English version

Небесная линия намыва

О конкурсе на застройку части намывных территорий Васильевского острова и о своём проекте, разделившем победу с работой консорциума «КСАР+Orange», рассказывает руководитель архитектурного бюро «А.Лен» Сергей Орешкин.

mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Мастерская:
Архитектурное бюро «А.Лен» http://www.a-len.ru/
Проект:
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове (конкурсный проект), Архитектурное бюро «А.Лен»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Архитекторы: Андреева Р.В., Кочнев П.Н., Белят Е.А., Иванов В.В., Орешкина Е.С., Юмагулова Р.Р., Шалина М.А., Светозаров А.В., Гимнадзинов М.М., Тимонин Н., Храмова А.В., Успенская А.С., Ураксин Д.Ю.

2015 — 2015
Archi.ru: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о конкурсе. Согласно сложившейся в последнее время практике, он проходил без широкой огласки.

Сергей Орешкин: Я сам узнал об этом конкурсе не сразу – да, это наша российская практика. Но может быть, в ней есть свой резон, поскольку открытый конкурс собирает сумасшедшее количество участников, а это весьма нерациональная трата ресурсов. Даже для самой скромной команды это как минимум два архитектора, которые должны работать два месяца, плюс программное обеспечение и так далее. С точки зрения глобальной экономии ресурсов это неправильно. Как правильно приглашать – вопрос сложный. С одной стороны, надо тренировать молодёжь, с другой стороны, процесс необходимо дифференцировать.

Путь, которым пошла компания «Glorex Development» очень цивилизованный. Заказчик привлёк компанию «ТОПМАРК» в качестве организатора и «МАРШ» в качестве консультанта, и это всё известные имена – например, от «МАРШ» консультировал Евгений Асс; Елена Гонсалес была куратором от «МАРШ Лаб».

К участию были приглашены градостроительно активные и хорошо зарекомендовавшие себя компании, из российских – «Остоженка», «Студия-44» и мы. Все мы постоянно встречаемся на конкурсах разного уровня и ведём много объектов. О себе могу сказать, что за последние 10 лет по нашим проектам построено и введено в эксплуатацию около 450 000м2 жилья, строится и проектируется сейчас почти 1 000 000м2 жилья, ещё больше было сделано концепций – мы даже не всё показываем, и здесь мы, что называется, хорошо «набили руку».
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Остоженка. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Студия 44. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Нас пригласили уже на втором этапе, когда вдруг вспомнили, что наша компания проектировала много объектов на намыве – это и порт (морской круизный терминал – крупнейший в Европе), и ЖК «Я-Романтик», и аквапарк гостиницы «Прибалтийская», и театр Пугачёвой совместно с лондонским бюро «POPULOUS». Кроме того, мы в этом году выиграли несколько градостроительных конкурсов и только что победили в международном конкурсе на пятизвёздный «Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA» – наверное, эта информация тоже стала известна организаторам.

Западные бюро тоже выбраны не случайно. Чинно Дзукки известен как архитектор креативный, при том, что в Италии вырасти в заметную величину вообще сложно, поскольку архитекторов там раз в 10 больше, чем в России. Дзукки показал по-настоящему итальянский проект – со своим пониманием качества и уюта жилого пространства, при этом неуловимо напоминающий ракурсами солнечную Италию.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. CZA. Изображение предоставлено “Glorax Development”

«КСАР» имеет большую градостроительную практику и большой опыт работы в России. Ими разработана, в частности, концепция развития агломерации Перми – гигантская работа.

Единственной по-настоящему всемирно известной компанией была «Snohetta», их участие стало огромным стимулом для нас работать на максимальный результат.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Snohetta. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Конкурс был инициативой заказчика, или это была рекомендация города?

С.О.: Проведение конкурса – инициатива заказчика, компания «Glorex Development», плюс импульс исходил от главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева.
На мой взгляд, мы идём по пути Москвы, где уже несколько лет по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова регулярно проводятся архитектурные конкурсы, привлекающие интересные составы участников.

