English version

Город-фонтан

В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Анна Фесенко, Ольга Романова, Наталья Саблина, Павел Волков, Екатерина Тросман, Иван Хрипков

2012 — 2016

Закакзчик: Эталон-Инвест
Район к северу от Крестовского путепровода между проспектом Мира и Сокольниками – сравнительно тихий и довольно выгодный с точки зрения строительства московского жилья. Парк Сокольники начинается сразу за Ярославской веткой железной дороги, недалеко располагается территория ВДНХ, которая обещает вскоре превратиться в урбанистический рай; не говоря уже о Яузе с нанизанными на ней парками. Транспортная доступность неплохая: под боком метро «Алексеевская», проспект Мира тоже не всегда стоит с пробках, и к тому же в 1980-е градостроители не поскупились – проложили под проспектом туннель в начале Новоалексеевской улицы. Москва не Париж, в ней подобных конструкций немного, и этот редкий туннель удобен для выезда из Алексеевского района в город. Район снабжен почти всем, что нужно: городская суета с ресторанами и банками у метро быстро перерастает в тишину бывших заводов и исследовательских институтов советского времени, а за ними – в парк, а там и конюшни, и собачья площадка. К тому же удивительно много школ, и среди них есть хорошие, рейтинговые. Словом, неудивительно, что на ближайшие десять лет здесь развернулось строительство преимущественно высотных жилых комплексов – поскольку несколько институтских зданий успели задать крупный масштаб ещё в советское время. Здесь строится Egodom Сергея Скуратова и «Квартал 1147» Андрея Романова – до того и другого от территории завода «Водоприбор», где планируется возвести масштабный жилой комплекс «Серебряный фонтан», всего 3 минуты пешком.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Вид с высоты птичьего полета
© ATRIUM
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Схемы ситуационного плана
© ATRIUM

«Атриум» работает с проектом больше трёх лет. Но только сейчас, в сентябре 2016, пять принадлежавших «Водоприбору» старых зданий Алексеевской насосной станции Москомнаследия перевёл из статуса «вновь выявленных» – в объекты культурного наследия, закрепив территории охранных зон и предмет охраны. Впрочем, Бутко и Надточий – такие архитекторы, которые всегда ищут повод для визуального разнообразия. И в данном случае таким поводом стала сама история и существующий контекст.

Завод «Водоприбор» – наследник ремонтных мастерских Алексеевской насосной станции и владелец оставшихся от нее зданий: резевуара, водокачки, сторожки, конторы и ограды. Они и есть те пять объектов наследия, которые недавно окончательно получили свой статус и будут сохранены. Почему же это место так интересно? Оно – остаток старого водопровода, проложенного по приказу Екатерины II, больше ста лет питавшего вкусной водой из Мытищ всю Москву. Для мытищинского водопровода скульптор Витали построил знаменитый водоразборный фонтан на Театральной площади. И ещё четыре несохранившихся фонтана; они давали по 20 тысяч вёдер воды в день. От этого водопровода сохранился Ростокинский акведук над Яузой, в двух километрах от «Водоприбора». Водопровод был грандиозным, питал не только фонтаны, но и несколько бань, в том числе Сандуны. Так что и строили его долго: начали при Екатерине, закончили при Николае I. Тогда же, в 1830-е, емкости с водой поместили в Сухаревской башне, которая стояла, как известно, в самом начале проспекта Мира; тогда же построили и Алексеевскую станцию с паровыми насосами – как несложно догадаться, она собирала и, что важно, поднимала воду, давая ей возможность течь дальше, на Сухаревку. И станцию, и водопровод несколько раз реконструировали, пробовали брать воду из родников в Сокольниках, и даже из Москвы-реки. Но речная вода оказалась хуже всего, а Мытищинская так и осталась непревзойдённой. С 1960-х Мытищинский водопровод окончательно перестал действовать, его акведуки – мосты для труб над реками – разрушились, только Ростокинский мост отреставрировали. Во второй половине XX века и до недавнего времени «Водоприбор» производил клапаны, трубы и счетчики для «Водоканала»; в том числе – чугунные люки с изображением слоника, которые можно увидеть на улицах Москвы. В 2011 году шли разговоры о банкротстве, сейчас завод планируется перенести в Подмосковье. А на старой территории – построить жилой комплекс.

