Ровесники Древолюции

В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.

mainImg
Самая первая Древолюция прошла недалеко от города Галича Костромской области, на заводе «Обло» Николая Белоусова, который тогда еще только начинал развивать собственное производство деревянных срубов, в 2003 году. Соответственно, теперь Древолюции 20 лет, и нынешний практикум – юбилейный. Любопытно, что некоторым участникам тоже было по 20 лет, а у одного в день судейства и объявления победителей даже был день рождения. Сплошные праздники. 

Древолюция, она, впрочем, сама как праздник. Началась в Галиче, а потом появлялась по всей стране: в Петербурге, в Суханово, на Артплее; сужая круги по галицким лесам, вокруг Асташовского терема. И, наконец, в прошлом году участники осмысляли территорию завода «Обло». 

Как будто готовясь к новому этапу. 

Особенность юбилейной Древолюции 2023 года – все пять ее объектов сооружены на территории ближайшего соседа, деревни Дмитровское, где живет около 200 человек, есть клуб и детский сад. Дмитровское непосредственно граничит с заводом, одна дорога, можно идти пешком. Участники практикума – кажется, впервые, – столкнулись с понятием «партисипейсинг» – общественным заданием и необходимостью не только артистически высказаться, но и принести пользу поселению. Поработать не только лирически, но и прагматически. Территория Дмитровского, сразу скажу, и сейчас достаточно просторна и ухожена – это «живое», активное поселение. При нас на новой сцене рядом с клубом готовили праздник, настраивали колонки, звали гостей. 
Объект «Театр», Древолюция 2023, 3 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

То есть Древолюция, мероприятие профессиональное, прикоснулось к популярной, если не сказать перегретой в последнее время, теме благоустройства. Это правильный путь, позитивный. Но удивительно, что практикуму удалось как-то удержаться на грани пользы и художественного высказывания – не зря архитектор Николай Лызлов, сначала во время заседания жюри, а потом со сцены, читал Бальмонта, морально поддерживая литературность работ участников практикума. 
Объект «Театр», Древолюция 2023, 3 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Литературность, действительно, развивается. Иногда даже, как признали другие члены жюри, немного перехлестывает через край в стремлении подчинить каждый жест поэтичному. 

Жюри, как, впрочем, и всегда на Древолюции, было по-своему строго: на предложение Оскара Мамлеева поощрить как-то поровну всех, чтобы одобрить усилия, вложенные участниками в изобретение и создание объектов, Елена Гонсалес сурово возразила: профессионалы должны быть готовы к судейству. Так что пять созданных объектов, над которыми работали, в общей сложности, 32 человека на протяжении 2 недель, распределили по 5 местам. 

Судейство жителей Дмитровского – см. ниже – почти ни в чем не совпало с мнением профессионального жюри. Мы приводим проекты в порядке мест, определенных жюри. 
1. 
Двенадцать
Команда «Амазонки»: Инна Власова, диплом бакалавра 2022 года; Наталья Сорокина, 3 курс МАРХИ; Виктория Гуськова, Мария Бартель, 5 курс МАРХИ; Виктор Маркин, 1 курс магистратуры МАРХИ
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Формат практикума развивается, и в 2023 году все проекты были показаны жюри в сопровождении как макета, так и рисунков – последние, согласно замыслу куратора Николая Белоусова, каждая команда сделала на фанере, что обеспечило им некую объединяющую фактуру, не говоря об обаянии. Увы, не все макеты выдержали испытание «в полях» – макет проекта, который занял 1 место по мнению жюри, мы уже вечером первого дня нашли поблизости сломанным. Но фотофиксацию никто не отменял:
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект Двенадцать, чье название напоминает, прежде всего, о Блоке – это смотровая башня на 12 опорах, за границей деревни, в полях. По словам авторов, здесь жители возвращаются из леса и могут найти, в какой-то мере, укрытие от солнца и дождя. 

Укрытие относительное, поскольку башня от ливня точно не спасет, а вот смотровая площадка – отличная. Заметим, что в авторский коллектив башни вошла Наталья Сорокина, участница группы, которая в прошлом году работала на территории завода над объектом Облако: трехъярусной видовой этажеркой над прудом. Жюри как-то сразу это заметило и стало сравнивать объекты. 
  • zooming
    1 / 3
    Авторы. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Презентация. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Жюри на презентации объекта «Двенадцать». Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Одной из особенностей Облака, помимо эффектной панорамы, которая по-прежнему открывается с его верхней площадки, была его склонность к покачиванию. В 2022 году, по словам авторов, она обозначала некоторую зыбкость конструкции, рассчитанную на эмоции зрителя / посетителя, – хотя есть все основания предполагать, что тогда зыбкость образовалась случайно. 

