20 идей российской архитектуры в Венеции

Совсем скоро, 7-го июня, стартует 14-я Венецианская архитектурная биеннале. Накануне этого события Институт «Стрелка», куратор российского павильона, представил свою концепцию выставки.

mainImg
В этом году биеннале впервые будет открыта для публики с 7 июня по 23 ноября – почти полгода, тогда как раньше архитектурная выставка, в отличие от художественной, начиналась лишь в августе или даже в середине сентября. В событии примут участие 65 стран, в числе которых традиционно представлена отечественная экспозиция в павильоне России, построенном ровно сто лет назад по проекту Алексея Щусева. Куратором всей биеннале стал голландский архитектор Рем Колхас, поставивший перед участниками вполне определенный вопрос: «Как архитектура стала современной: 1914–2014». В экспозициях национальных павильонов он предложил охватить сто лет развития архитектуры – причем не в авторских проектах, а в полноценных исследованиях. За это столетие, по его мнению, произошло глобальное распространение модернизма, и на смену архитектурному разнообразию пришел «универсальный язык современной архитектуры».
Коллаж для стенда “El Lissitzky”, 2014, Алина Квирквелия / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Макет российского павильона в Венеции. Фотография Аллы Павликовой

Пытаясь найти собственный ответ на поставленный вопрос, сотрудники института «Стрелка» и приглашенные эксперты во главе с директором института Варварой Мельниковой, культурологом Антоном Кальгаевым, нью-йоркским журналистом и редактором Бренданом Макгетриком, архитектором и преподавателем института Дарьей Парамоновой, а также режиссером Филиппом Григоряном выбрали необычный и, одновременно, как нельзя более подходящий формат выставки-ярмарки, ведь именно из ярмарки выросла Венецианская биеннале, превратившись в мировое культурное событие.
zooming
У микрофона Варвара Мельникова. Фотография предоставлена Институтом «Стрелка»

Российская экспозиция носит ироническое название «Fair Enough», в приблизительном переводе с английского это означает «Вполне справедливо», но трактовать его можно очень по-разному. Как поясняют кураторы, «название выражает признание авторами выставки некого статус-кво – как по поводу всей сложности и неоднозначности истории российской архитектуры, так и по поводу языка, которым архитектура вынуждена пользоваться». Дословно же это переводится как «хватит» (enough) «ярмарки» (fair). Этим утверждением авторы занимают рефлексивную позицию по отношению к ярмарочному характеру Венецианской биеннале. Применительно к выставке «Fair Enough» – это ярмарка идей, рынок архитектурных открытий, где каждый экспонат обозначает важную веху в истории современности, демонстрируя роль архитектуры прошлого в решении сегодняшних проблем.

В реальном воплощении каждая идея на «ярмарке» будет представлена вымышленной компанией с тщательно разработанной легендой, основанной на реальных документах об истории того или иного проекта. Будут даже продавцы-консультанты, готовые ответить на любые вопросы посетителей.
Брендан Макгетрик. Фотография Аллы Павликовой

Брендан Макгетрик рассказал о теоретической части российской экспозиции. Он убежден, что Россия последние сто лет является неотъемлемой частью глобализированного архитектурного процесса. И речь идет не только о периоде советского авангарда, оказавшего наиболее сильное влияние на мировую архитектуру: участие России в развитии мировой архитектуры всегда было заметным. Именно поэтому так важно еще раз вспомнить о ее достижениях и проанализировать пройденный путь.
Антон Кальгаев. Фотография Аллы Павликовой

Концепция «ярмарки идей» родилась не сразу. Антон Кальгаев рассказал, что желание представить миру историю российской архитектуры во всей ее сложности и противоречивости несколько месяцев искало оптимальное воплощение – в изучении огромного количества архивных и научных материалов, в многочисленных консультациях с российскими и мировыми экспертами. В результате получилась интересная концепция выставки, которую, тем не менее, не стоит путать с исторической, исследующей безвозвратно ушедшее прошлое. Самое важное в ней – то, что русские идеи, появившиеся за последние сто лет, сохранили свою актуальность до сих пор.

