Осознание Москвы

Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.

mainImg
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы посвящена 30-летию Москомархитектуры и 70-летию Института Генплана, а также году архитектуры в СНГ. Над ней работали председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (материалы его диссертации стали частью экспозиции), специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы, Музея Москвы и других организаций. В кураторскую группу вошли Александр Змеул и Юлия Шишалова.

Выставка предназначена как для широкой аудитории, взрослой и детской, так и для профессионалов. Главный куратор выставки Дмитрий Ликин, партнер архбюро Wowhaus и главный художник Первого канала, выступая на открытии, сказал, что город кажется людям данностью, а цель же выставки – показать, какие люди и какой труд за этим стоит.
Коллаж по центру экспозиции: извозчик, городовой, сварщик, художница. Все скелеены в духе коллажа 1920-х годов. Автор: художник Олег Бородин. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
 
Выставка состоит из двух больших частей: мультимедийной, популярной, и более строгой, музейной. Экспозиция оформлена бюро Planet 9 Агнии Стерлиговой. Первая часть – попытка выделить элементы ДНК города: это земля, вода, дороги, сакральное, светское. И рассказать их историю. Пять павильонов, покрытых декоративной графикой и эффектными заголовками, распределены по просторному залу. Особенно почему-то бросается в глаза заголовок «Москва сакральная», про церкви, мечети и синагоги, только потом понимаешь, что рядом с ней имеется «Москва светская», про театры и спорт. Между собой неожиданно рифмуются «История зелени», про парки, и «История земли», про владения. Есть раздел, почти целиком посвященный «Архнадзору», начиная от его зачатков в палатах Щербакова и дорогостоящего переноса трассы ТТК под Яузу в ответ на протесты против строительства автострады по Госпитальному валу. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Внутри павильонов показывают мультимедийные произведения – короткометражки, созданные командой Михаила Зыгаря. Ролики называются «История будущего», они очень короткие – минут по пять, и стилизованы в духе клипового мышления современного человека: на экране то и дело появляются сообщения, похожие на переписку в чатах, иконки лайков и прочие эмодзи – и это там, где речь идет о временах, когда смартфонов не было в помине.

Сценарии, с одной стороны, не лишены юмора, но с другой стороны, не обходят острых углов российской истории – к примеру, в ролике о воде сообщается, что канал Москва-Волга строили заключенные, и сколько именно зэков работало в день, причем по данным «Мемориала». Однако и в интонациях, и в текстах позитив преобладает. Просветительские ролики сделаны уверенной профессиональной рукой; помимо развлечения, милого сердцу современного музейного посетителя, не чураются цифр, схем и планов – в очень умеренном объеме, в таком, который не дает усомниться в достоверности представленного здесь краткого курса истории города. 
  • zooming
    1 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
    Фотография © Василий Буланов

К примеру, в павильоне «Москвы сакральной» наглядно и модно объяснено, что такое сорок сороков, что сорок в прошлом представлял собой нечто вроде административного округа. Жители образовывали «комьюнити» по церковным приходам, а на всемосковский крестный ход собирались сначала по сорокам, к которым были приписаны (вот откуда происходит организация советских демонстраций с первоначальным сбором на заводам, школам и организациям). Здесь же наблюдаем забавный чат-диалог, иллюстрирующий процесс появления в Москве молельных домов иных религий и конфессий: «...нам нужна синагога» – в ответ молчание – «нам очень нужна синагога». И так далее.

Еще несколько короткометражек, расположенных вне павильонов, рассказывают о внезапных событиях, изменявших жизнь города: Олимпиаде-80, Мундиале-2018, переносе столицы в 1918 году из Петербурга в Москву. Звук каждого ролика неплохо аккумулирован между перегородками, однако когда входишь в первый зал, бормотание слышится со всех сторон – представим себе, что это город рассказывает свою историю, привлекая посетителя то в один угол, то в другой. 

Другая часть выставки – более строгая, информативная и менее развлекательная – расположена в дальней части зала. Строгость, впрочем, относительна: здесь также присутствуют игровые элементы – экраны, где можно попробовать себя в непростой роли проектировщика города. Там любой посетитель запросто может заставить квадратный участок жилыми домами – впрочем, потом ему объяснят, что это не очень правильно; но и за руку не хватают, знай себе расставляй домики.
Игра в градостроителя. Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Вторая часть разделена на два продольных «нефа»: пойдешь налево, найдешь историю управления архитектурой и устройством города, пойдешь направо – найдешь историю градостроительных утопий, визионерских идей, предлагавшихся, когда-то всерьез, а потом все больше в шутку, для Москвы в XX и XXI веке, от авангарда до современности.

