Парк на Ходынке: проекты десяти финалистов

Публикуем все концепции, сделанные во втором туре конкурса на парк «Ходынское поле».

mainImg
Мастерская:
Homeland Group http://homeland-group.ru
Артеза http://www.arteza.ru/
В понедельник планируется объявить победителей двух нашумевших ландшафтно-архитектурных конкурсов, посвященных благоустройству знаковых мест Москвы: на Триумфальную площадь и Ходынское поле. В преддверии долгожданной информации публикуем все работы участников конкурса на концепцию парка «Ходынское поле».

Результаты рейтинга, составленного жюри конкурса, стали известны 1 апреля. Первые три места рейтинга достались LAND Milano Srl., Perkins Eastman и Студии ландшафтной архитектуры Максима Коцюба соответственно. Далее места распределились следующим образом:
4. OKRA landscape architects (Нидерланды, Утрехт)
5. Артеза (Россия, Москва)
6. Хоумленд Архитектура (Россия, Москва)
7. Lap Landscape & Urban Design (Нидерланды, Роттердам)
8. Творческая Мастерская Т.М. (Россия, Самара)
9. ARGE M2M8 / Glasser&Dagenbach  (Германия-Россия)
10. Анатолий Козлов, Денис Барсуков (Россия, Москва)
Итак, представляем все десять концепций парка «Ходынское поле».

Лидеры рейтинга
 
1 место / Land Milano SRL (Италия, Милан)
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL, 2014

Итальянские архитекторы, в команду которых входили бюро Mario Cucinella Architects, графические дизайнеры LeftLoft и художник Томас Шёнауер (Thomas Schönauer), построили свою концепцию на «сочетании искусства и природных форм», насытив парк инсталляциями и объектами, среди которых открытый амфитеатр, музыкальная башня, музыкальный бульвар, множество площадок для хэппенингов и прочих развлечений на открытом воздухе. Расставленные по парку объекты красивы и современны: защищающие от дождя «грибы», светящийся луг, музыкальный фонтан, входы в метро в виде стеклянных павильонов со скошенными стенами, которые авторы сравнивают с осколками льда.

Тщательно проработаны схемы движения, начиная от остановок общественного транспорта и дорог вокруг парка и заканчивая пешеходными, велосипедными, лыжными, конными маршрутами и gps турами. Плотность сети тропинок, – подчеркивают авторы, учитывает вероятное количество посетителей парка.
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL, 2014
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле». Амфитеатр © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL

 
2 место / Perkins Eastman (США, Нью Йорк)
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman

Американские авторы называют свой вариант парка «природным убежищем в городской среде». Они разделили парк на три зоны: вдоль зданий ГЦСИ и торгового центра (на месте бывшей взлетной полосы) проходит «эспланада» – свободный проход для множества посетителей. Напротив, вдоль дуги Ходынского бульвара перед жилыми домами, располагается «сад» для прогулок местных жителей. Внутри, отделенный от эспланады озером, расположился «лес», место относительно дикое и романтическое.

Разнообразие прогулочного сюжета поддерживает разработанный авторами «хронологический диск» из объектов паркового дизайна, ориентированных на историю русской культуры и искусства.
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman

 
3 место / Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы (Украина, Киев)
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы

Если американцы поместили в центре парка лес, то Максим Коцюба, наоборот – большую площадь строго овальной формы. Площадь предназначена для театральных представлений и прочих мероприятий, например, зимой здесь можно было бы устроить снежный городок или выставку ледяных скульптур. Тщательный анализ градостроительной ситуации и предполагаемой интенсивности движения с учетом окружающей уличной сети позволил авторам сформировать сложную систему пространств для различных занятий: семейного отдыха, молодежного спорта, пеших прогулок.

Знаковой частью проекта стал предложенный архитекторами вантовый мост, рефлексия на тему пропеллера, «напоминающий об авиационном прошлом Ходынского Поля».
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы



Другие команды-финалисты
 
4 / Okra Landscape Architects (Нидерланды, Утрехт)

Здесь место площади перед зданием ГЦСИ занимает обширный водный партер – пруд, пересеченный тремя мостами и продолженный каналом, который разделяет дольку парка на две части. Впрочем, архитекторы связали пространство упругой сеткой широких, хотя и довольно-таки редких, дорожек, и перечеркнули широкой дугой цветастых газонов.
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects

 
5 / Артеза (Россия, Москва)
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза

Архитекторы мастерской ландшафтного дизайна Артеза сделали акцент на геопластике – создании искусственного рельефа, позволившего авторам увеличить площадь озеленения и сформировать в рамках парка множество разных вариантов ландшафта. Гуляя по парку, подчеркивают авторы, «посетитель мог бы попасть из одного пейзажа в другой: из сиреневого сада в яблоневый, в хвойный лес, на открытые пространства, покрытые массивами злаков».

