Плачь, Суханово, плачь

«Древолюция» под руководством Николая Белоусова осмыслила современное состояние Дома архитекторов и бывшей усадьбы Волконских.

mainImg
Усадьба Суханово – легендарный дом отдыха Союз архитекторов – долгое время, лет 10, формально не принадлежал союзу, и успел прийти в основательный упадок. Его, этот упадок, Николай Белоусов сделал предметом фестиваля, предложив тему «Крик». Фестиваль прошел в усадьбе по приглашению САР, длился 2 недели с 22 июля по 6 августа и состоял из мастер-классов, проектирования и сооружения пяти объектов силами 28 участников. Их отобрали из примерно 50 подавших заявки c помощью небольшого творческого конкурса: желающих попросили спроектировать «дом для животного», что многих поставило в тупик, так что участников в этом году получилось немного по сравнению с прошедшими в Петербурге фестивалями двух прошлых лет, собиравшими около 80 человек. Сокращение состава, впрочем, вовсе не печалит организаторов и Николая Белоусова – напротив, скорее радует, поскольку так легче уделить внимание каждому и работа становится продуктивнее. В будущем «Древолюция» планирует ограничить число участников.

От другого фестивального принципа – минимального вмешательства куратора в творческий процесс – Белоусов отступаться не планирует: «Я даю ребятам максимально возможную свободу, стараюсь не встревать советами, чтобы не стать соавтором работ. Они сами выбирали место, сами решали, как будут раскрывать тему. Все делали сами, проект, макет, работали шуруповертом. Это полезно архитекторам – понимать, какие усилия требуется приложить, чтобы реализовать замысел своими руками».

Тема же назначена в этом году впервые: начиная в первого фестиваля, прошедшего в Галиче в 2003 году, затем, когда «Древолюция» присоединилась к «Городам», и 2015-2016 в Петербурге, тем не было. Суханово в его меланхолией упадка темы, вероятно, требовало, и в результате осмысление объектами пространства усадьбы посредством объектов получилось достаточно цельным и последовательным. Позиция жюри на этот раз оказалась не слишком последовательной, так что ниже я не буду располагать объекты по очереди, а попробую показать их так, как они «прочитывают» Суханово.

Два объекта расположились перед главным фасадом дома, стремясь восстановить его партер – они отлично смотрятся вместе и, действительно, пытаются выстроить ось вида с балкона колоннады на пруд, утраченную из-за разросшихся справа деревьев.
«Древолюция»-2017. Авторы «Обелиска» фотографируются на фоне объекта 0.Р. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Древолюция»-2017. Вид с балкона главного дома. Объекты 0.Р. и обелиск. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лучше всего в этом смысле «работает» обелиск команды из Петербурга, Москвы и Воронежа «Осевики». В Суханове был установленный при Петре Михайловиче Волконском каменный обелиск в честь посещения Александра I, но он был не здесь, а за нижним прудом рядом с «Чайным домиком». Сейчас утрачены и домик, и обелиск.

Место для решетчатого прозрачного, да еще и черного, не очень заметного на фоне деревьев, обелиска-тени архитекторы выбрали, проведя ось перпендикулярно от центра портика, затем пройдя по ней до точки, от которой сейчас виден пруд. Получилось 2 оси: от дома и от пруда, или одна, как говорят авторы, «ломаная». На их пересечении и поставили обелиск, так что от него виден и дворец, и пруд.
zooming
«Древолюция»-2017. Объект Скелет Прошлого (Каркас Будущего); ось. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Древолюция»-2017. Профиль оси от главного дома к пруду, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В субботу, когда работало жюри, обелиск не был закончен, и жюри присудило ему последнее 5 место. На следующий день, когда работы завершили, многие из экспертов раскаялись, решив, что он мог бы быть достоин даже первого. Но менять решение не стали, зато авторам планируют предложить стажировку во Франции.
 
Скелет Прошлого (Каркас Будущего) / 5 место
Команда «Осевики»
Полищук Мария (Санкт-Петербург), Разумовский Ярослав (Санкт-Петербург), Ушаков Алексей (Воронеж), Яковлева Мария (Воронеж), Алексей Колесов (Москва)

«Древолюция»-2017. Объект Скелет Прошлого (Каркас Будущего). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Русская усадьба всегда имела связь с водой. Широкая аллея, спускающаяся от барского дома к водоему – классический прием для дворянского приусадебного парка.

Сегодня в Суханово парк зарос. Исчезла главная ось, соединяющая портик дворца и пруд. Утрачены основные перспективные виды. Аккуратно высаженные парковые липы превратились в лес. Так активная застройка вносит хаос в структуру города.