Посередине, на широком экране-триптихе показывают фильм о развитии Москвы: генпланах 1920-х, 1935-го, 1970-го, 1990-х и о современных проектах.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Основная часть фильма скорее повествовательная, но его постсоветская треть более эмоциональна: в ней подчеркнут и заострен контраст между первым периодом развития Москвы после 1991 года, когда «большая часть города превращается в гигантсткий рынок», «памятники архитектуры массово уничтожаются, сносятся и перестраиваются», а «продуманная реконструкция городской среды в современных формах», как на Остоженке, характерна только для «дорогих жилых и офисных зданий», – и периодом мэра Сергея Собянина: он охарактеризован как «новый этап градостроительства, цель которого создание города для людей, а не машин». Здесь перед глазами проходят парки, благоустроенные улицы, реорганизация промзон (показывают ЗИЛАРТ), программа реновации, конкурс на ее фасады, приоритет развития городской среды, строительство хорд, развитие метро и ТПУ (показывают «Нижегородскую»). По занавес мелькает несколько больших проектов: штаб-квартира РЖД на Рижской и высотный ТПУ на месте ТЦ «Крестовский» Рижского рынка; НКЦ Роскосмоса; кампус МГТУ, МГУ и кампус в Коммунарке, «Второе Сити» на месте района Камушки, высотная застройка Южного порта, планы ЭКСПО 2030 в Новой Москве. Нам дают бегло взглянуть нате проекты, которые сейчас считаются приоритетными.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Часть экспозиции, расположенная от входа слева, посвящена людям, внесшим вклад в формирование облика столицы. Зигзагообразная лента белых стендов – это 24 человека, выбранных куратором Дмитрием Ликиным. Среди них, естественно, главные архитекторы города: Иван Мичурин, автор Плана Императорского Столичного города Москвы 1739 года, Дмитрий Ухтомский, потомок князя Юрия Долгорукого и автор Красных Ворот для императрицы Елизаветы, Никола Легран, разбивший бульвары при Екатерине Второй. И так далее вплоть до Семенова, Власова, Посохина, Кузьмина. Каждый из 24 персонажей представлен портретом, описанием, схемой города с его постройками и главной работой, например генпланом или проектом здания. Иллюстрации – в основном воспроизведения, не подлинники, хотя не исключено, что подлинники на выставке появятся позднее.

В списке есть выдающиеся мастера, которые не были главными архитекторами, но определили развитие архитектуры Москвы, такие как Казаков, Иофан и Олтаржевский, Жолтовский и Щусев. Впрочем в ряд попали и такие зловещие противоречивые персонажи, как Лазарь Каганович, строитель знаменитого метро, инициатор расстрелов и уничтожения памятников архитектуры, проживший почти сто лет до 1991 года, свидетель краха не только собственной карьеры, но и страны.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Параллельно белой ленте стендов идет лента черная: схемы управления архитектурой и строительством Москвы, начиная с 1740 года, когда в городе было 138 тысяч населения на 7100 га, и заканчивая нашим временем и нашим многомиллионным городом. Это материалы кандидатской диссертации главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В них можно проследить роль всех ведомств, в том числе Москомархитектуры, которая еще недавно включала в себя и Генплан и много других подразделений, впоследствии выделенных в самостоятельные институты. Приближаясь к современности, схемы становятся сложнее.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Показалось любопытным, что в XVIII веке главный архитектор в табели о рангах стоял после обер-полицмейстера, то есть это была почти военная должность. Но так было при Елизавете, а при Екатерине II Комиссия каменных строений и стоящий во главе ведомства архитектор подчинялся непосредственно императрице.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

В правом нефе в разделе «Утопия» собраны впечатляющие мечты, некоторые из которых – к сожалению, а некоторые – к счастью, не осуществились. Они сгруппированы в четыре группы: авангард, сталинская архитектура, модернизм и группа с хитрым названием «ре:акция». Интересно распределение конкурса 1934 года на грандиозный проект Наркомтяжпрома на Красной площади по двум группам. Наркомтяжпромы Мельникова и Леонидова, как и положено, попали в авангард, хотя томные обнаженные скульптуры в проекте Мельникова, вознесшиеся выше башен Кремля,  отсылают, скорее, к ар-деко, если не к ар-нуво (!), и остальной проект выполнен в духе Сант-Элиа, а Наркомтяжпромы Ивана Фомина и Бориса Коршунова для того же конкурса попали в сталинский раздел. Это говорит о том, насколько сложна была переломная эпоха 1930-х в идеологическом и стилевом отношении.
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Несколько сложно для восприятия в разделе авангард мелькание картинок с надписями на экране: не всегда запомнишь название. План Корбюзье снести весь центр Москвы, кроме Кремля, и переделать радиальную планировку на прямоугольную а ля Манхэттен, конечно, не забудешь, да и предложение известное.

А вот спиральную башню – дипломный проект Дворца Коминтерна Лидии Комаровой 1929 года, который явно предвосхищает музей Гуггенхайма Френка Ллойда Райта в Нью-Йорке, построенный на двадцать лет позже, – хотелось рассмотреть подробнее. Как известно, третья жена Райта Ольга Ивановна, до того как выйти за Райта в 1928 году, была женой русского архитектора Владимира Хинценберга, то есть теоретически могла знать о витающих в воздухе идеях. Русский след в американском шедевре интригует. 
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.
Лидия Комарова. Проект здания Коминтерна
Журнал Современная архитектура №4 1929 г.

