Нездешние голоса

В Национальном музее в Осло открыта выставка о пионерах эко-движения – часть программы Архитектурной триеннале-2013.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Мы уже рассказывали о титульной выставке триеннале «За зеленой дверью», но помимо нее этот фестиваль составляют 70 различных мероприятий, в том числе – экспозиция «Необыкновенные голоса» (Far-Out Voices) в Национальном музее. Откликаясь на общую тему триеннале – «устойчивость» – она посвящена одному из источников современного «зеленого» движения, возникшего тогда, когда прилагательное «зеленый» никто еще в значении «экологический» не употреблял. Речь идет о контркультурном движении 1960-х – 1970-х годов, когда повседневное использование энергии солнца и вторсырья было равно связано с желанием жить в гармонии с «Матерью-Землей» и стремлением обрести независимость от государства и общества потребления.
zooming
Грэм Стивенс. «Пустынное облако». 1972 © Archive photographique FRAC Centre, Orléans
zooming
Вид экспозиции. Легкие деревянные конструкции напоминают о «куполах» калифорнийских коммун. Фото: Нина Фролова

Куратор Каролина Маниак-Бентон (Caroline Maniaque-Benton) встретилась с несколькими из ключевых фигур той эпохи, и их рассказы стали основой для концепции выставки и вошли в нее в виде видео-интервью. Все они американцы, за исключением британского художника Грэма Стивенса (Graham Stevens), чей надувной кинетический объект «Пустынное облако» (1972) попал на афишу выставки (он был задуман для конденсирования влаги в условиях жаркого климата), потому что именно США, особенно штаты Калифорния, Нью-Мексико и Колорадо, и были центром зарождавшегося эко-движения. В годы его пика в этом регионе можно было насчитать десятки тысяч коммун (самый известный – Дроп-сити), где их участники часто жили в «куполах», сооруженных из подручных материалах по подобию геодезического купола Бакминстера Фуллера (еще один герой того времени, который, впрочем, контркультуру открыто не поддерживал), противопоставляли опыт, приобретенный на практике, формальному обучению, бесконечно экспериментировали и щедро делились знаниями друг с другом. Европейцы же скорее выступали в роли прибывавших в Америку учеников или же восхищенных наблюдателей: статьи о достижениях «коммунаров» появлялись в Domus, L'architecture d'aujourd'hui и других ведущих журналах.
zooming
Коммуна Дроп-сити в Тринидад (штат Колородо). Около 1968 © Gilles Mahé / Centre Pompidou Mnam-CCI, Kansinsky Library

Каролина Маниак-Бентон и ее коллега Джереми МакГован (Jérémie McGowan) выделили в собранном ими материале три ключевые темы – «Эксперимент», «Отходы» и «Инструменты». Олицетворением характерного для того времени бесконечного экспериментирования стал Стив Бэр (Steve Baer), проектировщик устройств для использования солнечной энергии: и 40 лет назад, и сейчас он рассматривает их как путь к автономному от государственных систем существованию и резко критикует присвоение властями «солнечных» технологий, которые должны оставаться общедоступными.
zooming
Фотохроника испытания «Пустынного облака» в Кувейте в 1972. Фото: Нина Фролова

Проблема вторичного использования отходов представлена фигурой архитектора Сима Ван дер Рина (Sim Van der Ryn), который посвятил особенные усилия утилизации продуктов жизнедеятельности человека – проектированию сухих туалетов, экологичной канализации, систем использования «серой» воды и т. д. Свои идеи он воплощал в независимых от любых коммуникаций жилищах, в том числе и городских домах. Также Ван дер Рин – редкий для эпохи пример слияния с истеблишментом: будучи главным архитектором Калифорнии во 2-й половине 1970-х, он создал первую государственную программу строительства энергоэффективных офисных зданий и разработал обязательные для всех новых построек в штате нормативы по использованию энергии и по доступности для лиц с ограниченными возможностями.
zooming
Книга Сима Ван дер Рина о сухих туалетах, экологичной канализации, системах использования «серой» воды. Фото: Нина Фролова

