Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Она и правда напоминает кампус своим устройством: благодаря ромбическому в разрезе атриуму, стеклянной стеной обращенному к старому зданию Axel Springer, интерьер наполнен воздухом и светом. Каждый этаж имеет традиционную часть с потолком, которая выходит в атриум и превращается в открытую террасу. Зоны с обычными рабочими столами соседствуют с менее формальными, но цель архитекторов была не в разнообразии офисной мебели.
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Колхас и его коллеги проектировали с учетом непредсказуемого будущего цифровых медиа – Axel Springer на «цифру» уже перешел, но совершенно не известно, как эта сфера будет развиваться дальше. Здание достаточно нейтрально по планировке, чтобы подойти для разных сценариев, пусть даже их сейчас и сложно себе представить.
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Авторов проекта волновало и другое: дигитализация разобщила сотрудников – что архитектурного бюро, что редакции. Раньше они все работали сообща в физическом, бумажном формате, было легко видеть, чем заняты коллеги, и принимать участие. Сейчас отношения сотрудника в первую очередь выстраиваются со своим компьютером, а не с соседом по рабочему столу, именно машина или цифровая среда служит посредником для всех контактов.
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Но если у архитекторов сохраняются все до-цифровые дедлайны, их выручают вполне физические макеты и планшеты, то цифровые редакции уже не спешат так сдать очередной номер в типографию, а получив его обратно – скорей рассмотреть, каким он вышел. Дата публикации важна, но далеко не так, как раньше: не успели выпустить статью сегодня – выпустим завтра утром, а собирать тексты в номер часто уже не имеет смысла. Каждый журналист трудится над своим индивидуальной задачей, совсем не связанной с задачами других. С таким же успехом часто можно работать и дома, что доказала пандемия.
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Атриум и пересекающиеся террасы, открытость и проницаемость рабочего пространства, причем даже для широкой публики (для нее доступны вестибюль с кафе, ресторанами, выставочными залами и телестудиями, «смотровой мостик» и бар на зеленой крыше) должны помочь восстановлению этого чувства общности. Получится ли – время покажет, но это уже социальная инженерия, а вот с «формальной» архитектурой у OMA точно все получилось. Новое здание Axel Springer, даже еще не открывшись, производило немалое впечатление, что достижение в Берлине – городе, привыкшем к архитектурным жестам.
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
Фото: Laurian Ghinitoiu, предоставлено OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA
Здание издательского дома Axel Springer
© OMA