Ровесники Древолюции

В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.

mainImg
Самая первая Древолюция прошла недалеко от города Галича Костромской области, на заводе «Обло» Николая Белоусова, который тогда еще только начинал развивать собственное производство деревянных срубов, в 2003 году. Соответственно, теперь Древолюции 20 лет, и нынешний практикум – юбилейный. Любопытно, что некоторым участникам тоже было по 20 лет, а у одного в день судейства и объявления победителей даже был день рождения. Сплошные праздники. 

Древолюция, она, впрочем, сама как праздник. Началась в Галиче, а потом появлялась по всей стране: в Петербурге, в Суханово, на Артплее; сужая круги по галицким лесам, вокруг Асташовского терема. И, наконец, в прошлом году участники осмысляли территорию завода «Обло». 

Как будто готовясь к новому этапу. 

Особенность юбилейной Древолюции 2023 года – все пять ее объектов сооружены на территории ближайшего соседа, деревни Дмитровское, где живет около 200 человек, есть клуб и детский сад. Дмитровское непосредственно граничит с заводом, одна дорога, можно идти пешком. Участники практикума – кажется, впервые, – столкнулись с понятием «партисипейсинг» – общественным заданием и необходимостью не только артистически высказаться, но и принести пользу поселению. Поработать не только лирически, но и прагматически. Территория Дмитровского, сразу скажу, и сейчас достаточно просторна и ухожена – это «живое», активное поселение. При нас на новой сцене рядом с клубом готовили праздник, настраивали колонки, звали гостей. 
Объект «Театр», Древолюция 2023, 3 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

То есть Древолюция, мероприятие профессиональное, прикоснулось к популярной, если не сказать перегретой в последнее время, теме благоустройства. Это правильный путь, позитивный. Но удивительно, что практикуму удалось как-то удержаться на грани пользы и художественного высказывания – не зря архитектор Николай Лызлов, сначала во время заседания жюри, а потом со сцены, читал Бальмонта, морально поддерживая литературность работ участников практикума. 
Объект «Театр», Древолюция 2023, 3 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Литературность, действительно, развивается. Иногда даже, как признали другие члены жюри, немного перехлестывает через край в стремлении подчинить каждый жест поэтичному. 

Жюри, как, впрочем, и всегда на Древолюции, было по-своему строго: на предложение Оскара Мамлеева поощрить как-то поровну всех, чтобы одобрить усилия, вложенные участниками в изобретение и создание объектов, Елена Гонсалес сурово возразила: профессионалы должны быть готовы к судейству. Так что пять созданных объектов, над которыми работали, в общей сложности, 32 человека на протяжении 2 недель, распределили по 5 местам. 

Судейство жителей Дмитровского – см. ниже – почти ни в чем не совпало с мнением профессионального жюри. Мы приводим проекты в порядке мест, определенных жюри. 
1. 
Двенадцать
Команда «Амазонки»: Инна Власова, диплом бакалавра 2022 года; Наталья Сорокина, 3 курс МАРХИ; Виктория Гуськова, Мария Бартель, 5 курс МАРХИ; Виктор Маркин, 1 курс магистратуры МАРХИ
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Формат практикума развивается, и в 2023 году все проекты были показаны жюри в сопровождении как макета, так и рисунков – последние, согласно замыслу куратора Николая Белоусова, каждая команда сделала на фанере, что обеспечило им некую объединяющую фактуру, не говоря об обаянии. Увы, не все макеты выдержали испытание «в полях» – макет проекта, который занял 1 место по мнению жюри, мы уже вечером первого дня нашли поблизости сломанным. Но фотофиксацию никто не отменял:
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект Двенадцать, чье название напоминает, прежде всего, о Блоке – это смотровая башня на 12 опорах, за границей деревни, в полях. По словам авторов, здесь жители возвращаются из леса и могут найти, в какой-то мере, укрытие от солнца и дождя. 

Укрытие относительное, поскольку башня от ливня точно не спасет, а вот смотровая площадка – отличная. Заметим, что в авторский коллектив башни вошла Наталья Сорокина, участница группы, которая в прошлом году работала на территории завода над объектом Облако: трехъярусной видовой этажеркой над прудом. Жюри как-то сразу это заметило и стало сравнивать объекты. 
  • zooming
    1 / 3
    Авторы. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Презентация. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Жюри на презентации объекта «Двенадцать». Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Одной из особенностей Облака, помимо эффектной панорамы, которая по-прежнему открывается с его верхней площадки, была его склонность к покачиванию. В 2022 году, по словам авторов, она обозначала некоторую зыбкость конструкции, рассчитанную на эмоции зрителя / посетителя, – хотя есть все основания предполагать, что тогда зыбкость образовалась случайно. 