Наша команда обнаружила единственное место, которое может связать зеркало воды пруда и ось интерколомниума портика. Перспектива превратилась в ломанную. Мы обнаружили точку видового слома и решили разместить на этом месте вертикальную доминанту, которая возродила бы некогда существовавший диалог между природой и архитектурой.
«Древолюция»-2017. Объект Скелет Прошлого (Каркас Будущего). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Древолюция»-2017. Объект Объект Скелет Прошлого (Каркас Будущего), макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обелиск – распространенный морфотип русской усадебно-парковой архитектуры. В императорской России в честь визита царя к кому-либо из своих придворных было принято ставить памятники или. В частности, в Суханово был установлен обелиск в честь Александра I. Но он находился в глубине парка, у Нижних прудов, возле родника.

Наш обелиск в конструктивном плане представляет из себя набор балок, соединенных в единый пучок. Сечение башни – квадрат из брусков. Вертикальные бруски установлены так, что по оси объекта конструкция почти прозрачна. Осматривая объект, мы наблюдаем постоянную игру транспарентности/непрозрачности, что создает ощущение эфемерности. Деревянный каркас проходит сквозь основание, которое, в свою очередь, служит скамейкой. Пирамидальное завершение создает окончательное сходство с обелиском.

По нашему мнению, этот обелиск тоже поставлен в честь состоявшегося события. И это событие – упадок Суханово. Наш объект – это символ громкого прошлого, оценка настоящего и надежда на Будущее».
***

Между обелиском и дворцом на месте отделенного ступеньками белокаменного овала клумбы-партера (скорее всего советской, и теперь заросшей), команда из Петербурга, Москвы и Воронежа соорудила помост, по которому, по словам авторов, «нельзя ходить», потому что каждая его плашка решена в виде уголка. Хождение по нему напоминает прогулку по балкам риунированного дома. На помосте установили найденное в кустах испорченное пианино. Его привезли в Суханово для какой-то свадебы, да так и забыли; инструмент расстроен, трещиноват и выглядит донельзя меланхолично.
«Древолюция»-2017. Объект 0.Р (пианино). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вместе решетчатый обелиск и старое пианино в партере образую умозрительный контур ушедшей усадьбы – это неудивительно, для загородного дворца пожалуй партер не менее важен, чем дворец. Черное дерево обоих объектов работает в унисон, к тому же ассоциируясь с пожарищем и усиливая печаль. Надо ли говорить, что пианино установлено на оси между портиком дома и обелиском – вместе они формируют образный остов утраченной усадебной жизни.
***
 
«0.Р.» / 2 место
Команда 112
Воротникова Ксения (Москва), Жернакова Наталья (Москва), Посадский Ян (Воронеж), СущинАлександр (Воронеж), Черемнова Анна (Санкт-Петербург)

«Древолюция»-2017. Объект 0.Р (пианино). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Аббревиатура “ОР” расшифровывается как «ноль» и «piano». Архитектурная инсталляция располагается на парадном дворе усадьбы Суханово и занимает участок заброшенной овальной клумбы. Она находится на композиционной. На оси парка между дворцом и прудом. Объект помогает выявить утраченный акцент исторической планировки. В то же время, “ОР“ предлагает переосмыслить сложившееся за последний век значение этого места.

«Инсталляция состоит из настила и пианино. Каждый из них является предметом с “антифункцией”, отражая несоответствие нынешнего состояния усадебного комплекса его истории и образу. Заросшая клумба превращается в импровизированную сцену, на которой разыгрывается спектакль повседневности Суханово. Форма ее белокаменного бордюра овал,“ноль”, символ культурной пустоты, образовавшейся в усадьбе с подменой ее функции. Настил замещает собой клумбу, как заплата на ткани. Его темно-серый, почти черный цвет визуально превращает “заплату” в зияющий провал. Собранный из чередующихся досок, уложенных на ребро и плашмя, настил нарочито неудобен для ходьбы.
«Древолюция»-2017. Объект 0.Р (пианино); помост. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ядром инсталляции стало найденное в парке сломанное пианино, стоявшее в кустах. Оно послужило символом неприкаянного духа места, живым олицетворением изгнанной культуры. С искореженным ржавым механизмом, оно может издавать только какофонию звуков («ор»), отражая нынешний разлад в усадьбе. Это как крик отчаяния места, которое едва ли может сопротивляться разрушению и чужеродному вторжению homo vulgaris».
***

