В Национальном музее в Осло открыта выставка о пионерах эко-движения – часть программы Архитектурной триеннале-2013.
Грэм Стивенс. «Пустынное облако». 1972 © Archive photographique FRAC Centre, Orléans
Мы уже рассказывали о титульной выставке триеннале «За зеленой дверью», но помимо нее этот фестиваль составляют 70 различных мероприятий, в том числе – экспозиция «Необыкновенные голоса» (Far-Out Voices) в Национальном музее. Откликаясь на общую тему триеннале – «устойчивость» – она посвящена одному из источников современного «зеленого» движения, возникшего тогда, когда прилагательное «зеленый» никто еще в значении «экологический» не употреблял. Речь идет о контркультурном движении 1960-х – 1970-х годов, когда повседневное использование энергии солнца и вторсырья было равно связано с желанием жить в гармонии с «Матерью-Землей» и стремлением обрести независимость от государства и общества потребления.
Вид экспозиции. Легкие деревянные конструкции напоминают о «куполах» калифорнийских коммун. Фото: Нина Фролова
Куратор Каролина Маниак-Бентон (Caroline Maniaque-Benton) встретилась с несколькими из ключевых фигур той эпохи, и их рассказы стали основой для концепции выставки и вошли в нее в виде видео-интервью. Все они американцы, за исключением британского художника Грэма Стивенса (Graham Stevens), чей надувной кинетический объект «Пустынное облако» (1972) попал на афишу выставки (он был задуман для конденсирования влаги в условиях жаркого климата), потому что именно США, особенно штаты Калифорния, Нью-Мексико и Колорадо, и были центром зарождавшегося эко-движения. В годы его пика в этом регионе можно было насчитать десятки тысяч коммун (самый известный – Дроп-сити), где их участники часто жили в «куполах», сооруженных из подручных материалах по подобию геодезического купола Бакминстера Фуллера (еще один герой того времени, который, впрочем, контркультуру открыто не поддерживал), противопоставляли опыт, приобретенный на практике, формальному обучению, бесконечно экспериментировали и щедро делились знаниями друг с другом. Европейцы же скорее выступали в роли прибывавших в Америку учеников или же восхищенных наблюдателей: статьи о достижениях «коммунаров» появлялись в Domus, L'architecture d'aujourd'hui и других ведущих журналах.
Коммуна Дроп-сити в Тринидад (штат Колородо). Около 1968 © Gilles Mahé / Centre Pompidou Mnam-CCI, Kansinsky Library
Каролина Маниак-Бентон и ее коллега Джереми МакГован (Jérémie McGowan) выделили в собранном ими материале три ключевые темы – «Эксперимент», «Отходы» и «Инструменты». Олицетворением характерного для того времени бесконечного экспериментирования стал Стив Бэр (Steve Baer), проектировщик устройств для использования солнечной энергии: и 40 лет назад, и сейчас он рассматривает их как путь к автономному от государственных систем существованию и резко критикует присвоение властями «солнечных» технологий, которые должны оставаться общедоступными.
Фотохроника испытания «Пустынного облака» в Кувейте в 1972. Фото: Нина Фролова
Проблема вторичного использования отходов представлена фигурой архитектора Сима Ван дер Рина (Sim Van der Ryn), который посвятил особенные усилия утилизации продуктов жизнедеятельности человека – проектированию сухих туалетов, экологичной канализации, систем использования «серой» воды и т. д. Свои идеи он воплощал в независимых от любых коммуникаций жилищах, в том числе и городских домах. Также Ван дер Рин – редкий для эпохи пример слияния с истеблишментом: будучи главным архитектором Калифорнии во 2-й половине 1970-х, он создал первую государственную программу строительства энергоэффективных офисных зданий и разработал обязательные для всех новых построек в штате нормативы по использованию энергии и по доступности для лиц с ограниченными возможностями.
