English version

Сложное измерение мечты

Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.

mainImg
Проект:
Станция метро «Остров Мечты»
Россия, Москва

2022 — 2022 / 2022
Конкурс на архитектурный облик станций Бирюлевской линии метро «Остров мечты» и «Загорье» был объявлен в марте по инициативе ГК «Мосинжпроект». Организатором выступило агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Первым этапом стал квалификационный отбор по портфолио и эссе. Заявки поступили от 7 консорциумов и 56 индивидуальных участников. Для каждой станции было выбрано по пять финалистов, которые приступили к разработке проектов.

Финальное заседание жюри прошло 3 августа. Для станции «Остров мечты» победителем стал проект бюро TOTEMENT/PAPER.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Станция – мелкого заложения, в излучине Москвы-реки, с одной платформой, путями по сторонам и балконом-галереей перехода на станцию «Технопарк» Замоскворецкой («зеленой») линии во втором ярусе внутреннего пространства.

Расположить будущую станцию «Остров мечты» планируется между одноименным парком развлечений и, к западу от проспекта Андропова, Технопарком, ЖК Nagatino i-Land, NOW и, чуть дальше, ЖК Shagal гигантского района ЗИЛ-Юг. Сейчас вся эта территория переживает бурное строительное развитие, и новая станция будет служить как для доступа к ней, так и для того, чтобы приезжать в парк развлечений; к последнему можно относиться по-разному, особенно с точки зрения архитектурных решений, но очевидно, что парк большой и достаточно популярный. Словом, станция метро в этом месте требовалась большая и яркая, как минимум – заметная и в пространстве города, и в составе множащихся вестибюлей метро. Так, чтобы мимо не проехать. 

Проект, предложенный TOTEMENT/PAPER, отвечает на эти вызовы уверенно и недвусмысленно, может быть даже с некоторым «запасом» выразительности пластического высказывания «на будущее», что, впрочем, и хорошо. 
Генеральный план. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Подземная платформа станции будет расположена под проспектом Андропова перпендикулярно его трассе. По сторонам расположатся входные наземные вестибюли – строения покрупнее, и павильоны поменьше. В рамках конкурсной концепции авторы разрабатывали варианты решения одного вестибюля и одного павильона – две версии наземных сооружений для входа на станцию из города. Больший, овальный и трехъярусный, разместился к востоку от проспекта, рядом с ЖК Dream towers. Меньший павильон – к западу от проспекта, со стороны Технопарка; на данный момент, однако, оба объема должны лишь демонстрировать идею. В конечном счете вестибюлей и павильонов будет больше. Дело, впрочем, не в количестве павильонов и вестибюлей, а в том подходе к пластике, который объединяет их и между собой, и с пространством подземной платформы, придавая станции выраженную узнаваемость.  
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Как известно, Левон Айрапетов и Валерия Преображенская [TOTEMENT/PAPER] – приверженцы сложной формы – такой, которую можно разглядывать, визуально расшифровывать, следовать за ней почти бесконечно: скучно не будет. Это ответственность – найти решение одновременно многосоставное и внутренне цельное. В данном случае прийти к балансу авторам помог прием, точнее метод, придуманный несколько десятилетий назад отцом Валерии инженером Олегом Преображенским. Его суть в том, что рисунок складывается из четвертей круга двух контрастных цветов. Самый простой вариант – черный и белый, причем «выпуклой» четвертинкой круга может быть как белая, так и черная часть, что при стыковке двух форм дает гибкую линию S-образного силуэта или, напротив, подобную цифре 3.

С другой стороны, каждая четверть круга вписана в квадрат и квадраты неодинаковы, хотя кратны по размеру, что резко увеличивает число возможных комбинаций. Следуя логике уменьшения, дуги могут быть сложены в спираль-ушко, визуально напоминающее «Золотое сечение», хотя и не точно таких пропорций. Через сопряжение кривых также можно получить форму, подобную волюте барочного фасада – недаром авторы определяют свой подход как необарокко. 
Схемы построения рисунка. «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Впервые эксперименты с этим методом построения рисунка Валерия Преображенская показала в начале лета на Арх Москве. 
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рисунок одновременно абстрактный, подчиненный простым правилам, почти беспредельно разнообразный и богатый на вероятные ассоциации, развивающие воображение мимоспешащих пассажиров. Проще всего разглядеть в нем стилизованные листья. 

Но он, особенно во входной части, напоминает и стаи птиц: причем на кровле большого вестибюля стая – густая, мельтешит в высоте серебристой тучей, а над эскалаторами, где графика усилена дугообразным прогибом объемных волн потолка, – взлетающие или садящиеся. Заметим, что метод от мелких форм переходит и на крупные: черные и белые стены эскалаторов, ограниченные дугами потолка, откликаются на ту же тему четверти-круга. 
  • zooming
    Эскалатор. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    Эскалатор. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