Третий проект, развивающий тему, устроился на пруду рядом с колодцем-источником, куда многие местные приезжают за водой. Команда архитекторов из Вологды «Влево» проассоциировали упадок Суханово с «Вишневым садом», и разместили на двух противоположных сторонах Нижнего пруда два помоста со столами для чаепития. Что неудивительно, поскольку до революции у Нижнего пруда находился «чайный домик» Суханово, так что объект стал еще и напоминанием о нем.
«Древолюция»-2017. Объект Липовый чай. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Помосты клонятся к воде, и пафос объекта – в том, что условная Раневская на одной стороне (где колодец) и условный Лопахин на другой должны договориться, иначе оба погибнут. С третьего берега видно оба помоста и это «точка надежды». Толкование Чехова оставим на совести авторов, насколько помню, там не было про «договориться», но объект, получивший 1 место жюри, получился одним из трудоемких – как минимум из-за забивания свай в воду. К тому же одна из его авторов проплыла сквозь ряску с одного берега на другой с ниткой в руках, для того чтобы вытроить прямую связь между двумя зеркальными объектами. По трудоемкости с ним может поспорить лишь все тот же обелиск. Три проекта, включая «Липовый чай» вместе тоже составляют каркас усадебной идеи, но два первых реагируют на дом, а «чай» – на пруд, важную часть усадебной культуры. Объекты «чая» к тому е служат беседкой-миловидой: вид пруда с обеих точек, несмотря на то что половина его затянута бродячей ряской, которая прибивается то к одному, то к другому берегу, отличный.
 
 
«Липовый чай» / 1 место
Команда «Влево»
Алымова Мария, Костерин Алексей, Крутиков Иван, Кудряков Денис, Николаев Александр, Репина Ольга, Таслунов Александр (Вологда)

«Древолюция»-2017. Объект Липовый чай. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Чаепитие на противоположных берегах пруда в тени липовых деревьев: возможно ли договориться, когда вы находитесь по разные стороны?

В Суханово есть яблоневый сад за колючей проволокой, поросший травой. Сад не только творение природы, которое должен сохранить человек, – это олицетворение усадьбы, которая кричит о помощи.
Лейтмотив чеховской пьесы «Вишневый сад» созвучен печальной истории Суханово. Нынешние лопахины видят в нем исключительно участок земли, источник дохода. А здешние раневские продолжают ностальгировать по прошлому и в бездействии созерцать увядание былой роскоши. У тех и других своя правда.
«Древолюция»-2017. Объект Липовый чай, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Древолюция»-2017. Объект Липовый чай. Точка, с которой видны обе части: «лопахинская» справа, «раневская» слева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В прошлом на Нижнем пруду стоял чайный домик. В нашей переосмысленной версии он делится на две части: одна для лопахиных, другая для раневских. Противоположные стороны могут пообщаться за чашкой чая, прийти к согласию. Но две половины единого целого постепенно погружаются на дно. Таким образом, у участников чаепития три пути. Остаться на своей части павильона, увязнуть в трясине компромисса или найти консенсус и обрести целостность, взглянув на ситуацию со стороны и встретившись наконец за одним столом».
***

Два других проекта не так тесно связаны со структурой исходных, собственно усадебных воспоминаний. Перед дворовым входом в главный дом, чью полукруглую колоннаду пристроил никто иной, как Константин Андреевич Тон, установлен объект «Про… Суханово». Внизу у него дуга деревянных качелей, вверху похожий на скворечник туалет с настоящей дыркой в полу – метафора энергичного «просрали». Объект прозвали «срачели», грозятся привезти на «Зодчество». В авторском описании упоминается игровая часть усадебной культуры, но сами авторы, показывая объект, больше говорили о пионерском детстве в «Суханове».

 
Про… Суханово / 3 место
Команда «Суханыч»
Выборова Дарья, Левченко Мария, Николаенков Антон, Пуренков Антон (Санкт-Петербург)

«Древолюция»-2017. Объект Про... Суханово. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Динамическая конструкция по принципу коня-качалки – напоминание об игровой культуре дворцово-парковых ансамблей. «Увенчанная» традиционным деревенским туалетом, она заставляет зрителя задуматься о возвратности своих действий и личном восприятии усадьбы Суханово.

