входе мы попадаем в своего рода нартекс глубокого синего тона «как за час до рассвета», цвета меланхолии, остающейся внутри нас, когда мы принимаем даже самые желанные перемены – эпиграф к экспозиции – из Анатоля Франса: «мы должны умереть для одной жизни, прежде чем войти в другую».

Уже в следующем зале, превращенном в зеркальную ротонду со старыми колоннами и словно бы ритуальным световым кругом из черных светил-зеркал, новое перевешивает. Далее начинается большой ряд видео-работ: они разграничивают пространство и служат паузами для погружения в ту или иную тему.
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

После мультимедийного вступления первый собственно архитектурный проект – «Гриот» от американской студии Barnes. Джером Барнс вспоминает об историческом первенстве египетского ордера и, как бы вмешиваясь в историю, помещает свою работу в контекст классической, колониальной для него, архитектуры: от Колизея до американского университета Ховарда. Первый вариант «колонны идентичности», который Барнс отправил куратору, был выполнен с помощью искусственного интеллекта. В итоге же он сделан из огромного куска черного испанского мрамора Marquina. «Это показывает, насколько тяжело быть черным. Все это вместе производит большой смысл».  
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Но манифестации очевидного жюри не смущают, и следующий проект от студии DAAR получил главный приз – Золотого льва. Название студии из Палестины раскрывается как Decolonizing Architecture and Art Residency. За ней и правда большой опыт работы в лагерях для беженцев и в опасных зонах. В нынешней экспозиции они пытались «деколонизировать» фашистскую архитектуру в сицилийском местечке Борго Рицца. Для этого фасад одного из исторических зданий условно дефрагментирован и в 15 элементах разложен по полу. Они еще и печеньки поверх разложили. 
Проект бюро DAAR (Золотой лев 2023). Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © decolonizing.ps

Памятуя о высокой оценке этого замысла, хочется еще и еще раз перечитывать кураторский текст, но глубина посыла, а главное, связь с воплощением, так и не открывается.

А ведь рядом есть социальные проекты куда более ясные, смелые и доходчивые по форме. Студия Killing Architects выпустила расследование о китайских концентрационных лагерях для уйгуров. Рациональность построения этих «комбинатов по перевоспитанию», через которые людей пропускают как по конвейеру, ужасает, особенно страшно то, что это происходит сейчас, а не в историческом прошлом. Показать такой крик о бедствиях уйгуров – моральный подвиг для биеннале, так как это грозит потерей потенциальных китайских спонсоров.
  • zooming
    Проект Killing Architects, посвященный концлагерям для уйгуров. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Проект Killing Architects, посвященный концлагерям для уйгуров. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Поблизости стенд анти-гламурного журнала Funambulist, уже по обложкам которого становится ясно, как острейшие темы социума связаны с архитектурой и пространством.
  • zooming
    Funambulist. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    Funambulist. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Неожиданно в середине Арсенала накал проблемных тем перебивается студией Flores i Prats Architects. Ее главное название – «Эмоциональное наследие». Она про то, как архитектору внимательно и любовно стоит входить в ранее построенное здание, учитывая накопленный в нем опыт жизни и переживаний (ну, чем не то, что сделал Александр Бродский в музее «Полторы комнаты»). Flores i Prats привезли в Венецию материалы, раскрывающие процесс, незаконченные рисунки, модели и фильмы, документы, содержащие сомнения и размышления. Из всего этого сделан маленький театр, где посетитель ходит между столами и видит на крошечных макетах в том числе самого себя.
  • zooming
    1 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 6
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Внутри этой пространной выставки обнаруживаются четыре подраздела. «Рисование со временем» – первый этап вторжения в историческое здание, когда сам процесс медленного всматривания и рисования дает первоначальные идеи модификации и приспособления. «Ценность использования» – о некоммерческой значимости элементов, которые можно найти в заброшенном здании – дверей, окон, облицовки, остекления, керамической плитки, гипсовой отделки. «Незавершенное состояние руин» – о сохранении разрушенности и объединении всего в здании-палимпсесте, как следа времени в совокупности оставленных отметин. И, наконец, «Право наследовать» про своего рода ответственность перед материальностью и историей здания, которое имеет право на сопротивление проектным решениям, в связи с чем действия дизайнера должны не разрушать, а развивать то, что было раньше.
  • zooming
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    «Эмоциональное наследие». Проект Flores i Prats Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Идея архитектурной деликатности поддержана китайской студией ZAO/standardarchitecture. Они показывают серию макетов музея Ханчжоу – его модернистские формы идеально вписаны в природный ландшафт.
 
Учитывая, что параллельно в Венеции показывают персоналку Кенго Кумы, новым словом такой пример не назовешь, – но такого рода общность зрителя скорее радует, поскольку хорошей архитектуры много не бывает.
  • zooming
    1 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 6
    Проект ZAO/standardarchitecture. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Другой эффектный способ репрезентации своей работы выбрали Wolff Architects из ЮАР. Это целая стена снимков, отпечатанных на ткани в технике цианотипии. Здесь промежуточные работы и эскизы, фотографии, присланные коллегами в процессе общих обсуждений, следы каких-то детальных исследований. Подача материала вдохновляет, хотя серьезные стейтменты, которые звучат в кураторском тексте, не считываются.
Проект Wolff Architects. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

К заострению общего дискурса возвращает подбор видео-работ, из которых особо выделяется «специальный участник» израильский режиссер Амос Гитай. Из своей трилогии о жизни в одном доме разных поколений и народностей Гитай сделал нарезку, да и добавил свежие снимки дома. Посыл его фильмов очень своевременный – соседним народам надо искать общий язык, преодолевать вражду и расчеловечивание, а дом, как среда обитания, это то, вокруг чего выстраивается общая жизнь, тяга к дому помогает забыть чудовищные ссоры.
Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров
Форс-мажор
Под таким названием в центральном павильоне Лесли Локко собрала 16 участников из Африки и африканской диаспоры. Согласно куратору, форс-мажор – это воображение. «Невозможно построить лучший мир, сначала не придумав его».
 
