Осознание Москвы

Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.

mainImg
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы посвящена 30-летию Москомархитектуры и 70-летию Института Генплана, а также году архитектуры в СНГ. Над ней работали председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (материалы его диссертации стали частью экспозиции), специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы, Музея Москвы и других организаций. В кураторскую группу вошли Александр Змеул и Юлия Шишалова.

Выставка предназначена как для широкой аудитории, взрослой и детской, так и для профессионалов. Главный куратор выставки Дмитрий Ликин, партнер архбюро Wowhaus и главный художник Первого канала, выступая на открытии, сказал, что город кажется людям данностью, а цель же выставки – показать, какие люди и какой труд за этим стоит.
Коллаж по центру экспозиции: извозчик, городовой, сварщик, художница. Все скелеены в духе коллажа 1920-х годов. Автор: художник Олег Бородин. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
 
Выставка состоит из двух больших частей: мультимедийной, популярной, и более строгой, музейной. Экспозиция оформлена бюро Planet 9 Агнии Стерлиговой. Первая часть – попытка выделить элементы ДНК города: это земля, вода, дороги, сакральное, светское. И рассказать их историю. Пять павильонов, покрытых декоративной графикой и эффектными заголовками, распределены по просторному залу. Особенно почему-то бросается в глаза заголовок «Москва сакральная», про церкви, мечети и синагоги, только потом понимаешь, что рядом с ней имеется «Москва светская», про театры и спорт. Между собой неожиданно рифмуются «История зелени», про парки, и «История земли», про владения. Есть раздел, почти целиком посвященный «Архнадзору», начиная от его зачатков в палатах Щербакова и дорогостоящего переноса трассы ТТК под Яузу в ответ на протесты против строительства автострады по Госпитальному валу. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Внутри павильонов показывают мультимедийные произведения – короткометражки, созданные командой Михаила Зыгаря. Ролики называются «История будущего», они очень короткие – минут по пять, и стилизованы в духе клипового мышления современного человека: на экране то и дело появляются сообщения, похожие на переписку в чатах, иконки лайков и прочие эмодзи – и это там, где речь идет о временах, когда смартфонов не было в помине.

Сценарии, с одной стороны, не лишены юмора, но с другой стороны, не обходят острых углов российской истории – к примеру, в ролике о воде сообщается, что канал Москва-Волга строили заключенные, и сколько именно зэков работало в день, причем по данным «Мемориала». Однако и в интонациях, и в текстах позитив преобладает. Просветительские ролики сделаны уверенной профессиональной рукой; помимо развлечения, милого сердцу современного музейного посетителя, не чураются цифр, схем и планов – в очень умеренном объеме, в таком, который не дает усомниться в достоверности представленного здесь краткого курса истории города. 
  • zooming
    1 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов

К примеру, в павильоне «Москвы сакральной» наглядно и модно объяснено, что такое сорок сороков, что сорок в прошлом представлял собой нечто вроде административного округа. Жители образовывали «комьюнити» по церковным приходам, а на всемосковский крестный ход собирались сначала по сорокам, к которым были приписаны (вот откуда происходит организация советских демонстраций с первоначальным сбором на заводам, школам и организациям). Здесь же наблюдаем забавный чат-диалог, иллюстрирующий процесс появления в Москве молельных домов иных религий и конфессий: «...нам нужна синагога» – в ответ молчание – «нам очень нужна синагога». И так далее.

Еще несколько короткометражек, расположенных вне павильонов, рассказывают о внезапных событиях, изменявших жизнь города: Олимпиаде-80, Мундиале-2018, переносе столицы в 1918 году из Петербурга в Москву. Звук каждого ролика неплохо аккумулирован между перегородками, однако когда входишь в первый зал, бормотание слышится со всех сторон – представим себе, что это город рассказывает свою историю, привлекая посетителя то в один угол, то в другой. 

Другая часть выставки – более строгая, информативная и менее развлекательная – расположена в дальней части зала. Строгость, впрочем, относительна: здесь также присутствуют игровые элементы – экраны, где можно попробовать себя в непростой роли проектировщика города. Там любой посетитель запросто может заставить квадратный участок жилыми домами – впрочем, потом ему объяснят, что это не очень правильно; но и за руку не хватают, знай себе расставляй домики.
Игра в градостроителя. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Вторая часть разделена на два продольных «нефа»: пойдешь налево, найдешь историю управления архитектурой и устройством города, пойдешь направо – найдешь историю градостроительных утопий, визионерских идей, предлагавшихся, когда-то всерьез, а потом все больше в шутку, для Москвы в XX и XXI веке, от авангарда до современности.