Усадьба Суханово – место счастливого детства. Сюда приезжали на летний отдых, здесь жили, учились и играли. Но сейчас Суханово брошено, как старая игрушка. Игра продолжается на обломках. Разруха заботливо прикрыта, завуалирована и засыпана лепестками праздника. Чтобы понять и услышать настоящее Суханово, нужно посмотреть на него с другой стороны. Так смотреть умеют дети, в игре исследующие нехоженые маршруты и забирающиеся в недоступные и странные места, не думая об опасности. Поэтому тема для нашего объекта – крик из детства.
«Древолюция»-2017. Объект Про... Суханово. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Во время работы мы собрали много воспоминаний и мнений об истории и состоянии усадьбы, знакомство с местными жителями столкнуло нас с истинным лицом Суханово. Этот контраст с парадным миром усадьбы определил путь нашего проекта.

Объект располагается на оси с другими новыми и старыми малыми формами, восстанавливая и продолжая линию прямого спуска от дворца к пруду. Гротескное благоустройство, мимо которого не пройдут посетители, но которое не вяжется с антуражем праздника, говорит о проблемах, которые не хотят видеть. Динамическая конструкция по принципу коня-качалки – напоминание об игровой культуре дворцово-парковых ансамблей. Непосредственно используя объект в качестве забавы, человек находится в единстве с историей и архитектурными текстами разрушающейся усадьбы.
Качели стали основой для традиционной постройки – деревенского туалета. Данная форма в сочетании с функциональными проемами заставляет зрителя задуматься о возвратности своих действий, их последствиях и личном восприятии этого места.

Наш объект – отклик на мнимое благополучие, площадкой для которого стало Суханово».
***

Пятый объект московской «команды А», прославившейся на предыдущих фестивалях, называется «Эхо» и расположен ближе ко входу с усадьбу рядом с руинированным домом управляющего. Небольшой амфитеатр-лестница смотрит на лестницу и полуразрушенный дверной проем дома, превращая руину в объект созерцания. Цель – акцентировать состояние усадьбы. Рассказывают, что поначалу был другой вариант – «заноза», что-то вроде деревянной имитации мини-взрыва у стен дома управляющего; но в бурных спорах внутри команды он проиграл.

 
ЭХО / 4 место
Команда А
Авершина Алёна (Санкт-Петербург), Борматова Анна (Москва), Балахнин Антон (Чебоксары), Егорычев Егор (Коломна), Ларкина Евгения (Москва), Левандовская Александрина (Москва), Охрямкина Анастасия (Москва)

«Древолюция»-2017. Объект Эхо. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Беззвучный крик заброшенного здания отражается в архитектурном объекте, повторяющем его самую важную часть – входную группу с полуразрушенным крыльцом и заколоченной старыми досками стальную дверь, но повторяет не буквально, а инверсивно.

Объект расположен напротив «Дома управляющего», построенного в первой половине XIX века, находящегося в полуруинированном состоянии. Вместо того, чтобы скрыть от глаз прохожих текущее состояние здания, он наоборот акцентирует на нем внимание. В основу концепции положена идея отражения крика – эха. Беззвучный крик здания отражается в архитектурном объекте, повторяющем его самую важную часть – входную группу с полуразрушенным крыльцом и заколоченной старыми досками стальную дверь, но повторяет не буквально, а инверсивно. Выше лестницы появляются глухие стены, а под лестницей – обнажившиеся конструкции как символ скорого исчезновения здания при отсутствии к нему должного отношения. За ось отражения принята вертикаль молодого дерева. Лестница, выполненная по обмерам и неудобна для ходьбы, как и в оригинале.
«Древолюция»-2017. Объект Эхо, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект можно обойти и расположиться на ступенях, поразмышлять о текущем состоянии здания, усадьбы, да и просто о жизни в целом. Стены превращаются в шоры и взгляд упирается в полуразрушенное крыльцо с закрытой дверью, заставляя задаться вопросом: «А зачем мне все это показывают?».
***

«Древолюция»-2017. Участники практикума и Николай Белоусов. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

То, что в Суханове не все ладно, было известно давно, тема «Древолюции» была предсказуемой, хотя в то же время и смелой. Все вместе сложилось в новый маршрут, и если следовать за объектами, усадьба в меньшей степени выглядит домом отдыха или свадебным полигоном, маршрут проявляет культурные паттерны, а значит, большинство мест выбрано верно. Надо сказать, что хотя ссылка на «Вишневый сад» чересчур хрестоматийна, фестивальное творчество неплохо срослось с плачем по усадьбе, и не в упрек будь сказано, как-то оформилось и окультурилось. К фестивалям-практикумам все привыкли, теперь их много, бывает, что на таких мероприятиях встречаются объекты чересчур легковесные, сюжеты повторяются, вызывая déjà-vu. В данном случае получилось чуть более основательно и элегично, возможно, из-за заданной темы.
 

08 Августа 2017

Похожие статьи
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.