«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть неструганой стороной
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Сегодня стали известны результаты конкурса архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» на Софийской набережной, о старте которого было объявлено в конце мая. Конкурс был инициирован Москомархитектурой и организован Союзом архитекторов России, собственник участка – ООО «Сбербанк Капитал», роль технического заказчика исполняет ООО «Мидланд Девелопмент». В экспертную комиссию, кроме представителей заказчика, вошли Сергей Кузнецов, Андрей Боков, Владимир Плоткин и Сергей Чобан. Проекты были вынесены на рассмотрение жюри анонимно, под кодовыми номерами.
В результате обсуждения жюри приняло решение вернуться к предыдущему проекту (с котороым можно в общих чертах познакомиться здесь), мотивируя свою позицию тем, что их концепция лучше всего подходит для данного места. Проект был разработан ООО «МАО – Среда» (рук. Вычеслав Осипов), которое по условиям конкурса сохраняло за собой статус генпроектировщика. Проект Вячеслава Осипова будет принят за основу.
Однако из семи работ участников конкурса выбрали три равнозначных победителя: проекты Евгения Герасимова, Никиты Явейна и Ильи Уткина. Концепции победителей будут приняты в качестве консультационных – их авторам предложат совместно с генпроектировщиком поработать над окончательным обликом гостиничного комплекса.
К сказанному надо добавить, что за время проведения конкурса несколько изменился заявленный в мае состав его участников: вначале в списке значились ADM и бюро Сергей Киселев и Партнеры, на финишной прямой их сменили Никита Явейн и Сергей Туманин.
Публикуем проекты победителей и других участников конкурса с авторскими описаниями.
Победитель конкурса. Герасимов и партнеры
Победитель конкурса. ООО «Герасимов и партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Создание интересных видовых перспектив как из самого комплекса и прилегающей территории на собор Василия Блаженного и Кремль, так и с Васильевского спуска на проектируемый комплекс.
Создание визуального коридора от храма Василия Блаженного через проектируемый комплекс на церковь Иконы Божией Матери «Всем скорбящим радость»
Организация, как комфортного внутреннего пространства – закрытого двора комплекса, так и общедоступной благоустроенной зоны общегородского значения с видом на Кремль (по аналогии со «стрелкой» с видом на Храм Христа Спасителя).
Применения фасадного приёма, подчёркивающего градостроительную концепцию.»
Победитель конкурса. ООО «Герасимов и партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Герасимов и партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Студия 44». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. Студия 44
Победитель конкурса. ООО «Студия 44». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Как нам рассказала пиар-директор «Студии 44» Людмила Лихачева, работая над проектом «Царева сада» архитекторы опирались на три тематических источника. Главной идеей стало воспоминание о «верховых садах», популярных в царских и боярских хоромах Москвы XVII века – архитекторы так и назвали свой проект: «Верховые сады». О садах русского средневековья здесь напоминают три небольших парка: регулярный на крыше торгового комплекса, вытянувшегося вдоль Устьинского моста; скверы на кровлях жилого корпуса, предназначенные для обитателей пентхаусов, и небольшой живописный парк между жилым и торговым корпусами, решенный в виде спускающегося к Москве-реке пандуса. По пандусу извиваясь течет ручей. Для того, чтобы лучше вжиться в необходимую для кремлевского соседства древнерусскую тематику, архитекторы изучили несколько книг по истории садов и подробно узнали, каким именно образом устраивались сады в хоромах XVII века.
Второй идейной составляющей проекта стала так называемая «морфология места»: торговый корпус вдоль Устьинского моста равен по длине некогда бывшему на этом месте складскому корпусу, а рисунок его фасада повторяет фасад соседнего здания по Софийский набережной.
Третья составляющая – орнамент, крупный геометрический паттерн на фасадных плоскостях ризалитов жилого корпуса. В выступах ризалитов размещены гостиные квартир, и их фасадные плоскости – это важно, – развернуты в сторону Кремля и храма Василия Блаженного (в уступах фасада, решенных в нейтральном коричневатом тоне, размещены зоны кухонь). Рисунок фасадов вдохновлен архитектурой нарышкинского стиля (конца XVII века), формальными поисками раннего конструктивизма и Ивана Жолтовского. Решетки ризалитов архитекторы предложили выполнить из светлого дорогого камня.
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. Студия Уткина
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Данное проектное предложение основывается на проектной документации ООО «МАО-Среда». Проектное предложение на рисунках и чертежах накладывалось на существующие планы и разрезы. Я старался максимально сохранить существующую функциональную схему внутренних связей. В основе построения планов лежит исторический план Кокоревских складов. И оси исторических стен проступают в архитектуре чертежей. Но они все разные и для построения фасадов для удобства я взял выровненный модуль шага осей равный 6.250м.
