Святая Колумба

В Кёльне открылось новое здание музея диоцеза, спроектированное Петером Цумтором.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

02 Октября 2007
mainImg

Основу новой постройки образуют развалины позднероманской церкви Св. Колумбы, в свое время – центра крупнейшего прихода средневекового Кёльна. В 1945 году она была разрушена в ходе авианалета почти до основания, неповрежденной осталась только известняковая статуя Богоматери в алтаре храма, для которой Готфрид Бём построил позже – в 1950 году – специальную часовню. Тогда же руины церкви были превращены в своего рода мемориальный сквер. В начале 1970-х на его территории археологи обнаружили остатки построек разных эпох существования Кёльна – древнеримской, раннесредневековой, романской и готической.

zooming
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Ричард Серра. «Утонувшие и спасенные»
Музей кёльнского архиепископства «Колумба»
Фото: Elke Wetzig via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2


Подобный объект культурного и исторического наследия сам по себе необыкновенно сложен для восприятия и сохранения, но когда музей кёльнского диоцеза постановил соорудить на его месте – внутри и вокруг существующих руин – новое здание для экспозиции своей обширной коллекции религиозного искусства от поздней античности до наших дней, ситуация многократно усложнилась. Решение о расширении музея было принято еще в 1974 году, но развалины церкви Св. Колумбы были выбраны его новым местоположением только в начале 1990-х. В 1997 был проведен архитектурный конкурс, в котором победил проект выдающегося швейцарского архитектора Петера Цумтора. Жюри отметило замечательное мастерство, с которым Цумтор сумел объединить фрагменты 2000-летней архитектурной истории Кёльна (от фундаментов построек древних римлян до капеллы «Мадонна в развалинах» Бёма 1950 года) в единый ансамбль, представляющий собой нечто большее, чем просто сумму своих частей.

zooming
Музей кёльнского архиепископства «Колумба»
Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0-migrated

Реставрация и консервация архитектурных остатков заняла несколько лет, и непосредственно строительство музея «Колумба» началось только в 2003 году.

zooming
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»

Здание в плане напоминает латинскую L и развернуто своим прямым углом к улице. Ее стены, выложенные из плоского и широкого светло-серого кирпича с толстыми слоями связующего раствора, совсем не кажутся, благодаря тонкой фактуре поверхности, результатом работы каменщика. В них встроены на уровне земли остатки стен церкви, а выше их разбивают участки «перфорации» и большие прямоугольные окна, контрастирующие с монументальной тяжестью стены толщиной в 60 см. В план церкви вписан небольшой засыпанный гравием двор на месте старого приходского кладбища. В него посетитель попадает по пути из вестибюля в главный «выставочный зал» первого этажа. Этот «зал» - огромное помещение высотой 12 м, по которому проложен зигзагообразный мостик над найденными в результате археологических раскопок фундаментами античных и средневековых построек. Цумтор использовал здесь искусственное освещение очень скупо, поэтому почти весь свет попадает внутрь через полосы маленьких отверстий во внешних стенах здания; изнутри этот прием еще сильнее подчеркивает кажущуюся бесплотность этих стен, что можно рассматривать как аллюзию на принципы готической сакральной архитектуры или отсылку к трудам мистиков того времени. В это же пространство вписан восьмигранник капеллы Бёма, в которую, впрочем, можно попасть и снаружи музея.

zooming
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»


В конце, мостик приводит посетителя в помещение бывшей ризницы, превращенное в маленький дворик; там выставлена скульптура Ричарда Серра «Утонувшие и спасенные».

zooming
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»

Над первым ярусом расположены еще два этажа выставочных залов, в общей сложности шестнадцати. Они решены как отдельно стоящие блоки-«дома», между которыми проложены «улицы» из белого терраццо; каждый такой зал отличается от других размером, способом и интенсивностью освещения и маршрутом осмотра. Экспонаты выставлены в них без соблюдения хронологии и без каких-либо пояснительных текстов и этикеток. Таким образом кураторы музея хотели добиться непредвзятого восприятия произведений искусства зрителями.

Музей кёльнского диоцеза «Колумба»

В проекте музея кёльнского диоцеза Цумтор использовал для объединения памятников культуры разных эпох – как архитектурных, находящихся in situ, так и входящих в коллекцию музея – подчеркнуто лаконичный формальный архитектурный язык, смягченный вниманием архитектора к специфике материала, к его тактильным и визуальным свойствам; особую роль там играет освещение, почти недостаточное для полноценного осмотра экспонатов, но придающее их восприятию особую остроту. Все это роднит – хотя бы внешне – эту работу с религиозными постройками Средних веков, эпохи строительства разрушенной церкви Св. Колумбы, давшей ему имя, а также – временем гегемонии католичества на территории Германии, не знавшей еще потрясений Реформации. В то же время, использование приемов сакральной архитектуры в здании музея – даже музея религиозного искусства – заставляет задуматься о глубоком изменении системы приоритетов современного человека, не только о смещении духовных идеалов в сторону более «светской» картины мира, но и об определенном «популистском» аспекте всей сферы современной культуры. Однако не следует забывать, что та же архитектура средневековых соборов Запада была рассчитана не на горстку избранных, но на всех верующих без исключения; возможно, Цумтор продолжает эту линию в музее «Колумба», обращаясь через проект своего здания к каждому из нас.

zooming
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»
zooming
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Вид экспозиции
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Вид экспозиции
zooming
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Планы этажей


02 Октября 2007

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.