Вульф Прикс: «Люди слишком привязаны к правилам»

Основатель бюро Coop Himmelb(l)au – о том, почему Заха Хадид часто побеждает в конкурсах, о зарплате австрийских архитекторов и городе-живом организме.

30 Сентября 2014
mainImg
Вульф Прикс побеседовал с постоянным автором Архи.ру, российским архитектором Елизаветой Клепановой и австрийским архитектором Петером Эбнером.
 
Петер Эбнер: Вы работаете в разных странах. Где возникает больше сложностей?
 
Вульф Прикс: Я думал, что работать в Китае сложно, но нет – есть много более неприятных для работы стран. К примеру, Германия. У немцев нет культуры строительства, у них есть культура выставления претензий.
Вульф Прикс © Manfred Klimek. Предоставлено Coop Himmelb(l)au
Киноцентр UFA в Дрездене. Фото: Rory Hyde via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

П.Э.: Но работа там также принесла вам известность, достаточно вспомнить Ваш замечательный проект кинотеатра в Дрездене.
 
Елизавета Клепанова: Если бы сейчас вам предложили разработать планировку нового города, как бы вы подошли к этому вопросу?
 
В.П.: Я никогда не получу подобный заказ, так как единственная страна в мире, где сейчас возможно подобное – это Китай. Но там на архитектурном рынке прочно закрепились крупные американские компании, и никакого шанса получить работу такого уровня просто нет. Какая-нибудь американская компания со штатом в тысячу человек согласится сделать проект за 1% от нашей цены. Соревноваться с этим просто невозможно. Они достают из карманов готовые чертежи на основе планировок американских городов и продают их китайцам. И те счастливы.
 
П.Э.: Я понимаю эту ситуацию. Меня однажды пригласили сделать проект планировки нового города в Саудовской Аравии, и разговор дошел до обсуждения цены. И, в результате, заказ получили французские архитекторы, которые согласились сделать проект за 10% от той суммы, которую предлагал я. Заказчики сказали мне, что, если бы я согласился сделать проект за те же деньги, что и французы, то они бы наняли меня. Позже выяснилось, что эти архитекторы получили финансовую поддержку от Министерства культуры Франции.
 
Вульф Прикс © Елизавета Клепанова

В.П.: Когда мы участвовали в конкурсе в Пекине, один молодой китайский архитектор, входивший в состав жюри, рассказал мне, что мы вошли в пятерку лучших, но при этом заявил, что я – как австриец – такой престижный конкурс никогда не выиграю. Я, естественно, очень разозлился и ответил, что это не архитектурный аргумент. Он возразил мне, что к ним на конкурс приехало пять комиссий из Франции, три из Англии и одна из Соединенных Штатов. И предложил мне попробовать угадать, кто займет первое, второе и третье место. Французские участники получили огромную поддержку от своего правительства. Я никогда не смог бы ожидать чего-то подобного от Австрии. Французы понимают, что такие проекты – это престижно. А австрийцы бы сказали: «А где это – Пекин? Как это произносится? Это что-то съедобное?»
 
П.Э.: Да, действительно, только у французов я встречал подобную поддержку соотечественников.
 
В.П.: Почему же? У американцев то же самое.
 
Е.К.: Значит ли это, что вы стараетесь работать в тех странах, где не столкнетесь с подобной нечестной ситуацией?
 
В.П.: Нет, иногда нам везет, и мы просто выигрываем потому, что у нас хороший проект. Или в состав жюри входит человек, который может объяснить остальным наш архитектурный язык и идею потому, что сам ее понимает. В этом, кстати, причина того, почему так часто в конкурсах побеждает Заха Хадид. В составе жюри обычно есть бывшие студенты лондонской школы Архитектурной Ассоциации, которые могут объяснить остальным то, что она хотела сказать своим проектом. Вот почему я всегда повторяю, что хорошая школа является таковой, только если она может создать систему связей.
 
Киноцентр Пусана © Duccio Malagamba

П.Э.: Вы долгие годы преподавали. Что, с вашей точки зрения, следовало бы изменить в архитектурном образовании?
 
В.П.: Самое главное в образовании – чтобы студенты, заканчивая учебу, могли дальше пользоваться связями института. Также учить студентов нужно поступательно. Они должны понимать, что их ждет в профессии, быть готовыми к преодолению трудностей, так как только так смогут выжить. Студенты обязательно должны поработать в архитектурных бюро, чтобы узнать, что происходит в реальности, а потом вернуться к учебе, обдумать свои следующие шаги в архитектуре, не поддаваясь тренду «немедленного достижения успеха». И никогда не забывать, что бороться придется с самого начала, в противном случае ты проиграешь. В Австрии, например, более 50% архитекторов работают за зарплату ниже 1000 евро. Архитектура – слияние многих вещей. И только вам выбирать, будете ли вы архитектором или предателем или останетесь в стороне. Я никогда никого ни в чем не обвиняю, так как, возможно, этому человеку нужно кормить свою семью. Я не обвиняю, но, если возникает конфликтная ситуацию, то реагирую. Самое смешное, что в архитектуре все, в конце концов, сводится к обидам на личном уровне. Я, к примеру, раскритиковал биеннале-2012 Дэвида Чипперфильда. И его реакция была на личном уровне. Он заявил, что, если я езжу на Porsche, то не могу ни о чем судить из окна этой машины.
 
Е.К.: А что вы думаете о биеннале в этом году?
 
В.П.: Я не могу слишком критиковать Рема. Он один из умнейших людей, которых я знаю. Но я критикую отношение к биеннале критиков – что они верят тому, что им говорит Рем. Он умен и всегда старается ими манипулировать. В данном случае, эту выставку я называю «трехмерный Нойферт». Для меня это невыносимо скучно.
 
Е.К.: Это очень интересно, так как биеннале в этом году, в основном, очень понравилось людям из околоархитектурного мира и было раскритиковано архитекторами.
 
В.П.: Конечно. Биеннале, например, понравилось студентам – потому что у них пока недостаточно знаний, или девелоперам, у которых вообще слабое понимание того, что такое архитектура.
 
П.Э.: Франческо Даль’Ко мне рассказывал, что, когда Рем Колхас ушел из школы Архитектурной Ассоциации, они решили пригласить его профессором в Италию [в 1980-е – примечание Архи.ру]. И Рем тогда хотел преподавать «основы» – именно то, что он сделал на биеннале.
 
Е.К.: И все-таки, возвращаясь к тому, с чего мы начали разговор: каким бы вы сделали новый город?
 
В.П.: Я сравниваю город с растущими возможностями нашего мозга. Если бы мы могли трансформировать эти возможности в реальность, то смогли бы создать город, моментально реагирующий на нужды жителей. Мы к этому стремимся в проектировании – не просто разработать мастерплан, а создать город-организм, меняющийся и развивающийся самостоятельно. Люди слишком привязаны к правилам вместо того, чтобы нарушить их и сделать лучше.
 
Петер Эбнер, Вульф Прикс, Елизавета Клепанова © Елизавета Клепанова


30 Сентября 2014

Беседовали:

Елизавета Клепанова, Петер Эбнер
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».