Условно «зеленое» будущее

На 5-й архитектурной триеннале в Осло кураторы представили на удивление трезвый взгляд на понятие «устойчивости».

mainImg
То, что очередная самая крупная в Скандинавии архитектурная выставка будет посвящена «устойчивости», выяснилось лишь в ходе международного конкурса на должность куратора. Организаторы триеннале, агентство Norsk Form, поставили перед всеми кандидатами единственное ограничение: тема должна быть четко сформулированной, чтобы все участники держались в ее рамках. Такое требование возникло после посещения ими разных биеннале и триеннале (в том числе и московской в 2012), где экспоненты часто показывали, кто что пожелает, и об общей теме выставки догадаться по экспозиции было практически невозможно.
Экспозиция «За зеленой дверью». Фото: Marte Garmann
Экспозиция «За зеленой дверью». Фото: Marte Garmann

Выигравшие в итоге конкурс бельгийцы Rotor известны широкой публике своей остроумной выставкой Usus/Usures на Венецианской биеннале в 2010 (тогда они представили в бельгийском павильоне изношенные архитектурные детали типичных современных зданий как элегантную выставку современного искусства), а также как назначенные Ремом Колхасом кураторы ретроспективы ОМА в лондонской Barbican Art Gallery в 2011. Но в Осло перед ними стояла гораздо более масштабная и ответственная задача – исследование ключевого для современной идеологии и даже, возможно, мифологии понятия «устойчивости», термина настолько часто употребляемого, что он почти потерял всякое значение.
zooming
Дмитрий Медведев обсуждает возможность строительство “CO2-нейтрального президентского дворца” с датскими специалистами вокруг макета Green Lighthouse (http://www.lightonline.ru/svet/Architecture/Green_LightHouse.html )

Девиз всей триеннале и название ее главной выставки в центре DogA, созданной самими Rotor – «За зеленой дверью». Эта «зеленая дверь» и есть определение «устойчивый», за которым может скрываться все, что угодно. В ходе подготовки экспозиции кураторы собрали 625 «устойчивых» объектов, у которых, как и ожидалось, часто нет почти ничего общего. Они распределили эти экспонаты по темам («Красота», «Бетон», «Протезирование», LEED), а также по чрезвычайно длинной хронологической линейке от 1970 – когда можно говорить о вполне оформившемся «зеленом» движении – до 2050, до которого простираются некоторые современные эко-стратегии. На этой шкале наиболее подробно рассмотренными оказались 2000-е, но это простительно, потому что в рамках триеннале проходит особая выставка об эко-пионерах (о ней мы расскажем особо).
Экспозиция «За зеленой дверью». Фото: Marte Garmann

Кураторы начали с азов – одну из стен выставочного зала заняла огромная репродукция фотографии «Восход Земли», сделанной экипажем космического корабля «Аполлон-8» в 1968: на этом снимке наша планета противопоставлена мертвой поверхности Луны. Активисты эко-движения использовали этот и другие снимки Земли из космоса как наглядный пример «ограниченности» ее размеров (и ресурсов), а также ее возможного будущего как безжизненной пустыни.
Ящик для ядовитых бытовых отходов. Миллионы подобных распространяло правительство Фландрии среди населения в 1990-е годы. Замок «с защитой от детей» было сложно открыть даже взрослым, поэтому ящик по назначению никто не использовал. Фото: Нина Фролова

Также ключевое место в экспозиции занимает доклад «Комиссии Брунтланн» (1987) – Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, которую возглавила бывший норвежский премьер Гру Харлем Брунтланн: эта комиссия должна была сформулировать «всеобщее восприятие экологических проблем» и «цели для мирового сообщества». В попытке выработать актуальную для всех платформу и был создан термин «устойчивое развитие» с определением «развитие, которое отвечает потребностям настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять их потребности». Это логичное, но весьма расплывчатое определение стало за прошедшие почти 30 лет базой для законодательных актов, программ и инициатив разного уровня: примерно столько же понадобилось для того, чтобы абстрактная идея превратилась в конкретные, реальные проекты и процессы. Конечно, само понятие «потребностей» весьма условно – измерить их сложно; этой проблеме была посвящена главная конференция триеннале «Будущее комфорта» (о ней мы также планируем рассказать нашим читателям).
zooming
Жилой дом «Тур Буа Ле Претр» – реконструкция. Бюро Lacaton & Vassal © Frédéric Druot

Поразительно различные «устойчивые» проекты и процессы кураторы представляют нашему вниманию как равные по значению, лишь их комментарии порой становятся едко-ироничными. На выставке можно найти безупречные примеры – рассказ о калифорнийской семье, уменьшившей объем бытовых отходов до 1 литра в год или о применении низкокачественной, не подходящей для текстильного производства овечьей шерсти как идеального изоляционного материала, но больше все-таки сюжетов с подвохом. Так, кураторы задаются вопросом: не превратились ли растиражированные фото скромного быта жильцов реконструированной парижской башни «Тур Буа Ле Претр» в новый «глянец», наподобие эффектных снимков новых музеев и дорогих вилл – только с «зеленым» оттенком? Или публикуют свежий материал из журнала Abitare о том, как проповедник «гедонистической устойчивости» Бьярке Ингельс (BIG) очаровал датского министра окружающей среды Иду Аукен, что позволило ему все-таки утвердить свой неоднозначный проект мусоросжигательного завода с горнолыжным склоном в Копенгагене, на тот момент практически свернутый.
zooming
Мусороперерабатывающий завод и горнолыжный склон Amagerforbraending © BIG Archtects

