English version

Небесная линия намыва

О конкурсе на застройку части намывных территорий Васильевского острова и о своём проекте, разделившем победу с работой консорциума «КСАР+Orange», рассказывает руководитель архитектурного бюро «А.Лен» Сергей Орешкин.

mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове (конкурсный проект), Архитектурное бюро «А.Лен»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Архитекторы: Андреева Р.В., Кочнев П.Н., Белят Е.А., Иванов В.В., Орешкина Е.С., Юмагулова Р.Р., Шалина М.А., Светозаров А.В., Гимнадзинов М.М., Тимонин Н., Храмова А.В., Успенская А.С., Ураксин Д.Ю.

2015 — 2015
Archi.ru: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о конкурсе. Согласно сложившейся в последнее время практике, он проходил без широкой огласки.

Сергей Орешкин: Я сам узнал об этом конкурсе не сразу – да, это наша российская практика. Но может быть, в ней есть свой резон, поскольку открытый конкурс собирает сумасшедшее количество участников, а это весьма нерациональная трата ресурсов. Даже для самой скромной команды это как минимум два архитектора, которые должны работать два месяца, плюс программное обеспечение и так далее. С точки зрения глобальной экономии ресурсов это неправильно. Как правильно приглашать – вопрос сложный. С одной стороны, надо тренировать молодёжь, с другой стороны, процесс необходимо дифференцировать.

Путь, которым пошла компания «Glorex Development» очень цивилизованный. Заказчик привлёк компанию «ТОПМАРК» в качестве организатора и «МАРШ» в качестве консультанта, и это всё известные имена – например, от «МАРШ» консультировал Евгений Асс; Елена Гонсалес была куратором от «МАРШ Лаб».

К участию были приглашены градостроительно активные и хорошо зарекомендовавшие себя компании, из российских – «Остоженка», «Студия-44» и мы. Все мы постоянно встречаемся на конкурсах разного уровня и ведём много объектов. О себе могу сказать, что за последние 10 лет по нашим проектам построено и введено в эксплуатацию около 450 000м2 жилья, строится и проектируется сейчас почти 1 000 000м2 жилья, ещё больше было сделано концепций – мы даже не всё показываем, и здесь мы, что называется, хорошо «набили руку».
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Остоженка. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Студия 44. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Нас пригласили уже на втором этапе, когда вдруг вспомнили, что наша компания проектировала много объектов на намыве – это и порт (морской круизный терминал – крупнейший в Европе), и ЖК «Я-Романтик», и аквапарк гостиницы «Прибалтийская», и театр Пугачёвой совместно с лондонским бюро «POPULOUS». Кроме того, мы в этом году выиграли несколько градостроительных конкурсов и только что победили в международном конкурсе на пятизвёздный «Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA» – наверное, эта информация тоже стала известна организаторам.

Западные бюро тоже выбраны не случайно. Чинно Дзукки известен как архитектор креативный, при том, что в Италии вырасти в заметную величину вообще сложно, поскольку архитекторов там раз в 10 больше, чем в России. Дзукки показал по-настоящему итальянский проект – со своим пониманием качества и уюта жилого пространства, при этом неуловимо напоминающий ракурсами солнечную Италию.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. CZA. Изображение предоставлено “Glorax Development”

«КСАР» имеет большую градостроительную практику и большой опыт работы в России. Ими разработана, в частности, концепция развития агломерации Перми – гигантская работа.

Единственной по-настоящему всемирно известной компанией была «Snohetta», их участие стало огромным стимулом для нас работать на максимальный результат.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Snohetta. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Конкурс был инициативой заказчика, или это была рекомендация города?

С.О.: Проведение конкурса – инициатива заказчика, компания «Glorex Development», плюс импульс исходил от главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева.
На мой взгляд, мы идём по пути Москвы, где уже несколько лет по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова регулярно проводятся архитектурные конкурсы, привлекающие интересные составы участников.

