Со стороны второго входа открывается ракурс, в котором одна половинка креста – медиа-экран, отражается во второй – зеркальной, и возникает иллюзия светящейся картины, подвешенной в перспективе.
Для того, чтобы увидеть все экраны, то есть главное содержимое инсталляции, нужно обойти двор, проявить интерес. Все они – яркие, анилиновые, спорят с солнцем, словом такие, как и положено. Благодаря зеркальным рамкам экраны висят как будто бы в воздухе. И транслируют образы города, от генпланов до силуэтов, трактованные несколько поп-артистски, орнаментально, так, что каждая картинка становится ярким ковром, но в то же время несет смысл. Планы городов настоящие, а вот силуэты схематические: они показывают «слои» города от невысокой застройки до небоскребов. Последние занимают весь дальний план – пока такого в природе не бывает, разве что в Сингапуре или Гонконге можно сейчас найти что-то подобное. Небоскребы, выстроенные плотным рядом, немного эпатируют, занимая всё, что отведено для неба. Неоновый город небоскребов, который нам показывают на экранах, вступает с двориком Филарете в какие-то особенные отношения и наводит на мысли. Что, собственно, и есть цель любой приличной инсталляции.
Высота конструкции – примерно в рост нижней колоннады и она работает с пространством двора архитектурно (впрочем, именно так работали все последние миланские проекты Чобана, Кузнецова и Стерлиговой). В данном случае первый уровень авторского общения с ренессансным пространством – умозрительный: крест находит центр двора и делит его на четыре части, чем встраивается в схему плана Филарете, улавливая его модуль деления боковых дворов по четыре части методом центральной симметрии. Второй уровень – ультрасовременный: свет от медиа-экранов расцвечивает аркады, что видно даже днем; ночью же двор «зажигается» световым шоу.
Таким образом входя мы видим старые аркады в зеркале, но не прямые, а несколько покосившиеся, что апеллирует к теме руины, но в то же время сохраняет естественный цвет старой архитектуры. В зеркале аркада не настоящая, и даже как будто бы разложенная на элементы сродни кубистическим, но в то же время ее цвет правильный. Вокруг зеркала колонны реальны и прямы, но подсвечены неоном, освещены неестественным для себя цветом, то есть – искажены, но иначе.
Что, учитывая название проекта, может быть понято как метафора развития города как такового в целом и взаимоотношения современного города с историческим – в частности. Современность освещает, «зажигает» старый город своим дискотечным неоном и в то же время нечто, сложно сказать что, при этом теряется или как минимум трансформируется. Ну что же, говорят, судя по всему, нам авторы – так может быть такова его ДНК? Может этот процесс в генетику города заложен? Кто его знает, может быть и так.
Хотя инсталляция очень проста и составлена из простейших частей – а может быть именно поэтому – она получилась самой масштабной и самой, наверное, амбициозной из всех предыдущих работ тех же авторов. Она претендует на выход за рамки выставочного объекта, не только размером, но и высказыванием. Которое, надо заметить, встраивается в ряд размышлений, заданный в рисунках Сергея Чобана – тех самых, где башни прорастают в тело традиционного города.
*Аверлино Филарете – итальянский архитектор XV века, автор проекта здания Ca' Granda, в котором размещается Миланский университет. Здание подверглось многочисленным перестройкам в XVI веке и позднее, но в целом следует проекту Филарете.