Дворец культуры для новой эпохи

Реконструкция архитекторами gmp памятника послевоенного модернизма – Дворца культуры в Дрездене – названа в Германии лучшим сооружением года по версии Немецкого музея архитектуры.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
0 Немецкий музей архитектуры (DAM) во Франкфурте-на-Майне с 2007 ежегодно присуждает свою премию, DAM Preis, лучшему зданию страны. Победителем–2019 стала реконструкция дрезденского Дворца культуры авторства gmp. Процедура премии такова: музей, принимая во внимание предложения архитектурных палат федеральных земель, номинирует на награду 100 объектов, из них жюри отбирает около двадцати в «короткий список», затем определяет четырех финалистов, и уже потом – лауреата.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Дворец культуры в самом центре Дрездена, на площади Альтмаркт, изначально открылся в 1969: на тот момент это был крупнейший зал в ГДР – почти на 2500 человек. Его отличали новейшее техническое оснащение и многофункциональность: там можно было быстро поменять расположение кресел, поднять или, напротив, опустить сцену, превратив пространство в бальный зал. Дворец стал «резиденцией» двух оркестров – Саксонской государственной капеллы и Дрезденской филармонии. То, что постройка архитекторов Леопольда Виля и Вольфганга Хэнша была по финансовым причинам лишена задуманных изначально помещений для центральной библиотеки и театра-кабаре «Геркулескойле» («Палица Геракла»), не убавило ей популярности и не помешало стать символом возрождения для разрушенного бомбардировками Старого города.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

С 1990-х Дворец культуры стал проигрывать отстроенным Земперовской опере, куда переехала Саксонская государственная капелла, и церкви Фрауэнкирхе, новым выставочному комплексу и конгресс-центру. Необходимость в таком большом зале, как у него, возникала редко; острей стали восприниматься проблемы с акустикой, особенно серьезные при исполнении академической музыки. Устарела машинерия, здание перестало быть пожаробезопасным. Возникла мысль о реконструкции, и в 2008 городской совет утвердил проект перестройки с превращением «дома социалистической культуры» в современный центр искусств и развлечений – с концертным залом, кабаре, библиотекой и учреждениями сервиса. Одновременно сооружение внесли в реестр памятников земли Саксония.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

В 2009 провели международный архитектурный конкурс, в котором победило бюро gmp, а открылся обновленный Дворец культуры в апреле 2017-го. Он остался резиденцией оркестра Дрезденской филармонии, туда, как планировалось еще в 1960-е, переехали центральная городская библиотека и кабаре «Геркулескойле»; также там открылся туристический инфо-центр. Бюджет проекта составил чуть меньше 90 млн евро, общая площадь сооружения – 37 тыс. м2.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Подход архитекторов был трояким: фасады по возможности сохранили прежний вид, однако стали энергоэффективными, помещения вокруг концертного зала – фойе, хоровая репетиционная студия, лестницы – были отреставрированы, а вот концертный зал – выстроен заново. Большинство общественных пространств сохранило «лейтмотив» ярко-красного текстиля, как было в изначальном интерьере. Мебель для библиотеки и т.д. спроектировали архитекторы gmp.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Концертный зал (который можно использовать и для других целей) вмещает порядка 1750 зрителей; его планировка – террасного типа, как в Берлинской филармонии. Расположенная в центре сцена может менять конфигурацию. Для улучшения акустики ширина зала была сокращена; время реверберации составляет в пустом зале 2,4 секунды, в полном – 2,2. Отражатель над сценой позволяет музыкантам лучше слышать друг друга. Орган с 67 регистрами рассчитан на исполнение симфонических произведений XIX–XX веков, что делает его уникальным для Дрездена. Особой заботой архитекторов было создание прозрачной и теплой по тону акустики, которая поддерживает традиционно «темный» звук оркестра Дрезденской филармонии. Тесное сотрудничество gmp с музыкантами и специалистами по акустике дало свои плоды: отзывы профессионалов и публики – положительные.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

На антресольном этаже под сценой находятся помещения для настройки инструментов по группам, гримуборные для приглашенных артистов, хранилище для клавишных, кафетерий и офисы для сотрудников. Выше – репетиционный зал, раздевалки для оркестрантов и архивы. Дополнительные кладовые и репетиционная студия для ударных помещены на цокольном этаже. Все три «закулисных» яруса соединены грузовым лифтом с прямым доступом на улицу.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Центральная библиотека Дрездена заняла 5463 м2 на двух верхних этажах, вокруг концертного зала. Ее вестибюль на самом верху, с видом на площадь Альтмаркт, задуман как «салон». Имеются и обычные читальные залы, и помещения для групповых занятий, и консультационно-образовательный центр. Превращенный в музыкальный отдел бывший учебный театральный зал сохранил оригинальные перекрытия, как и читальный зал третьего этажа с «крановым» потолком.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

Зал кабаре на цокольном уровне получил 250 мест и сцену площадью почти 100 м2. Время реверберации там – 0,9 секунды без зрителей, 0,8 – при аншлаге. Основанное в 1961 «Геркулескойле» быстро приобрело репутацию самого острополитического кабаре ГДР; в наши дни оно удерживает свое лидерство в области сатиры.
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects

В ходе реконструкции были сохранены роспись на фасаде «Путь красного знамени» (художник Герхард Бондцин) и живописный фриз в фойе «Наша социалистическая жизнь» (авторы Хайнц Драхе и Вальтер Рен), а также бронзовые двери с рельефами на сюжеты из истории Дрездена (Герд Йегер).
 
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция. Фото © Christian Gahl /gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects
Дворец культуры в Дрездене – реконструкция © gmp Architects

28 Января 2019

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
gmp: другие проекты
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
У Желтого моря
В китайском Ляньюньгане завершен торгово-выставочный комплекс по проекту gmp - von Gerkan, Marg und Partner.
В стиле порта
Новый корпус штаб-квартира компании Gebr. Heinemann в гамбургском Хафен-сити по проекту бюро gmp.
Стадион на все времена
Реконструированный gmp берлинский Олимпийский стадион получил премию как «лучший в истории» от Международной ассоциации сооружений для спорта и отдыха (IAKS).
Идеальный фон
В Дюссельдорфе открылось новое здание балетной труппы Немецкой Рейнской Оперы по проекту gmp.
Музей над Эльбой
Майнхард фон Геркан, со-основатель бюро gmp, к собственному юбилею и к 50-летию мастерской открыл в Гамбурге выставочный Архитектурный павильон и экспозицию своих рисунков.
Стадион в бетонном лесу
Крупнейшим зданием «идеального города» Оскара Нимейера стал новый Национальный стадион Бразилии, построенный к Чемпионату мира по футболу-2014.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Технологии и материалы
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Сейчас на главной
Классика для современников
Архитекторы бюро Megabudka выполнили проект комплекса гостиницы и апартаментов класса deluxe в центре новой федеральной территории «Сириус». Сдержанно-классичное решение фасадов заставило нас задуматься о цикличности столетий.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Культ цикличности
На плато Гиза в рамках биеннале современного искусства в Египте 2021 реализована инсталляция Александра Пономарева Уроборос.
Удар крученым
Тотан Кузембаев спроектировал дом из CLT-панелей в Пирогово. Он называется СЛАЙС. Предполагается, что проект стандартизированный и будет тиражироваться.
Урбанизированное междуречье
Проект-победитель конкурса Малых городов для Сызрани от творческой мастерской ТМ продолжает развитие кремлевской набережной, раскрывает живописные панорамы и способствует очищению рек.
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.