English version

Объявлена концепция российского павильона венецианской биеннале

На состоявшейся сегодня пресс-конференции была озвучена концепция экспозиции российского павильона на XI венецианской биеннале. Автор идеи – Григорий Ревзин – впервые решил показать на биеннале современную архитектуру России, реальные постройки и проекты, ожидающие реализации

mainImg

В российском павильоне на XI биеннале в Венеции будет показана современная архитектура – постройки и проекты российских и иностранных архитекторов. Казалось бы, что может быть проще – показать в национальном павильоне то, что на данный момент строится в стране. Однако на протяжении 28-летней истории венецианской биеннале Россия этого никогда не делала. Как правило, стремясь соответствовать престижной международной выставке, в российском павильоне устраивались концептуальные экспозиции – больше всего показывали «наше все» – бумажную архитектуру, самое, вероятно тонкое и любимое критиками явление. На предшествующей биеннале Россию представляла инсталляция Александра Бродского, в 2004 году – студенческая мастерская Workshop Russia.

В этом году кураторы решили впервые нарушить устоявшуюся традицию и показать не прошлое и не будущее, не мечты, не надежды и не воспоминания, а, насколько это возможно – реальность. О чем и рассказал на сегодняшней пресс-конференции автор этой идеи, один из двух кураторов российского павильона XI архитектурной биеннале в Венеции, известный российский архитектурный критик Григорий Ревзин.

В основной экспозиции павильона участвуют 15 российских и 10 иностранных архитекторов, строящих в России. Григорий Ревзин выбрал участников по принципу «цитируемости» – пригласил тех архитекторов, о которых больше всего пишут в прессе. Каждый из них будет представлен макетом одной постройки или проекта. Принципиально, что экспозиция показывает вместе россиян и иностранцев, причем из последних как звезд, так и не-звезд, фигурально выражаясь, ставя их на одной доску. Одна из задач Григория Ревзина – зримо сопоставить творчество «варягов» и «местных» архитекторов – что, по словам куратора, он уже не раз проделывал мысленно. Григорий Резвин убежден, что при таком сравнении российские архитекторы не проиграют, а может быть даже выиграют.

Одну из особенностей российской ситуации куратор озвучил на пресс-конференции. У российских архитекторов больше реализованных построек. Однако в процессе осуществления они претерпевают множество трансформаций – проект будут согласовывать, улучшать и портить, всячески изменять. Чтобы что-то осталось, автору надо бороться за свой проект. Российские архитекторы воспринимают эту борьбу как естественную составную часть своей профессии. А иностранцы бороться не очень хотят, они приносят концепцию и как только встречаются с типичными российскими трудностями, отказываются строить. Поэтому иностранные проекты чаще остаются на уровне концепции, на котором образ смотрится эффектнее.

Григорий Ревзин привел очень показательный пример: два архитектора, Сергей Скуратов и Эрик ван Эгераат, спроектировали два разных жилых небоскреба, построенных на одной сходной идее – спиралевидной закрученности объема здания. Такие дома дорого строить, и у обоих возникли проблемы с девелопером. Однако Сергей Скуратов изменил проект, достигнув эффекта поворота торса здания путем более простого приема, а Эрик ван Эгераат стал судиться. Один заканчивает строительство своего здания, а другой выиграл суд. Таким образом, заключил куратор, роли поменялись – раньше российские бумажные архитекторы рисовали красивые фантазии, а западные боролись с практикой, а теперь иностранцы в России оказались в роли бумажных архитекторов, которые рисуют красивые картинки, а россияне (в том числе многие из них – «бывшие бумажники») реализуют свои мечты так, как это позволяет действительность.

Итак, основная экспозиция – срез архитектурного процесса, своего рода фотофиниш на состояние 2008 года глазами известного российского критика. Помимо макетов, творчество каждого участника экспозиции будет более подробно освещено на мониторах и в электронном каталоге.

Эта концепция, впервые в истории российских архитектурных выставок в Венеции ориентированная на показ реалий, однако, совершенно не созвучна девизу XI биеннале, заявленному ее куратором, известным американским архитектурным критиком Аароном Бецки. Девиз трудно переводим и звучит так: «Out there. Architecture beyond the building» – то есть «архитектура помимо зданий». А в российском павильоне решили показать именно здания, и даже много зданий. То есть сочинение рискует не раскрыть тему.

Правда надо признать, что девизы биеннале как правило не очень-то подходят для демонстрации собственно построек, уводя размышления куда-нибудь вовне. Тема Бецки кажется квинтэссенцией этой тенденции, но раньше были «города» Бердетта, «метаморфозы» Форстера, «этика» Фуксаса. Словом, основную идею павильона решили не менять.

