Пограничный режим
К качеству застройки вдоль набережных, речных или морских, предъявляются особо высокие требования. Причин тому немало и не все из них объективные. Архитектура, существующая на границе между землей и водой, принадлежа одновременно материальному миру и его «зазеркалью», благодаря умножению своей сущности в отражении, – весь этот литературно-романтический флер подспудно влияет на сознание зрителя и проектировщика. Конечно, есть и чисто прагматическая, градостроительная аргументация: за счет простора перед фронтом домов они оказывают влияние на значительно большую часть города, но это утверждение в равной мере справедливо и для современных проспектов, что отнюдь не останавливает архитекторов от экспериментов с силуэтом при проектировании застройки вдоль них. Не исключено, впрочем, что застройка вдоль набережных приобрела особый имиджевый статус благодаря немалому числу великолепных примеров: вспомните Венецию, Амстердам, Нью-Йорк и далее по списку. Даже Москве есть что предъявить, что уж говорить о Санкт-Петербурге. Питерские набережные, благодаря которым и создается легендарная «небесная линия» – сокровище города, и не случайно каждый петербуржец с особой трепетностью относится к их панорамам и с такой болью реагирует на каждое вторжение в их стройный и выверенный ряд.К счастью, негативных примеров за последние годы было не так уж много. И не в последнюю очередь из-за ограниченности площадок вдоль рек, каналов и вдоль залива в черте города. Сейчас на градостроительной карте Санкт-Петербурга появилась новая площадка на границе воды и земли. Появилась буквально, поскольку имеет искусственное происхождение. Речь о намывных территориях на западной оконечности Васильевского острова, решение о создании которых правительство Петербурга приняло в 2006 году. На сегодняшний день над уровнем моря поднялись около 170 га из запланированных 476. На уже намытых территориях идет активное строительство, что неудивительно. Район расположен достаточно близко к центру Питера, с открытием Западного скоростного диаметра его транспортная доступность возросла, неподалеку строят новые станции метро.
Помимо нового комплекса пассажирского морского порта Санкт-Петербурга с круизно-паромным терминалом, построенным по проекту бюро «А.Лен», здесь планируется возведение почти 500 000 м2 жилья, большая часть которого относится к комфорт- и бизнес-классу. Именно оно и будет формировать новый «морской фасад» Санкт-Петербурга. Кроме того, строительство на намывных территориях – едва ли не уникальный для города шанс сформировать новый стандарт жилой застройки, современной, комфортной и хотя бы ориентировочно приближающейся к высоким эстетическим стандартам «северной столицы». Часть застройщиков и проектировщиков серьезно относится к этой задаче, стремясь найти достойное и гармоничное решение для презентационной застройки, призванной послужить предтечей того изумительного города, ради встречи с которым приезжающие в порт туристы проделали долгий путь.
Удвоение преимуществ
Подтверждением большого градостроительного и типологического значения застройки на намывных территориях стал международный конкурс на концепцию части новой городской земли, проведенный компанией GLORAX Development по инициативе правительства Петербурга. Организатором выступила компания «ТОПМАРК», а консультантами школа «МАРШ» и исследовательский центр «МАРШ Лаб».Участие в конкурсе приняли несколько ведущих российских и иностранных бюро. Достаточно сказать, что во второй тур вышли «Остоженка», «Студия 44» и «А.Лен», а также Cino Zucсhi Architetti Srl. (Италия), KCAP Holding B.V. (Нидерланды) и Snøhetta AS (Норвегия), которые представили шесть разноплановых, но в равной мере ярких и перспективных концепций. Жюри присудило победу двум командам – российской компании «А.Лен» и голландской KCAP Holding B.V., выступавшей вместе с партнером – бюро Orange. Казалось, что вместо решения сложнейшей проблемы итоги конкурса только усугубили ее, переложив на девелопера груз ответственности за приведение двух пусть и построенных на сходных планировочных принципах, но все же отличных друг от друга проектов к единому знаменателю.