В 2023 году те же авторы сделали башню намного более прочной и удобной – чего стоят хотя бы гладкие круглые ступеньки из купленных в магазине черенков от лопат. Она и качается намного более управляемо, спокойно и не страшно. 
  • zooming
    Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проверяли, очень надежным кажется сооружение. 
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но есть ощущение, что авторы развивают свою тему сознательно и планомерно. Вполне предсказуемо их первое место: решение зрелое, даже пропорции элегантны и уравновешенны. И, кажется, это единственный объект, всерьез нацеленный на осмысление пространства – как минимум, через созерцание. Вполне эстетическое, незаинтересованное осмысление через созерцание; вдобавок, соглашусь с Еленой Гонсалес, попросту красивое, хотя бы благодаря компактным вертикальным пропорциям. 
  • zooming
    Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    На 1 плане – Наталья Сорокина, один из авторов объекта и автор графики. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, как заметили другие члены жюри, число 12, равное количеству опор, среди множества плашек не прочитывается как что-то важное: перед нами скорее усеченный конус, чем объект с 12 опорами. Да и центральная, главная опора под помостом оказывается тринадцатой, нарушая логику исчисления.

Тотан Кузембаев, умудренный практик деревянного домостроения, заметил, что углубления центральной опоры – по словам авторов на порядка 1.5 м, в средней полосе недостаточно, грунт промерзнет на 1.8 метра, если не больше, и опору вытолкнет. Ну, будем наблюдать. На данный момент башня стоит прочно. 

Но – между тем – аналогий с Ротондой Бродского в Никола Ленивце тоже не избежать. Ну, будем считать, что она стала источником вдохновения. Типология беседки-«миловиды», ничем, кроме как эстетикой, не обоснованного сооружения – здесь прочитывается «на раз». За то и любим. 

Еще одним замечанием жюри было: на графике мы видим открытый цилиндр, обращенный в небо, но в реальности его нет, все загромождено лестницами и перилами. Вот оно, следствие перебора поэтичности в изложении. Вас сразу же приблизят к реальности. 
  • zooming
    Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Вид со 2 площадки. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

UPD, 11.08.2023: А вот что интересно, стоило тексту выйти в свет, как со мной стали спорить. Говорят, "на графике вид с третьей [то есть верхней] площадки".  Отвечаю: кроме того, что замечание было не мое, хотя я с ним согласна, – чтобы увидеть такой раструб с верхней площадки, надо на нее лечь, а лечь там можно только компактному человеку и только когда никого больше на площадке нет. Но и тогда тоже будут видны перила, которые нужны, без которых на третьей площадке неуютно. А вот перила я бы сделала попрочнее и понадежнее, как ступеньки у лестницы. Поскольку и вид все равно загораживают, и в то же время – тонковаты. Самый неспокойный элемент во всей башне. 
Вид с 3 площадки. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Понятно, что графика – абстрагированная, но замечание остается в силе: того образа, который мы видим на рисунке, башня не дает. Надо еще как-то решиться лечь на верхней площадке, чтобы смотреть вверх. Можно, но это не самый очевидный путь. Прежде всего башня дает панораму окрестностей, а в рамке ощущается не «колодец с небом», а разноуровневые брусья. 
Вид с 3 площадки. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К слову сказать, с торчащими брусьями небесспорное решение, они не позволяют облокотиться на край и созерцать, хотя вроде бы это главный смысл башни. 

И все равно я вас всех люблю, дорогие авторы, вы – молодцы!

И между тем именно в этом году, когда каждый объект был представлен еще и эскизом в унифицированном формате, жюри решило присудить призы еще и за графику. Двенадцать, помимо 1 места, получили и его – за экспрессивные угольные рисунки Натальи Сорокиной: 
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
2. 
Пастбище
Команда «Стадо»: Ахмед Омаров, Гор Овсепян, Владимир Гришин, 3 курс МАРХИ; Ани Хачатурян, Николай Гедеванишвили, 2 курс МАРХИ
Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На этом месте жители деревни встречали свое стадо по вечерам, разбирая коров у пастухов, – говорят авторы объекта, мотивируя свое решение: крупный объект они сопоставляют с коровой, маленькие «лежаки» с телятами. В самом начале прозвучало: дети могут лазать по «корове», а родители тем временем отдыхать на «телятах».
  • zooming
    1 / 4
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Хотя объект, конечно, арт-, и не имеет ни статуса, ни сертификации детской площадки. Говоря словами наших современников, лазать по нему нельзя. Я спросила у авторов и мне рассказали, что при обсуждении проекта перед его реализацией кто-то из жителей сказал – пусть лазают, кто-то, напротив, ратовал за безопасность и запреты. Поэтому у «коровы» авторы сняли нижние планки, чтобы на нее не могли подняться самые младшие. 

