English version

На лед приглашается

Семь ледовых арен вместимостью от 500 до 14 000 человек с географией от Южно-Сахалинска до Ташкента, над которыми работал Проектный институт «АРЕНА». Рассказываем и показываем, как сложная функция соединяется с выразительным архитектурным обликом.

mainImg
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =
Спорт в России – «норма жизни», а хоккей и фигурное катание по популярности едва ли уступают футболу. В портфолио ПИ «АРЕНА» – больше десятка ледовых дворцов и закрытых катков, мы выбрали семь наиболее ярких, в которых проектирование и без того сложного и комплексного объекта сопровождалось решением локальной задачи. В Сочи, например, нужно было продумать постолимпийское использование, в Южно-Сахалинске – вписать объект в сложившуюся застройку центральной части города, в Нижнем Новгороде – дополнить ансамбль Стрелки и сохранить доминирующую роль собора.

Ледовая арена – сложный объект, отвечающий множеству требований: их выдвигают федерации различных видов спорта, телевидение, которое проводит трансляции, а также привычные службы пожарной безопасности и другие ведомства. Кроме того есть специфическая задача – гарантировать спортсменам хороший лед в любое время года, что добавляет в проект охлаждающую плиту с холодильными установками, комплекс вентиляционных мер, агрегаты для водоподготовки и помещения для льдозаливочных машин. 

Поскольку ледовые арены рассчитаны на тренировки и соревнования по хоккею, слэдж-хоккею, шорт-треку, фигурному катанию, керлингу, необходимо заложить командные раздевалки, помещения для просушки формы и заточки коньков, пункты антидопингового контроля, помещения для судей, прессы и групп поддержки. Зрителям необходимо дать хороший звук и обзор, на какую трибуну бы ни был куплен билет.

Далее, такой крупный объект не может позволить себе монофункцию и стремится стать общественным центром, включая детские секции, фитнес-центры, кафе, экспозиционные пространства и даже офисы. Это еще больше усложняет работу над логистикой, ведь необходимо разводить не только фанатские сектора, но и самих спортсменов, зрителей, прессу, обслуживающий персонал, мальчиков и девочек. Не последний вопрос – рентабельность спортивного сооружения, которую зачастую обеспечивает возможность быстро трансформироваться в площадку для проведения концерта. 

Предлагаем посмотреть, как архитекторам удается увязывать все эти пункты в одном объекте, при этом сообщая ему запоминающийся облик.  
Проектирование крупных спортивных сооружений – традиционная специализация проектного института «Арена», сложившаяся еще в Моспроекте-4, выходцами из которого мы являемся. Представленная сегодня подборка отражает индивидуальный подход к проектированию подобных сооружений, ведь, как правило, они становятся «визитной карточкой» региона. Также, расположенные в хронологическом порядке, постройки и текущие проекты наглядно показывают тенденцию последних десятилетий трансформации ледовых арен от исключительно профессиональных монообъектов к общедоступным многофункциональным комплексам.
Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
© Моспроект-4

Ледовый дворец Мегаспорт

Автор
Андрей Боков
Руководитель авторского коллектива
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Ерлан Бекмухамедов
ГИП
Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, О. Гак, В. Валуйских, Л. Романова, З. Бурчуладзе, А. Золотова, А. Тимохов
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова
Конструкторы ГК-Техстрой: М. Кельман, А. Проскурнин, П. Золотов
Инженеры: Е. Бекмухамедов, М. Лившин, М. Кельман, П. Еремеев, О. Стариков, А. Иванов
Технологи: С. Канавина, Н. Морозова, О. Тишина
Интерьеры Леонардо: А. Швец
Где
Россия, Москва
Даты
2004 — / — 2006
Функция
Спортивный / Спорткомплекс
Вместимость арены – 14 000 человек, строилась к Чемпионату мира по хоккею 2006 года, когда территория вокруг Ходынского поля начинала приобретать свой пестро-фантастический вид. «Мегаспорт» и сегодня вполне выдерживает конкуренцию с вереницей ярких объектов: башен, торговых центров, силуэтных жилых комплексов и храмов. Форма арены напоминает винт, как отмечает Григорий Ревзин, – это отсылка к аэродрому, на месте которого построен ледовый дворец. В центре композиции – белый цилиндрический объем диаметром 120 метров и высотой почти 50 метров, с провисающей мембраной кровли. Цилиндр опоясывают спирали пандусов с навесами: красный пандус ведет к местам красного сектора, синий, соответственно, к синим. По мере подъема они сужаются от 30 метров до пяти, в соответствии с «истончением» потока посетителей. Благодаря подогреву в зимнее время на пандусах не бывает наледи. В стенах арены проходит больше 100 мероприятий в год: как спортивных, включая соревнования по боксу или гимнастике, так и концертных. Также внутри было снято несколько фильмов. 
  • zooming
    1 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    2 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    3 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    4 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    5 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    6 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
  • zooming
    7 / 7
    Ледовый дворец спорта на Ходынском поле
    © Моспроект-4
Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
Фотография © ПИ «АРЕНА»

Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»

Автор
Андрей Боков
Руководитель авторского коллектива
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Алексей Орлов
Руководитель авторского коллектива
Ерлан Бекмухамедов
ГИП
Мастерская
Моспроект-4
Мастерская Андрея Бокова
Авторский
коллектив
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, А. Орлов, С. Чуклов, В. Тулупов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Шувалова, С. Каранда, И. Гришина, О. Арсений
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова
Конструкторы: М. Кельман, А. Проскурнин
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Леденев, А. Иванов
Технологи: С. Синицын, О. Хороненко
Где
Россия, Адлер. Нижнеимеретинская Бухта
Даты
2009 — / — 2013
Функция
Спортивный / Спорткомплекс
Вместимость арены – 12 000 зрителей, строилась к Олимпийским играм 2014 года. Это единственный крытый каток в Сочи, который позволяет проводить тренировки, массовые катания и соревнования по фигурному катанию и шорт-треку круглый год. Лед – другое агрегатное состояние воды, поэтому в южном городе уместным показалось интерпретировать на фасаде волну, отсылающую к близости Черного моря и вторящую силуэтам гор. В нижней части здания объемный фасад приподнимается, открывая витражи фойе и главных входов. В облицовке используется прозрачное и цветное стекло нескольких оттенков синего, которые накладываются друг на друга как черепица и создают видимости ряби, солнечных бликов на воде или пенных «барашков» на волнах. Всего на фасадах «Айсберга» – более 600 тонн стеклопакетов. Внутри цвет помогает зрителям ориентироваться между ярусами и секторами. Проблему пост-олимпийского использования решили оригинально: сборно-разборный тип позволяет демонтировать здание, а затем перенести его в другой город. Это, впрочем, так и не потребовалось.
  • zooming
    1 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
    © ПИ «АРЕНА»
Ссылки
Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
© ПИ «АРЕНА»

Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Ерлан Бекмухамедов
ГИП
Алексей Орлов
Мастерская
Heerim Architects & Planners
Инфорспроект
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, И. Куфонин, А. Заключаев, Е. Коробской, С. Коробков, А Цыплаков, С Скиба, Э. Синченко, А Митяева, К. Сидоренко, Ю Кан, А. Драгунова, А. Корнеева, Е. Цыплакова, Т. Баринова, К. Капцова, Н. Синицына, Е. Ершова, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Седачева, Н. Актуганова, Т. Хамадов, при участии Heerim
Конструкторы: А. Иващенко, А. Кулешов, К. Костылев, А. Oberhofer.
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Леденев, М. Кривошеев, Р. Кан
Генеральный план: К. Харитонова, И. Сафронов,
Технологи: А. Уставицкий, Е. Лебедева, М. Евстратова, Г. Калинова, Е. Полякова, Е. Гусарова
Эколог: А. Иванов
 
Где
Узбекистан, Ташкент. пересечение улицы Афросиаб и Бешагач
Даты
2017 — / — 2019
Функция
Спортивный / Ледовый дворец
Вместимость арены – 12 500 человек. Она располагается в центральной части Ташкента, является крупнейшим ледовым дворцом Центральной Азии и домом сразу четырех хоккейных клубов. Концепцию разрабатывало южнокорейское бюро Heerim Architects. Арена названа в честь мифической птицы Хумо, предвещающей счастье. Основной объем здания напоминает сложенное крыло птицы, а веер расходящихся от него корпусов, пандусов и дорожек прилегающего парка – маховые и кроющие перья. Облицованные темным мрамором холлы украшают круглые панно, созданные художники Бобуром Исмаиловым по мотивам поэмы тюркского поэта Алишера Навои «Язык птиц». Центральное произведение – золотистая композиция с камнем, который был заложен при строительстве комплекса. Арена может принимать больше десятка видов спорта, однако ее «специализация» – все же хоккей. Охлаждаемая плита позволяет разместить хоккейную площадку трех типоразмеров в зависимости от требований разных хоккейных федераций, а основную арену дополняет тренировочная. 
  • zooming
    1 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    Фотография © Enter Engineering Pte. Ltd. / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Многофункциональный ледовый комплекс «Хумо арена»
    © ПИ «АРЕНА»
«Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»

«Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Алексей Орлов
Мастерская
Инфорспроект
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, А. Заключаев, Е. Бузмакова, А. Золотова, Е. Пузанова, Ю. Винтова, Е. Коробской, А. Цыплаков, С. Коробков, И. Морозов
Генеральный план: К. Харитонова, И. Сафронов
Конструктор: А. Иващенко
Инженеры: А. Леденев, М. Кислов, А. Иванов
Технологи: А. Уставицкий, М. Евстратова, Е. Полякова
Где
Россия, Новосибирск. Ул. Немировича-Данченко
Даты
2018 — 2019 / 2021 —
Функция
Спортивный / Ледовый дворец
Вместимость арены – 10 587 зрителей. Ее строительство почти завершено, но поскольку к молодежному чемпионату мира по хоккею, который должен был пройти в Новосибирске и Омске, торопиться уже не нужно, официальное открытие то и дело откладывается. Объемный фасад из треугольников днем дает множество отблесков, а вечером подсвечивается с помощью светодиодов – например, снежинками с логотипа хоккейного клуба «Сибирь». Структурное остекление установлено на специально разработанной оригинальной системе импостов. Сложную поверхность фальцевой кровли с уклонами от 2,55% до 31,88% моделировали с помощью программ Rhinoceros и Grasshopper, которые позволили рассчитать высокие снеговые и ветровые нагрузки, характерные для Новосибирска, а также определить раскладку кровельных панелей. Всего за четыре часа ледовая арена превращается в концертную площадку. Две входные группы ориентируются на автостоянку и станцию метро «Спортивная», которая вот-вот откроется. Прилегающий парк с видами на Обь получил название «Арена».
  • zooming
    1 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    © Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    «Сибирь-Арена». Многофункциональная ледовая арена в Новосибирске
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
© ПИ «АРЕНА»

Ледовый дворец на территории Стрелки

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Алексей Орлов
Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, А. Заключаев, В. Гурчев, Е. Коробской, А. Цыплаков, С. Коробков, Н. Зуева, Е. Кудрявцева, В. Абрамова.
Конструктор: А. Иващенко.
Инженеры: А. Леденёв, М. Кислов.
Генеральный план: К. Харитонова.
Где
Россия, Нижний Новгород
Даты
2018 — /
Функция
Спортивный / Ледовый дворец

Вместимость арены – 12 500 зрителей. Она дополнит ансамбль нижегородский Стрелки, где уже располагаются футбольный стадион, отреставрированные пакгаузы и собор Александра Невского. Чтобы как можно скромнее воздействовать на последний, ледовую арену придвинули к Самаркандской улице, ее высота от города к воде понижается с 38 до 14,5 метров. Обтекаемая форма гальки и «посадка» здания позволяет не закрывать виды на собор с воды. К городу арена обращена медиафасадом и галереей входной группы, на верхнем уровне которой устроен амфитеатр. От собора арену отделяет многоуровневая ландшафтная композиция, в которой спрятан каскад лестниц на второй ярус. Площадь со стороны берега благоустроят и наполнят открытыми спортивными площадками. С помощью лестниц, озеленения, галереи и других элементов преодолевается «распластанность» довольно масштабного здания и достигается его интегрированность в контекст. Арена станет домашней для клуба «Торпедо», в более низкой ее части разместятся тренировочная арена, зал для керлинга на четыре дорожки и еще два универсальных зала. Закончить строительство планируют в 2025 году.

  • zooming
    1 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Ледовый дворец на территории Стрелки. Проект 2022 года
    © ПИ «АРЕНА»
Ледовый дворец «Кристалл»
Фотография © ПИ «АРЕНА»

Ледовый дворец «Кристалл»

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Ерлан Бекмухамедов
ГИП
Мастерская
Авторский
коллектив
Архитектура: Д. Буш, О. Гак, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, В. Гунько, В. Натоцинский, Т. Елфимова, А. Чуриков, О. Цай
Генеральный план: Ю. Сундова
Инженеры: Е.Бекмухамедов, О. Кривошеев, А. Громов, М. Кислов, А. Иванов
Конструкторы: Д. Свирский, С. Зоткин, А. Кашин
Технологи: Е. Лебедева, Е. Полякова
Где
Россия, Москва
Даты
2015 / 2020 —
Функция
Спортивный / Ледовый дворец
Вместимость арены – 500 человек. Она расположится на территории комплекса «Лужники», на месте катка, построенного в 1960-е годы и признанного аварийным. Здание сохраняет не только «посадку» предшественника, но и стилистику, характерную для спортивных объектов середины XX века. Для своей типологии оно необычное: прямоугольное в плане, стеклянные фасады наполняют залы естественным светом. От прямых солнечных лучей лед защищают вертикальные металлические ламели, которые как жалюзи могут полностью закрывать витражи. Главный вход акцентирован витражной кристаллической структурой. Внутри – две ледовые арены с отдельными входами, рассчитанные на 250 зрительских мест каждая; 25-метровый бассейн с видом на парк; офисные помещения, окна которых выходят на Москву-реку; тренажерные залы и кафе. В подземном уровне располагается парковка на 130 машин.
  • zooming
    1 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    Фотография © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Ледовый дворец «Кристалл»
    © ПИ «АРЕНА»
Газпром арена
© ПИ «АРЕНА»