В 2023 году те же авторы сделали башню намного более прочной и удобной – чего стоят хотя бы гладкие круглые ступеньки из купленных в магазине черенков от лопат. Она и качается намного более управляемо, спокойно и не страшно. 
  • zooming
    Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проверяли, очень надежным кажется сооружение. 
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но есть ощущение, что авторы развивают свою тему сознательно и планомерно. Вполне предсказуемо их первое место: решение зрелое, даже пропорции элегантны и уравновешенны. И, кажется, это единственный объект, всерьез нацеленный на осмысление пространства – как минимум, через созерцание. Вполне эстетическое, незаинтересованное осмысление через созерцание; вдобавок, соглашусь с Еленой Гонсалес, попросту красивое, хотя бы благодаря компактным вертикальным пропорциям. 
  • zooming
    Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    На 1 плане – Наталья Сорокина, один из авторов объекта и автор графики. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, как заметили другие члены жюри, число 12, равное количеству опор, среди множества плашек не прочитывается как что-то важное: перед нами скорее усеченный конус, чем объект с 12 опорами. Да и центральная, главная опора под помостом оказывается тринадцатой, нарушая логику исчисления.

Тотан Кузембаев, умудренный практик деревянного домостроения, заметил, что углубления центральной опоры – по словам авторов на порядка 1.5 м, в средней полосе недостаточно, грунт промерзнет на 1.8 метра, если не больше, и опору вытолкнет. Ну, будем наблюдать. На данный момент башня стоит прочно. 

Но – между тем – аналогий с Ротондой Бродского в Никола Ленивце тоже не избежать. Ну, будем считать, что она стала источником вдохновения. Типология беседки-«миловиды», ничем, кроме как эстетикой, не обоснованного сооружения – здесь прочитывается «на раз». За то и любим. 

Еще одним замечанием жюри было: на графике мы видим открытый цилиндр, обращенный в небо, но в реальности его нет, все загромождено лестницами и перилами. Вот оно, следствие перебора поэтичности в изложении. Вас сразу же приблизят к реальности. 
  • zooming
    Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Вид со 2 площадки. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

UPD, 11.08.2023: А вот что интересно, стоило тексту выйти в свет, как со мной стали спорить. Говорят, "на графике вид с третьей [то есть верхней] площадки".  Отвечаю: кроме того, что замечание было не мое, хотя я с ним согласна, – чтобы увидеть такой раструб с верхней площадки, надо на нее лечь, а лечь там можно только компактному человеку и только когда никого больше на площадке нет. Но и тогда тоже будут видны перила, которые нужны, без которых на третьей площадке неуютно. А вот перила я бы сделала попрочнее и понадежнее, как ступеньки у лестницы. Поскольку и вид все равно загораживают, и в то же время – тонковаты. Самый неспокойный элемент во всей башне. 
Вид с 3 площадки. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Понятно, что графика – абстрагированная, но замечание остается в силе: того образа, который мы видим на рисунке, башня не дает. Надо еще как-то решиться лечь на верхней площадке, чтобы смотреть вверх. Можно, но это не самый очевидный путь. Прежде всего башня дает панораму окрестностей, а в рамке ощущается не «колодец с небом», а разноуровневые брусья. 
Вид с 3 площадки. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К слову сказать, с торчащими брусьями небесспорное решение, они не позволяют облокотиться на край и созерцать, хотя вроде бы это главный смысл башни. 

И все равно я вас всех люблю, дорогие авторы, вы – молодцы!

