02.10.2007

Святая Колумба

В Кёльне открылось новое здание музея диоцеза, спроектированное Петером Цумтором.

информация:

Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Ричард Серра. «Утонувшие и спасенные»
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Ричард Серра. «Утонувшие и спасенные»

Основу новой постройки образуют развалины позднероманской церкви Св. Колумбы, в свое время – центра крупнейшего прихода средневекового Кёльна. В 1945 году она была разрушена в ходе авианалета почти до основания, неповрежденной осталась только известняковая статуя Богоматери в алтаре храма, для которой Готфрид Бём построил позже – в 1950 году – специальную часовню. Тогда же руины церкви были превращены в своего рода мемориальный сквер. В начале 1970-х на его территории археологи обнаружили остатки построек разных эпох существования Кёльна – древнеримской, раннесредневековой, романской и готической.

Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Фото: Elke Wetzig via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Фото: Elke Wetzig via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2открыть большое изображение


Подобный объект культурного и исторического наследия сам по себе необыкновенно сложен для восприятия и сохранения, но когда музей кёльнского диоцеза постановил соорудить на его месте – внутри и вокруг существующих руин – новое здание для экспозиции своей обширной коллекции религиозного искусства от поздней античности до наших дней, ситуация многократно усложнилась. Решение о расширении музея было принято еще в 1974 году, но развалины церкви Св. Колумбы были выбраны его новым местоположением только в начале 1990-х. В 1997 был проведен архитектурный конкурс, в котором победил проект выдающегося швейцарского архитектора Петера Цумтора. Жюри отметило замечательное мастерство, с которым Цумтор сумел объединить фрагменты 2000-летней архитектурной истории Кёльна (от фундаментов построек древних римлян до капеллы «Мадонна в развалинах» Бёма 1950 года) в единый ансамбль, представляющий собой нечто большее, чем просто сумму своих частей.

Петер Цумтор. Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия  CC-BY-SA-3.0-migrated
Петер Цумтор. Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0-migrated

Реставрация и консервация архитектурных остатков заняла несколько лет, и непосредственно строительство музея «Колумба» началось только в 2003 году.

Музей кёльнского диоцеза «Колумба»
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»

Здание в плане напоминает латинскую L и развернуто своим прямым углом к улице. Ее стены, выложенные из плоского и широкого светло-серого кирпича с толстыми слоями связующего раствора, совсем не кажутся, благодаря тонкой фактуре поверхности, результатом работы каменщика. В них встроены на уровне земли остатки стен церкви, а выше их разбивают участки «перфорации» и большие прямоугольные окна, контрастирующие с монументальной тяжестью стены толщиной в 60 см. В план церкви вписан небольшой засыпанный гравием двор на месте старого приходского кладбища. В него посетитель попадает по пути из вестибюля в главный «выставочный зал» первого этажа. Этот «зал» - огромное помещение высотой 12 м, по которому проложен зигзагообразный мостик над найденными в результате археологических раскопок фундаментами античных и средневековых построек. Цумтор использовал здесь искусственное освещение очень скупо, поэтому почти весь свет попадает внутрь через полосы маленьких отверстий во внешних стенах здания; изнутри этот прием еще сильнее подчеркивает кажущуюся бесплотность этих стен, что можно рассматривать как аллюзию на принципы готической сакральной архитектуры или отсылку к трудам мистиков того времени. В это же пространство вписан восьмигранник капеллы Бёма, в которую, впрочем, можно попасть и снаружи музея.

Музей кёльнского диоцеза «Колумба»
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»


В конце, мостик приводит посетителя в помещение бывшей ризницы, превращенное в маленький дворик; там выставлена скульптура Ричарда Серра «Утонувшие и спасенные».

Музей кёльнского диоцеза «Колумба»
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»

Над первым ярусом расположены еще два этажа выставочных залов, в общей сложности шестнадцати. Они решены как отдельно стоящие блоки-«дома», между которыми проложены «улицы» из белого терраццо; каждый такой зал отличается от других размером, способом и интенсивностью освещения и маршрутом осмотра. Экспонаты выставлены в них без соблюдения хронологии и без каких-либо пояснительных текстов и этикеток. Таким образом кураторы музея хотели добиться непредвзятого восприятия произведений искусства зрителями.

Музей кёльнского диоцеза «Колумба»
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»открыть большое изображение

В проекте музея кёльнского диоцеза Цумтор использовал для объединения памятников культуры разных эпох – как архитектурных, находящихся in situ, так и входящих в коллекцию музея – подчеркнуто лаконичный формальный архитектурный язык, смягченный вниманием архитектора к специфике материала, к его тактильным и визуальным свойствам; особую роль там играет освещение, почти недостаточное для полноценного осмотра экспонатов, но придающее их восприятию особую остроту. Все это роднит – хотя бы внешне – эту работу с религиозными постройками Средних веков, эпохи строительства разрушенной церкви Св. Колумбы, давшей ему имя, а также – временем гегемонии католичества на территории Германии, не знавшей еще потрясений Реформации. В то же время, использование приемов сакральной архитектуры в здании музея – даже музея религиозного искусства – заставляет задуматься о глубоком изменении системы приоритетов современного человека, не только о смещении духовных идеалов в сторону более «светской» картины мира, но и об определенном «популистском» аспекте всей сферы современной культуры. Однако не следует забывать, что та же архитектура средневековых соборов Запада была рассчитана не на горстку избранных, но на всех верующих без исключения; возможно, Цумтор продолжает эту линию в музее «Колумба», обращаясь через проект своего здания к каждому из нас.

Музей кёльнского диоцеза «Колумба»
Музей кёльнского диоцеза «Колумба»
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Вид экспозиции
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Вид экспозиции
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Вид экспозиции
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Вид экспозицииоткрыть большое изображение
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Планы этажей
Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Планы этажей

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Музей культуры Лянчжу
Дэвид Чипперфильд, 2003 – 2007
Музей культуры Лянчжу

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Мостик Up at the O2 над куполом О2
Ричард Роджерс, 2007 – 2012
Мостик Up at the O2 над куполом О2

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи