English version

Сложное измерение мечты

Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.

mainImg
Проект:
Станция метро «Остров Мечты»
Россия, Москва

2022 — 2022 / 2022
Конкурс на архитектурный облик станций Бирюлевской линии метро «Остров мечты» и «Загорье» был объявлен в марте по инициативе ГК «Мосинжпроект». Организатором выступило агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Первым этапом стал квалификационный отбор по портфолио и эссе. Заявки поступили от 7 консорциумов и 56 индивидуальных участников. Для каждой станции было выбрано по пять финалистов, которые приступили к разработке проектов.

Финальное заседание жюри прошло 3 августа. Для станции «Остров мечты» победителем стал проект бюро TOTEMENT/PAPER.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Станция – мелкого заложения, в излучине Москвы-реки, с одной платформой, путями по сторонам и балконом-галереей перехода на станцию «Технопарк» Замоскворецкой («зеленой») линии во втором ярусе внутреннего пространства.

Расположить будущую станцию «Остров мечты» планируется между одноименным парком развлечений и, к западу от проспекта Андропова, Технопарком, ЖК Nagatino i-Land, NOW и, чуть дальше, ЖК Shagal гигантского района ЗИЛ-Юг. Сейчас вся эта территория переживает бурное строительное развитие, и новая станция будет служить как для доступа к ней, так и для того, чтобы приезжать в парк развлечений; к последнему можно относиться по-разному, особенно с точки зрения архитектурных решений, но очевидно, что парк большой и достаточно популярный. Словом, станция метро в этом месте требовалась большая и яркая, как минимум – заметная и в пространстве города, и в составе множащихся вестибюлей метро. Так, чтобы мимо не проехать. 

Проект, предложенный TOTEMENT/PAPER, отвечает на эти вызовы уверенно и недвусмысленно, может быть даже с некоторым «запасом» выразительности пластического высказывания «на будущее», что, впрочем, и хорошо. 
Генеральный план. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Подземная платформа станции будет расположена под проспектом Андропова перпендикулярно его трассе. По сторонам расположатся входные наземные вестибюли – строения покрупнее, и павильоны поменьше. В рамках конкурсной концепции авторы разрабатывали варианты решения одного вестибюля и одного павильона – две версии наземных сооружений для входа на станцию из города. Больший, овальный и трехъярусный, разместился к востоку от проспекта, рядом с ЖК Dream towers. Меньший павильон – к западу от проспекта, со стороны Технопарка; на данный момент, однако, оба объема должны лишь демонстрировать идею. В конечном счете вестибюлей и павильонов будет больше. Дело, впрочем, не в количестве павильонов и вестибюлей, а в том подходе к пластике, который объединяет их и между собой, и с пространством подземной платформы, придавая станции выраженную узнаваемость.  
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Как известно, Левон Айрапетов и Валерия Преображенская [TOTEMENT/PAPER] – приверженцы сложной формы – такой, которую можно разглядывать, визуально расшифровывать, следовать за ней почти бесконечно: скучно не будет. Это ответственность – найти решение одновременно многосоставное и внутренне цельное. В данном случае прийти к балансу авторам помог прием, точнее метод, придуманный несколько десятилетий назад отцом Валерии инженером Олегом Преображенским. Его суть в том, что рисунок складывается из четвертей круга двух контрастных цветов. Самый простой вариант – черный и белый, причем «выпуклой» четвертинкой круга может быть как белая, так и черная часть, что при стыковке двух форм дает гибкую линию S-образного силуэта или, напротив, подобную цифре 3.

С другой стороны, каждая четверть круга вписана в квадрат и квадраты неодинаковы, хотя кратны по размеру, что резко увеличивает число возможных комбинаций. Следуя логике уменьшения, дуги могут быть сложены в спираль-ушко, визуально напоминающее «Золотое сечение», хотя и не точно таких пропорций. Через сопряжение кривых также можно получить форму, подобную волюте барочного фасада – недаром авторы определяют свой подход как необарокко. 
Схемы построения рисунка. «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Впервые эксперименты с этим методом построения рисунка Валерия Преображенская показала в начале лета на Арх Москве. 
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рисунок одновременно абстрактный, подчиненный простым правилам, почти беспредельно разнообразный и богатый на вероятные ассоциации, развивающие воображение мимоспешащих пассажиров. Проще всего разглядеть в нем стилизованные листья. 

Но он, особенно во входной части, напоминает и стаи птиц: причем на кровле большого вестибюля стая – густая, мельтешит в высоте серебристой тучей, а над эскалаторами, где графика усилена дугообразным прогибом объемных волн потолка, – взлетающие или садящиеся. Заметим, что метод от мелких форм переходит и на крупные: черные и белые стены эскалаторов, ограниченные дугами потолка, откликаются на ту же тему четверти-круга. 
  • zooming
    Эскалатор. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    Эскалатор. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