Книга Сима Ван дер Рина о сухих туалетах, экологичной канализации, системах использования «серой» воды. Фото: Нина Фролова
Развивая тему отходов, кураторы напоминают, что нынешняя практика сортировки мусора, активно насаждаемая сверху и уже ставшая на Западе элементом «приличного» поведения (если не складывать пластик и бумагу в разные пакеты, соседи будут смотреть косо!), в 60-е и 70-е казалась из-за связанных с ней «асоциальных» идей почти подрывной деятельностью. Кроме того, те же купола из промышленных отходов или же кусков выброшенных на свалку автомобилей доставались их строителям-хозяевам почти даром, сегодня же отходы стали таким же сырьем, как и любое другое, и стоят нередко немалых денег. Достаточно вспомнить, как в ходе urban mining из старых свалок добывают цветные металлы, сжигая всю органику: раньше такой способ был невыгоден с финансовой точки зрения, теперь – уже нет.
Вид экспозиции. Фото: Nasjonalmuseet / Børre Høstland
В разделе «Инструменты» представлено интервью промышленного дизайнера Джеймса Болдуина (James Baldwin), который изобретал и тестировал новые инструменты для самодостаточной жизни и обучал работать с ними всех желающих, путешествия по Америке в автотрейлере Toolbox Truck, служившем ему домом и мастерской. Однако такая конкретная трактовка этого слова – лишь один из вариантов, использовавшихся в те годы: инструментами называли любой способ достижения целей – и йогу, и лечение травами.
Вид экспозиции. Фото: Nasjonalmuseet / Børre Høstland
Также среди героев выставки – архитектор Майкл Рейнольдс (Michael Reynolds), проектирующий до сих пор дома типа Earthship – в той или иной степени автономные постройки, причем особенно его интересовали глинобитные сооружения и дома из консервных банок.
Майкл Рейнольдс перед домом из банок. Фото © Earthship Biotecture / Earthship Biotecture
Целую стену выставочного зала занимает «Неоновая доска» – схема взаимоотношений общества и дизайнера и форм его социальной ответственности, которую Виктор Папанек (Victor Papanek) начертил на конференции в Копенгагене в 1969: там нашлось место цитатам Пабло Пикассо, братьев Кеннеди и даже Евгения Евтушенко. Эту схему автор намеренно оставил незавершенной, предоставив каждому возможность додумать ее самостоятельно. Такой демократический подход был характерен для всего движения, особенно ярко проявившись в «самодельных» изданиях на тему автономной жизни, строительства домов-«куполов» и т. д., называемых авторами «альбомами с вырезками» – несмотря на многотысячные тиражи и число читателей в несколько миллионов (Whole Earth Catalogue, Survival Scrapbooks, Dome Cookbook). Материал там располагался без очевидной логики, и каждый мог добавить туда свой рассказ или идею.
Фрагмент «Неоновой доски» Виктора Попанека. Фото: Нина Фролова
По такому же принципу действовали и кураторы выставки в Национальном музее, предложившие посетителям сделать из представленного материала свои собственные выводы. Безусловно, это может быть и уловкой, и даже признанием в робости с их стороны, хотя так же поступили и кураторы главной экспозиции триеннале, студия Rotor; приходится признать, что это уже устоявшийся прием в организации выставок, опробованный на самом высоком уровне.
Фрагмент «Неоновой доски» Виктора Попанека. Фото: Нина Фролова
Но все же одну мысль кураторов невозможно не усвоить: пресловутое «устойчивое развитие», которое всеми средствами продвигают сейчас корпорации и госструктуры и которое вызывает критику интеллектуалов–борцов с истеблишментом, начиналось во времена хиппи как радикальное движение свободолюбивых изобретателей и богемы, стремившихся обрести полную независимость от общественных и властных институтов. Герои выставки продолжают работать и сейчас, но кажется, что со времени их расцвета прошли века – настолько не представима сейчас абсолютная вера в человека, которой обладали первые эко-активисты – и решительность их последователей, тысячами объединявшихся в коммуны.
5-я архитектурная триеннале в Осло продлится до 1 декабря 2013. Выставка «Необыкновенные голоса» в Национальном музее (архитектурный корпус) завершится 2 марта 2014.
Публикация о конференции Alloy («Сплав») в «самодельном» издании The Last Whole Earth Catalogue (страница 111) © Portola Institute Random House
Разворот «самодельного» издания Survival Scrapbooks. Фото: Нина Фролова
|