И между тем именно в этом году, когда каждый объект был представлен еще и эскизом в унифицированном формате, жюри решило присудить призы еще и за графику. Двенадцать, помимо 1 места, получили и его – за экспрессивные угольные рисунки Натальи Сорокиной: 
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
2. 
Пастбище
Команда «Стадо»: Ахмед Омаров, Гор Овсепян, Владимир Гришин, 3 курс МАРХИ; Ани Хачатурян, Николай Гедеванишвили, 2 курс МАРХИ
Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На этом месте жители деревни встречали свое стадо по вечерам, разбирая коров у пастухов, – говорят авторы объекта, мотивируя свое решение: крупный объект они сопоставляют с коровой, маленькие «лежаки» с телятами. В самом начале прозвучало: дети могут лазать по «корове», а родители тем временем отдыхать на «телятах».
  • zooming
    1 / 4
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Хотя объект, конечно, арт-, и не имеет ни статуса, ни сертификации детской площадки. Говоря словами наших современников, лазать по нему нельзя. Я спросила у авторов и мне рассказали, что при обсуждении проекта перед его реализацией кто-то из жителей сказал – пусть лазают, кто-то, напротив, ратовал за безопасность и запреты. Поэтому у «коровы» авторы сняли нижние планки, чтобы на нее не могли подняться самые младшие. 

Тем не менее забраться наверх так и тянет. 
Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

UPD, 11.08.2023. И вот опять меня поправляют: «на объект Пастбище можно залезать». Да видели, знаем, – но ведь вы же сами рассказали эту историю, про снятую нижнюю планку? 

Жюри, прежде всего, отдало должное работе с формой и материей дерева: клееный брус здесь стянут в арку, а держит его ферма из такого же бруса. Авторы признались: до последнего боялись, что после снятия стяжек не удержит, но все обошлось.
  • zooming
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Решение красивое – и, действительно, оно демонстрирует совершенно новые, технологичные особенности современного дерева. Несколько практикующих архитекторов высказались за этот объект, так что, в сущности, если бы не пространственная поэтичность смотровой башни, «Пастбище» имело шансы занять 1 место. Это профессиональная и уверенная работа.

Хотя аналогии с «коровами» и «быками» Ясно-Поля от Савинкина&Кузьмина все равно приходят в голову.    
3. 
Гнездо
Команда «Брус, Горбыль и партнёры»: Алеко Тавхелидзе, Фёдор Драницын, 3 курс МАРХИ; Микаэль Адамов, 2 курс МАРХИ; Андрей Рымов, 4 курс МАРХИ; Олег Мокеев, Ольга Лайкова, 5 курс МАРХИ; Кирилл Ивляков, 2 курс бакалавриата, Евгения Банникова, 1 курс магистратуры Тамбовского Государственного Технического  Университета
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самое полезное сооружение практикума 2023 года было прямо «заказано» деревней – это открытая летняя сцена рядом в клубом, что может быть уместнее. 
Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
Фотография предоставлена авторами объекта

Авторы – одна из двух самых больших команд практикума, 8 человек, – в нее, помимо выучеников МАРХИ, вошли два студента Тамбовского ГТУ, свою концепцию назвали «Гнездо» и выстроили развитую цепочку смыслов: во-первых, тему Древолюции 2023 Николай Белоусов определил как «Архиплод» – тут из него вылупился и росток, и деревья. Во-вторых, команда уделила внимание мерянской, то есть угро-финской природе местного населения и культуре шумящих привесок. 
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Гнездо» проявило себя в асимметричных решетчатых конструкциях как арки перед входом, так и задника сцены. Кроме того, «шумящие привески» подвесили к столбам по сторонам открытого зрительного зала – авторы называют их «Тональные брусья». Скамейки выполнили из крупных горбылей. 
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Насколько мне удалось понять, помимо сложной – и действительно, более чем литературной, программы – авторы уделили много внимания качеству помоста сцены: доски обработаны антибактериальным составом от гниения, а сам настил опирается на зацементированные кирпичные столбики и выравнивает перепад высот, 30 см, который есть на его участке. С тыльной стороны предусмотрены ступеньки для входа выступающих, от главной деревенской улицы к зрительному залу тоже ведет помост. 
  • zooming
    1 / 4
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Авторы «Гнезда» прислали нам собственное описание концепции: 
cic =

Авторы проекта «Гнездо» в компании с куратором практикума Николаем Белоусовым

Гнездо – символ единства природы и человека в заботе и защите новой жизни, что и являет собой архиплод. 

Объект располагается в деревне, в месте, где люди объединяются для того, чтобы создавать и защищать свои семьи, поколениями возводя человеческие жилища, символом которых издревле является гнездо. 

Таким образом, проект представляет аллегорию рождения новой жизни и заботы о ней.