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
В основе композиционного решения лежит традиционная схема дорогой гостиницы начала прошлого века. Это протяжённый корпус с центральным входом, акцентированный симметричными фасадами боковых крыльев. Перед главным фасадом длинный двор, фланкированный трёхэтажными постройками.
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Со стороны Софийской набережной я также восстанавливаю историческую периметральную застройку. Дворовые пространства соединены парадными проходами через двусветные арочные проёмы. Три наземных уровня занимают помещения со смешанной функцией. Выше третьего уровня располагаются жилые апартаменты. Увидеть Собор Василия Блаженного из окна каждой квартиры возможно, используя классическую эркерную схему фасадов или протяжённые окна. В основе нашего предложения лежит треугольный эркер, выступающий на 1.5 м от плоскости стены.
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Спецификация, количество, состав площадей квартир практически не изменился. Прибавилась площадь к зданиям периметральной застройки более 1 тысячи м. кВ. В отделке фасадов предполагается использовать кирпич , камень, керамику, металл. Цветовое решение фасадов на этой стадии, думаю, преждевременно.»
Другие участники конкурса:
Сергей Скуратов ARCHITECTS
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Авторы проекта приняли решение спроектировать объект, начав работу ab ovo (с самого начала). Для нас очевидно, что такая позиция самая правильная со всех точек зрения: этической, экономической, технической. Достаточно понять и почувствовать дух места, его градостроительную значимость, статус, типологию и общественную нагрузку, обозреваемость с Красной площади, Васильевского спуска, с набережных (Кремлёвской, Москворецкой, Раушской, Кадашевской, Овчинниковской), с территории нового парка «Зарядье», с важнейших точек Замоскворечья. Всё это требует иного, абсолютно самостоятельного объёмно-планировочного и градостроительного решения, соответствующего вызовам нашего времени. Здесь необходим яркий динамичный образ, адекватный мощной энергии окружающего пространства.
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Предыдущий проект наглядно продемонстрировал бесперспективность попыток решить поставленную архитектурную задачу путем имитации исторической застройки, особенно в обстоятельствах, когда старый район и так насыщен вторичной архитектурой и часто более чем спорными псевдоисторическимими постройками.
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Несмотря на то, что мы начали проектировать с нуля, в новом проекте мы предлагаем сохранить и учесть следующие факторы:
границы участка;
технико-экономические показатели (с распределением по функциям и с уточняющими рекомендациями специалистов «Калинки»);
максимально допустимые вертикальные отметки;
существующие «стену в грунте» и фундаментную плиту;
частично - выводы и рекомендации ландшафтно-визуального анализа;
рекомендации главного архитектора города, руководства Москомнаследия и музеев Кремля.»
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Цимайло, Ляшенко и Партнеры
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Основные точки восприятия участка проектирования – это Кремлевская набережная, территория парка Зарядье, Васильевский спуск. В меньшей степени, с точки зрения активности человекопотока, является улица Ордынка. Расположение здания вдоль красной линии параллельно мосту создает симметричный градостроительный силуэт Софийской набережной. Создание общественного пространства у воды со стороны главного входа в здание соответствует масштабу открытого пространства перед зданием гостиницы Балчуг.
ООО «Творческая мастерская Туманина С. Л.». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проектируемое здание примыкает к Большому Москворецкому мосту и замыкает периметральную застройку квартала, характерную для исторической части города. Отсутствие многоэтажной надстройки над существующим хозяйственным корпусом позволяет сохранить исторический облик Кокоревского подворья. Создание перед главным корпусом общественного пространства – сада, сады на фасаде и крыше здания, соотносятся с историческим использованием территории.»
ООО «Творческая мастерская Туманина С. Л.». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
ООО «Творческая мастерская Туманина С. Л.». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Творческая мастерская Туманина С. Л.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Основная идея проекта комплекса состоит в том, что, на наш взгляд, можно развернуть апартаменты фронтально к панораме Кремля, Васильевского спуска и собора Василия Блаженного без ущерба планировкам и приватности квартир.
Анализ градостроительной ситуации и визуального восприятия объекта показал, что основным неблагоприятным (проблемным) параметром в проектируемой объёмно-планировочной модели является Г-образный торец основного объёма здания, выходящий на ул. Болотную и закрывающий своими высотными отметками панораму при выходе с ул. Б. Ордынка на Малый Москворецкий мост. При этом высотные отметки «бутиков» не оказывают, на наш взгляд, такого сильного влияния на раскрытие панорамы Кремля с Кадашевской набережной и при движении вдоль Малого Москворецкого моста на Большой. Поэтому мы посчитали возможным и необходимым убрать Г-образный объём совсем, но при этом выстроить три поднимающихся от 2-х до 4-х этажей ризалита от Софийской набережной до объёма фитнес-блока, и увеличили угол фасада основного блока без увеличения глубины корпуса для более полного раскрытия фасада на панораму Кремля.