Кураторы экспозиции не стали рассказывать обо всех идеях, которые можно будет увидеть в российском павильоне, но часть из них, позволяющая составить вполне определенное представление о характере выставки, все-таки представили публике. Так, тезис Рема Колхаса о том, что глобальная архитектура стирает национальные черты, в российской архитектуре начала XX века тоже был злободневным. Это период русского и неорусского стилей, который будет отражен в одном из «киосков» экспозиции.
Апокалиптическая панорама для стенда “Ark-Stroy", 2014, Евгений Катин (Bang! Bang! Studio) / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Еще одна проблема современности -  архитектурное образование – будет переосмыслена в инсталляции, посвященной ВХУТЕМАСу. По словам Антона, сегодня архитектурная профессия очень сильно компьютеризирована. Архитекторы – это уже не «вдохновенные художники у мольберта, а болезненно выглядящие клерки, гнущие спины перед мониторами». Воспоминание о ВХУТЕМАСе, предложившем уникальную образовательную методику, способно вернуть архитектора к основам профессии.
Коллаж “Офис” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Не менее интересным вопросом является и все возрастающая социальная роль архитектуры – тема, также получившая отражение в российской истории. Для биеннале был выбран занимательный сюжет, предлагающий по-новому взглянуть на идеи талантливого художника-супрематиста Лазаря Хидекеля, ученика Казимира Малевича, который в 1942, работая на металлургических заводах Урала, придумал технологию быстровозводимых конструкций – конструкцию «рамаблока», позволяющую собирать здания буквально из строительного мусора. Сегодня существует множество некоммерческих фондов, работающих в местах стихийных бедствий и военных конфликтов. Идеи Хидекеля можно было бы применять для восстановления пострадавших районов.
Коллаж “Дом-коммуна” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Одним из центральных героев экспозиции станет Алексей Щусев. Это было принципиальным моментом, поскольку в этом году спроектированный им павильон отмечает свой столетний юбилей. Кураторы попытались выявить особый «метод Щусева», который сегодня выглядит очень актуально для крупных архитектурных корпораций, проектирующих совершенно разностильную архитектуру для всех желающих, причем эти фирмы, как и Щусев, работают всегда на самом высоком уровне.
Коллаж “Спа” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Большинство идей, которые будут показаны в российском павильоне, вдохновляют на их применение в реальной жизни, но есть и те, которые выглядят, как предостережение. Например, одна из придуманных кураторами компаний изображает консалтинговую контору, занимающуюся подготовкой аргументации для сноса памятников архитектуры. Слоган компании звучит как «То же самое – только лучше!». Здесь наиболее показательными станут такие печальные примеры из отечественной практики, как «Военторг» и гостиница «Москва». Этот раздел посвящен стагнации исторических городов из-за строгих правил сохранения архитектурных объектов, которые в итоге приводят совсем не к сбережению, а к утрате памятников и появлению на их месте жалких подделок.
Коллаж “Тюрьма” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Завершая рассказ о содержании российской экспозиции, Антон Кальгаев подчеркнул, что у кураторов не было задачи представить целостную и последовательную картину развития архитектуры в нашей стране. Но человек, посетивший выставку, совершенно точно вынесет оттуда пару-тройку  историй, которые запомнит надолго.
Дарья Парамонова. Фотография Аллы Павликовой

О том, какими средствами будет реализована концепция экспозиции, рассказала Дарья Парамонова: «Мы конвертировали важные идеи прошлого в современную мифологию, которую формируют три основных компонента – фирменный стиль, разнообразная печатная продукция, в которой подробно изложены все теоретические основания и их актуализация, и, конечно, сама архитектура. Этот язык мы привыкли видеть каждый день, но его сложно представить в Венеции. Для нас это в какой-то степени вызов. Но, с другой стороны, идея «ярмарки» позволит отлично коммуницировать с публикой». Достижению поставленных задач будут служить и интерактивные шоу-программы, и такой новый для архитектурной биеннале способ подачи материала, как перформанс.
Аннотированный экстерьер дачи для стенда «Dacha co-op», 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
zooming
Эскиз фасада Российского павильона, 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Филипп Григорян. Фотография Аллы Павликовой

Подготовкой перформанса занимался режиссер Филипп Григорян. Выставка имитирует коммерческую ярмарку («экспо»), поэтому в течение двух дней вернисажа (5 и 6 июня) и 7 июня, когда выставка откроется для широкой публики, на каждом стенде будут работать «торговые представители» вымышленных компаний. Как рассказал Филипп Григорян, при выборе «торговых представителей» он сразу отказался от услуг профессиональных актеров. Вместо них были приглашены специалисты самых разных профессий, способные грамотно и непринужденно рассказать о том стенде, который они представляют. Это будут архитекторы, историки архитектуры, журналисты и др.
Семен Михайловский. Фотография Аллы Павликовой

