Журналисты как архитекторы

В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.

mainImg
Горизонтально вытянутый блок почти 50-метровой высоты выделяется размером даже в совсем не камерном окружении недалеко от исчезнувшей границы Западного Берлина, куда перенес в 1966 штаб-квартиру из Гамбурга Аксель Шпрингер. Теперь магистраль рядом носит его имя, а разные подразделения издательского дома занимают не только изначальную высотную «пластину», но офисы вокруг. Но теперь у медиаконцерна появилось еще одно собственное здание, что позволяет говорить о кампусе, что OMA и делают, называя именно так свою постройку на 3500 человек.
 
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA

Она и правда напоминает кампус своим устройством: благодаря ромбическому в разрезе атриуму, стеклянной стеной обращенному к старому зданию Axel Springer, интерьер наполнен воздухом и светом. Каждый этаж имеет традиционную часть с потолком, которая выходит в атриум и превращается в открытую террасу. Зоны с обычными рабочими столами соседствуют с менее формальными, но цель архитекторов была не в разнообразии офисной мебели.
 
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA

Колхас и его коллеги проектировали с учетом непредсказуемого будущего цифровых медиа – Axel Springer на «цифру» уже перешел, но совершенно не известно, как эта сфера будет развиваться дальше. Здание достаточно нейтрально по планировке, чтобы подойти для разных сценариев, пусть даже их сейчас и сложно себе представить.
 
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA

Авторов проекта волновало и другое: дигитализация разобщила сотрудников – что архитектурного бюро, что редакции. Раньше они все работали сообща в физическом, бумажном формате, было легко видеть, чем заняты коллеги, и принимать участие. Сейчас отношения сотрудника в первую очередь выстраиваются со своим компьютером, а не с соседом по рабочему столу, именно машина или цифровая среда служит посредником для всех контактов.
 
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA

Но если у архитекторов сохраняются все до-цифровые дедлайны, их выручают вполне физические макеты и планшеты, то цифровые редакции уже не спешат так сдать очередной номер в типографию, а получив его обратно – скорей рассмотреть, каким он вышел. Дата публикации важна, но далеко не так, как раньше: не успели выпустить статью сегодня – выпустим завтра утром, а собирать тексты в номер часто уже не имеет смысла. Каждый журналист трудится над своим индивидуальной задачей, совсем не связанной с задачами других. С таким же успехом часто можно работать и дома, что доказала пандемия.
 
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA

Атриум и пересекающиеся террасы, открытость и проницаемость рабочего пространства, причем даже для широкой публики (для нее доступны вестибюль с кафе, ресторанами, выставочными залами и телестудиями, «смотровой мостик» и бар на зеленой крыше) должны помочь восстановлению этого чувства общности. Получится ли – время покажет, но это уже социальная инженерия, а вот с «формальной» архитектурой у OMA точно все получилось. Новое здание Axel Springer, даже еще не открывшись, производило немалое впечатление, что достижение в Берлине – городе, привыкшем к архитектурным жестам.
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA

06 Октября 2020

OMA: другие проекты
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Похожие статьи
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.