Рассказывается и о популярности «вторично использованного тика» в США, из-за которой в Таиланде демонтируются вполне пригодные для жизни дома из этой древесины (естественно, их бывшие владельцы затем строят себе новые – что вряд ли можно назвать эффективным использованием ресурсов) или же об изоляционном материале из обрезков haute couture, непригодном к использованию из-за его непреодолимой горючести – зато его создатели получили свою минуту славы в эко-блогах.
«Устойчивый» столик из веток сосны, срезанных с живых деревьев и обработанных на станке с цифровым управлением. Бюро Helen & Hard. Фото: Нина Фролова

Сильно досталось и так критикуемой всеми системе эко-сертификации зданий LEED: на выставке приведены примеры получивших ее одобрение бензоколонки BP с кровлей из 1653 стальных панелей в Лос-Анджелесе (Office dA) и парковки на 882 машин (лишь 14 из них – электромобили).
zooming
Helios House - бензоколонка BP в Лос-Анджелесе. Бюро Office dA

Кураторами была многократно помянута президентская библиотека Дж. Буша-младшего, получившая платиновый сертификат LEED несмотря на то, что там хранятся документы о таких «неустойчивых» шагах этого правителя, как военная операция в Ираке и Афганистане, выход США из Киотского протокола, открытие для нефтедобычи Национального Арктического заповедника и т. д. Казалось бы, это большая натяжка: одно дело – материальность «зеленого» здания, другое – «преступления против окружающей среды», представленные внутри него в виде неосязаемых терабайтов информации. Но за этот пример можно вытянуть, как удочкой, всю концепцию Rotor, хотя они и скрывают ее в «случайном» подборе экспонатов и сюжетов.
zooming
Экспериментальные устройства для обогрева ног и головы: если эти части тела - в тепле, в остальном человек легко переносит довольно низкую температуру в помещении, что позволяет экономить ресурсы. Фото: Нина Фролова

Они рассматривают «устойчивость» как относительное, условное понятие: каждый «зеленый» шаг остается «зеленым» в тех или иных границах, превращаясь в свою противоположность за пределами своего «кармана устойчивости». Знаменитый Масдар в Абу-Даби будет сверх-экологичным на своей площади в 6 км2, но за его крепостной стеной останутся привозящие его жителей автомобили на бензиновом ходу и обеспечивающий ему статус всемирного центра технологий аэропорт – по определению один из самых «грязных» объектов. Автомобили на биотопливе не навредят окружающей среде, но вступят в конкурентную борьбу за сельхозугодия и сельхозпродукцию – и так чрезвычайно востребованные ресурсы. Ветряки вырабатывают чистую энергию, но для их сооружения нужно немало железобетона, а ветротурбины затем невозможно переработать.
Газонокосилка на солнечных батареях. 1990-е годы. Фото: Нина Фролова

Поэтому кураторы считают, что значение понятия «устойчивости» – в его воспитательной функции: человек под влиянием «зеленых» идей и проектов осознает, что для его образа жизни существует альтернатива и что ресурсы Земли исчерпаемы, поэтому эта идея должна быть безупречна с моральной точки зрения. Поэтому ее стоит принять на веру как вполне достойную «временную правду», которую возможно или даже наверняка ниспровергнут в грядущих дискуссиях – но тогда и общая ситуация будет иной. Какой именно – конечно, неизвестно, но кураторы надеются, что нынешние «кармашки устойчивости» расширятся до такой степени, что охватят весь мир.

Архитектурная триеннале в Осло продлится до 1 декабря 2013.
Экспозиция «За зеленой дверью». Фото: Marte Garmann
Экспозиция «За зеленой дверью». Фото: Marte Garmann
Экспозиция «За зеленой дверью». Фото: Marte Garmann
Экспозиция «За зеленой дверью». Фото: Нина Фролова

18 Октября 2013

Нездешние голоса
В Национальном музее в Осло открыта выставка о пионерах эко-движения – часть программы Архитектурной триеннале-2013.
«Восьмерка» над метро
Штаб-квартира компании Infinitus по проекту Zaha Hadid Architects талией своего объема-«восьмерки» перекинута через тоннель метро в Гуанчжоу.
Фасад в динамике
«Олимпийский дом» в Лозанне по проекту датского бюро 3XN построен на месте старого здания МОК, 95% материалов которого после сноса было использовано повторно.
Живая лаборатория
Snøhetta и Гарвардский университет превратили довоенный дом в Кембридже в энергоэффективный офис, способный адаптироваться к погодным условиям и смене времен года.
Открытый небу
На выставке 2018 China House Vision архитекторы MAD представили собственную концепцию дома будущего — в формате «живого сада». Экспериментальный павильон питается от солнечных батарей.
Четыре башни
Новое здание Копенгагенской международной школы по проекту C.F. Møller получило фасад из 12 000 солнечных батарей.
Стадион-передовик
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на проект деревянного футбольного стадиона, который должен стать самым экологичным в мире.
Около ноля
Самое большое в Европе «пассивное» офисное здание возведено в Брюсселе по проекту голландского бюро cepezed.
Стартапы под соломенной крышей
Традиционная английская кровельная технология использована в самом энергоэффективном и экологичном здании Великобритании на сегодняшний день – Центре предпринимательства в Норидже по проекту Architype.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.