На стенах и потолке собственно платформы рисунок становится крупным и  не столько взлетает, сколько пребывает в пространстве. Сходство с птицами здесь скорее утрачивается – в ожидании поезда пассажир сможет гадать, на что или на кого похож тот или иной узел. Однако, благодаря крупному масштабу элементов и оптическому эффекту от контраста черного и белого, фигуры скрывают углы между стенами и потолком, превращая простой параллелепипед платформы в парадоксальное, чтобы не сказать «эшеровское» пространство, – о котором начинаешь подозревать, что оно выстроено не совсем по законом ньютоновской геометрии. Проще говоря, на станции мы попадаем, до некоторой степени, «внутрь» рисунка; что провоцирует оценить и себя самого как случайный элемент не вполне предсказуемого орнамента. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Но вернемся пока наверх, к наземным постройкам входов. Уже здесь орнамент приобретает третье измерение, становится объемным, причем работа с объемом идет в двух направлениях: толщины элемента, «вырезаемого» в стене и потолке, и его соприкосновения со сферой. Интересны оба. Во-первых, мы любуемся изгибами объемных вырезов, которые во всей полноте демонстрируют нам толщину стен. В большом входном вестибюле проницаемая стена внешнего контура дважды прозрачна: крупные отверстия между элементами сочетаются с мелкозернистой дырчатостью их металлической поверхности. В малом павильоне акцент сделан на крупных прорезях, особенно эффектных на потолке. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Обилие прорезей – особенность входных объемов в этом проекте. Как правило у нас павильоны метро, в отличие лестниц подземных переходов, представляют собой совершенно закрытые «ящики» – все отверстия как правило застеклены, так что, входя через первый ряд дверей на лестницу, мы сразу попадаем в пространство, изолированное от внешней среды – «внутрь метро». 

В проекте TOTEMENT входы решены сложнее – внутреннее пространство закрытого теплого контура совмещается с «промежуточным», полуоткрытым, проветриваемым: его можно было бы сравнить с портиком и лоджией классической архитектуры, к примеру, портиком павильона Новослободской, круговыми пилонами Новокузнецкой, углублением входа сталинской кольцевой Октябрьской и козырьком модернистской радиальной, или с аркой Кропоткинской. 

Устроены эти переходные пространства по-разному. Овальный объем состоит из трех взаимно уменьшающихся контуров, закрытость которых усиливается постепенно по ходу проникновения внутрь. Внешний проветриваемый контур образует упомянутая выше проницаемая конструкция-«ширма». Дальше – красная стена, еще дальше металлическая алюминиевая, белая, с горизонтальным рифлением. Между красной и белой стеной встроены технические помещения метро, которые чередуются с просветами входов-выходов. В эти просветы через витражное остекление видна металлическая конструкция внешней стены; они же пропускают к эскалаторам толику рассеянного дневного света. 

Внутри образуется высокое «трехсветное» пространство атриума, куда ведут все эскалаторы – наподобие круглого зала на сталинской Курской, но впечатляюще высокое.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Малый прямоугольный павильон не столь сложен, но в нем тоже есть свой сюрприз – здесь в промежуточном пространстве скрывается дерево, чья крона вырастает выше кровли, в круглое отверстие. Так перед входом в метро возникает внутренний дворик – сюжет, нетипичный для общественного транспорта, рассчитанного на потоки людей: тихий дворик, то ли итальянский, то ли японский, для паузы в повседневном беге.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Не менее интересно объемное обрамление дерева: оно развивает все тот же модуль, но вместо четверти круга мы получаем четверть сферы, как будто дерево вылупилось из какого-то яйца с серебристо-перламутровой поверхностью внутри. В проекте достаточно ярких решений, но это дерево в скорлупе мне лично нравится больше всего. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Перерастание плоскостной четверти круга в объемную четверть сферы в обрамлении дерева – самый крупный пример взаимодействия двухмерного рисунка с трехмерным. Подобный же подход мы видим и в предложенных архитекторами малых формах: мебели и светильнике, который парит в атриуме большого вестибюля. Здесь авторы позволяют себе немного нарушить правила построения, вводят полукруги и полусферы. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Мебель. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Таким образом орнамент, или модуль/метод, положенный в основу образования формы, получает отнюдь не декоративное и не украшательское, а объемно-пространственное развитие – не ограничиваясь плоскостью, «прорастает» в разные измерения, подчиняя себе все, образуя этакий гезамткунстверк.

И наконец еще один сюжет – колонны внутри станции. Здесь речь может идти скорее о расширении метода: с общей парадигмой колонны объединяет разве что красный цвет и полукруглый профиль желобков. Любопытно, что колонны – максимально а-классичные, желобки на них горизонтальные, что исключает всякое сходство с каннелюрами, зато может напомнить катушки медной проволоки и в целом технические приспособления. К тому же опоры расширяются кверху – что, как и темно-террактовый оттенок, указывает на родство с колоннами Кносского дворца. Это логично для подземного пространства, все же в Кноссе был лабиринт Минотавра. Такие колонны проще объединить балконом-галереей перехода, чей черный цвет тоже способен напомнить о капителях кносских колонн, а в уменьшенном пространстве под балконом приходят мысли и о лабиринте. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Заметим, можно найти аналогию, хотя и отдаленную, с белыми тюльпанообразными колоннами Кропоткинской – так что решение созвучно известным образцам московского метро.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Колонна. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Взрыв-схемы. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

В целом станция, как и было сказано выше, отвечает своему расположению в центре развивающегося района. Проект – если его удастся реализовать как задумано – по сложности выходит за рамки уникальных решений новых станций, проектируемых по конкурсам. Чем вполне соответствует интригующему названию «Остров мечты». 
  • zooming
    1 / 6
    Вестибюль. 1 этаж. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 6
    Вестибюль. 2 этаж. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 6
    Вестибюль. 3 этаж. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 6
    План и разрез платформы. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 6
    Малый входной павильон. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 6
    Разрез по овальному вестибюлю. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
Проект:
Станция метро «Остров Мечты»
Россия, Москва

2022 — 2022 / 2022

23 Августа 2022

Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Пресса: 23 мая стартует голосование по станции метро «Ржевская»
Напомним, о начале конкурса на архитектурный облик станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» Второго кольца метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил 15 ноября 2016 года. В оргкомитет поступило 56 заявок из России, Великобритании, Латвии, Италии, Армении, Аргентины, Португалии, Венгрии и Германии. Каждая из них содержала визуализацию ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций и портфолио команды.
Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Подземный памятник архитектуры
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.