Опыты для ржавого ожерелья

Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.

mainImg
Благодаря тандему куратора и председателя жюри Сергея Чобана и директора биеннале Наталии Фишман-Бекмамбетовой, вторая молодежная архитектурная биеннале оказалась таким же блестяще организованным и содержательным событием, как и первая. На конкурс было подано 739 заявок, из них отобрали 30 финалистов; по результатам презентаций жюри отобрало 8 победителей.

Главная фишка казанского соревнования – в быстром продвижении молодых архитекторов. Победители первой биеннале, по словам организаторов, получили 12 реальных заказов на проектирование кварталов в Казани и других российских городах. По словам Кристин Файрайз, казанский конкурс – единственная в мире молодежная архитектурная биеннале. В этом году Кристин, родившаяся в 1942 году, куратор и директор многочисленных архинституций, вошла в жюри казанской биеннале и внесла в нее бунтарский дух 1968 года, стиль рок-н-ролла и шика, в чем ее поддержала Наталия Фишман-Бекмамбетова, проводившая награждение в кожаном рок-н-рольном комбинезоне. Также в жюри вошли известные зарубежные архитекторы Михаил Ридайк, Филипп Юань и победители прошлой биеннале Михаил Бейлин и Даниил Никишин из Citizenstudio, Надежда Коренева и Олег Манов.
  • zooming
    1 / 3
    Защита проектов
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 3
    Защита проектов
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 3
    Защита проектов
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Поскольку конкурс был посвящен реновации промзон, одной из актуальных тем форума, сопровождавшего биеннале, стал подготовленный закон об изъятии бывших промышленных территорий. По словам главы Минстроя Владимира Якушева, предусмотренный в нем механизм изъятия предусматривает выплату владельцу «справедливой цены», а вот «сверхспекулятивные запросы должны регулироваться». Президент Татарстана Рустам Минниханов высказался о владельцах руинированных промзон так: «Эти заводы они или украли или получили бесплатно. Если бы они нормально организовали там работу, не было бы вопросов. Но сегодня это заброшенные территории с нечистотами. Мы не можем спокойно смотреть на это. Эти площадки должны служить городу».
  • zooming
    1 / 5
    Пленарная сессия
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 5
    Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 5
    Директор биеннале, помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 5
    Куратор и председатель жюри, архитектор Сергей Чобан
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 5
    Пресс-конференция
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Участники конкурса биеннале работали с примерами двух промзон: бывшего завода «Сантехприбор» и пока работающего портового элеватора – обе площадки рассматривались как тестовые, их реальная реконструкция пока не планируется. По словам Сергея Чобана, жюри приветствовало ясные и экономичные решения, ориентированные на потенциального заказчика, и не приветствовало сложные «барочные» сценарии. В конкурсном задании по обеим площадкам было рекомендовано соотношение функций: 30% жилья/коливингов, 30% офисов/коворкингов, 15% гостиниц, 15% соцкультобъектов и 10% торговли. Сохранение руин кирпичных цехов ХIX века, за исключением нескольких специально перечисленных объектов, было отдано на усмотрение архитекторов.
  • zooming
    1 / 7
    Церемония награждения. Александр Аляев. Золотой приз вручает Кристин Файрайз.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 7
    Церемония награждения. Творческое объединение «Лето». Золотой приз вручает Филипп Юань.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 7
    Церемония награждения. Сергей Чобан вручает серебряный приз бюро Megabudka
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 7
    Церемония награждения. КБ11. Серебряный приз вручает Михил Ридайк.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 7
    Церемония награждения. Архбюро «Хвоя». Специальное упоминание жюри. Вручает Олег Манов.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 7
    Ксения Воробьева получает спецприз правительства Татарстана.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    7 / 7
    Церемония награждения. Илья Ободовский. Спецприз Минстроя и ЖКХ РФ
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Территория завода «Сантехприбор»
Четыре гектара «Сантехприбора» расположен недалеко от центра Казани, в слободе, возникшей после того, как Петр I основал в городе Адмиралтейство. Здесь находились фабрики Алафузовых и другие, собственно «Сантехприбор» появился в 1947 году и застроил всё утилитарными промышленными зданиями, одно из которых закрывает вид на Волгу. Площадка разделена на южный и северный участки улицей Клары Цеткин с оживленным автомобильным движением и узким тротуаром. Конкурсанты должны были сохранить в северной части стену дома Алафузовых, имеющую статус памятника, и паркетную фабрику Локке начала ХХ века – в южной.

