«Предположим я работаю как художник, – начинается лаконичный комментарий Петера Цумтора. – Я не воплощаю чужие идеи. – а затем: – Клиент хочет здание; я попробую найти для него хорошую форму… Процесс нахождения правильной формы полон беззащитности, безысходности, удовольствия и радости. И он нуждается в свободном пространстве /FREESPACE/, чтобы двигаться и думать». Дальше получается так, что эти модели – все время разные, – делаются для того, чтобы «удержать обещание того объекта, который мы ищем», – то есть своего рода души проектов. Архитекторы нередко жалуются на то, что еще в процессе проектирования и работы с заказчиком, тем самым, который wants a building, не говоря уже о строительстве, здание утрачивает суть, так вот, Петер Цумтор, архитектор тонкий и эмоциональный – такому можно доверить капеллу, но на выставке Ватикана его нет, – хранит душу своих проектов [не в пятках за теплыми носками домашней вязки©, а] в макетах-скульптурах, а сами макеты в музее, что довольно надежно.
Петер Цумтор говорит о FREESPACE / канал биеннале:
Бродя мимо макетов – Боже мой, почти ничего не надо читать, кое-где и табличек-то нет, где-то небольшие фрагменты отвалились, никто и не думал их чинить, – и впрямь чувствуешь себя немного в церкви, особенно ярко-синие стены, цвета купола, видимые, надо сказать, от входа в павильон, этому способствуют. Помолиться не выходит, но и не вполне турист.
Разнообразие материалов влияет на запахи, особенно воск с песком в макете отеля Браунвальд, но и металл, скульптурный пластилин, крашеный мох, или вот глина и солома для интерьерных штудий капеллы брата Клауса, – очень хороши. Архитекторы любят макеты картонные, деревянные, белые, выявляющие общее и различное; заказчики предпочитают модели «как живые», с подсветкой и имитацией натуральных материалов. Вариант Цумтора, определенно, артистический, такой подход не может исчерпать всех требований архитектурного моделирования, как предмет искусства работает хорошо, «цепляет» эмоции. Сложно сказать, насколько такие штудии полезны для исследования темы, хотя наверное да; но они отлично работают на выставках, архитекторам здесь есть чему поучиться – да многие уже и поучились – в смысле множества материалов и фактур, привлекающих зрителя и нетипичных, развеивающих скуку дотошно сделанного, но «типичного» макета. Они, как сейчас говорят, амбьентны, то есть атмосферны, провоцируют разглядывание, но выступают как самоценные предметы, не столько передавая, сколько заставляя угадывать. Неудивительно, что зрителей на балконе было множество и никто быстро не уходил.
***
Между тем у такого рода макетов есть еще одно преимущество – их можно выставлять сами по себе, вне зависимости от реализации, благо они хранят «душу» замысла и произведения сами по себе. Так что построенных объектов в зале – кажется, меньше половины. Но в случае с реализациями любопытно сравнить, насколько «штудии» и «макеты местоположения» к ним близки. Некоторые прямо-таки легко узнаваемы.Термы в Вальсе, проект 1986-1996, строительство 1992-1992.
Макет создан в год начала реализации.
Макеты:
Здание:
***
Часовня брата Клауса, Германия, построена в 2007;Макеты 2005:
Интерьер капеллы:
Здание:
***
Комплекс Алльманаювет, Норвегия, построен в 2016.Макет:
Реализованный комплекс:
Макет: