Дворец культуры для новой эпохи

Реконструкция архитекторами gmp памятника послевоенного модернизма – Дворца культуры в Дрездене – названа в Германии лучшим сооружением года по версии Немецкого музея архитектуры.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
0 Немецкий музей архитектуры (DAM) во Франкфурте-на-Майне с 2007 ежегодно присуждает свою премию, DAM Preis, лучшему зданию страны. Победителем–2019 стала реконструкция дрезденского Дворца культуры авторства gmp. Процедура премии такова: музей, принимая во внимание предложения архитектурных палат федеральных земель, номинирует на награду 100 объектов, из них жюри отбирает около двадцати в «короткий список», затем определяет четырех финалистов, и уже потом – лауреата.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Дворец культуры в самом центре Дрездена, на площади Альтмаркт, изначально открылся в 1969: на тот момент это был крупнейший зал в ГДР – почти на 2500 человек. Его отличали новейшее техническое оснащение и многофункциональность: там можно было быстро поменять расположение кресел, поднять или, напротив, опустить сцену, превратив пространство в бальный зал. Дворец стал «резиденцией» двух оркестров – Саксонской государственной капеллы и Дрезденской филармонии. То, что постройка архитекторов Леопольда Виля и Вольфганга Хэнша была по финансовым причинам лишена задуманных изначально помещений для центральной библиотеки и театра-кабаре «Геркулескойле» («Палица Геракла»), не убавило ей популярности и не помешало стать символом возрождения для разрушенного бомбардировками Старого города.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

С 1990-х Дворец культуры стал проигрывать отстроенным Земперовской опере, куда переехала Саксонская государственная капелла, и церкви Фрауэнкирхе, новым выставочному комплексу и конгресс-центру. Необходимость в таком большом зале, как у него, возникала редко; острей стали восприниматься проблемы с акустикой, особенно серьезные при исполнении академической музыки. Устарела машинерия, здание перестало быть пожаробезопасным. Возникла мысль о реконструкции, и в 2008 городской совет утвердил проект перестройки с превращением «дома социалистической культуры» в современный центр искусств и развлечений – с концертным залом, кабаре, библиотекой и учреждениями сервиса. Одновременно сооружение внесли в реестр памятников земли Саксония.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

В 2009 провели международный архитектурный конкурс, в котором победило бюро gmp, а открылся обновленный Дворец культуры в апреле 2017-го. Он остался резиденцией оркестра Дрезденской филармонии, туда, как планировалось еще в 1960-е, переехали центральная городская библиотека и кабаре «Геркулескойле»; также там открылся туристический инфо-центр. Бюджет проекта составил чуть меньше 90 млн евро, общая площадь сооружения – 37 тыс. м2.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Подход архитекторов был трояким: фасады по возможности сохранили прежний вид, однако стали энергоэффективными, помещения вокруг концертного зала – фойе, хоровая репетиционная студия, лестницы – были отреставрированы, а вот концертный зал – выстроен заново. Большинство общественных пространств сохранило «лейтмотив» ярко-красного текстиля, как было в изначальном интерьере. Мебель для библиотеки и т.д. спроектировали архитекторы gmp.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Концертный зал (который можно использовать и для других целей) вмещает порядка 1750 зрителей; его планировка – террасного типа, как в Берлинской филармонии. Расположенная в центре сцена может менять конфигурацию. Для улучшения акустики ширина зала была сокращена; время реверберации составляет в пустом зале 2,4 секунды, в полном – 2,2. Отражатель над сценой позволяет музыкантам лучше слышать друг друга. Орган с 67 регистрами рассчитан на исполнение симфонических произведений XIX–XX веков, что делает его уникальным для Дрездена. Особой заботой архитекторов было создание прозрачной и теплой по тону акустики, которая поддерживает традиционно «темный» звук оркестра Дрезденской филармонии. Тесное сотрудничество gmp с музыкантами и специалистами по акустике дало свои плоды: отзывы профессионалов и публики – положительные.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

На антресольном этаже под сценой находятся помещения для настройки инструментов по группам, гримуборные для приглашенных артистов, хранилище для клавишных, кафетерий и офисы для сотрудников. Выше – репетиционный зал, раздевалки для оркестрантов и архивы. Дополнительные кладовые и репетиционная студия для ударных помещены на цокольном этаже. Все три «закулисных» яруса соединены грузовым лифтом с прямым доступом на улицу.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Центральная библиотека Дрездена заняла 5463 м2 на двух верхних этажах, вокруг концертного зала. Ее вестибюль на самом верху, с видом на площадь Альтмаркт, задуман как «салон». Имеются и обычные читальные залы, и помещения для групповых занятий, и консультационно-образовательный центр. Превращенный в музыкальный отдел бывший учебный театральный зал сохранил оригинальные перекрытия, как и читальный зал третьего этажа с «крановым» потолком.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Зал кабаре на цокольном уровне получил 250 мест и сцену площадью почти 100 м2. Время реверберации там – 0,9 секунды без зрителей, 0,8 – при аншлаге. Основанное в 1961 «Геркулескойле» быстро приобрело репутацию самого острополитического кабаре ГДР; в наши дни оно удерживает свое лидерство в области сатиры.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

В ходе реконструкции были сохранены роспись на фасаде «Путь красного знамени» (художник Герхард Бондцин) и живописный фриз в фойе «Наша социалистическая жизнь» (авторы Хайнц Драхе и Вальтер Рен), а также бронзовые двери с рельефами на сюжеты из истории Дрездена (Герд Йегер).
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects

28 Января 2019

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
gmp: другие проекты
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Лоу-тек для музея
Бюро gmp выиграло конкурс на проект реконструкции и расширения гипсоформовочной мастерской Государственных музеев Берлина – крупнейшей в мире. Слепки скульптур производятся здесь уже более 200 лет.
Объемный прагматизм
Немецкое бюро gmp завершило работу над зданием штаб-квартиры крупнейшей энергетической компании Саксонии SachsenEnergie. Две башни с жесткой сеткой застекленных фасадов возвели недалеко от Центрального вокзала Дрездена.
Блеск металла
В Чэнду завершен ансамбль Спортивного парка Дунъаньху по проекту gmp: в 2023 там пройдет 31-я Всемирная летняя универсиада.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
У Желтого моря
В китайском Ляньюньгане завершен торгово-выставочный комплекс по проекту gmp - von Gerkan, Marg und Partner.
В стиле порта
Новый корпус штаб-квартира компании Gebr. Heinemann в гамбургском Хафен-сити по проекту бюро gmp.
Стадион на все времена
Реконструированный gmp берлинский Олимпийский стадион получил премию как «лучший в истории» от Международной ассоциации сооружений для спорта и отдыха (IAKS).
Идеальный фон
В Дюссельдорфе открылось новое здание балетной труппы Немецкой Рейнской Оперы по проекту gmp.
Музей над Эльбой
Майнхард фон Геркан, со-основатель бюро gmp, к собственному юбилею и к 50-летию мастерской открыл в Гамбурге выставочный Архитектурный павильон и экспозицию своих рисунков.
Стадион в бетонном лесу
Крупнейшим зданием «идеального города» Оскара Нимейера стал новый Национальный стадион Бразилии, построенный к Чемпионату мира по футболу-2014.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.