Газпром арена

Автор
Дмитрий Буш
Руководитель авторского коллектива
Алексей Орлов
Мастерская
Авторский
коллектив

Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, А. Заключаев, И. Куфонин, В. Гурчев, Н. Зуева, А. Цыплаков, Е. Цыплакова, А. Комарова, А. Корнеева, М. Кузьменко, Н. Кравчук, Е. Малько, Е. Васильева, В. Удовина, Д. Батурина, Л. Клюшенцева, Т. Харитонова
Конструкторы: П. Правдин, ООО «ТРАМОС»:  А. Кулешов, К. Костылев, А. Мартюшев, Е. Касаткин, Л. Махина
Инженеры: О. Кривошеев, М. Кислов
Генеральный план: К. Харитонова
Технолог: М. Евстратова

Где
Россия, Южно-Сахалинск. ул. Пограничная
Даты
— 2022 /
Функция
Спортивный / Ледовый дворец
Арена включает две ледовые площадки: одна предназначена для соревнований и вмещает 5500 человек, вторая – тренировочная, с игровым и тренажерным залами и тиром. Это позволит проводить тренировки и соревнования международного уровня по хоккею и другим видам спорта, включая спортивную стрельбу. Но главное назначение арены – обеспечить детей города доступными спортивными секциями. Единая поверхность фальцевой металлической кровли, переходящей в фасад, «обволакивает» внутреннюю структуру спортивного сооружения, проявляя в силуэте его многофункциональность и раскрываясь колоннадой на главном входе. Арену планируют строить в центре Южно-Сахалинска, на месте автобусного парка, который перевезут в другое место. Прилегающую территорию благоустроят: озеленят, проложат пешеходные и велосипедные дорожки и организуют парковку на 183 места. Строительство планируют завершить к 2025 году.
  • zooming
    1 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Газпром арена
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Газпром арена. Схема расположения объекта
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Газпром арена. Ситуационный план
    © ПИ «АРЕНА»

09 Июня 2023

Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Музыка и танец
Образовательные центры в Кемерово, Калининграде, Владивостоке и Севастополе – часть программы по созданию культурных кластеров, которая реализуется в регионах с 2018 года. В трех городах кампусы, построенные по проектам ПИ «АРЕНА», уже приняли первых воспитанников. Рассказываем об устройстве этих школ.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Лабиринт памяти
В концепции мемориального комплекса Севастополя архитекторы Проектного института «АРЕНА» постарались учесть сразу несколько важных этапов в истории города, используя для этого символизм формы, а также разнообразные фасадные решения – от глухих каменных стен до полностью зеленых.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Про «Динамо»
Девелопер реконструкции стадиона «Динамо» компания «ВТБ арена» объявила на MIPIMe о том, что победивший в конкурсе проект Эрика ван Эгераата будет дорабатывать американский архитектор из Канзаса Дэвид Маника.
Большая перестройка в Сокольниках
23 июня Архитектурный совет рассмотрел два проекта – концепцию застройки территории Митьковского грузового двора в Сокольниках, разработанную в двух вариантах, и спортивно-выставочный центр в Лужниках. Оба проекта были одобрены экспертами.
Кадаши вне опасности
На состоявшемся 21 апреля заседании Общественного совета при мэре Москвы была поставлена долгожданная точка в скандале, связанном с возможной застройкой территории церкви Воскресения в Кадашах. Совет принял новый вариант многофункционального комплекса «Пять столиц», который больше не угрожает ни панорамам знаменитого памятника, ни его фундаментам. Современной архитектуре на этом заседании совета повезло куда меньше: сразу несколько объектов были подвергнуты жесткой критике со стороны мэра.
Лютики-цветочки. Заседание Общественного совета при...
Прошедший вчера под председательством Владимира Ресина общественный совет показал себя необыкновенно лояльным – из восьми пунктов повестки не приняли всего лишь один – воссоздание усадьбы Салтыковой-Поливановой на Бронной. На изменении проекта настояли защитники наследия. Среди остальных особого внимания заслуживают два новых музейных здания: одно проектирует «Моспроект-4» на Рогожском валу для собрания ретро-автомобилей, другое – Дмитрий Александров для коллекции музыкальных инструментов на Солянке.
Похожие статьи
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.