Гнездо является центром композиции и выполняет функцию сцены, которую укрывает своими крыльями скульптура птицы. Ее прообразом стала утка, как одна из самых распространенных птиц на территории края, что также является символом заботы о потомстве.

Входной группой служит арка в виде дома, свитого из досок.
4. 
Нить
Команда «Квадрат»: Алина Баль, 3 курс МАРХИ; Никита Агин, Григорий Перфильев, Тимофей Филиппов, 2 курс МАРХИ
  • zooming
    Макет. Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография предоставлена авторами проекта
  • zooming
    Макет. Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография предоставлена авторами проекта

Идея проекта Нить – очень красивая. Авторы предложили устроить на пруду – небольшом, по виду скорее пожарном – посреди деревни этакий «фуникулер». Планировались ворота спереди и сзади, а между ними – канаты, по которым мог бы двигаться плот, отделяясь из череды шезлонгов. Николай Белоусов, говорят, даже закупил для этих целей хорошие тросы.

Но увы – плот, двигающийся на тросах, реализовать не удалось, и остался мостик-помост в одном торце пруда. Он позволяет перейти, допрыгнув в одной части, воду, – и еще полежать и с видом на воду пруда. Все это как-то мало, а идея была хорошая. 
  • zooming
    Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем в первый же день мы видели, как мостки были облеплены деревенскими детьми: кто-то, правда, лежал, кто-то купался, а кто-то и рыбу ловил – с мостков удобнее, чем с берега. 
Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Утрата амбициозной идеи отодвинула объект на 4 место, но его поощрили дипломом за графику Тимофея Филиппова. Рисунок очень романтичный, и в нем как будто даже сквозит нереализованность – еще бы, карандаш по фанере. Но и замысел тоже хорош, его имело смысл отметить. Совершенно эстетический, и тем интересный: ну кому придет к голову плавать на канате по небольшому деревенскому пруду? Есть в этой идее какое-то туманное зазеркалье. Хорошее, родное.  
  • zooming
    Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Макет. Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография предоставлена авторами проекта
5. 
Крепость
Команда «Группа 8»: Дарья Дидух, Ольга Белова, Мария Каданчик, Данил Ткачев, Мария Осинникова, Вера Нестерова, Арина Саргсян, Надира Сардарова, 2 курс МАРХИ 
Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект – деревянная башня, расположен на пригорке рядом с детской площадкой, над еще одним деревенским прудом. Авторы – группа студентов МАРХИ, весной закончивших 1 курс, причем все из одной, восьмой группы, и человек их восемь, отсюда самоназвание. 

По словам авторов, они думали над объектом довольно долго, пока не обнаружили, расспросив детей, что они тут, на склоне, играют во взятие крепости. Даже нашли в углублении на пригорке какие-то доски, то ли приготовленные для игры, то ли оставшиеся от нее. И решили построить детям башню. 
  • zooming
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Башня – полая внутри, с решетчатым помостом на винтовых фундаментах. На нее ведет лестница, причем, по словам авторов объекта, у лестницы есть и еще одна функция: она скорректировала трассу зимней ледяной горки. Раньше с горки приезжали прямо в качели, теперь – немного с сторону. И по лестнице можно будет на горку подняться. 

Подойдет ли башня для игры в крепость – сложно сказать, дети обычно адаптируют все, что попадет под руку. Башня получилась довольно абстрактная. А вот как видовая площадка она работает, нам даже показали, как можно удобно устроиться, чтобы наблюдать за закатом, и, конечно, за звездами, над прудом. 
  • zooming
    1 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Команду Крепости также наградили за лучший макет. Легкий, из опилок. Башня, правда, то и дело норовила упасть под ветром. Макеты, надо сказать, – в отличие от графики, которая в своем «фанерном» варианте стала своего рода сюрпризом, – на Древолюции показывают регулярно. А в этом году году они оказались особенно лиричными и одновременно хрупкими. 
Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

***

Результаты судейства жителей Дмитровского: 1. Театр, 2. Пастбище, 3. Нить, 4. Крепость, 5. Двенадцать
 
*Курсы студентов учебных заведений указаны по состоянию на начало учебного года 2023/2024.

** Партнеры практикума: KZS, Дом Эксперт Строй, ХИМТЕКС, «Хольцхаус»

11 Августа 2023

Похожие статьи
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.