Парк на Ходынке: проекты десяти финалистов

Публикуем все концепции, сделанные во втором туре конкурса на парк «Ходынское поле».

mainImg
Мастерская:
Homeland Group
Артеза
В понедельник планируется объявить победителей двух нашумевших ландшафтно-архитектурных конкурсов, посвященных благоустройству знаковых мест Москвы: на Триумфальную площадь и Ходынское поле. В преддверии долгожданной информации публикуем все работы участников конкурса на концепцию парка «Ходынское поле».

Результаты рейтинга, составленного жюри конкурса, стали известны 1 апреля. Первые три места рейтинга достались LAND Milano Srl., Perkins Eastman и Студии ландшафтной архитектуры Максима Коцюба соответственно. Далее места распределились следующим образом:
4. OKRA landscape architects (Нидерланды, Утрехт)
5. Артеза (Россия, Москва)
6. Хоумленд Архитектура (Россия, Москва)
7. Lap Landscape & Urban Design (Нидерланды, Роттердам)
8. Творческая Мастерская Т.М. (Россия, Самара)
9. ARGE M2M8 / Glasser&Dagenbach  (Германия-Россия)
10. Анатолий Козлов, Денис Барсуков (Россия, Москва)
Итак, представляем все десять концепций парка «Ходынское поле».

Лидеры рейтинга
 
1 место / Land Milano SRL (Италия, Милан)
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL, 2014

Итальянские архитекторы, в команду которых входили бюро Mario Cucinella Architects, графические дизайнеры LeftLoft и художник Томас Шёнауер (Thomas Schönauer), построили свою концепцию на «сочетании искусства и природных форм», насытив парк инсталляциями и объектами, среди которых открытый амфитеатр, музыкальная башня, музыкальный бульвар, множество площадок для хэппенингов и прочих развлечений на открытом воздухе. Расставленные по парку объекты красивы и современны: защищающие от дождя «грибы», светящийся луг, музыкальный фонтан, входы в метро в виде стеклянных павильонов со скошенными стенами, которые авторы сравнивают с осколками льда.

Тщательно проработаны схемы движения, начиная от остановок общественного транспорта и дорог вокруг парка и заканчивая пешеходными, велосипедными, лыжными, конными маршрутами и gps турами. Плотность сети тропинок, – подчеркивают авторы, учитывает вероятное количество посетителей парка.
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL, 2014
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле». Амфитеатр © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL

 
2 место / Perkins Eastman (США, Нью Йорк)
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman

Американские авторы называют свой вариант парка «природным убежищем в городской среде». Они разделили парк на три зоны: вдоль зданий ГЦСИ и торгового центра (на месте бывшей взлетной полосы) проходит «эспланада» – свободный проход для множества посетителей. Напротив, вдоль дуги Ходынского бульвара перед жилыми домами, располагается «сад» для прогулок местных жителей. Внутри, отделенный от эспланады озером, расположился «лес», место относительно дикое и романтическое.

Разнообразие прогулочного сюжета поддерживает разработанный авторами «хронологический диск» из объектов паркового дизайна, ориентированных на историю русской культуры и искусства.
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Perkins Eastman

 
3 место / Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы (Украина, Киев)
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы

Если американцы поместили в центре парка лес, то Максим Коцюба, наоборот – большую площадь строго овальной формы. Площадь предназначена для театральных представлений и прочих мероприятий, например, зимой здесь можно было бы устроить снежный городок или выставку ледяных скульптур. Тщательный анализ градостроительной ситуации и предполагаемой интенсивности движения с учетом окружающей уличной сети позволил авторам сформировать сложную систему пространств для различных занятий: семейного отдыха, молодежного спорта, пеших прогулок.