Новый комиссар российской экспозиции, ректор Санкт-Петербургской Академии художеств (ИНЖСА) Семен Михайловский, сменивший на этом посту Григория Ревзина, отметил, что уникальность экспозиции этого года во многом связана с тем, что ее куратором выступил не один человек, а целый институт – большой коллектив молодых, энергичных и очень заинтересованных людей. Сама идея представить ряд концептуальных предложений прошлого, по мнению Михайловского, не кажется неожиданной. У мирового сообщества наибольший интерес всегда вызывала именно богатая история России. Мысль продемонстрировать русские идеи пришла в голову еще Юрию Аввакумову в 1996 году, но он сконцентрировался на бумажной архитектуре, тогда как «Стрелка» намеренно выбрала исключительно реализованные идеи. На 14-й биеннале практически не будет упоминаний о русском авангарде, которым знаменита Россия, но будет предложен колоссальный, накопленный за сто лет опыт, который можно использовать в современных условиях.
Диаграмма для стенда “Prefab Corp.”, 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Вся концепция выставки резюмируется в одном слогане — «Russia’s past, our present». Это игра слов, которая может быть переведена как «Прошлое России — наше настоящее», отражая стремление авторов поместить идеи из истории российской архитектуры в современный контекст, а также как «Прошлое России — наш подарок», показывая готовность донести наши идеи до международной публики понятными средствами.
Витражи для стенда “Moscow Metro Worldwide”, 2014, Александра Богданова / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

В первый же день открытия биеннале начнет работу сайт экспозиции www.fairenough.ru, где можно будет прочесть онлайн-каталог выставки на двух языках, найти информацию о событиях в павильоне, посмотреть фотографии и видео, узнать более подробно о каждом выставленном проекте. На этом же сайте будут опубликованы дискуссии, посвященные тематике выставки, которые пройдут на «Стрелке» в июле этого года.

29 Мая 2014

Пресса: Продали идеи
В институте «Стрелка» прошла лекция кураторов российского павильона Венецианской биеннале архитектуры. Образовательная площадка получила право представлять страну на выставке. Получившие специальный приз жюри сотрудники института «Стрелка» рассказали о том, как изменили традиционный подход к созданию экспозиции, придав ему нотку иронии.
Пресса: Венеция. Фундаментально
В Венеции проходит самый авторитетный профессиональный смотр – XIV Международная архитектурная биеннале. Куратор Рем Колхас обозначил ее тему как «Fundamentals» («Основы»).
Пресса: Отзывы о Moskve
В Венеции продолжается специальный выставочный проект Moskva: urban space в рамках Архитектурной биеннале. «Портал Архсовета» полистал книгу отзывов и нашел, что этот арт-объект оставляет посетителей под большим впечатлением.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Пресса: Будущее в прошедшем
Венецианская архитектурная биеннале продлится до 25 ноября. Бывший комиссар Российского павильона Григорий Ревзин побывал на биеннале после того, как закончились все официальные мероприятия.
Пресса: В башне из слоновой кости. В Венеции проходит XIV архитектурная...
С подачи нынешнего куратора Венецианской биеннале Рема Колахаса она стартовала в июне, на несколько месяцев раньше срока и, как и биеннале художественная, будет идти полгода. Там профессия также бьется за признание, за то, чтобы стать вровень с прочими видами культурного производства.
Пресса: Политэкономия архитектуры
Российский павильон «Fair Enough» на Венецианской биеннале удостоился специального упоминания жюри «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры». ART1 рассказывает о павильоне: «ярмарка, где с дешевого стандартизированного стенда приторные девушки и деятели культуры пытаются продавать вольно проинтерпретированные идеологемы из прошлого – точная метафора даже не современной российской архитектуры (ее как раз в меньшей степени), а вообще современной России».
Пресса: Читая модернизм
Александра Новоженова об Архитектурной биеннале в Венеции.
Пресса: Биеннале Рема: конец архитектуры
Основной пафос венецианской архитектурной биеннале этого года – никаких звезд архитектуры, царивших на экспозициях предыдущих лет.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Пресса: История архитектуры в зеркале унитаза
В садах Джардини открылась и будет работать до конца осени Венецианская архитектурная биеннале, главный смотр достижений в архитектуре всего мира. Тема этого года — «Основы». Куратор Рэм Колхас, который предложил эту тему, предпочел отказаться от выставочной традиции показывать все самое новое и оригинальное. Текущая биеннале разбирает здание на составные части: разделы выставки посвящены полу, потолку, лестницам, дверям и так далее.
Пресса: Венецианская архитектурная биеннале: обзор павильонов
14-я биеннале архитектуры в Венеции – первая, где куратор задал национальным павильонам общую тему: «Впитывая современность. 1914-2014». Рем Колхас предложил подумать о том, как модернизм уничтожил региональные школы архитектуры. Неудивительно, что в результате биеннале кажется несколько монотонной.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Премия хранительнице
«Золотой лев» за вклад в архитектуру 14-й Венецианской биеннале присужден Филлис Ламберт – заказчице Мис ван дер Роэ и основательнице Канадского центра архитектуры.
Павильон MOSKVA
На XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции Москва представит собственную экспозицию.
Исследовательский подход
Куратор 14-й Венецианской биеннале архитектуры Рем Колхас представил название будущей выставки — «Основы» (Fundamentals) — и пообещал объединить все экспозиции в национальных павильонах общей темой.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.