Подобные конкурсы привносят в нашу практику очень важную вещь: необходимость проработки здания до деталей. У западных архитекторов есть перед нами очень большое преимущество из-за нашего советского «шлейфа», когда глубина разработки проектной документации была ничтожна. Если посмотреть сегодня действующий ГОСТ (по сути ещё советский), то он предписывает самый поверхностный объём проектной проработки: узел парапета, узел цоколя и что-то ещё, но не определены границы, до которых должен быть проработан рабочий проект. В России это всегда почва конфликта между заказчиком и архитектором. Если у нас существует три стадии объёмного проектирования и две градостроительного, то по миру их от восьми до четырнадцати, из которых четыре только подготовительные. Надеюсь, благодаря интеграции, этот разрыв нам удастся постепенно преодолеть.

Заказчиком были озвучены какие-то образные предпочтения? Некоторые участники, в том числе и вы, использовании образы волн и парусов, хотя в целом бионика для вас не характерна…

С.О.: О стилистике речь вообще не шла. Были высказаны лишь самые общие пожелания: чтобы было ощущение морской набережной, ветра, путешествий, вольности… В той или иной степени все попытались это отразить. Разве что, Никита Явейн выдвинул прекрасную идею театральной постановки: окна его бизнес-центра задуманы как «телевизоры», в которые люди смотрели бы на прибывающие корабли. В его работах всегда присутствует театр, эксперимент.
Александр Скокан по-своему отразил тему Петербурга, привязав свои модули к высоте карниза Зимнего дворца и ритмике Дворцовой набережной.«Snohetta» использовала образ айсберга как обобщённый символ северного моря.

Наша образная линейка включает, в первую очередь, образ ветра. Я отталкивался от образов Финского залива, с которым связаны яркие воспоминания детства: это Зеленогорск, Солнечное, чистый песок, сверкающая рябь, тёплое мелководье. Но главным нашим лейтмотивом стал поиск чистой «небесной линии» морского фасада намыва по аналогии со знаменитой «небесной линией» главных набережных города. Если построить виртуальные контуры силуэтов зданий по улицам, примыкающим к набережным Большой Невы, то оказывается что и эти силуэты крайне органичны и несут весьма интересную эстетику. С учетом современных 3-D технологий эти силуэты можно соединить в небесные плоскости-«конверты», что мы и сделали на основе вычисленных модулей застройки Васильевского острова. Небесные плоскости создали уникальные силуэты по всем улицам нашего проекта, более того: так как это объёмное 3-D проектирование, все микрокварталы связаны друг с другом общей линией карнизов.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Развертки. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Что касается бионики – у нас всегда происходит борьба между образностью и рационализмом. На самом деле мы не раз обращались к бионике, хотя особо эти проекты не показывали: на градсоветах это обычно плохо воспринимается. Но в данном случае нужно было немного поступиться функциональностью в пользу образа. Другое дело, что сначала мы всё равно выводили техническую подоснову: какое должно быть жильё, как оно должно продаваться и т.д. А потом уже искали и просчитывали угол наклона крыш. Для этого весь Васильевский остров мы, как я уже сказал, «накрывали виртуальным одеялом», которое и дало нам масштаб этой волны.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Схема градостроительных осей. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Анализ высотности застройки. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”

На Васильевском острове есть несколько зон застройки разного масштаба: северо-восточная часть по проекту Трезини, ленпроектовская застройка реки Смоленки, прибрежный квартал Евгения Герасимова, постройки Ивана Фомина 1910-х годов... В итоге в ходе вычислений мы получили средний масштаб. Не хватило только немного времени, чтобы всё это образно «взорвать».

Ещё нам хотелось как-то намекнуть, что Петербург – это всё-таки торговый город, а это всегда красно-кирпичные пакгаузы. На фасадах в Амстердаме всегда висели крюки: когда корабль подходил, хозяин сидел внизу и договаривался, и на лебёдке сразу спускали тюки – т.е. торговля была доведена до совершенства. Хотелось этот элемент торгово-портового города отразить. Отсюда тёмно-кирпичные корпуса с усечёнными углами – это бизнес-центры, а жильё всё белое, светлое.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Поиск образа, масштаб. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Поиск образа, масштаб. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Все проекты имели яркие идеи, в том числе и наш. Все участники экспериментировали, все рисковали, и я не могу сказать, что какой-то проект не получился. Нет, все работы были хорошими, крепкими, и как говорили на послеконкурсной конференции, значительной разницы в качестве и уровне работ не было.

Генплан фирмы «Генслер» мешал вам?