Если сопоставить современную карту со старой схемой насосной станции, хорошо видно, что от станции сохранилось центральное ядро на правой, южной стороне Новоалексеевской улицы. Советский завод развивался к югу и получил достаточно большой участок земли – немногим меньше 8 гектаров, до границ соседнего НПП «Квант», процветающего предприятия по производству солнечных батарей. Все предметы охраны расположены, таким образом, в северо-восточном углу участка. В южной его части, где будут снесены корпуса советского завода, никаких ограничений нет, что предопределило композицию комплекса: в зоне памятников заводской архитектуры 1892 года сохраняется всё, включая планировку и существующие деревья.
zooming
Участок завода «Водоприбор». Наложение схемы расположения охраняемых объектов плана Алексеевской насосной станции / Спутниковые данные: © ООО ИТЦ «СКАНЭКС», Image © 2012 DigitalGlobe, Inc., Includes material © DigitalGlobe, Inc., © GeoEye, Inc, © European Space Imaging GmBH
План Алексеевской насосной станции. Из кн.: И.А. Вернер. Современное хозяйство города Москвы. М., 1913. {{PD-old-100-1923}}
Механизмы Алексеевской насосной станции. Фотография н. XX в.
Предоставлено © ATRIUM
Здания Алексеевской насосной станции. Существующее положение
Предоставлено © ATRIUM
Здания Алексеевской насосной станции. Существующее положение
Предоставлено © ATRIUM

Более того, архитекторы сохраняют «Второе машинное здание» – двухэтажный корпус вдоль Новоалексеевской, перестроенный в советское время и потому не включённый сейчас департаментом в список охраняемых. Таким образом авторы выходят за рамки необходимости, проявляя внимание к тому ценному историческому материалу, который достался им для работы. Сейчас этот корпус примыкает к большому заводскому ангару, а потом войдёт в состав северо-западного жилого квартала, стоящего на ответственном месте при пересечении Новоалексеевской улицы с 3-й Мытищинской. Пятиугольный план неожиданно напоминает знак качества, навевая воспоминания о заводской продукции.

Дальше комплекс плавно, но довольно стремительно перерастает в гигантский футуристический город – от 6 до 22 этажей, радикально меняя свою стилистику. Происходит это на всех уровнях, от подземного до внешнего, стилевого, рассчитанного на мимолётное восприятие: архитекторы и играют на контрастах, и работают над плавностью и постепенностью «прорастания» сохраняемой исторической части – условно говоря, в неоурбанистическую – и затем в футуристические башни, похожие на Сити или Сингапур. Плавность и обоснованность такого перехода – один из главных сюжетов проекта.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

По периметру расположено пять квартальных блоков. Условное шестое пятно, замыкающее круг – участок исторических зданий. Если мы будем рассматривать эти кварталы против часовой стрелки, начиная с уже упомянутого пятиугольного квартала на пересечении улиц, то увидим, что они, во-первых, постепенно растут в высоту, а во-вторых, скобки кварталов раскрываются. Первый замкнут в «знак качества», а все остальные раскрыты к общественному пространству в центре территории, поворачивая «спины» к её внешнему контуру.

Кварталы составлены из равномерно чередующихся объёмов: респектабельных кирпичных и авангардных белых, с витражами-«телевизорами» на торцах. Преимущественно, хотя не всегда, это соответствует разделению на секции. Причём если в сравнительно низкоэтажной северной части кирпичные объемы оказываются выше и выглядят этакими плотными 12-этажными «башнями», состыкованными с белыми горизонталями, то далее этот принцип трансформируется. Более того, местами разнофактурные части прорастают друг в друга по принципу объёмной головоломки, подчёркивая единство объёма. Чередование кирпичной облицовки и белых панелей – перекличка с цветностью исторических корпусов, где красный цвет оживлён орнаментом, выложенным из белого кирпича, как было принято в кирпичном стиле конца XIX века. Но ассоциация очень вольная, едва читаемая и уж точно крайне далекая от прямого цитирования. Таким образом, по периметру территории, «хороводом» вокруг центрального сквера, выстроен город, который постепенно, не пресловутыми ступеньками, а сложным ритмом, то повышаясь, то понижаясь, и всё же довольно быстро вырастает с севера на юг: с 6–12 этажей на северо-западном углу до 18-22 на юго-восточном.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