Посередине, на широком экране-триптихе показывают фильм о развитии Москвы: генпланах 1920-х, 1935-го, 1970-го, 1990-х и о современных проектах.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Основная часть фильма скорее повествовательная, но его постсоветская треть более эмоциональна: в ней подчеркнут и заострен контраст между первым периодом развития Москвы после 1991 года, когда «большая часть города превращается в гигантсткий рынок», «памятники архитектуры массово уничтожаются, сносятся и перестраиваются», а «продуманная реконструкция городской среды в современных формах», как на Остоженке, характерна только для «дорогих жилых и офисных зданий», – и периодом мэра Сергея Собянина: он охарактеризован как «новый этап градостроительства, цель которого создание города для людей, а не машин». Здесь перед глазами проходят парки, благоустроенные улицы, реорганизация промзон (показывают ЗИЛАРТ), программа реновации, конкурс на ее фасады, приоритет развития городской среды, строительство хорд, развитие метро и ТПУ (показывают «Нижегородскую»). По занавес мелькает несколько больших проектов: штаб-квартира РЖД на Рижской и высотный ТПУ на месте ТЦ «Крестовский» Рижского рынка; НКЦ Роскосмоса; кампус МГТУ, МГУ и кампус в Коммунарке, «Второе Сити» на месте района Камушки, высотная застройка Южного порта, планы ЭКСПО 2030 в Новой Москве. Нам дают бегло взглянуть нате проекты, которые сейчас считаются приоритетными.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Часть экспозиции, расположенная от входа слева, посвящена людям, внесшим вклад в формирование облика столицы. Зигзагообразная лента белых стендов – это 24 человека, выбранных куратором Дмитрием Ликиным. Среди них, естественно, главные архитекторы города: Иван Мичурин, автор Плана Императорского Столичного города Москвы 1739 года, Дмитрий Ухтомский, потомок князя Юрия Долгорукого и автор Красных Ворот для императрицы Елизаветы, Никола Легран, разбивший бульвары при Екатерине Второй. И так далее вплоть до Семенова, Власова, Посохина, Кузьмина. Каждый из 24 персонажей представлен портретом, описанием, схемой города с его постройками и главной работой, например генпланом или проектом здания. Иллюстрации – в основном воспроизведения, не подлинники, хотя не исключено, что подлинники на выставке появятся позднее.

В списке есть выдающиеся мастера, которые не были главными архитекторами, но определили развитие архитектуры Москвы, такие как Казаков, Иофан и Олтаржевский, Жолтовский и Щусев. Впрочем в ряд попали и такие зловещие противоречивые персонажи, как Лазарь Каганович, строитель знаменитого метро, инициатор расстрелов и уничтожения памятников архитектуры, проживший почти сто лет до 1991 года, свидетель краха не только собственной карьеры, но и страны.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Параллельно белой ленте стендов идет лента черная: схемы управления архитектурой и строительством Москвы, начиная с 1740 года, когда в городе было 138 тысяч населения на 7100 га, и заканчивая нашим временем и нашим многомиллионным городом. Это материалы кандидатской диссертации главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В них можно проследить роль всех ведомств, в том числе Москомархитектуры, которая еще недавно включала в себя и Генплан и много других подразделений, впоследствии выделенных в самостоятельные институты. Приближаясь к современности, схемы становятся сложнее.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Показалось любопытным, что в XVIII веке главный архитектор в табели о рангах стоял после обер-полицмейстера, то есть это была почти военная должность. Но так было при Елизавете, а при Екатерине II Комиссия каменных строений и стоящий во главе ведомства архитектор подчинялся непосредственно императрице.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

В правом нефе в разделе «Утопия» собраны впечатляющие мечты, некоторые из которых – к сожалению, а некоторые – к счастью, не осуществились. Они сгруппированы в четыре группы: авангард, сталинская архитектура, модернизм и группа с хитрым названием «ре:акция». Интересно распределение конкурса 1934 года на грандиозный проект Наркомтяжпрома на Красной площади по двум группам. Наркомтяжпромы Мельникова и Леонидова, как и положено, попали в авангард, хотя томные обнаженные скульптуры в проекте Мельникова, вознесшиеся выше башен Кремля,  отсылают, скорее, к ар-деко, если не к ар-нуво (!), и остальной проект выполнен в духе Сант-Элиа, а Наркомтяжпромы Ивана Фомина и Бориса Коршунова для того же конкурса попали в сталинский раздел. Это говорит о том, насколько сложна была переломная эпоха 1930-х в идеологическом и стилевом отношении.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Несколько сложно для восприятия в разделе авангард мелькание картинок с надписями на экране: не всегда запомнишь название. План Корбюзье снести весь центр Москвы, кроме Кремля, и переделать радиальную планировку на прямоугольную а ля Манхэттен, конечно, не забудешь, да и предложение известное.

А вот спиральную башню – дипломный проект Дворца Коминтерна Лидии Комаровой 1929 года, который явно предвосхищает музей Гуггенхайма Френка Ллойда Райта в Нью-Йорке, построенный на двадцать лет позже, – хотелось рассмотреть подробнее. Как известно, третья жена Райта Ольга Ивановна, до того как выйти за Райта в 1928 году, была женой русского архитектора Владимира Хинценберга, то есть теоретически могла знать о витающих в воздухе идеях. Русский след в американском шедевре интригует. 
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.