Тем не менее забраться наверх так и тянет. 
Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

UPD, 11.08.2023. И вот опять меня поправляют: «на объект Пастбище можно залезать». Да видели, знаем, – но ведь вы же сами рассказали эту историю, про снятую нижнюю планку? 

Жюри, прежде всего, отдало должное работе с формой и материей дерева: клееный брус здесь стянут в арку, а держит его ферма из такого же бруса. Авторы признались: до последнего боялись, что после снятия стяжек не удержит, но все обошлось.
  • zooming
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Решение красивое – и, действительно, оно демонстрирует совершенно новые, технологичные особенности современного дерева. Несколько практикующих архитекторов высказались за этот объект, так что, в сущности, если бы не пространственная поэтичность смотровой башни, «Пастбище» имело шансы занять 1 место. Это профессиональная и уверенная работа.

Хотя аналогии с «коровами» и «быками» Ясно-Поля от Савинкина&Кузьмина все равно приходят в голову.    
3. 
Гнездо
Команда «Брус, Горбыль и партнёры»: Алеко Тавхелидзе, Фёдор Драницын, 3 курс МАРХИ; Микаэль Адамов, 2 курс МАРХИ; Андрей Рымов, 4 курс МАРХИ; Олег Мокеев, Ольга Лайкова, 5 курс МАРХИ; Кирилл Ивляков, 2 курс бакалавриата, Евгения Банникова, 1 курс магистратуры Тамбовского Государственного Технического  Университета
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самое полезное сооружение практикума 2023 года было прямо «заказано» деревней – это открытая летняя сцена рядом в клубом, что может быть уместнее. 
Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
Фотография предоставлена авторами объекта

Авторы – одна из двух самых больших команд практикума, 8 человек, – в нее, помимо выучеников МАРХИ, вошли два студента Тамбовского ГТУ, свою концепцию назвали «Гнездо» и выстроили развитую цепочку смыслов: во-первых, тему Древолюции 2023 Николай Белоусов определил как «Архиплод» – тут из него вылупился и росток, и деревья. Во-вторых, команда уделила внимание мерянской, то есть угро-финской природе местного населения и культуре шумящих привесок. 
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Гнездо» проявило себя в асимметричных решетчатых конструкциях как арки перед входом, так и задника сцены. Кроме того, «шумящие привески» подвесили к столбам по сторонам открытого зрительного зала – авторы называют их «Тональные брусья». Скамейки выполнили из крупных горбылей. 
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Насколько мне удалось понять, помимо сложной – и действительно, более чем литературной, программы – авторы уделили много внимания качеству помоста сцены: доски обработаны антибактериальным составом от гниения, а сам настил опирается на зацементированные кирпичные столбики и выравнивает перепад высот, 30 см, который есть на его участке. С тыльной стороны предусмотрены ступеньки для входа выступающих, от главной деревенской улицы к зрительному залу тоже ведет помост. 
  • zooming
    1 / 4
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Авторы «Гнезда» прислали нам собственное описание концепции: 
cic =

Авторы проекта «Гнездо» в компании с куратором практикума Николаем Белоусовым

Гнездо – символ единства природы и человека в заботе и защите новой жизни, что и являет собой архиплод. 

Объект располагается в деревне, в месте, где люди объединяются для того, чтобы создавать и защищать свои семьи, поколениями возводя человеческие жилища, символом которых издревле является гнездо. 

Таким образом, проект представляет аллегорию рождения новой жизни и заботы о ней.

Гнездо является центром композиции и выполняет функцию сцены, которую укрывает своими крыльями скульптура птицы. Ее прообразом стала утка, как одна из самых распространенных птиц на территории края, что также является символом заботы о потомстве.