Золото. Александр Аляев, Москва. Главное в проекте – создание новой транспортно-пешеходной оси, связывающей участок с Волгой и с соседним районом. Северный длинный кусок Александр Аляев делит на два квартала, между ними как раз и пройдет ось, а квартал будет преимущественно жилым, дома в 4-6 этажей, с деревянной отделкой. Руины исторических корпусов сохраняются, в них встраиваются здания с общественной функцией, между ними оставлены пустоты, чтобы подчеркнуть исторические аркады. Дом Алафузовых восстанавливается. В южной части устраивается креативно-производственный кластер. Фасады офисов в отличие от жилья отделываются металлом. В оформлении общественных пространств ярко-желтые МАФы напоминают о промышленном наследии. Кроме того, Александр Аляев предложил поэтапную стратегию развития территории. По формулировке жюри, это «проект, сочетающий в себе тонкий подход к существующему пространству и вдумчивое выстраивание новых сценариев жизни в нем, формирующий новый язык для ведения диалога наследия, памяти места и современной архитектуры».
  • zooming
    1 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    7 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    8 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    9 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    10 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    11 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Серебро. КБ 11, Уфа. Неожиданный проект в стиле трэш и одновременно экологичный памятник нашей эпохе мусора. Часть северного куска решается как общественное пространство, рельеф которого складывается на основе законсервированного производственного мусора. Границы площади обозначены колоннами и водоемами. Через площадь идет тропа, повторяющая естественно сложившуюся. Пространство индустриальных руин а ля «Сталкер» смягчают стеклянные оранжереи и лайт-боксы, движущиеся по вертикальным рельсам. Днем в них можно отдохнуть на уровне земли, а вечером они поднимаются и освещают пространство. В южной части использованы яркие цвета и суперграфика, типичные для творческих кластеров в бывших промзонах. По словам жюри, приз вручили за «оригинальный и решительный подход к преобразованию промзоны <...> обладающий огромным потенциалом дальнейшего развития территории».
  • zooming
    1 / 5
    КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 5
    КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 5
    КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 5
    КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 5

Специальное упоминание жюри. Архбюро «Хвоя», Санкт-Петербург. Этот проект был моим фаворитом. Он выделялся уже тем, что, как в песне БГ, все рисуют «красным на сером» (такой нормальный набор для прома: красный кирпич, серый металл), а «Хвоя» – «золотом на голубом». Золотой иконный фон и синее небо – плащ со звездами, как у Фра Анжелико. Даже президент Татарстана, обходя выставку, заметил проект и обратил внимание Сергея Чобана на него. Партнер бюро Георгий Снежкин сказал, что архитекторы «Хвои» расстроились, когда не вытянули по жребию портовый элеватор, потому что «ведь это собор на мысу». Но и в «Сантехприборе», как оказалось, не меньше поэзии. Руины кирпичного цеха, которые тянутся вдоль улицы, сохраняются как руины и превращаются в транзитный сад – буферное пространство между шумной дорогой и жилыми кварталами. В этой руинированной стене заметны торцы утраченных поперечных корпусов. Торцы с фронтонами становятся порталами для новых поперечных улиц. В северной части образуются три жилых квартала как бы доиндустриального характера, нанизанные на продольную ось. На этой оси, в центре среднего квартала расположена площадь с трубой-«колокольней», метафорически собор маячит и здесь. На площади предполагается термальный бассейн, а зимой – каток. В южной части расположен грубый советский пром, у которого, по словам авторов, «чудовищная внешность, но слоновий запас по конструктиву», – значит, надо убрать оболочку и вставить новое в каркас. Там концепция помещает light industrial кластер – мастерские, соединяющие чистую часть производства, склад и шоу-рум. Вся застройка имеет модульную структуру.
  • zooming
    1 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Спецприз правительства республики Татарстан. Ксения Воробьева, Москва. Был вручен за «тактичное и предельно внимательное отношение к истории участка и всех существующих на нем строений». Проект очень дотошный. Как и Александр Аляев, Ксения Воробьева разделила процесс ревитализации на пять этапов. Сначала в бывшем швейном цеху создается штаб возрождения всей Адмиралтейской слободы: на территории которой когда-то располагались достопримечательности вроде сада Тиволи или Дудоровского сада и многие другие. В штабе размещаются коворкинги и офисы. Существующая в углу северной части столовая надстраивается и переделывается в ресторан и кинозал. На втором этапе в кирпичном промздании, выходящем на улицу Клары Цеткин, создается коливинг. На третьем – в советском промкорпусе появляются офисы. И так далее. Стилистически проект сочетает традиционные кирпичные фасады с контрастными стеклянно-металлическими надстройками. Новые строения решены в модернистском ключе.
  • zooming
    1 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Портовый элеватор
Портовый элеватор на мысу северной косы – совершенно мистическое сооружение 30-метровой высоты на фоне апокалиптических волжских закатов. Он построен в 1950-х, был одним из самых больших в России, считался стратегическим объектом, но сейчас имеет частного владельца. Там до сих пор работает 90 человек. Ясно, что у этого места при слиянии рек Волги и Казанки огромный потенциал для развития. В соответствии с генпланом порт должен быть выведен за пределы Казани, в 2017 году город перевел земли из коммунально-складской зоны в многофункциональную. Конкурсантам рекомендовали, кроме функциональной программы, соблюдать высотность не более 10 этажей, хотя формально ограничений нет, так как участок находится вне исторического поселения Казань.

