Олег Клодт: Концептуальный интерьер, разработанный нашей командой – Олегом Клодтом, Александрой Клодт, Анной Агаповой – является рассуждением на тему границ в любви. При этом мы попытались уйти от сугубо гендерного восприятия и пофилософствовали на эту тему в рамках общечеловеческого масштаба, а также в современном технологическом контексте. Идея родилась очень быстро из простого противопоставления: мира, где есть место чувствам, привычного, старого доброго мира, и мира одиночества, где царят технологии и новая виртуальная реальность бросает свои вызовы. Это противопоставление мы воплотили в двух зонах: черной и белой.
Расскажите о наполнении каждой из зон?
О.К.: Белое пространство – метафора пустоты, жизни без любви, где все безлико и бездушно. Проекция экрана айфона на белой стене с открытым мессенджером – символ современного мира. Сегодня мы все находимся друг от друга на расстоянии вытянутой руки от смартфона. Многочисленные мессенджеры создают иллюзию эмоциональной близости, они якобы заполняют пустоту, но не решают главную потребность – потребность в любви и человеческом тепле.
Черная комната – мир, наполненный чувствами, которые живут в письмах, литературе, истории, живых людях и выдуманных героях. Здесь на черно-белом экране демонстрируется подборка из старых кинолент, документальных фильмов, экранизаций великих произведений, герои которых писали письма и рассуждали о любви. Мы попытались показать, как любовь проходит сквозь время и пространство, откликается эхом в наших сердцах через кинематограф, романы, дневники, мемуары. Здесь есть жизнь. Человек в черной комнате – писатель, сценарист, режиссер. По сути, он творец, который сравнивает чужие истории и свой собственный опыт, перерабатывает их и создает из этого нечто новое. То, что дает надежду, пищу для ума, силы идти вперед и веру в лучшее.
Какова основная идея проекта?
О.К.: Идея в том, что нет черного и белого. Есть проблема – мы не знаем, как жить в этом новом мире технологий, а вернее испытываем страх. Меня это волнует и как профессионала, и как родителя, потому что мои дети не знают мира до интернета.
Однажды я участвовал вместе с режиссёром Тимуром Бекмамбетовым в публичной дискуссии на тему «городов будущего», и Тимур сказал, что самым страшным фильмом будет фильм о том дне, когда отключат интернет. И дело не только в том, что мы не будем знать, как добраться до дома, поскольку привыкли к навигаторам и не в том, что мы не сможем найти друг друга, потому что не помним номеров телефона. А в том, что мы не будем знать, как знакомиться, любить, дружить и выражать чувства. Сегодня посыл унифицирован, слова выражают сразу все и ничего. Можно полюбить по интернету, выйти замуж по интернету, а потом вычеркнуть друг друга из жизни, нажав на кнопку заблокировать.
Является ли ваш стенд ностальгией по прошлому?
О.К.: Скорее, это рефлексия. Мы хотели показать то, что вся ценность в уникальности и индивидуальном назначении. Именно это утрачено сегодня и заменено смс и смайликами. Мы больше не имеем права на анонимность. Все хранится где-то на серверах. Более того, отправляя сообщение, ты уже не можешь быть уверен в его приватности, ведь так легко нажать кнопку переслать, сделать скриншот и превратить глубоко интимные вещи в достояние общественности. Границы размыты.
Тема фестиваля заявлена как «Преодоление». И нашу концепцию мы построили на противостоянии двух миров, оба из которых существуют здесь и сейчас. Вопрос в том, как их интегрировать, взять все лучшее из старого мира и привнести в новый. В этом и есть преодоление, ежедневный выбор каждого человека. Задача же нас, творческих личностей, – найти эти способы интеграции.
Что вы можете сказать о современных интерьерах в контексте новых технологий?
О.К.: Приведу в пример интересный проект. Ровно год назад в рамках London Design Festival совместно с современными художниками, работающими в формате VR, мы представили выставочный проект под названием After Space. Это была попытка пофилософствовать на тему, как VR меняет наши дома и умы. Мы часто оказываем нашим клиентам услуги по подбору предметов искусства, и сегодня VR становится все более и более востребованным. Это новая форма искусства, которую люди покупают для своих домов вместо традиционной живописи. И дело не только в моде, дело в новом сознании. Это те произведения искусства, которые ты всегда можешь взять с собой. Человек все больше перемещается, уже нет необходимости в больших домах, наполненных дорогими предметами. Два года назад мы открыли офис в Лондоне и особо это почувствовали. Люди совершенно по-другому стали относиться к своим домам и интерьерам. Там по-прежнему присутствуют дорогие вещи, но интерьер строится уже иначе.
Почему важно побывать на фестивале?
О.К.: Фестиваль BIF на сегодня – единственный фестиваль в России, который работает как большая информационная, выставочная и образовательная площадка. Это срез того, что происходит в профессии. Мы высказались на тему, которая волнует нас, но также на этой площадке собрано много ценных высказываний и мыслей от профессионалов, которые работают здесь и сейчас и формируют наше будущее.
***
II Всероссийский архитектурный фестиваль Best Interior Festival пройдет с 19 по 22 ноября в Центральном Доме архитектора (Гранатный пер., 7/1). Ознакомиться с подробной информацией о событии и зарегистрироваться на фестиваль в качестве гостя можно на официальном сайте interiorpremia.ru.