Надо сказать, что Григорий Ревзин становится куратором российского павильона биеннале во второй раз. Первый раз был в 2000 году и тогда он тоже работал не в тему, а против нее. Массимилиано Фуксас просил подумать над «этикой вместо эстетики», а в российском павильоне была эстетская лестница в небо Михаила Филиппова и эстетские же фотографии Ильи Уткина. За эти фотографии, как известно, Уткин получил специальный приз – и это был единственный случай, когда российский павильон наградили на архитектурной биеннале в Венеции. То есть, возвращаясь назад, можно сказать, что это не первый раз, когда Григорий Ревзин не раскрывает тему биеннале.

Сам он, правда, не делает из этого принципа. На конференции прозвучало, что идея показать «реальную архитектуру» появилась значительно раньше, чем Бецки озвучил свой девиз. Национальные павильоны других стран отозвались на девиз по-разному. В стремлении выйти куда-нибудь за пределы здания Германия объявила конкурс на самый экологичный проект, а американский павильон, вероятно, будет показывать что-то студенческое. Экспозиция российского павильона решила не изгибаться под стать основной теме целиком, а выстроить взаимодействие с девизом биеннале несколько иначе. Григорий Ревзин пригласил к участию  в экспозиции известного ландшафтного архитектора-художника, затворника калужской деревни Никола-Ленивец, автора войска снеговиков, зиккурата из сена, имперской границы из деревянных столбов и т.д. и т.п. – Николая Полисского.

И виртуозно мотивировал этот свой кураторский ход – можно даже сказать пояснил как критик критику. У автора девиза, Аарона Бецки, оказывается, есть книга с таким же названием – «Architecture beyond the building». И в этой книге написано, что каждая территория – это пространство, которое хочет быть застроенным. Так вот, рассуждает дальше Ревзин, Россия – это огромное и преимущественно пустое пространство, которое хочет быть застроенным. Николай Полисский в своих гигантских ландшафтных фантазиях проявляет это желание российских просторов – его объекты это еще не архитектура, а ее образы и зародыши, похожие на башни, стены, дома. Но все это – вне здания, никто не может обвинить Полисского в том, что он строит здания. Полисский в этой ситуации выступает как художник-медиум, сидящий в глубинке и улавливающий желание пустой территории быть застроенной. В России особенно много пустой территории, и получается, что российская пустота – как самая большая в мире – это ответ на рассуждения Бецки об архитектуре вне зданий.

Эта часть выставки – с одной стороны идейная, а с другой художественная, разместится в нижнем этаже и будет служить творческим и теоретическим базисом экспозиции. Вверху же, на втором этаже, будет «надстройка» – результат желания пустоты заполниться. Пустота стремится к заполнению – получается строительный бум. От строительного бума получается архитектура. Которую и показываем.

Концепция стройная, она начинается от теорий самого Бецки, проецирует их на Россию, отыскивает в России подходящего медиума, и выводит все это к реалиям, которые хочется показать. Она все логически обосновывает, если вчитаться и вдуматься. Остался один незакрытый вопрос – будут ли вдумываться. Впрочем, это напрямую связано с артистизмом подачи выставки. А дизайн экспозиции пока секрет – так сказал второй куратор павильона Павел Хорошилов.

ниже приводим список участников экспозиции российского павильона:

Александр Асадов
Архитектурная мастерская А.Асадова
Многофункциональный комплекс на месте Черемушкинского рынка
А.Р. Асадов, К. Сапричян, Е. Вдовин (ГАП), А.А. Асадов, О. Григорьева, А. Дмитриев, А. Полищук, А. Асташов, А. Штанюк (Мастерская А. Асадова). Ю. Равкин (Творческий центр Ю. Равкина) Инженеры: Т. Новоселова (ГИП) (АО "Промстройпроект"), П. Рафельсон , Г. Каркло (Мастерская А. Асадова)

Алексей Бавыкин
Мастерская архитектора Бавыкина
Офисный комплекс на Можайском шоссе
А. Бавыкин, М. Марек, Д. Чистов, Д. Гуменюк, при участии Н. Бавыкиной; главный конструктор - К. Кабанов; главный инженер проекта - Л. Слуцковская; противопожарная безопасность - С. Томин

Михаил Белов
Жилой дом в Филипповском переулке в Москве
Рабочее проектирование: ОАО «Стройпроект»
Фасадные работы: компания «BGS»
Выполнение и монтаж элементов декора: компания «Город богов»

Андрей Боков
Моспроект-4
Ледовый Дворец в Москве
А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, В. Валуйских, Л. Романова, З. Бурчуладзе, О. Гак, А. Золотова, А. Тимохов
Конструкторы: М. Лившин, П. Еремеев, М. Кельман, Е. Бекмухамедов, О. Стариков
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш

Юрий Григорян
проект Меганом
Многофункциональный центр на Цветном Бульваре
Ю. Григорян, А. Павлова, Т. Шабаев, Ю. Кузнецов