Входной группой служит арка в виде дома, свитого из досок.
4. 
Нить
Команда «Квадрат»: Алина Баль, 3 курс МАРХИ; Никита Агин, Григорий Перфильев, Тимофей Филиппов, 2 курс МАРХИ
  • zooming
    Макет. Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография предоставлена авторами проекта
  • zooming
    Макет. Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография предоставлена авторами проекта

Идея проекта Нить – очень красивая. Авторы предложили устроить на пруду – небольшом, по виду скорее пожарном – посреди деревни этакий «фуникулер». Планировались ворота спереди и сзади, а между ними – канаты, по которым мог бы двигаться плот, отделяясь из череды шезлонгов. Николай Белоусов, говорят, даже закупил для этих целей хорошие тросы.

Но увы – плот, двигающийся на тросах, реализовать не удалось, и остался мостик-помост в одном торце пруда. Он позволяет перейти, допрыгнув в одной части, воду, – и еще полежать и с видом на воду пруда. Все это как-то мало, а идея была хорошая. 
  • zooming
    Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем в первый же день мы видели, как мостки были облеплены деревенскими детьми: кто-то, правда, лежал, кто-то купался, а кто-то и рыбу ловил – с мостков удобнее, чем с берега. 
Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Утрата амбициозной идеи отодвинула объект на 4 место, но его поощрили дипломом за графику Тимофея Филиппова. Рисунок очень романтичный, и в нем как будто даже сквозит нереализованность – еще бы, карандаш по фанере. Но и замысел тоже хорош, его имело смысл отметить. Совершенно эстетический, и тем интересный: ну кому придет к голову плавать на канате по небольшому деревенскому пруду? Есть в этой идее какое-то туманное зазеркалье. Хорошее, родное.  
  • zooming
    Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Макет. Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 место
    Фотография предоставлена авторами проекта
5. 
Крепость
Команда «Группа 8»: Дарья Дидух, Ольга Белова, Мария Каданчик, Данил Ткачев, Мария Осинникова, Вера Нестерова, Арина Саргсян, Надира Сардарова, 2 курс МАРХИ 
Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект – деревянная башня, расположен на пригорке рядом с детской площадкой, над еще одним деревенским прудом. Авторы – группа студентов МАРХИ, весной закончивших 1 курс, причем все из одной, восьмой группы, и человек их восемь, отсюда самоназвание. 

По словам авторов, они думали над объектом довольно долго, пока не обнаружили, расспросив детей, что они тут, на склоне, играют во взятие крепости. Даже нашли в углублении на пригорке какие-то доски, то ли приготовленные для игры, то ли оставшиеся от нее. И решили построить детям башню. 
  • zooming
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Башня – полая внутри, с решетчатым помостом на винтовых фундаментах. На нее ведет лестница, причем, по словам авторов объекта, у лестницы есть и еще одна функция: она скорректировала трассу зимней ледяной горки. Раньше с горки приезжали прямо в качели, теперь – немного с сторону. И по лестнице можно будет на горку подняться. 

Подойдет ли башня для игры в крепость – сложно сказать, дети обычно адаптируют все, что попадет под руку. Башня получилась довольно абстрактная. А вот как видовая площадка она работает, нам даже показали, как можно удобно устроиться, чтобы наблюдать за закатом, и, конечно, за звездами, над прудом. 
  • zooming
    1 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Команду Крепости также наградили за лучший макет. Легкий, из опилок. Башня, правда, то и дело норовила упасть под ветром. Макеты, надо сказать, – в отличие от графики, которая в своем «фанерном» варианте стала своего рода сюрпризом, – на Древолюции показывают регулярно. А в этом году году они оказались особенно лиричными и одновременно хрупкими. 
Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 место
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

***

Результаты судейства жителей Дмитровского: 1. Театр, 2. Пастбище, 3. Нить, 4. Крепость, 5. Двенадцать
 
*Курсы студентов учебных заведений указаны по состоянию на начало учебного года 2023/2024.

** Партнеры практикума: KZS, Дом Эксперт Строй, ХИМТЕКС, «Хольцхаус»

11 Августа 2023

Похожие статьи
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Технологии и материалы
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Сейчас на главной
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Педставляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Пресса: «Архитектурный мусор — это если не норма, то заурядная...
В Российском этнографическом музее на прошлой неделе прошла 9-я биеннале «Архитектура Петербурга». По просьбе Собака.ru архитектурный критик и автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина зашла на одну из двух главных петербургских архитектурных выставок и поделилась нерадостными впечатлениями.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.