Проект KCAP+Orange подкупал свежестью и чистотой идеи, композицией из прямоугольных квартальных блоков, набранных из параллелепипедов разной высоты и упакованных в ортогональную фасадную структуру. Лаконичный набор оживляли несколько архитектурных и планировочных элементов, призванных придать голландской концепции аутентичность. Проложенные между кварталами каналы должны были апеллировать к образу «северной Венеции», а асимметричные завершения башен, напоминающие каркасы золоченых питерских шпилей, претендовали на роль новых лэндмарков в строгом пересчете «небесной линии». При всей эффектности в концепции были очевидны существенные расхождения с российскими нормами и реалиями проектной и строительной практики. Лишь участие в дальнейшей работе высокопрофессиональной отечественной команды с опытом реализации сопоставимых по масштабу проектов и работы с иностранными партнерами могло гарантировать столь же яркое и качественное воплощение идеи. Оптимальным кандидатом стало бюро «А.Лен», чей проект с четко структурированной квартальной застройкой и рядом планировочных и фасадных решений, сходных с голландским предложением, уверенно претендовал на победу в конкурсе. В итоге, по словам руководителя «А.Лен» Сергея Орешкина, «жюри приняло мудрое решение. Они выбрали близкие концепции и предложили девелоперу и авторам, российскому и западному, взять из каждой концепции и от каждой команды лучшее и создать единую гармоничную градостроительную и архитектурную систему».
Комплексная система
Участок ЖК «Golden City» непосредственно примыкает к П-образной бухте порта, фланкируя ее южный угол. Узкий участок, вытянутый на запад, разбит на три блока для кварталов №7, 8, и 9. Еще два квартала (№5 и 6) отходят под прямым углом в сторону последнего квартала №4, вынесенного за общий периметр и отделенного от остального комплекса перекрестком и небольшой площадью. На сегодняшний день подготовлена рабочая документация для углового квартала №6 и уже идет строительство его надземной части.Периметральная застройка кварталов помогает защитить внутренние дворы от пронизывающих ветров, дующих со стороны моря начиная с октября. При этом архитекторы оставляют несколько разрывов в периметре, оформив их как арки, чтобы сохранить визуальную связь жилых корпусов с внешним миром и особенно с заливом. Для защиты пешеходов от осадков и ветров вдоль первых этажей запланированы крытые галереи, опирающиеся на V-образные колонны.
При определении размеров кварталов авторы отталкивались от исторических прототипов, взяв за основу стандартные размеры городской сетки в центральной части Санкт-Петербурга, а также опыт современного строительства в пригородах. Высота корпусов, образующих кварталы, варьируется от 20 метров (карниз Зимнего дворца) основной части застройки, до 50 и 100 метров в угловых башнях, создающих композиционные акценты и придающих силуэту комплекса живописность. Фасады корпусов облекает структурная решетка, образованная горизонтальными и вертикальными ребрами, отмечающими уровни этажей и регулярный шаг осей в 3,3 метра (при конструктивном пролете в 6,6 м). Особенностью архитектурной концепции застройки стали асимметричные шпили и навершия из металлических каркасных конструкций, окрашенных в золотой цвет. Эти «короны» или скорее уборы – интересный компромисс между актуальной и даже минималистичной стилистикой всего комплекса и стремлением акцентировать связь с исторически сложившимся образом Санкт-Петербурга.
Внутренние дворы закрыты для проезда частных автомобилей. Внешняя транспортная и пешеходная инфраструктура, разработанная компанией Gensler, призвана сделать перемещение по комплексу безопасным и комфортным.
Квартирография ЖК «Golden City» соответствует актуальным рыночным тенденциям. Из 588 квартир всего лишь 20% трехконатных площадью около 90 м2. Остальные – студии (10%) площадью 25 м2, однушки (20%) и двушки (40%). «Российские архитекторы лучше чувствуют потребности рынка, – говорит Сергей Орешкин, – и способны предложить решения, более эффективные с точки зрения эргономики. Условия в России жестче, и рынок гораздо более волатилен, чем европейский. К сожалению, покупательские возможности то расширяются, то сужаются. И сейчас мы находимся в очередной фазе его сужения – и относительно площадей квартир, и по технологии. Только из-за площадей квартир наш комплекс позиционируется как комфорт-класс. При этом уровень архитектурных, инженерных и конструктивных решений, проработка всего от ландшафта до фасадов, включая интерьеры всех общественных мест: вестибюлей, лифтовых холлов и так далее, соответствует самому высокому стандарту».