Ризалиты или «мосты», перекинувшиеся от главного корпуса на 2-х-этажную галерею, идущую вдоль большого Москворецкого моста, как уже говорилось ранее, увеличиваются по высоте от 2-х этажей ближе к Софийской набережной до 4-х – в глубине участка. В этих мостах-ризалитах организованы квартиры с 2-х-уровневыми двусветными пространствами гостиных с личным видом на Кремль почти для каждой квартиры.
Дворовая территория комплекса делится на 3 части мостами-ризалитами и отметками террас-дворов. Из глубины двора террасы понижаются к отметкам софийской набережной, расширяя сектор обзора по вертикали. У каждого дома-моста есть свой небольшой дворик при входной части с площадкой для детей. Вместо подпорных стен, разделяющих приватные дворики, сделаны витражи освещения парковки.
Фасады здания решаются в витражах. Фасад основного корпуса оформлен единым принтом, образующим объёмную складку на плоском фасаде. Кроме этого, на фасаде сделаны вертикальные подвижные элементы из тонких слэбов оникса, которые могут открывать и закрывать часть витража в квартире, создавая тем самым приватность внутреннего пространства.
Торцы мостов-ризалитов имеют глубокие вертикальные ламели, развернутые под разными углами и облицованные светлым камнем, обеспечивающие приватность квартир. Галерея бутиков решена как единый глухой объём, облицованный камнем, и завершается помещением кафе. На эксплуатируемой кровле галереи сделан фонарь верхнего света в бутики. Мосты-ризалиты консольно нависают над дополнительной прогулочной зоной по кровле галереи.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Архитектурная мастерская М. Атаянца
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Архитектурно-художественная стилистика комплекса, расположенного в непосредственном соседстве с важнейшими ансамблями центра Москвы должна быть, по убеждению авторов, основана на гибком использовании классического ордера, понимаемого не как набор декоративных деталей, а как структурная основа композиции.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Стена здания апартаментов трактуется как крупномасштабная каменная аркада с витражным заполнением, артикулированная трехчетвертными коринфскими колоннами в два яруса. С дальних точек ясно читается ритм арочных проемов, в сокращении начинает восприниматься зубчатая структура стены. Ее углы подчеркнуты скульптурой, формирующей линию верха фасада.
Слева направо: проекты Евгения Герасимова, Никиты Явейна и Ильи Уткина. Коллаж Ю.Тарабариной
Здания бутик-магазинов, соответствующие по размеру историческим городским особнякам, решаются в формах «образцовых домов» русского классицизма, крупные простые детали в сочетании с цветными фасадными плоскостями позволяют им не потеряться между массивными формами Большого Москворецкого моста и коринфской аркадой здания апартаментов. Блок ресторана и офиса завершает линию бутик-магазинов и формирует угол комплекса, выходящий на Болотную набережную. Его архитектура несколько более торжественна и включает шестиколонный ионический портик.Представительский офис управляющей компании играет чрезвычайно ответственную роль в архитектуре комплекса, завершая линию строений Софийской набережной перед Большим Москворецким мостом. Его малые размеры компенсируются активной крупномасштабной дорической пластикой полукруглого фасада, выдерживающей соседство мостовых опор и арочных пролетов.По другую сторону здания представительского офиса расположена въездная зона апартаментов. Авторы считают необходимым выдвинуть стилобат вперед до красной линии, с организацией входа и въезда непосредственно сквозь порталы в передней стене стилобата. Такое решение позволяет существенно увеличить площадь сада, выведя его почти к самой реке. В то же время, массивная гранитная стена продолжает линию застройки Софийской набережной. Предлагаемые решения фасадов требуют минимальных планировочных изменений в зоне наружного контура зданий и сохраняют виды на собор Василия Блаженного из всех апартаментов, выходящих в сторону Большого Москворецкого моста.»
Составитель Настя Маврина
После публиции этого материала в Facebook появился интересный комментарий Ярослава Ковальчука о градостроительных проблемах ТЗ конкурса. Перепечатываем его здесь. Итак, Ярослав Ковальчук:
«Жесть и мрачный ужас! (это я про Царев сад). Причем ужас не в архитектуре (Осипов, конечно ужасен, но есть и хорошие проекты). Главный кошмар в градостроительном решении, точнее в его отсутствии. Это было заложено на этапе ТЗ и программы конкурса.