Дмирий Онищенко, генеральный директор компании Артеза:
«Для нас участие в таком проекте, конкуренция на равных с такими компаниями как бюро Perkins Eastman из США или голландцами LAP landscape & Urban Design – это неоценимый опыт. Изначально мы не ставили перед собой обязательной целью выиграть данный конкурс. Вместе с нашими партнерами, архитектурной студией MEL и световой компанией IPro, мы создали качественную концепцию, смогли решить сложные планировочные задачи, предложили смелые идеи по планированию и геопластике пространства, внедрили современные архитектурные решения и новаторские системы освещения. Наша команда проделала большую работу, которой мы очень довольны. Уверен, что данный опыт увеличит наши шансы в будущих конкурсах, а в России наконец-то появятся парки, спроектированные российскими специалистами для российских условий».
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза

 
6 / Хоумленд Архитектура (Россия, Москва)
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура

Архитекторы отказались от идеи веерных волн искусственного рельефа, присутствовавшей в первом эскизном варианте, и разделили парк на две части: «городскую», больше похожую на сквер, между выходами из метро и музеем, – и пейзажную, с кривыми дорожками и столь же извилистыми прудами английского парка и разнообразием растительности.
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура

 
7 / Lap Landscape & Urban Design (Нидерланды, Роттердам)
Концепция парка «Ходынское поле» © Lap Landscape & Urban Design

Голландские авторы сделали акцент на спорте, поместив под окнами ГЦСИ овал футбольного поля, и еще одно поле поодаль, ближе к жилым домам. По периметру вьется широкая дорога, наводящая на мысли о хорошей пробежке вдоль пруда, вытянутого дугой, вероятно, для того, чтобы воздух на протяжении моциона был достаточно влажным. Впрочем, и здесь не обошлось без базовых идей: английского парка, занявшего собой основную часть, и французских регулярных партеров, вытянутых дугой вдоль массива жилых домов Ходынского бульвара.
Концепция парка «Ходынское поле» © Lap Landscape & Urban Design

 
8 / Творческая мастерская Т.М. (Россия, Самара)
Самарские архитекторы, тоже увлеченные спортом, хотя и в меньшей степени, чем голландцы, превратили свой парк в абстрактную картину, сложенную из нескольких геометрических сеток и фактур – в духе несколько более регулярного, чем обычно, Малевича. Впрочем полупрозрачные массивы деревьев, прочерченные длинными прямыми линиями, создают один из самых отчетливых образов аэродрома. Вероятно, это самый контекстуальный и ностальгический проект из всех представленных, несмотря на отсутствие в нем однозначных атрибутов аэродрома вроде винтов и самолетов. 
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.

 
9 / Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach (Германия-Россия)
Проект, впрочем как и предыдущий, продолжает идеи, заложенные в эскизе первого тура конкурса. Здесь все логично и просто: плоский партер группируется у ГЦСИ, впрочем вместо причудливых линий французского классицизма здесь, как и у самарцев, косые росчерки авангарда. В главной части – разноцветные клумбы (некоторые из них обещаны наклонными), по широкой же дуге тянется пейзажный парк, который ближе к границе пытается опять превратиться в партер, но теперь уже «правильный» французский, с полукругами и рамками, но полузаросший, но вполне серьезный. Схема напоминает проект Lap, или же наоборот (как знать).
Концепция парка «Ходынское поле» © Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach

 
10 / Козлов Анатолий, Барсуков Денис (Россия, Москва)
Ярковатая подача ощутимо мешает восприятию, делая парк похожим на танц-пол. А между тем здесь есть многое из уже перечисленного в предыдущих концепциях (что, разумеется, не говорит о заимствовании): стадионы (почему-то рядом с церковью), наложение криволинейных дорожек на прямые «стрелы», гибкая лента пруда с мостами, лодками и пляжем; самолетные винты, арбалеты, небольшой амфитеатр и водный партер перед музеем.
Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис

Анатолий Козлов
, архитектор:
«Градостроительная структура парка в нашем проекте определена системой лучевых просек в высокой зелени, направленных в сторону главной доминанты – здания ГЦСИ. Наш проект отличается четким функциональным делением территории на зоны, каждая из которых отличается по характеру пространственных впечатлений. В верхней зоне парковых сервисов, в соответствии с заданием, расположены два крыла трехэтажных  пассажей (общей площадью порядка 40000 м2) – дорога к храму. Выше – путь транзита масс болельщиков с запада (строящийся стадион ЦСКА) и востока (ледовая арена «Мегаспорт») в сторону северного выхода из метро. Лента системы водоемов, своими концами нацеленная в разрывы застройки с севера, выполняет роль горизонтальных связей. Форма парка с зонами-секторами рождает образ блюда с яствами на выбор».
zooming
Образная структура парка «Ходынка на выбор». Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Концепция парка «Ходынское поле». Тема «праздник» в парке. Гряда холмов © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Схема построения архитектурно- градостроительной и функциональной структуры парка. Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
***
Сообщая результаты судейства, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов специально подчеркнул, что победителем не обязательно станет один тройки лидеров – теоретически, все участники имеют одинаковые шансы на успех. Победитель, как уже было сказано, объявят в понедельник, 7 апреля. После того, как Департамент культуры и Департамент природопользования дадут комментарии проектам на основании рейтинга жюри.

Напомним, что десять финалистов были отобраны по смешанной схеме: пятеро по эскизам и пятеро по портфолио (эскизы и портфолио можно увидеть здесь). В январе 2014 две команды, отобранные по портфолио, – West 8 и HOK, – заменили на две другие: Land Milano SRL и Lap Landscape & Urban Design.

 
Мастерская:
Homeland Group http://homeland-group.ru
Артеза http://www.arteza.ru/

04 Апреля 2014

Похожие статьи
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Пресса: Объем застройки Ходынского поля в Москве достигнет...
Проектируемая территория площадью 70 гектаров входит в состав трех зон Хорошевского района - зону жилых микрорайонов, многофункциональную общественную зону и зону особо охраняемых природных и озелененных территорий.
Пресса: Парк искусственных газонов
Власти Москвы решили, как обустроить свободную территорию на Ходынском поле: там разобьют парк и одновременно застроят разными объектами. Как такое возможно, остается загадкой. Экологи и жители окрестных кварталов возмущаются: по их мнению, это место должно охраняться как памятник природы, а одобренный мэрией проект стоимостью почти 600 млн руб. представляет интерес разве что с точки зрения освоения бюджета.
Пресса: Российско-итальянский успех
В понедельник завершились сразу два знаковых архитектурных конкурса – концепций комплексного благоустройства Триумфальной площади и парка на Ходынском поле. На пресс-конференции в Москомархитектуре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил победителей – итальянское бюро LAND Milano Srl разработало лучший проект для Ходынки, а российская компания BuroMoscow – для Триумфальной.
Пресса: Архитектор Марио Кучинелла: В нашем дизайне парка...
31 марта были подведены итоги конкурса на лучшую архитектурную концепцию парка на Ходынском поле. Комиссия под председательством главного архитектора Москвы пока не выявила победителя, однако составила рейтинг финалистов. На первом месте в этом списке – проект компании архитекторов LAND Milano Srl. «Вечерняя Москва» побеседовала с ее представителем, итальянским архитектором Марио Кучинелла.
Пресса: От аэродрома осталось зеленое место
Судьба территории бывшего Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе решена – здесь будет разбит ландшафтный парк. На прошлой неделе был объявлен открытый международный конкурс на его архитектурную концепцию. Продлится конкурс до марта 2014 года, его цель – найти лучшие архитектурно-планировочные и объемно-пространственные решения для будущей зеленой зоны.
Пресса: Ходынка превратится в «чикагский» парк
В Москве объявлен открытый архитектурный конкурс на лучший проект парка «Ходынское поле». По задумке столичных властей, он не должен стать новым центром притяжения людей и транспорта, так что второго парка имени Горького или «Сокольников» здесь не будет.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.