Устойчивое чувство комфорта

На 5-й архитектурной триеннале, которая завершается сейчас в Осло, обсудили вопрос: совместим ли комфорт с политикой экономии ресурсов.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
«Будущее комфорта» стала главной конференцией триеннале (напомним, что этот архитектурный фестиваль включал в себя в общей сложности 70 событий – выставок, воркшопов и конференций разного масштаба) и была приурочена ко Дню архитектуры–2013. Очевидно, что в обществе потребления комфорт стоит во главе угла, и на поддержание чувства довольства уходит немало сил и средств на всех уровнях: от деятельности правительств до стремления к приятной и спокойной жизни отдельного гражданина. Но как эта бесконечная трата ресурсов согласуется с «устойчивым развитием», которому и была посвящена нынешняя триеннале? Не является ли оно синонимом умеренности, если не аскетизма, с современным пониманием комфорта плохо совместимого?
zooming
Пристань в районе Тьювхольмен в Осло. Фото: Нина Фролова
Район Тьювхольмен в Осло. Фото: Нина Фролова

Этот вопрос и было предложено рассмотреть участникам конференции: возможен ли комфорт в «зеленом» будущем, останется ли он прежним, или же под влиянием суровой действительности кардинально поменяет форму, вообще исчезнет как понятие? Комфорт в той или иной степени определяет нашу жизнь во всех ее сферах, и архитектура – не исключение. Однако очевидно противоречие: «пользователи» зданий оценивают их в первую очередь по степени комфортности, но эту проблему вообще не затрагивают в вузах, да и исследователей «архитектурного комфорта» не найти.
Стоянка для велосипедов в комплексе Barcode в Осло. Фото: Нина Фролова

В такой ситуации понятие комфорта необходимо как минимум систематизировать, выделив как неважный и даже вредный гедонизм без оглядки на последствия. В качестве его примера президент Норвежской ассоциации архитекторов (NAL) Ким Скоре привел типичное для страны явление – отапливаемые огромным числом обогревателей открытые террасы, которые в холодное время года кафе устраивают для своих посетителей-курильщиков. Для разделения степеней комфорта на конференции было предложено использовать нечто вроде «пирамиды Маслоу»: ее основанием ожидаемо стал физический комфорт, выше расположился практический, а вершину образовал психологический комфорт.
zooming
Каролина Стил и Альфредо Бриллембург. Фото: National Association of Norwegian Architects

Венесуэльский архитектор и исследователь Альфредо Бриллембург (Urban Think Tank) подчеркнул, что в странах третьего мира речь идет лишь о базовом комфорте (свободе от жажды и голода, о безопасности и здоровье), и это должно стать общим знаменателем для всех стран. По мнению Бриллембурга, что хорошо для бедных, то хорошо и для всего мира.
zooming
Urban Think Tank. Канатная дорога Metro Cable Caracas в Каракасе. 2010. Фото © Iwan Baan

Его собственные проекты направлены на улучшение условий жизни в трущобах Каракаса (например, канатная дорога, позволяющая быстро преодолевать занимавший ранее часы путь вверх по склону – что актуально, например, при срочном визите к врачу) и тем самым повышают там уровень комфорта.
Катарина Габриэльсон. Фото: National Association of Norwegian Architects

Гораздо более конкретным и оригинальным был доклад Катарины Габриэльсон с архитектурного факультета Королевского технологического института в Стокгольме о субъективности комфорта и его пространственных проявлений. По ее мнению, комфорт сейчас во многом связан с необходимостью в утешении и успокоении, которые современный человек чаще всего получает через неумеренное потребление пищи и промышленных товаров. Это чисто западная болезнь, основанная на субъективной оценке собственных потребностей – здесь Габриэльсон согласна с Бриллембургом – и очень полезно задуматься о том, что действительно необходимо человеку, а что лишь кажется таковым.
zooming
План палаццо Антонини в Удине. Архитектор Андреа Палладио. 1556. Рисунок Оттавио Бертотти Скамоцци via Wikimedia Commons

Рассказывая об эволюции пространственного комфорта, Катарина Габриэльсон сравнила план палаццо Антонини в Удине, построенном Андреа Палладио в 1556, где все комнаты – проходные, и потому хозяева, их дети и слуги перемещаются по общей «территории», а личного пространства как такового нет, с проектом дома Александра Клейна 1928 года, где циркуляция осуществляется по коридору, и у каждого члена семьи имеется своя изолированная комната. В результате, шум, запахи и любые другие источники беспокойства сводятся к минимуму: дети помещаются в детскую, а слуги вообще могут «исчезнуть» – если в доме для них имеется особый коридор.