В градостроительном решении использовано всё, что в наше время считается правильным для комфортного города: застройка разбита на пять «кварталов», создающих приватные дворы; большое количество общественных функций в первых этажах и в стилобате (предусмотрено около 45 тысяч квадратных метров нежилых помещений, в т.ч. офисный центр со штаб-квартирой самого застройщика); обеспечена пешеходная прозрачность всей территории и отсутствие транспорта внутри района (въезды в паркинги осуществляются с внешней стороны); активное благоустройство в разных уровнях, использующее перепад рельефа и интегрирующее существующую липовую аллею в единую зелёную благоустроенную зону с общественной площадью в центре района; продумано чёткое функциональное зонирование с разведением потоков жителей района, внешних посетителей общественных объектов, сотрудников офисов, транспорта и пешеходов.

В районе присутствуют и замкнутые приватные дворы для жителей, и улицы с большим количеством общественных функций, бульвары и аллеи и даже площадь, а сам градостроительный рисунок нерегулярный и чётко вписан в существующий участок. Воспользовавшись ситуацией, авторы ушли от монотонных ортогональных сеток улиц и смогли создать уникальное, визуально и функционально насыщенное городское пространство. История искусно перемешивается с современными стилевыми решениями. Своего рода имитация хаоса «естественного» городского роста. Но достаточно очевидно, что «хаос» поставлен в достаточно жёсткие рамки: по определённому принципу чередуется всего два-три типа фасадов. Скорее перед нами – работа с балансом на грани единства-разнообразия: глазу должно быть не скучно, но и чрезмерного distraction-a авторы явно избегают, предпочитая целостность и гармоничность.

Обусловленный параметрами окружения рост высотности с севера на юг в данном случае неожиданно поддержан особенностями рельефа, который к югу повышается на 4,8 метра. Архитекторы детально разработали эту особенность территории, «выжав» из неё всё, что можно. Прежде всего в южной части под землей два яруса парковки, но уже в середине комплекса её верхний ярус становится надземным и удачно выходит наружу, к прудам с их озеленёнными берегами, витринами магазинов и ресторанов, в большом количестве запланированных в стилобате с общественной стороны. Дальше к северу подземное пространство становится одноярусным, но продолжается вплоть до охраняемой северной трети, присутствуя даже под прудом. Так что от севера к югу парковки под комплексом тоже подрастают, и все это удачно вписано в перепад рельефа.
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». План -1 этажей. Проект, 2016 © Атриум
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». План 1 этажей. Проект, 2016 © Атриум
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Разрез
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Разрез
© ATRIUM

Но ЖК так же ощутимо изменяется от краев к центру. В центральной части утроен не только пруд с фонтанами – напоминанием о «водовзводном» прошлом Алексеевской насосной станции. В центре угловато-квадратный город периметра прорастает тремя совершенно иными, бело-серебристыми башнями обтекаемых контуров, приподнятыми на стройных, высотой в три этажа алюминиевых ногах – корбюзеанских опорах – и на стеклянных вестибюлях, то есть почти что парящих. На плане башни очень похожи на кофейные зёрна – с немного сдвинутыми вдоль оси половинками.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Генеральный план
© ATRIUM

В объёмах башен тоже присутствует чередование. Внешняя половинка каждого «кофейного зерна» – пониже, 19-этажная, на фасадах чередуются белые и стеклянные горизонтали. Внутренние половинки выше, 22 этажа, очень вертикальные проемы окон объединяют по три этажа, а вертикальные штрихи разнотонной серебристой облицовки не оставляют сомнений в том, что доминанты башен, «собранные» в самом центре территории, отражают название комплекса – «Серебряный фонтан», вторя настоящим фонтанам в пруду и образуя в самом центре комплекса объемно-пространственный «всплеск» сродни артезианскому. Один из настоящей воды, второй – скульптурно-архитектурный; своего рода памятник водопроводу. Получилось довольно смело – и в то же время осмысленно, привязано к теме.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