Другое дело удалось ли им поразить воображение зрителя…

В верхнем зале павильона Локко расположила нечто, для нее особенно ценное.
Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Для Олалекана Джейифуса жюри не пожалело Cеребряного льва. Коллажи Джейифуса показывают All-Africa Protoport, футуристический транспортный узел, утопающий в зелени. Все в нем вдобавок пропущено сквозь желтый фильтр, который придает проекту вид благополучных мечтаний. Российскому зрителю это может напомнить советские иллюстрации к фантазиям Булычева, а мировому – винтажные образы Америки в фильмах Уэса Андерсона. В этом деколонизированном и декарбонизированном мире все пышат гламуром, а среди африканских героев будущего находится место для представителей только одной расы.
  • zooming
    1 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    7 / 7
    Проект Олалекана Джейифуса: All-Africa Protoport. Серебряный лев. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
 
Возможно, читатели Лесли Локко заметят близость этой идиллии ее книгам, в которых литературные критики видят образец бульварной литературы, которую можно бросить в чемодан перед отпуском. «Из своей эдинбургской квартиры Локко мчится между экзотическими краями и залитыми солнцем пляжами, вызывая в воображении сильного, красивого мужчину, от нежного прикосновения которого к шелковой оболочке ткани мурашки по коже. В своем воображении она слышит гортанные вздохи ее любовника, волнение романтики, напряжение, страсть…» (The Scotsman, 11.07.2012). Такие вот мечты о будущем и такая сила воображения.

Тем временем ниже, на первом этаже, среди достаточно проходных работ выделяются проекты общественных сооружений. Архитектурных макетов на биеннале немного, поэтому каждый привлекает внимание хотя бы в силу малочисленности.
Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Музей в Барбадосе от Дэвида Аджайе посвящен рабству. Он состоит из двух частей – огромного мемориала-инсталляции и собственно здания музея. Каре из огромных, наискось срезанных столбов, размещено как лес-частокол на круглом поле – памятник потерянным жизням. Именно форма столбов служит связкой с основным зданием музея: оно также в плане круглое с со световыми цилиндрами-колодцами, также наискось срезанными.
  • zooming
    1 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 4
    Музей рабства в Барбадосе, Дэвид Аджайе. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

Далее еще несколько макетов африканской гигантомании. В Национальном соборе в столице Ганы Аккре обыгран мотив национальной архитектуры: крыша и стены имитируют свисающие ткани. Этот мотив периодически повторяется в разных частях биеннале. Рядом таких же невероятных масштабов Президентская библиотека. Четыре пары скругленных полуцилиндров со световыми вырезками-окнами объединены цокольным этажом. Опять же здесь прямые отсылки к традиции деревенских африканских хижин. Современность и прошлое удачно смешаны, но остаются повисшие в воздухе вопросы. Смущают невероятные размеры и сам посыл: неужели задача архитектуры будущего служит тому или иному коллективизму, где вместо культуры – религия, неужели в будущем библиотеки по прежнему как в авторитарных государствах будут называться в честь президентов, а не именами ученых или писателей?
  • zooming
    1 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    2 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    3 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    4 / 10
    Национальный собор в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    5 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    6 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    7 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    8 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    9 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров
  • zooming
    10 / 10
    Президентская библиотека в Аккре, Гана. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
    Фотография © Арсений Петров

В конечном счете возникает ощущение, что самый африканский из павильонов больше других мечтает о заоблачном счастье для всех, а не благополучии каждого индивида, и не предлагает практических решений для экстренных вопросов.
 
В то же время бюро Нормана Фостера презентовало домик беженца; надо сказать, подобными проектами для третьего мира бюро занимается давно – в 2016 году на биеннале Аджайе показывали купол дронопортов для доставки предметов первой необходимости в отдаленные районы. В соседнем финском павильоне наглядно демонстрируют устройство биотуалета, а немцы показывают повторное использование не только строительных материалов, но и туалетных кабинок. 
Дом для беженцев. Foster & partners. Биеннале архитектуры 2023 / Венеция
Фотография © Арсений Петров

Бывшие колонизаторы продолжают заботиться о бренном.

***

Мысли об Африке и конструктивные предложения по всем сложным регионам безусловно необходимы. Вот только остаётся вопрос, не превращаются ли некоторые понятия в современном дискурсе в спорную скороговорку кураторских текстов, частных стейтментов и ресентиментов. Так, Золотого льва за выслугу лет получил архзвезда из Нигерии Демас Нвоко. В своих работах он последовательно обращается к местным материалам и формам, напоминая венецианского патриарха Карло Скарпу. Сам Нвоко критикует и настаивает на глубоком неприятии всех европейских заимствований, включая технические, хотя сам же перекликается по подходам. В следующем году в Венеции будет артбиеннале c коротким названием «Повсюду иностранцы». Снова про диаспоры или про индивидуальности?

12 Июля 2023

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Смелый выбор
Куратором следующей, 18-й биеннале архитектуры в Венеции назначена Лесли Локко, исследовательница и преподавательница архитектуры, а также успешная писательница.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.