На стенах и потолке собственно платформы рисунок становится крупным и  не столько взлетает, сколько пребывает в пространстве. Сходство с птицами здесь скорее утрачивается – в ожидании поезда пассажир сможет гадать, на что или на кого похож тот или иной узел. Однако, благодаря крупному масштабу элементов и оптическому эффекту от контраста черного и белого, фигуры скрывают углы между стенами и потолком, превращая простой параллелепипед платформы в парадоксальное, чтобы не сказать «эшеровское» пространство, – о котором начинаешь подозревать, что оно выстроено не совсем по законом ньютоновской геометрии. Проще говоря, на станции мы попадаем, до некоторой степени, «внутрь» рисунка; что провоцирует оценить и себя самого как случайный элемент не вполне предсказуемого орнамента. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Но вернемся пока наверх, к наземным постройкам входов. Уже здесь орнамент приобретает третье измерение, становится объемным, причем работа с объемом идет в двух направлениях: толщины элемента, «вырезаемого» в стене и потолке, и его соприкосновения со сферой. Интересны оба. Во-первых, мы любуемся изгибами объемных вырезов, которые во всей полноте демонстрируют нам толщину стен. В большом входном вестибюле проницаемая стена внешнего контура дважды прозрачна: крупные отверстия между элементами сочетаются с мелкозернистой дырчатостью их металлической поверхности. В малом павильоне акцент сделан на крупных прорезях, особенно эффектных на потолке. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Обилие прорезей – особенность входных объемов в этом проекте. Как правило у нас павильоны метро, в отличие лестниц подземных переходов, представляют собой совершенно закрытые «ящики» – все отверстия как правило застеклены, так что, входя через первый ряд дверей на лестницу, мы сразу попадаем в пространство, изолированное от внешней среды – «внутрь метро». 

В проекте TOTEMENT входы решены сложнее – внутреннее пространство закрытого теплого контура совмещается с «промежуточным», полуоткрытым, проветриваемым: его можно было бы сравнить с портиком и лоджией классической архитектуры, к примеру, портиком павильона Новослободской, круговыми пилонами Новокузнецкой, углублением входа сталинской кольцевой Октябрьской и козырьком модернистской радиальной, или с аркой Кропоткинской. 

Устроены эти переходные пространства по-разному. Овальный объем состоит из трех взаимно уменьшающихся контуров, закрытость которых усиливается постепенно по ходу проникновения внутрь. Внешний проветриваемый контур образует упомянутая выше проницаемая конструкция-«ширма». Дальше – красная стена, еще дальше металлическая алюминиевая, белая, с горизонтальным рифлением. Между красной и белой стеной встроены технические помещения метро, которые чередуются с просветами входов-выходов. В эти просветы через витражное остекление видна металлическая конструкция внешней стены; они же пропускают к эскалаторам толику рассеянного дневного света. 

Внутри образуется высокое «трехсветное» пространство атриума, куда ведут все эскалаторы – наподобие круглого зала на сталинской Курской, но впечатляюще высокое.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Малый прямоугольный павильон не столь сложен, но в нем тоже есть свой сюрприз – здесь в промежуточном пространстве скрывается дерево, чья крона вырастает выше кровли, в круглое отверстие. Так перед входом в метро возникает внутренний дворик – сюжет, нетипичный для общественного транспорта, рассчитанного на потоки людей: тихий дворик, то ли итальянский, то ли японский, для паузы в повседневном беге.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Не менее интересно объемное обрамление дерева: оно развивает все тот же модуль, но вместо четверти круга мы получаем четверть сферы, как будто дерево вылупилось из какого-то яйца с серебристо-перламутровой поверхностью внутри. В проекте достаточно ярких решений, но это дерево в скорлупе мне лично нравится больше всего. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Перерастание плоскостной четверти круга в объемную четверть сферы в обрамлении дерева – самый крупный пример взаимодействия двухмерного рисунка с трехмерным. Подобный же подход мы видим и в предложенных архитекторами малых формах: мебели и светильнике, который парит в атриуме большого вестибюля. Здесь авторы позволяют себе немного нарушить правила построения, вводят полукруги и полусферы. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Мебель. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Таким образом орнамент, или модуль/метод, положенный в основу образования формы, получает отнюдь не декоративное и не украшательское, а объемно-пространственное развитие – не ограничиваясь плоскостью, «прорастает» в разные измерения, подчиняя себе все, образуя этакий гезамткунстверк.

И наконец еще один сюжет – колонны внутри станции. Здесь речь может идти скорее о расширении метода: с общей парадигмой колонны объединяет разве что красный цвет и полукруглый профиль желобков. Любопытно, что колонны – максимально а-классичные, желобки на них горизонтальные, что исключает всякое сходство с каннелюрами, зато может напомнить катушки медной проволоки и в целом технические приспособления. К тому же опоры расширяются кверху – что, как и темно-террактовый оттенок, указывает на родство с колоннами Кносского дворца. Это логично для подземного пространства, все же в Кноссе был лабиринт Минотавра. Такие колонны проще объединить балконом-галереей перехода, чей черный цвет тоже способен напомнить о капителях кносских колонн, а в уменьшенном пространстве под балконом приходят мысли и о лабиринте. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Заметим, можно найти аналогию, хотя и отдаленную, с белыми тюльпанообразными колоннами Кропоткинской – так что решение созвучно известным образцам московского метро.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Колонна. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Взрыв-схемы. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

В целом станция, как и было сказано выше, отвечает своему расположению в центре развивающегося района. Проект – если его удастся реализовать как задумано – по сложности выходит за рамки уникальных решений новых станций, проектируемых по конкурсам. Чем вполне соответствует интригующему названию «Остров мечты». 
  • zooming
    1 / 6
    Вестибюль. 1 этаж. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 6
    Вестибюль. 2 этаж. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 6
    Вестибюль. 3 этаж. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 6
    План и разрез платформы. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 6
    Малый входной павильон. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 6
    Разрез по овальному вестибюлю. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
Проект:
Станция метро «Остров Мечты»
Россия, Москва

2022 — 2022 / 2022

23 Августа 2022

Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Пресса: 23 мая стартует голосование по станции метро «Ржевская»
Напомним, о начале конкурса на архитектурный облик станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» Второго кольца метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил 15 ноября 2016 года. В оргкомитет поступило 56 заявок из России, Великобритании, Латвии, Италии, Армении, Аргентины, Португалии, Венгрии и Германии. Каждая из них содержала визуализацию ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций и портфолио команды.
Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Подземный памятник архитектуры
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.