«Золото». Творческое объединение «Лето», Москва. Архитекторы Дмитрий Приходько и Павел Култышев увидели в элеваторе градостроительное значение, подобное месту собора в средневековом городе. Из этого родилась идея пяти площадей. Вокруг элеватора, который сохраняется почти без изменений как объект промышленного наследия, образуются четыре площади разного назначения: водная, научная, спортивная и городская. Последняя самая главная, потому что на нее выходит в музей. Пятая площадь – это общественное пространство на крыше элеватора. А над ним на ножках расположены несколько легких и прозрачных этажей гостиницы с видами на Волгу и город. Внутри самого элеватора вырезан атриум для освещения, создающий драматическое пространство с аллюзией на готику. В элеваторе предполагаются образовательно-культурные учреждения. Жюри очень понравилось в этом проекте то, что внешний вид элеватора почти не меняется, а вокруг образуется 4-5-этажный европейский город: «задачи ревитализации решены на всех уровнях городской среды – от градостроительного до тектоники самого элеватора».
  • zooming
    1 / 10
    Творческое объединение «Лето» (Павел Култышев и Дмитрий Приходько). Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    7 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    8 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    9 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    10 / 10
    Творческое объединение «Лето» (Павел Култышев и Дмитрий Приходько). Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

«Серебро». Megabudka, Москва. Архитекторы предлагают снести на мысу все, кроме элеватора, и разбить зеленую набережную по периметру, которая, кроме прочих бонусов, свяжет территорию с городом. На самом мысу устраивается тоже парк, то есть пространство вокруг элеватора превращается в рекреационную зону. Но поскольку купаться на месте бывшего порта первое время будет нельзя, на пришвартованной старой барже организуется бассейн. Образ элеватора в целом сохранен, но внешние цилиндрические силосы элеватора прорезаются высокими арками, а внутри вырезается атриум. Предполагается оставить рельсы и грузовые вагоны как память о промзоне, но в вагонах размещаются новые функции: кафе и буккроссинг. Жюри приглянулось «убедительное соотношение монументального масштаба преобразованного элеватора и крупного паркового пространства, обращенного к воде».
  • zooming
    1 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Специальное упоминание жюри. Азат Ахмадуллин, Уфа. Этот проект был отмечен за «максимально тактичное приспособление здания под современные функции и символическое переосмысление образа зернохранилища в решениях генерального плана». Автор минимально вторгается в образ элеватора, вырезая в нем лишь иллюминаторы для освещения. Общий стилобат элеватора становится общественной зоной, окруженной открытой галереей, в которой расположены кафе и выставки. Вокруг элеватора строятся урбан-виллы и таунхаусы, а в надсилосной башне помещаются коливинги.
  • zooming
    1 / 4
    Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 4
    Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 4
    Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 4
    Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Спецприз Министерства строительства и ЖКХ РФ. Илья Ободовский, Симферополь. В проекте Ильи элеватор выглядит как многоэтажный жилой дом. Подсилосную часть автор сделал прозрачной, цилиндры срезаны в форме театрального занавеса, чтобы создать виды на Волгу. А все корпуса элеватора выкрашены в бордовый цвет. По продольной оси разбит бульвар. Вокруг элеватора образовано общественное пространство с жильем, офисами и яхт-клубами. Формулировка жюри: «Виртуозный симбиоз прагматичности и театральности в переосмыслении структуры и роли здания Портового элеватора в ландшафте города Казани».
  • zooming
    1 / 4
    Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 4
    Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 4
    Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 4
    Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

31 Октября 2019

Похожие статьи
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
FAQ по Молодежной биеннале
Организаторы II Российской молодежной архитектурной биеннале собрали список самых часто задаваемых вопросов об участии в конкурсе и подготовили на них ответы.
Биеннале: шанс для молодых архитекторов
Разговор с Сергеем Чобаном, куратором Второй российской молодежной биеннале, которая пройдет в октябре в Казани, и Наталией Фишман-Бекмамбетовой, директором биеннале и помощником президента Татарстана.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.