Подобные конкурсы привносят в нашу практику очень важную вещь: необходимость проработки здания до деталей. У западных архитекторов есть перед нами очень большое преимущество из-за нашего советского «шлейфа», когда глубина разработки проектной документации была ничтожна. Если посмотреть сегодня действующий ГОСТ (по сути ещё советский), то он предписывает самый поверхностный объём проектной проработки: узел парапета, узел цоколя и что-то ещё, но не определены границы, до которых должен быть проработан рабочий проект. В России это всегда почва конфликта между заказчиком и архитектором. Если у нас существует три стадии объёмного проектирования и две градостроительного, то по миру их от восьми до четырнадцати, из которых четыре только подготовительные. Надеюсь, благодаря интеграции, этот разрыв нам удастся постепенно преодолеть.

Заказчиком были озвучены какие-то образные предпочтения? Некоторые участники, в том числе и вы, использовании образы волн и парусов, хотя в целом бионика для вас не характерна…

С.О.: О стилистике речь вообще не шла. Были высказаны лишь самые общие пожелания: чтобы было ощущение морской набережной, ветра, путешествий, вольности… В той или иной степени все попытались это отразить. Разве что, Никита Явейн выдвинул прекрасную идею театральной постановки: окна его бизнес-центра задуманы как «телевизоры», в которые люди смотрели бы на прибывающие корабли. В его работах всегда присутствует театр, эксперимент.
Александр Скокан по-своему отразил тему Петербурга, привязав свои модули к высоте карниза Зимнего дворца и ритмике Дворцовой набережной.«Snohetta» использовала образ айсберга как обобщённый символ северного моря.

Наша образная линейка включает, в первую очередь, образ ветра. Я отталкивался от образов Финского залива, с которым связаны яркие воспоминания детства: это Зеленогорск, Солнечное, чистый песок, сверкающая рябь, тёплое мелководье. Но главным нашим лейтмотивом стал поиск чистой «небесной линии» морского фасада намыва по аналогии со знаменитой «небесной линией» главных набережных города. Если построить виртуальные контуры силуэтов зданий по улицам, примыкающим к набережным Большой Невы, то оказывается что и эти силуэты крайне органичны и несут весьма интересную эстетику. С учетом современных 3-D технологий эти силуэты можно соединить в небесные плоскости-«конверты», что мы и сделали на основе вычисленных модулей застройки Васильевского острова. Небесные плоскости создали уникальные силуэты по всем улицам нашего проекта, более того: так как это объёмное 3-D проектирование, все микрокварталы связаны друг с другом общей линией карнизов.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Развертки. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Что касается бионики – у нас всегда происходит борьба между образностью и рационализмом. На самом деле мы не раз обращались к бионике, хотя особо эти проекты не показывали: на градсоветах это обычно плохо воспринимается. Но в данном случае нужно было немного поступиться функциональностью в пользу образа. Другое дело, что сначала мы всё равно выводили техническую подоснову: какое должно быть жильё, как оно должно продаваться и т.д. А потом уже искали и просчитывали угол наклона крыш. Для этого весь Васильевский остров мы, как я уже сказал, «накрывали виртуальным одеялом», которое и дало нам масштаб этой волны.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Схема градостроительных осей. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Анализ высотности застройки. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”

На Васильевском острове есть несколько зон застройки разного масштаба: северо-восточная часть по проекту Трезини, ленпроектовская застройка реки Смоленки, прибрежный квартал Евгения Герасимова, постройки Ивана Фомина 1910-х годов... В итоге в ходе вычислений мы получили средний масштаб. Не хватило только немного времени, чтобы всё это образно «взорвать».

Ещё нам хотелось как-то намекнуть, что Петербург – это всё-таки торговый город, а это всегда красно-кирпичные пакгаузы. На фасадах в Амстердаме всегда висели крюки: когда корабль подходил, хозяин сидел внизу и договаривался, и на лебёдке сразу спускали тюки – т.е. торговля была доведена до совершенства. Хотелось этот элемент торгово-портового города отразить. Отсюда тёмно-кирпичные корпуса с усечёнными углами – это бизнес-центры, а жильё всё белое, светлое.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Поиск образа, масштаб. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Поиск образа, масштаб. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Все проекты имели яркие идеи, в том числе и наш. Все участники экспериментировали, все рисковали, и я не могу сказать, что какой-то проект не получился. Нет, все работы были хорошими, крепкими, и как говорили на послеконкурсной конференции, значительной разницы в качестве и уровне работ не было.

