Бранденбургские колоннады

На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

29 Октября 2020
mainImg
Аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (BER) рассчитан на 27 миллионов пассажиров в год с возможностью расширения до пропускной способности в 45 миллионов человек. На данный момент он занимает третье место в Германии по величине – после Франкфурта-на-Майне и Мюнхена. Его назначение – заменить все существующие в столице аэропорты – западноберлинский Тегель и восточноберлинский Шёнефельд, а также еще довоенный, расположенный посреди городской застройки Темпельхоф, закрывшийся в 2008. Место для строительства было выбрано рядом с Шёнефельдом на юго-восточной окраине Берлина.
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Берлин-Бранденбург был задуман еще в 1990-е, когда Германия и Берлин перестраивались в соответствии с вновь единым статусом. Gmp с их обширным портфолио в любых жанрах, включая авиационный, выиграли конкурс в 1998. В 2003 его результаты были отменены, но в 2005 архитекторы выиграли и следующий конкурс, проведенный согласно новому тендерному законодательству.
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Несмотря на все растущую необходимость в новом аэропорте – Тегель и Шёнефельд были построены в совершенно других политических, социальных, демографических условиях и еле справлялись с растущим потоком пассажиров – начавшееся в 2008 строительство BER затянулось, причем проблемы возникли, как обычно, совсем не из-за архитекторов, а из-за политиков, решивших сэкономить и тем самым повысить свой рейтинг у избирателей. В результате, в готовом здании появились сложно устранимые проблемы, оно пустовало много лет, а между запланированным открытием в 2011 и нынешней датой прошло целых девять. Поэтому BER в 2010-е был наряду с «Эльбской филармонией» в Гамбурге авторства Herzog & de Meuron (подробнее читайте здесь) крупнейшим и известнейшим долгостроем Германии, если не Европы (о перипетиях судьбы аэропорта можно узнать тут).
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Архитекторы gmp, несмотря на свой огромный профессиональный опыт, где был и выигранный у Deutsche Bahn суд по поводу искаженного им их проекта Главного вокзала в Берлине, были очевидно огорчены таким поворотом событий, бросавшим тень на их компетентность. Комментариями к ситуации стали выставка на Венецианской биеннале-2014 о Тегеле и BER и других спроектированных ими аэропортах «Too good. Two. Be true» (мы писали о ней здесь) и написанная Майнхардом фон Герканом, со-основателем и со-руководителем gmp, возглавлявшим проект аэропорта Берлин-Бранденбург, книга «Black Box BER» («Черный ящик BER», 2013).
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Но будем надеяться, что эта сложная история окончательно завершилась, несмотря на не слишком удачный из-за пандемии момент открытия, и новый аэропорт без проблем вступит в строй. Это произойдет 31 октября в 14 часов, когда там приземлятся два самолета – компаний Lufthansa и Easyjet, а 1 ноября аэропорт уже начнет отправлять рейсы.
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Прямоугольный в плане терминал вписан в П-образную рамку «пирсов» с выходами на посадку: получается симметричная, практически классицистическая композиция, поддержанная четкой осью развития ансамбля. Туда также входят корпуса паркинга, различные технические сооружения и «Аэропорт-сити» с офисами и отелями. Эта неожиданная отсылка к традициям поддержана разного рода «колоннадами», по словам архитекторов, – типичным сооружением для Берлина и Бранденбурга. Очевидно, имеются в виду городские и загородные дворцы и музеи. Вдоль основной, продольной оси – по ней проходят подъездное шоссе и железная дорога – развернуто озеленение, также вдохновленное местным колоритом: сосны, липы и луга.
 
  • zooming
    1 / 3
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    2 / 3
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    3 / 3
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt

Аэропорт, по словам авторов, может похвастаться самыми короткими в Европе расстояниями на маршруте пассажира от самолета до выхода и наоборот. Это достигнуто, помимо прочего, с помощью продуманной модульной системы. Она основана на супермодуле 43,75 м – необходимой ширине для парковки самого популярного в небе над Берлином Airbus A320. Если его поделить на семь, получается 6,25 м – это основной модуль. 43,75 м использован при планировке «пирсов» и как пролет между 30-метровых колонн. В остальных случаях применен модуль 6,25 м, а также промежуточные варианты, низводящие его до человеческого и даже меньшего масштаба (125 см и 32,25 см), вплоть до узора плит из «юрского мрамора» на полу.
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Кроме модульной системы, единству образа терминала общей площадью 326 000 м2 послужило созданное gmp дизайн-руководство, охватывающее все – от градостроительных решений до мебели. Оно поможет расширить аэропорт в будущем: для этого предназначен перрон с запада (главный вход и подъездные пути ведут к терминалу с востока, а две взлетно-посадочные полосы проходят параллельно продольной оси с севера и юга). Пока же инструкция помогла создать цельный проект, несмотря на большое число компаний-партнеров gmp (основным был JSK International Architekten und Ingenieure mbH).
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Для удобства пассажиров железнодорожная станция устроена прямо в подземном ярусе терминала, а потоки людей разделяются почти при входе. Для этого от основного здания к «пирсам» с «гейтами» ведут мосты – двухъярусные в секторе рейсов в Шенгенской зоне (для прибывающих и вылетающих пассажиров) и трехъярусные – для путешествий за пределы «Шенгена» (верхний уровень отдан для них).
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Любоваться самолетами можно сквозь 20-метровые полностью стеклянные фасады: конструктивные там только горизонтальные профили вантовой системы, поэтому обзор почти ничего не загораживает – и интерьер наполняется солнечным светом, позволяя экономить электричество. При этом относительная площадь остекления в здании сравнительно невелика, что предотвращает энергопотери.
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Элегантные колонны сужены сверху и снизу, чтобы привлечь внимание к «работе» конструкции. На них опирается кровля общей площадью 49 000 м2: ее 50-метровый вынос – основа образа терминала. Изнутри она покрыта полимерной мембраной, за которой помещены светильники: это придает мягкости освещению.
 
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt

Из светлого главного зала вылета/регистрации пассажиры могут попасть на выходящую на летное поле смотровую площадку, а также в «Пространство тишины», христианскую часовню и межконфессиональное молельное пространство. Его проект был предметом особого конкурса, который в 2011 также выиграли gmp (мы писали об этом тогда и надеемся подробней рассказать в ближайшем будущем).
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    1 / 8
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    2 / 8
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    3 / 8
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    4 / 8
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    5 / 8
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    6 / 8
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    7 / 8
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    8 / 8
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    1 / 3
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    2 / 3
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    3 / 3
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
Аэропорт Берлин-Бранденбург
Фото © Marcus Bredt
Аэропорт Берлин-Бранденбург. Авторы проекта, архитекторы бюро gmp: Хуберт Нинхоф, со-основатель и со-руководитель gmp Майнхард фон Геркан, Ханс Иоахим Паап
Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    2 / 4
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    3 / 4
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
  • zooming
    4 / 4
    Аэропорт Берлин-Бранденбург
    Фото © Marcus Bredt
Аэропорт Берлин-Бранденбург
© gmp
Аэропорт Берлин-Бранденбург
© gmp
Аэропорт Берлин-Бранденбург
© gmp
Аэропорт Берлин-Бранденбург
© gmp
Аэропорт Берлин-Бранденбург
© gmp
Аэропорт Берлин-Бранденбург
© gmp
Аэропорт Берлин-Бранденбург
© gmp
Аэропорт Берлин-Бранденбург
© gmp


29 Октября 2020

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.