В наше время тенденция к изоляции индивида как норма комфорта еще усилилась: постоянно растет число домов с одним жильцом, однако одновременно обострилась проблема одиночества как серьезной помехи все тому же комфорту. Личное пространство, все четче выгораживаемое из общественного, подразумевает большую свободу ¬– но современные виды контроля за гражданами превращает такую жизнь в подобие тюрьмы-паноптикума, считает Габриэльсон: каждый имеет собственную «камеру-одиночку», но не может точно знать, наблюдают ли за ним или нет.

Своеобразным ответом на эту тупиковую ситуацию, считает исследовательница, стали городские молодежные коммуны, где участникам удается жить практически без денег, используя почти неисчерпаемый ресурс – отходы мегаполиса.
zooming
Миник Росинг. Фото: National Association of Norwegian Architects

Знаменитый геолог из Гренландии Миник Росинг, куратор датского павильона на прошлой биеннале в Венеции, обратил внимание аудитории на то, что с начала века пара человек работает все меньше, его заменяют машины, что стало возможным, в первую очередь, благодаря дешевой энергии полезных ископаемых – и в этот же момент начался катастрофический рост выбросов СО2. Мы используем в 20 раз больше энергии, чем могли бы, потому что не хотим терять привычный уровень комфорта, который нам обеспечивают машины. Опять же, образ жизни поменять не так уж сложно, утверждает Росник, приводя пример коренного, эскимосского населения Гренландии, с готовностью переселившегося в современные дома – но проблема в том, что двигаться легко лишь в сторону увеличения, а не снижения комфорта.
zooming
Powerhouse Company. Вилла «Нео» на Кипре. Проект 2009 года. Изображение с сайта powerhouse-company.com

Однако и роскошь может стать двигателем прогресса, считает директор Института Берлаге, основатель бюро Powerhouse Company голландец Нанне де Рю: изобретая нечто новое для пресыщенных бездельников, можно сделать не одно и не два интересных открытия. В качестве примера из своей архитектурной практики он привел проект виллы на Кипре, где заказчик обязательно желал сделать панорамное остекление. Чтобы осуществить это в условиях жаркого климата, пришлось частично разместить постройку в искусственном углублении, а также использовать кровлю с большим выносом.
Парк скульптур у музея Аструп-Фернли в Осло. Фото: Нина Фролова

Однако почти все докладчики сошлись на том, что ничем неограниченное потребление в мире ограниченных ресурсов – сценарий с близким концом, и уже сейчас даже в странах «первого мира» комфорта достигнуть не всегда легко: достаточно вспомнить исследования участницы конференции, британского архитектора Каролины Стил о влиянии пищи на формирование городов и нашего образа жизни, в частности, о проблемах, с которыми мы сталкиваемся уже сейчас и вынуждены будем решить в будущем.


***

Основные события триеннале в Осло были подчеркнуто международными, и Норвегия была представлена в них наравне с другими странами. Однако столичная Школа архитектуры и дизайна AHO посвятила свою небольшую выставку норвежской архитектурной школе как явлению и ее давней связи с понятием «устойчивости». Экспозиция «Сделано по заказу: натурализация традиции» очерчивает отношения национальной традиции с понятиями природы и природного за последние 70 лет. Идею сдержанной, умеренной архитектуры в мире ограниченных ресурсов выдвинул еще Кнут Кнутсен в своем эссе 1961 года, но речь идет не только о практической стороне дела. Природа в норвежской архитектуре – это не только физическое ограничение, но и средство усиления архитектурного образа, а также концептуальная платформа для создания этих образов.
Вид экспозиции Custom Made. Фото: Espen Grønli
zooming
Вид экспозиции Custom Made. Фото: Espen Grønli

Все эти аспекты охвачены в рамках двух архетипических объектов: «Стены» (на ней представлены постройки норвежских архитекторов с 1960-х до наших дней, в основе которых лежит идея природы) и «Книги» – это 165 228 страниц, посвященных норвежской архитектуре на норвежском языке с 1945 по 2013 годы. Но кураторы – молодые преподаватели AHO – подчеркивают: это подведение итогов не ставит себе целью формирование «канона». Скорее, это демонстрация разных, но всегда «сделанных по заказу» подходов к экологии в норвежской архитектуре, которые могут служить основой для дальнейшего развития.

19 Ноября 2013

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Листья травы
О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.
Нездешние голоса
В Национальном музее в Осло открыта выставка о пионерах эко-движения – часть программы Архитектурной триеннале-2013.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.