Генплан фирмы «Генслер» мешал вам?

С.О.: При ближайшем рассмотрении мастер-план американской фирмы «Генслер», созданный в 2006 году для намыва, оказывается не таким несуразным, как на первый взгляд. Поскольку мы серьёзно изучали эту территорию, то выяснили, что все радиусы проведены из осмысленных, не случайных точек. Члены экспертного совета, обсуждавшие в своё время этот генплан, также говорят, что формально придраться было не к чему. Пожалуй, самый серьёзный момент – это инженерные сети, которые «не любят» острых углов, поскольку это требует серьёзных дополнительных мощностей. Здесь заложены огромные лишние расходы, которые выяснятся уже в будущем.
zooming
Проект застрйоки 2006 года. Архитектурное бюро "Gensler. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Схема градостроительных осей. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Как будет складываться ваше сотрудничество с консорциумом «КСАР+Orange»?

С.О.: Предполагается, что наша команда будет адаптором проекта консорциума «КСАР+Orange». Мы тоже работаем на европейском уровне, чему заказчик, наверное, даже удивится. До санкций наше техническое оснащение было даже лучше, чем у многих западных коллег, поскольку мы, в отличие от ряда компаний, меняли программное обеспечение каждый год. Сейчас мы не можем себе этого позволить, поэтому ситуация выравнивается.
Определённо будет взят опыт работы консорциума «КСАР+Orange», их нацеленность на создание комфортной среды, но то, что они показали конкретно, требует серьёзного переосмысления в части границ проектирования. Формально довольно сложно выходить за границы участка, изменять контуры набережных и делать каналы, хотя на сегодняшний день технически возможно обеспечить в новых каналах приемлемый водоток.
Обязательно надо использовать их идею шпилей – это здорово. Каналы – также хорошая идея, если удастся осуществить это технически.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. KCAP+ORANGE. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. KCAP+ORANGE. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Отдельная тема – решение набережной: здесь требуется серьёзная работа, координация с проектировщиками других участков и привязка к существующим набережным.
Я думаю, что в рамках одной общей градостроительной темы надо привлекать к работе разных архитекторов. Такая практика сложилась сегодня в Москве – например, на территории ЗИЛ. Лично я, по прохождении градостроительной фазы, привлек бы разных архитекторов, близких по духу и готовых работать в рамках общего архитектурного регламента и по стилистике, и по материалу фасадов. Эта мысль прозвучала и из уст главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева.
Когда крупные комплексы застроены одной рукой – там везде есть ощущение потери среды. В особенности современные кварталы «в одну руку» более 100 000м2 площади оказываются и градостроительно, и художественно обделёнными архитектурным вниманием.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Генеральный план. KCAP+ORANGE. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. KCAP+ORANGE. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Каков график работы по этому проекту?

С.О.: Пока конкретных сроков нет, но заказчик настроен на серьёзную работу в Петербурге. Об этом можно судить хотя бы по тому, что «Glorex Development» начинает в Петербурге несколько проектов, причем каждый разрабатывается с участием известных архитектурных бюро, несмотря на то, что часть проектов, по сути, носит социальный характер практически без коммерческой прибыли.
В новогодние праздники точно будем отдыхать, а потом начнём консультации.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Фасады. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Фасады. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Генеральный план. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Транспортная схема. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Алгоритм высотного функционального образования. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Схемы формообразования. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План 1 этажа квартала 9 «Сирокко». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План 1 этажа квартала 8 «Бриз». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План 1 этажа квартала 4 «Мистраль». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План типового этажа квартала 9 «Сирокко». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План типового этажа квартала 8 «Бриз». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План типового этажа квартала 4 «Мистраль». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Архитектор:
Сергей Орешкин
Мастерская:
Архитектурное бюро «А.Лен» http://www.a-len.ru/
Проект:
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове (конкурсный проект), Архитектурное бюро «А.Лен»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Архитекторы: Андреева Р.В., Кочнев П.Н., Белят Е.А., Иванов В.В., Орешкина Е.С., Юмагулова Р.Р., Шалина М.А., Светозаров А.В., Гимнадзинов М.М., Тимонин Н., Храмова А.В., Успенская А.С., Ураксин Д.Ю.

2015 — 2015

31 Декабря 2015

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.