Если переход от зданий конца XIX века к городским кварталам и затем к башням происходит, скорее, в пространстве, то ещё один «стыковочный узел» между историческими и современными зданиями решён непосредственно. Сохранившийся и включенный в список охраняемых вестибюль водного резервуара выглядит эффектно, по-римски: крупная арка входа расположена в глубине участка, но «смотрит» в сторону Новоалексеевской улицы. Из неё получился отличный портал. Сейчас за вестибюлем начинается советский цех, занявший место резервуара. В проекте к арочному вестибюлю примкнуло сравнительно невысокое офисное здание: параллелепипед с проницаемыми фасадами из стекла и строчек деревянных ламелей – своего рода муфта перехода, из которой южнее вырастает бело-полосатый объем с яйцевидным планом, решенный в стилистике башен центральной части.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Завод «Водоприбор»
Предоставлено © ATRIUM
Жилой комплекс «Серебряный фонтан».
© ATRIUM

Арке бывшего резервуара, служащей теперь входом в офисную часть, отведена значительная роль в композиции: от неё начинается липовая аллея, ведущая к Новоалексеевской улице. Архитекторы планировали восстановить её и сделать главным входом на территорию. Есть и ещё два бульвара: они выходят между кварталами на 3-ю Мытищинскую и, в отличие от старой аллеи, имеют трапециевидные планы – сужаются внутрь. Со стороны улицы эти входы казались бы перспективными раструбами, а с центральной площади их створы были бы широкими, просторными.

Как видим, внутреннее пространство комплекса не только благоустроено, но широко открыто городу и доступно для горожан. Пространство, организованное вокруг прудов – как мы помним, с фонтанами – в центре комплекса, двухуровневое. Дворы четырёх кварталов устроены на уровне второго этажа: сейчас в крупных комплексах это не редкость, но архитекторы акцентировали двухуровневую структуру центральной части, перебросив мосты, как прямо над прудами, так и выше, и предусмотрев широкие марши лестниц, ведущие вверх. Двухуровневая паутина переходов впечатляет летящими контурами и провоцирует трёхмерное восприятие: и металлические «ноги» башен, и деревья на берегах прудов, и струи фонтанов оказываются в рамке отверстий между мостами. К тому же тяги лестниц и переходов оказываются похожи на корни какого-то гипер-дерева – они очень наглядно показывают, как большой комплекс врастает в город – или вырастает из него. Словом, провоцируют воображение и делают общественное пространство определённо нескучным.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

В наше время много говорят о благоустройстве, комфортном городе, и архитекторы обращают всё больше внимания на разные стороны взаимоотношений нового здания с городом: масштабную, культурную, урбанистическую, образную. Этот проект интересен тем, что он решает сложную задачу внедрения более чем крупного жилого комплекса на территорию, плотно соседствующую с памятниками архитектуры, – и делает это, не отворачиваясь от проблем и специфики будущих зданий, в частности, их немалой высоты, – а глубоко проживая, акцентируя и осмысляя каждую проблему и задачу. Пространство разобрано «по косточкам» и приведено к красивому и уместному образу – нечасто, надо сказать, архитекторы превращают маркетинговое название в иконический образ.

В проекте «Атриума», как в «Путешествии к центру Земли», спрессовано больше ста лет истории московской архитектуры, сквозь которые можно было бы пройти, миновав 300-400 метров внутри комплекса. Но – прогуляться от водокачки до «серебряных фонтанов» в данном виде, к сожалению, не получится: недавно заказчик, «Эталон-инвест», передал проект другим проектировщикам. 
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Развертка
© ATRIUM

Поставщики, технологии

Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Анна Фесенко, Ольга Романова, Наталья Саблина, Павел Волков, Екатерина Тросман, Иван Хрипков

2012 — 2016

Закакзчик: Эталон-Инвест

20 Января 2017

ATRIUM: другие проекты
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
Похожие статьи
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.