Развивая тему отходов, кураторы напоминают, что нынешняя практика сортировки мусора, активно насаждаемая сверху и уже ставшая на Западе элементом «приличного» поведения (если не складывать пластик и бумагу в разные пакеты, соседи будут смотреть косо!), в 60-е и 70-е казалась из-за связанных с ней «асоциальных» идей почти подрывной деятельностью. Кроме того, те же купола из промышленных отходов или же кусков выброшенных на свалку автомобилей доставались их строителям-хозяевам почти даром, сегодня же отходы стали таким же сырьем, как и любое другое, и стоят нередко немалых денег. Достаточно вспомнить, как в ходе urban mining из старых свалок добывают цветные металлы, сжигая всю органику: раньше такой способ был невыгоден с финансовой точки зрения, теперь – уже нет.
zooming
Вид экспозиции. Фото: Nasjonalmuseet / Børre Høstland

В разделе «Инструменты» представлено интервью промышленного дизайнера Джеймса Болдуина (James Baldwin), который изобретал и тестировал новые инструменты для самодостаточной жизни и обучал работать с ними всех желающих, путешествия по Америке в автотрейлере Toolbox Truck, служившем ему домом и мастерской. Однако такая конкретная трактовка этого слова – лишь один из вариантов, использовавшихся в те годы: инструментами называли любой способ достижения целей – и йогу, и лечение травами.
zooming
Вид экспозиции. Фото: Nasjonalmuseet / Børre Høstland

Также среди героев выставки – архитектор Майкл Рейнольдс (Michael Reynolds), проектирующий до сих пор дома типа Earthship – в той или иной степени автономные постройки, причем особенно его интересовали глинобитные сооружения и дома из консервных банок.
zooming
Майкл Рейнольдс перед домом из банок. Фото © Earthship Biotecture / Earthship Biotecture

Целую стену выставочного зала занимает «Неоновая доска» – схема взаимоотношений общества и дизайнера и форм его социальной ответственности, которую Виктор Папанек (Victor Papanek) начертил на конференции в Копенгагене в 1969: там нашлось место цитатам Пабло Пикассо, братьев Кеннеди и даже Евгения Евтушенко. Эту схему автор намеренно оставил незавершенной, предоставив каждому возможность додумать ее самостоятельно. Такой демократический подход был характерен для всего движения, особенно ярко проявившись в «самодельных» изданиях на тему автономной жизни, строительства домов-«куполов» и т. д., называемых авторами «альбомами с вырезками» – несмотря на многотысячные тиражи и число читателей в несколько миллионов (Whole Earth Catalogue, Survival Scrapbooks, Dome Cookbook). Материал там располагался без очевидной логики, и каждый мог добавить туда свой рассказ или идею.
zooming
Фрагмент «Неоновой доски» Виктора Попанека. Фото: Нина Фролова

По такому же принципу действовали и кураторы выставки в Национальном музее, предложившие посетителям сделать из представленного материала свои собственные выводы. Безусловно, это может быть и уловкой, и даже признанием в робости с их стороны, хотя так же поступили и кураторы главной экспозиции триеннале, студия Rotor; приходится признать, что это уже устоявшийся прием в организации выставок, опробованный на самом высоком уровне.
zooming
Фрагмент «Неоновой доски» Виктора Попанека. Фото: Нина Фролова

Но все же одну мысль кураторов невозможно не усвоить: пресловутое «устойчивое развитие», которое всеми средствами продвигают сейчас корпорации и госструктуры и которое вызывает критику интеллектуалов–борцов с истеблишментом, начиналось во времена хиппи как радикальное движение свободолюбивых изобретателей и богемы, стремившихся обрести полную независимость от общественных и властных институтов. Герои выставки продолжают работать и сейчас, но кажется, что со времени их расцвета прошли века – настолько не представима сейчас абсолютная вера в человека, которой обладали первые эко-активисты – и решительность их последователей, тысячами объединявшихся в коммуны.


5-я архитектурная триеннале в Осло продлится до 1 декабря 2013.
Выставка «Необыкновенные голоса» в Национальном музее (архитектурный корпус) завершится 2 марта 2014.

zooming
Публикация о конференции Alloy («Сплав») в «самодельном» издании The Last Whole Earth Catalogue (страница 111) © Portola Institute Random House
zooming
Разворот «самодельного» издания Survival Scrapbooks. Фото: Нина Фролова

28 Октября 2013

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Листья травы
О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
В Пермском Политехе обучили искусственный интеллект...
В Пермском Политехе разработали интеллектуальную систему обработки изображений зданий, которая может определять цветовые закономерности архитектурных объектов. Технология поможет застройщикам многоквартирных домов эффективнее встраивать проекты в городское пространство.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.