Эпоха модернизма не уступает по смелости авангарду. Утопический проект Павлова по тотальной перестройке Замоскворечья со сносом многих исторических зданий или тоннель под Красной площадью, проекты группы Гутнова «Новый элемент расселения» с футуристической бионической структурой и оттепельный Дворец Советов Власова – антииерархический, цветной и веселый продукт «растекания» архитектуры, если пользоваться термином Владимира Паперного, автора «Культуры-2». 

Для раздела «Ре: акция» (полагаю, кураторы намекали на реакцию как термин, противоположный революции) выбраны утопические проекты с 1980-х по наше время. В акварелях «Стиль 2001 года» Михаила Филиппова, с которыми он выиграл международный конкурс журналов JA и A+U в 1985 году, панельный московский район постепенно заменялся традиционным городом.

Здесь же, в числе поздних утопий, присутствует первый вариант Москва Сити Бориса Тхора и башня ГЦСИ Михаила Хазанова, проект, из которого в 2009 году была осуществлена только реконструкция двухэтажного здания-основы. Другие проекты – принципиально не рассчитанные на реализацию, не столько утопии, которые когда-либо планировали осуществиться, сколько художественные высказывания: к примеру, проект развития Москвы вниз под землю от группы «Обледенение архитекторов», 2000 года и проект Кремлевского университета студента школы МАРШ Олега Сазонова, сделанный в 2016 году в школе МАРШ под руководством Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. Прямо скажем, выборка утопий недавнего времени более чем неполная, в ней не хватает не только монументальных классицистических проектов группы МАРХИ Михаила Белова 2021 года. Кроме того подборка утопий недавних лет – подчеркнем, что это отнюдь не выставка архитектурных проектов, а именно что попытка собрать коллекцию утопий, продолжив историю градостроительных фантазий XX века, – оказалась ощутимо иронической и какой-то случайной, что ли, как и сами современные утопии. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Сейчас, как кажется, время не утопий, а смелых, ну, во всяком случае в высотном отношении, проектов, действительно нацеленных на реализацию. Они мельком показаны рядом, в ролике Института Генплана и, надо сказать, не менее серьезны, чем в свое время проекты Наркомтяжпрома. А может быть, и много более. Потому что утопии, ушедшие в прошлое, поневоле приобретают романтический оттенок несбывшейся мечты – другое дело проекты, чье будущее еще не написано. 

Последний раздел выставки – для отдыха. Здесь приблизительно воссоздан кабинет, а точнее даже гостиная генпланиста времени примерно НЭРа: книги, часть – о Чарльзе Камероне, другая часть – о проблемах московских пробок, разложены на треугольных столиках с конусовидными ножками, модными в период оттепели. Здесь диваны, здесь можно отдохнуть, полистать и почитать, прежде всего книги, выпущенные Институтом Генплана и Москомархитектурой в последние годы; книги в шкафу, шкаф тоже ретро. На стене развешено множество макетов – таких, которые обычно делают для работы над ППТ и планированием новой застройки – их можно назвать частью рутинной работы планировщиков. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Что можно сказать об увиденном? Во-первых, эта выставка про градостроительство, а не про архитектуру. Поэтому, встречая время от времени одни архитектурные произведения и не встречая другие, очень важно держать в голове, что те произведения, которые мы встречаем, отмечены как важные в градостроительном отношении. Это не история архитектуры города, а история управления городом, как утопического, так и реального. 

Во-вторых выставка с точки зрения истории города, безусловно, очень познавательна и рассчитана на восприятие посетителем с любой подготовкой – как сказал на открытии Сергей Кузнецов, ее должен понять и школьник, – но в то же время человек, причастный теме, тоже что-то может для себя здесь найти. Признаем, что такую выставку – развлекательно-познавательную – крайне сложно сделать на градостроительном материале, который как правило состоит из схем. В наше время схемы, конечно, стали нагляднее, и все же градостроительство, особенно в случае города, в котором живет страшно подумать сколько миллионов человек – наука очень сложная и сделать из нее рассказ, доступный любому посетителю Музея Москвы, ох как непросто.

Так что, вероятно, неслучайным стало участие в статусе основного куратора Дмитрия Ликина, главного художника Первого канала, который, как известно, знает толк в правильной подаче информации: и усваиваемой легко, и несущей нужный месседж. Здесь определенно получилось и то, и другое – ходишь по выставке и чувствуешь, как легко и непринужденно в сознании закрепляется новый образ истории московского градостроительства, нацеленной в будущее, поскольку Москва, как мы хорошо знаем, – город будущего. Выходишь прямо другим человеком.

22 Декабря 2021

Похожие статьи
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Утопии в городе
В Музее Москвы до 14 мая открыта выставка «Москва: проектирование будущего». Параллельно проходят круглые столы и паблик-токи. Вашему вниманию – сокращенная расшифровка разговора, посвященного архитектурным утопиям.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.