Проверка практикой
За прошедшие с момента объявления результатов конкурса два года проект далеко продвинулся вперед. Идет строительство шестого квартала, остальные четыре находятся на этапе рабочего проектирования. Российская и голландские команды находятся в постоянном контакте, вместе находя ответы на возникающие вопросы. Проектировщики KCAP и Orange фокусируются на проработке архитектурного облика, стремясь сохранить ту чистоту и ясность решений, которые так понравились жюри. Голландцы работают методично, разделяя проект на этапы, предваряя каждый из них исследованием, и аргументируя принимаемые решения расчетами и аналитическими материалами.Большая часть решений из конкурсных концепций получила подтверждение при детальном анализе и проработке, но часть из них не прошла проверку на соответствие российским реалиями. Первое, от чего пришлось отказаться в начале совместной работы над проектом, – изменение конфигурации участка и увеличение его площади, которое голландцы использовали в конкурсной концепции для гармонизации застройки. Затем девелопер по экономическим соображениям принял решение отказаться от каналов. Это слишком дорогое удовольствие для жилого комплекса, который официально относится к категории «комфорт». В связи с уточнением трактовок положений Градкодекса возникли сложности с согласованием максимальных высотных отметок, в том числе золотых шпилей.
«При развитии проекта и его конкретизации многие решения из голландской концепции пришлось поменять в пользу тех идей, которые с самого начала предлагало бюро «А.Лен», – рассказывает Сергей Орешкин. – И это естественно, поскольку мы лучше знаем нашу нормативную базу и учитывали ее, работая над конкурсным проектом. Кроме того у нас есть опыт работы на намывных территориях, и мы знаем, какие конструктивные и инженерные решения нужно закладывать в проект. Все сооружения здесь стоят на 30-метровых сваях, упирающихся в нижележащие твердые грунты. Все, что находится выше, нужно делать с учетом усадки намытой земли. Для того, кто знает – это не проблема, а кто не знает – это очень большой риск».
Ради реализации ключевых элементов проекта нередко приходится корректировать и дорабатывать конструктивные и инженерные решения. Например, при разработке узлов V-образных колонн, поддерживающих крытые галереи вдоль цокольных этажей всех корпусов, пришлось пересмотреть предложения российских конструкторов в пользу более изящного и эстетичного решения, на котором настаивали архитекторы, причем в этом вопросе мнения российских и голландских коллег полностью совпали.
Также пришлось искать решение для ограждающих конструкций верхних этажей башен, из которых вырастают «золотые» ассиметричные «шпили» и структурные «короны». Диагональные элементы решеток, необходимые как для жесткости, так и с эстетической точки зрения, перерезали оконные проемы и российские разработчики должны были найти оптимальное решение для каждого узла и стыка, переводя красивую картинку в технологический чертеж.
Достаточно серьезные изменения пришлось внести в планировочные решения корпусов и квартир. И в этом плане команда «А.Лен» также играет ведущую роль. В отличие от европейских коллег российские архитекторы большое внимание уделяют ориентации квартир, уровню инсоляции, видам, открывающимся из окон, стремясь к сбалансированности распределения этих качеств между квартирами на этаже. Этот подход базируется на традициях советской проектной практики, но сохраняет актуальность и в современных условиях рыночной экономики, гарантируя отсутствие «неликвида».
Зато в плане архитектурных решений, ясности использования приема, отсутствия «суеты» в работе с фасадами голландские архитекторы, по мнению Сергея Орешкина, превосходят российских коллег: «У голландцев есть очень правильное ощущение чистоты архитектурных линий. Сложно сказать, что является тому причиной: развитость рынка или специфика образования, но они очень хорошо понимают, что лишняя суета, лишняя пара дополнительных деталей или фронтонов – не архитектура. Это касается и дизайн-кода фасада, и силуэта здания. Они убирают все лишнее. Тогда как у нас нередко можно увидеть, как автор пытается скрыть за нагромождением разных приемов и переусложненностью форм свою неспособность добиться архитектурной гармонии».
Команда совместно подбирает строительные и отделочные материалы, поставщиков и подрядчиков. Предложения голландских проектировщиков не всегда можно реализовать в России – не все материалы присутствуют на рынке и не всегда можно быть уверенным в качестве имеющихся, так что практические знания «А.Лен» помогают заменить решения концепции на надежные и визуально близкие.
На самом деле это, конечно, уже другой проект. Различия значительны и на уровне градостроительных решений, и в плане объемно-пространственной композиции. Что впрочем неизбежно в процессе адаптации конкурсного проекта к реальности. Удивительно то, что интернациональной команде удалось сохранить облик и характер концепции, превратив ее в настоящую, жизнеспособную архитектуру, не потеряв в качестве и стремлении создать новый «морской фасад» Санкт-Петербурга, – той цели, которую все участники проекта поставили перед собой два года назад.