Главная проблема острова в том, что там очень большие кварталы, мало улиц и переулков. Площадь нормального квартала 1 - 1.5 гектара, редко два. Квартал длиннее 200 метров, это неудобно, уменьшается связность и проницаемость территории. Американские нормы предписывают в кварталах длинной более 500 футов (152 метра) делать пешеходные проходы. В Европе, кварталы в один гектар, считаются оптимальными.
На острове, кварталы гигантские, некоторые по 5-7 гектар. Улиц мало, а те, что есть, плохо приспособлены для жизни. Территории внутри больших кварталов деградируют, к ним нет доступа и там образуются настоящие трущобы. К участкам внутри кварталов, нет доступа с улиц, в результате, появляются сервитуты. Все это вместе снижает качество городской среды и стоимость недвижимости. То-есть проигрывают все, и собственники, и девелоперы, и жители города.
При этом, остров, это самая центральная и дорогая часть города. Это уникальный ресурс. Он в Москве один и мог-бы стать лучшим местом в городе. Но его главной проблемы, никто в упор не видит и не пытается решить. Ее не видят в Млскомархитектуре и в Москомнаследии. Ее не видят архитекторы и градостроители. Ее не заметил Ян Гейл в своем исследовании. Ее не видят в Архнадзоре. Может, конечно, где-то и видят, но упорно молчат. Почти все проекты, «затыкают» квартал позади комплекса, лишая эти территории возможности развития. Единственное хорошее решение предложил Скуратов. Он оставляет переулок позади здания. Еще лучше было бы, «разрезать» здание одним двумя переулками. А еще лучше, было-бы сделать мастерплан острова или его части, а уже потом проводить архитектурный конкурс.
Сейчас, большинство проектов для острова не решает его главных проблем, а только усугубляет их. Какая разница, какие башенки нарисованы на доме, если к нему невозможно подъехать или подойти. Новые постройки, без новых улиц и переулков, увеличивают нагрузки на территорию и делают ее все более недоступной и непригодной для жизни.»
Многофункциональный гостиничный комплекс «Царев сад» на Софийской набережной, 36/10 стал предметом архитектурного конкурса в 2013 году. С такой инициативой выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, учитывая, что здание планировалось строить прямо напротив Кремля. Конкурс стал попыткой найти компромисс между интересами инвесторов, города и профессиональным мнением архитекторов.
Верховые сады
29-го июля были подведены итоги конкурса «Царев сад», по результатам которого сразу три проекта заняли первое место. Публикуем интервью с одним из трех победителей конкурса Никитой Явейном.
Летучий голландец
Интервью с Сергеем Скуратовым, участником конкурса «Царев сад»: о проекте, итогах конкурса и перспективах российской архитектуры.
Возвращаясь к зодчеству допетровского времени
Представляем еще одного победителя конкурса «Царев сад». Интервью с Евгением Герасимовым, руководителем мастерской «Евгений Герасимов и партнеры».
Архитектор Михаил Белов – о том, почему результаты московского конкурса архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» «чрезвычайно позитивны».
В Москве подвели итоги архитектурного конкурса на разработку фасада многофункционального гостиничного комплекта "Царев сад". Этот комплекс разместится в самом центре столицы, – на Софийской набережной, – и, помимо гостиничных апартаментов, будет включать спа- и фитнес-центры, торговые пункты и подземный паркинг. "МК" выяснил, какое здание в ближайшие годы станет непосредственным соседом ансамбля Московского Кремля.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Воздушная коробка
В Москве завершился конкурс на концепцию спортивного центра Nike в Парке Горького. Проект-победитель планируют реализовать уже в этом году.
Шанс для долгостроя
Завершился конкурс на концепцию реконструкции недостроенного автодилерского центра на Дмитровском шоссе. Представляем проекты призеров и финалистов.
Инновационная беспорядочность
В Москве вручили премию Archpoint Concept Awards 2016. В этом году участники разрабатывали концепции для общественных зон Технопарка Skolkovo.
От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Как японский брутализм стал модным Nu Bru
Живущий на Окинаве британский фотограф Пол Тулетт рассказал Анастасии Маркитан о своей книге про японский брутализм и о его современном продолжении – направлении Nu Bru.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Трансформация точечным методом
В шанхайском районе Уэст-Банд готов культурно-развлекательный комплекс GATE M Dream Center: территорию бывшей цементной фабрики перепрофилировали по замыслу бюро MVRDV.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
Коллективное творчество
Представлен проект культурного и административного центра для муниципалитета Эмсделта, разработанный бюро Benthem Crouwel и Snøhetta.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.