Знаковой частью проекта стал предложенный архитекторами вантовый мост, рефлексия на тему пропеллера, «напоминающий об авиационном прошлом Ходынского Поля».
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Студия Ландшафтной Архитектуры Максима Коцюбы



Другие команды-финалисты
 
4 / Okra Landscape Architects (Нидерланды, Утрехт)

Здесь место площади перед зданием ГЦСИ занимает обширный водный партер – пруд, пересеченный тремя мостами и продолженный каналом, который разделяет дольку парка на две части. Впрочем, архитекторы связали пространство упругой сеткой широких, хотя и довольно-таки редких, дорожек, и перечеркнули широкой дугой цветастых газонов.
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects
Концепция парка «Ходынское поле» © Okra Landscape Architects

 
5 / Артеза (Россия, Москва)
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза

Архитекторы мастерской ландшафтного дизайна Артеза сделали акцент на геопластике – создании искусственного рельефа, позволившего авторам увеличить площадь озеленения и сформировать в рамках парка множество разных вариантов ландшафта. Гуляя по парку, подчеркивают авторы, «посетитель мог бы попасть из одного пейзажа в другой: из сиреневого сада в яблоневый, в хвойный лес, на открытые пространства, покрытые массивами злаков».

Дмирий Онищенко, генеральный директор компании Артеза:
«Для нас участие в таком проекте, конкуренция на равных с такими компаниями как бюро Perkins Eastman из США или голландцами LAP landscape & Urban Design – это неоценимый опыт. Изначально мы не ставили перед собой обязательной целью выиграть данный конкурс. Вместе с нашими партнерами, архитектурной студией MEL и световой компанией IPro, мы создали качественную концепцию, смогли решить сложные планировочные задачи, предложили смелые идеи по планированию и геопластике пространства, внедрили современные архитектурные решения и новаторские системы освещения. Наша команда проделала большую работу, которой мы очень довольны. Уверен, что данный опыт увеличит наши шансы в будущих конкурсах, а в России наконец-то появятся парки, спроектированные российскими специалистами для российских условий».
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Артеза

 
6 / Хоумленд Архитектура (Россия, Москва)
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура

Архитекторы отказались от идеи веерных волн искусственного рельефа, присутствовавшей в первом эскизном варианте, и разделили парк на две части: «городскую», больше похожую на сквер, между выходами из метро и музеем, – и пейзажную, с кривыми дорожками и столь же извилистыми прудами английского парка и разнообразием растительности.
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура
Концепция парка «Ходынское поле» © Хоумленд Архитектура

 
7 / Lap Landscape & Urban Design (Нидерланды, Роттердам)
Концепция парка «Ходынское поле» © Lap Landscape & Urban Design

Голландские авторы сделали акцент на спорте, поместив под окнами ГЦСИ овал футбольного поля, и еще одно поле поодаль, ближе к жилым домам. По периметру вьется широкая дорога, наводящая на мысли о хорошей пробежке вдоль пруда, вытянутого дугой, вероятно, для того, чтобы воздух на протяжении моциона был достаточно влажным. Впрочем, и здесь не обошлось без базовых идей: английского парка, занявшего собой основную часть, и французских регулярных партеров, вытянутых дугой вдоль массива жилых домов Ходынского бульвара.
Концепция парка «Ходынское поле» © Lap Landscape & Urban Design

 
8 / Творческая мастерская Т.М. (Россия, Самара)
Самарские архитекторы, тоже увлеченные спортом, хотя и в меньшей степени, чем голландцы, превратили свой парк в абстрактную картину, сложенную из нескольких геометрических сеток и фактур – в духе несколько более регулярного, чем обычно, Малевича. Впрочем полупрозрачные массивы деревьев, прочерченные длинными прямыми линиями, создают один из самых отчетливых образов аэродрома. Вероятно, это самый контекстуальный и ностальгический проект из всех представленных, несмотря на отсутствие в нем однозначных атрибутов аэродрома вроде винтов и самолетов. 
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Творческая мастерская Т.М.

 
9 / Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach (Германия-Россия)
Проект, впрочем как и предыдущий, продолжает идеи, заложенные в эскизе первого тура конкурса. Здесь все логично и просто: плоский партер группируется у ГЦСИ, впрочем вместо причудливых линий французского классицизма здесь, как и у самарцев, косые росчерки авангарда. В главной части – разноцветные клумбы (некоторые из них обещаны наклонными), по широкой же дуге тянется пейзажный парк, который ближе к границе пытается опять превратиться в партер, но теперь уже «правильный» французский, с полукругами и рамками, но полузаросший, но вполне серьезный. Схема напоминает проект Lap, или же наоборот (как знать).
Концепция парка «Ходынское поле» © Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Arge M2M8 / Glasser&Dagenbach

 
10 / Козлов Анатолий, Барсуков Денис (Россия, Москва)
Ярковатая подача ощутимо мешает восприятию, делая парк похожим на танц-пол. А между тем здесь есть многое из уже перечисленного в предыдущих концепциях (что, разумеется, не говорит о заимствовании): стадионы (почему-то рядом с церковью), наложение криволинейных дорожек на прямые «стрелы», гибкая лента пруда с мостами, лодками и пляжем; самолетные винты, арбалеты, небольшой амфитеатр и водный партер перед музеем.
Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис

Анатолий Козлов
, архитектор:
«Градостроительная структура парка в нашем проекте определена системой лучевых просек в высокой зелени, направленных в сторону главной доминанты – здания ГЦСИ. Наш проект отличается четким функциональным делением территории на зоны, каждая из которых отличается по характеру пространственных впечатлений. В верхней зоне парковых сервисов, в соответствии с заданием, расположены два крыла трехэтажных  пассажей (общей площадью порядка 40000 м2) – дорога к храму. Выше – путь транзита масс болельщиков с запада (строящийся стадион ЦСКА) и востока (ледовая арена «Мегаспорт») в сторону северного выхода из метро. Лента системы водоемов, своими концами нацеленная в разрывы застройки с севера, выполняет роль горизонтальных связей. Форма парка с зонами-секторами рождает образ блюда с яствами на выбор».
zooming
Образная структура парка «Ходынка на выбор». Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Концепция парка «Ходынское поле». Тема «праздник» в парке. Гряда холмов © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Схема построения архитектурно- градостроительной и функциональной структуры парка. Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
Концепция парка «Ходынское поле» © Козлов Анатолий, Барсуков Денис
***
Сообщая результаты судейства, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов специально подчеркнул, что победителем не обязательно станет один тройки лидеров – теоретически, все участники имеют одинаковые шансы на успех. Победитель, как уже было сказано, объявят в понедельник, 7 апреля. После того, как Департамент культуры и Департамент природопользования дадут комментарии проектам на основании рейтинга жюри.

Напомним, что десять финалистов были отобраны по смешанной схеме: пятеро по эскизам и пятеро по портфолио (эскизы и портфолио можно увидеть здесь). В январе 2014 две команды, отобранные по портфолио, – West 8 и HOK, – заменили на две другие: Land Milano SRL и Lap Landscape & Urban Design.

 
Мастерская:
Homeland Group
Артеза

04 Апреля 2014

Похожие статьи
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Пресса: Объем застройки Ходынского поля в Москве достигнет...
Проектируемая территория площадью 70 гектаров входит в состав трех зон Хорошевского района - зону жилых микрорайонов, многофункциональную общественную зону и зону особо охраняемых природных и озелененных территорий.
Пресса: Парк искусственных газонов
Власти Москвы решили, как обустроить свободную территорию на Ходынском поле: там разобьют парк и одновременно застроят разными объектами. Как такое возможно, остается загадкой. Экологи и жители окрестных кварталов возмущаются: по их мнению, это место должно охраняться как памятник природы, а одобренный мэрией проект стоимостью почти 600 млн руб. представляет интерес разве что с точки зрения освоения бюджета.
Пресса: Российско-итальянский успех
В понедельник завершились сразу два знаковых архитектурных конкурса – концепций комплексного благоустройства Триумфальной площади и парка на Ходынском поле. На пресс-конференции в Москомархитектуре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил победителей – итальянское бюро LAND Milano Srl разработало лучший проект для Ходынки, а российская компания BuroMoscow – для Триумфальной.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.