Сергей Киселев
Многофункциональный комплекс Миракс-плаза в Москве
С. Киселев, А. Никифоров, А. Бреславцев, А. Бусалов, Г. Холопов, Е. Клюева
инженеры: И. Шварцман, К. Спиридонов

Борис Левянт
ABD architects
Многофункциональное высотное здание в Новосибирске
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, Л.Микишев, А.Феоктистова, О.Рутковский, Д.Спивак, И.Левянт, А.Горовой, М.Гулиева, М.Степура, А.Волынцев (3D)

Николай Лызлов
Архитектурная мастерская Лызлова
Жилой дом «Город Яхт» в Москве
Н. Лызлов, М. Капленкова, Е. Капрова, Н. Липилина, А. Подъемщиков, при участии А. Крохина, О. Аврамец, А. Янковой

Владимир Плоткин
ТПО «Резерв»
Торговый комплекс «Четыре сезона»
В. Плоткин, И. Деева, Бородушкин, Казаков, Романова, Логвинова

Александр Скокан
АБ «Остоженка»
«Посольский дом» в Борисоглебском переулке в Москве
Архитекторы: А. Скокан, А. Гнездилов, Е. Копытова, М. Елизарова, М. Матвеенко, О. Соболева, конструктор: М. Митюков

Сергей Скуратов
Сергей Скуратов architects
Небоскребы на Мосфильмовской улице в Москве
С. Скуратов, С. Некрасов - ГАП, И.Ильин, П. Карповский

Сергей Ткаченко
ООО «Арка»
Жилой дом на улице Машкова в Москве
Архитекторы: С. Ткаченко, О. Дубровский, С. Ануфриев, В. Бельский, С. Белянина, И. Вознесенский, Е. Капалина, А. Кононенко, М. Лейкин, Г. Николашина, В. Чулкова
Главный инженер: Э. Спивак
Конструкторы: В. Гнедин, Е. Скачкова, А. Литвинова, Н. Косьмина

Михаил Филиппов
Мастерская Михаила Филиппова
Жилой дом в Казачьем переулке в Москве
М. Филиппов, М. Леонов, Т. Филиппова, А. Филлипов, О. Мранова, Е. Михайлова

Михаил Хазанов
Курортпроект
Многофункциональный центр Правительства Московской области
Архитекторы: М.Хазанов, Д.Размахнин, Т. Серебренникова, Э.Миль, В. Михайлов, Н.Щедрова, Л. Борисова, А.Зинчук, А. Крохин, Е. Петушкова, Д. Елфимов, Д.Насырова, А. Кошелева, В.Веденяпин, К. Кузьменко, Д. Дегтярёв, Е. Акулова, М. Калашникова,  Р. Григоревский, О.Гульнева, А.Филимонов, В. Классен, А.Одуд, Р.Белов, Д. Спивак, В. Классен, М.Чистяков

Никита Явейн
Студия 44
Концепция застройки у Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге
Н. Явейн, Н. Архипова, Ю. Ашметьева, В. Зенкевич (ГАП)

***

Норман Фостер, Великобритания
Foster and Partners
Башня «Россия» в Сити

Доменик Перро, Франция
DPA
Dominique Perrault Architecture
Проект нового здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге

Петер Швегер, Сергей Чобан, Германия
SCHWEGER ASSOZIIERTE Gesamtplanung GmbH
NPS Tchoban Voss
Башня «Федерация» в Сити в Москве

Эрик Ван Эгерат, Голландия
Erick van Egeraat associated architects
Национальная библиотека в Казани

Заха Хадид, Великобритания
Zaha Hadid Architects
Частный жилой дом под Москвой

Томас Лизер, США
Leeser Architecture
Музей мамонта в Якутске

Дэвид Аджайе, Лондон
Adjaye/Associates
Бизнес-школа в Сколково

Риккардо Боффил, Испания
Taller de Arquitectura
75 квартал. Велтон Парк

Жан Нувель, Франция
Jean Nouvel

СОМ, США
SOM

Григорий Ревзин, куратор, автор концепции российского павильона XI венецианской биеннале
Фотографии Ю. Тарабариной
Григорий Ревзин, Павел Хорошилов, Василий Церетели, Михаил Швыдкой, Яков Боровой
Кураторы российского павильона XI биеннале Григорий Ревзин и Павел Хорошилов, комиссар павильона Василий Церетели
Куратор российского павильона XI биеннале Павел Хорошилов
Придя на пресс-конференцию, Михаил Швыдкой сообщил, что это его последнее выступление по делам прежней должности. Приблизительно за сутки до пресс-конференции агенство Росохранкультура было расформировано и назначен новый министр культуры
Михаил Швыдкой выразил согласие с концепцией кураторов российского павильона и сказал, что полностью доверяет Григоию Ревзину как специалисту и куратору

13 Мая 2008

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОртОст-Фасад», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Херсонес Таврический» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.