Эпоха модернизма не уступает по смелости авангарду. Утопический проект Павлова по тотальной перестройке Замоскворечья со сносом многих исторических зданий или тоннель под Красной площадью, проекты группы Гутнова «Новый элемент расселения» с футуристической бионической структурой и оттепельный Дворец Советов Власова – антииерархический, цветной и веселый продукт «растекания» архитектуры, если пользоваться термином Владимира Паперного, автора «Культуры-2». 

Для раздела «Ре: акция» (полагаю, кураторы намекали на реакцию как термин, противоположный революции) выбраны утопические проекты с 1980-х по наше время. В акварелях «Стиль 2001 года» Михаила Филиппова, с которыми он выиграл международный конкурс журналов JA и A+U в 1985 году, панельный московский район постепенно заменялся традиционным городом.

Здесь же, в числе поздних утопий, присутствует первый вариант Москва Сити Бориса Тхора и башня ГЦСИ Михаила Хазанова, проект, из которого в 2009 году была осуществлена только реконструкция двухэтажного здания-основы. Другие проекты – принципиально не рассчитанные на реализацию, не столько утопии, которые когда-либо планировали осуществиться, сколько художественные высказывания: к примеру, проект развития Москвы вниз под землю от группы «Обледенение архитекторов», 2000 года и проект Кремлевского университета студента школы МАРШ Олега Сазонова, сделанный в 2016 году в школе МАРШ под руководством Олега Шапиро и Дмитрия Ликина. Прямо скажем, выборка утопий недавнего времени более чем неполная, в ней не хватает не только монументальных классицистических проектов группы МАРХИ Михаила Белова 2021 года. Кроме того подборка утопий недавних лет – подчеркнем, что это отнюдь не выставка архитектурных проектов, а именно что попытка собрать коллекцию утопий, продолжив историю градостроительных фантазий XX века, – оказалась ощутимо иронической и какой-то случайной, что ли, как и сами современные утопии. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография © Василий Буланов

Сейчас, как кажется, время не утопий, а смелых, ну, во всяком случае в высотном отношении, проектов, действительно нацеленных на реализацию. Они мельком показаны рядом, в ролике Института Генплана и, надо сказать, не менее серьезны, чем в свое время проекты Наркомтяжпрома. А может быть, и много более. Потому что утопии, ушедшие в прошлое, поневоле приобретают романтический оттенок несбывшейся мечты – другое дело проекты, чье будущее еще не написано. 

Последний раздел выставки – для отдыха. Здесь приблизительно воссоздан кабинет, а точнее даже гостиная генпланиста времени примерно НЭРа: книги, часть – о Чарльзе Камероне, другая часть – о проблемах московских пробок, разложены на треугольных столиках с конусовидными ножками, модными в период оттепели. Здесь диваны, здесь можно отдохнуть, полистать и почитать, прежде всего книги, выпущенные Институтом Генплана и Москомархитектурой в последние годы; книги в шкафу, шкаф тоже ретро. На стене развешено множество макетов – таких, которые обычно делают для работы над ППТ и планированием новой застройки – их можно назвать частью рутинной работы планировщиков. 
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру
Выставка «Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Что можно сказать об увиденном? Во-первых, эта выставка про градостроительство, а не про архитектуру. Поэтому, встречая время от времени одни архитектурные произведения и не встречая другие, очень важно держать в голове, что те произведения, которые мы встречаем, отмечены как важные в градостроительном отношении. Это не история архитектуры города, а история управления городом, как утопического, так и реального. 

Во-вторых выставка с точки зрения истории города, безусловно, очень познавательна и рассчитана на восприятие посетителем с любой подготовкой – как сказал на открытии Сергей Кузнецов, ее должен понять и школьник, – но в то же время человек, причастный теме, тоже что-то может для себя здесь найти. Признаем, что такую выставку – развлекательно-познавательную – крайне сложно сделать на градостроительном материале, который как правило состоит из схем. В наше время схемы, конечно, стали нагляднее, и все же градостроительство, особенно в случае города, в котором живет страшно подумать сколько миллионов человек – наука очень сложная и сделать из нее рассказ, доступный любому посетителю Музея Москвы, ох как непросто.

Так что, вероятно, неслучайным стало участие в статусе основного куратора Дмитрия Ликина, главного художника Первого канала, который, как известно, знает толк в правильной подаче информации: и усваиваемой легко, и несущей нужный месседж. Здесь определенно получилось и то, и другое – ходишь по выставке и чувствуешь, как легко и непринужденно в сознании закрепляется новый образ истории московского градостроительства, нацеленной в будущее, поскольку Москва, как мы хорошо знаем, – город будущего. Выходишь прямо другим человеком.

22 Декабря 2021

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Утопии в городе
В Музее Москвы до 14 мая открыта выставка «Москва: проектирование будущего». Параллельно проходят круглые столы и паблик-токи. Вашему вниманию – сокращенная расшифровка разговора, посвященного архитектурным утопиям.
Технологии и материалы
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Сейчас на главной
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.