С.О.: При ближайшем рассмотрении мастер-план американской фирмы «Генслер», созданный в 2006 году для намыва, оказывается не таким несуразным, как на первый взгляд. Поскольку мы серьёзно изучали эту территорию, то выяснили, что все радиусы проведены из осмысленных, не случайных точек. Члены экспертного совета, обсуждавшие в своё время этот генплан, также говорят, что формально придраться было не к чему. Пожалуй, самый серьёзный момент – это инженерные сети, которые «не любят» острых углов, поскольку это требует серьёзных дополнительных мощностей. Здесь заложены огромные лишние расходы, которые выяснятся уже в будущем.
zooming
Проект застрйоки 2006 года. Архитектурное бюро "Gensler. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Схема градостроительных осей. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Как будет складываться ваше сотрудничество с консорциумом «КСАР+Orange»?

С.О.: Предполагается, что наша команда будет адаптором проекта консорциума «КСАР+Orange». Мы тоже работаем на европейском уровне, чему заказчик, наверное, даже удивится. До санкций наше техническое оснащение было даже лучше, чем у многих западных коллег, поскольку мы, в отличие от ряда компаний, меняли программное обеспечение каждый год. Сейчас мы не можем себе этого позволить, поэтому ситуация выравнивается.
Определённо будет взят опыт работы консорциума «КСАР+Orange», их нацеленность на создание комфортной среды, но то, что они показали конкретно, требует серьёзного переосмысления в части границ проектирования. Формально довольно сложно выходить за границы участка, изменять контуры набережных и делать каналы, хотя на сегодняшний день технически возможно обеспечить в новых каналах приемлемый водоток.
Обязательно надо использовать их идею шпилей – это здорово. Каналы – также хорошая идея, если удастся осуществить это технически.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. KCAP+ORANGE. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. KCAP+ORANGE. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Отдельная тема – решение набережной: здесь требуется серьёзная работа, координация с проектировщиками других участков и привязка к существующим набережным.
Я думаю, что в рамках одной общей градостроительной темы надо привлекать к работе разных архитекторов. Такая практика сложилась сегодня в Москве – например, на территории ЗИЛ. Лично я, по прохождении градостроительной фазы, привлек бы разных архитекторов, близких по духу и готовых работать в рамках общего архитектурного регламента и по стилистике, и по материалу фасадов. Эта мысль прозвучала и из уст главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева.
Когда крупные комплексы застроены одной рукой – там везде есть ощущение потери среды. В особенности современные кварталы «в одну руку» более 100 000м2 площади оказываются и градостроительно, и художественно обделёнными архитектурным вниманием.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Генеральный план. KCAP+ORANGE. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. KCAP+ORANGE. Изображение предоставлено “Glorax Development”

Каков график работы по этому проекту?

С.О.: Пока конкретных сроков нет, но заказчик настроен на серьёзную работу в Петербурге. Об этом можно судить хотя бы по тому, что «Glorex Development» начинает в Петербурге несколько проектов, причем каждый разрабатывается с участием известных архитектурных бюро, несмотря на то, что часть проектов, по сути, носит социальный характер практически без коммерческой прибыли.
В новогодние праздники точно будем отдыхать, а потом начнём консультации.
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Фасады. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Фасады. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Генеральный план. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Транспортная схема. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Алгоритм высотного функционального образования. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. Схемы формообразования. А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План 1 этажа квартала 9 «Сирокко». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План 1 этажа квартала 8 «Бриз». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План 1 этажа квартала 4 «Мистраль». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План типового этажа квартала 9 «Сирокко». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План типового этажа квартала 8 «Бриз». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Концепция комплексной общественно-жилой застройки на Васильевском острове. План типового этажа квартала 4 «Мистраль». А.Лен. Изображение предоставлено “Glorax Development”
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове (конкурсный проект), Архитектурное бюро «А.Лен»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Архитекторы: Андреева Р.В., Кочнев П.Н., Белят Е.А., Иванов В.В., Орешкина Е.С., Юмагулова Р.Р., Шалина М.А., Светозаров А.В., Гимнадзинов М.М., Тимонин Н., Храмова А.В., Успенская А.С., Ураксин Д.Ю.

2015 — 2015

31 Декабря 2015

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.