В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Самая первая Древолюция прошла недалеко от города Галича Костромской области, на заводе «Обло» Николая Белоусова, который тогда еще только начинал развивать собственное производство деревянных срубов, в 2003 году. Соответственно, теперь Древолюции 20 лет, и нынешний практикум – юбилейный. Любопытно, что некоторым участникам тоже было по 20 лет, а у одного в день судейства и объявления победителей даже был день рождения. Сплошные праздники.
Древолюция, она, впрочем, сама как праздник. Началась в Галиче, а потом появлялась по всей стране: в Петербурге, в Суханово, на Артплее; сужая круги по галицким лесам, вокруг Асташовского терема. И, наконец, в прошлом году участники осмысляли территорию завода «Обло».
Как будто готовясь к новому этапу.
Особенность юбилейной Древолюции 2023 года – все пять ее объектов сооружены на территории ближайшего соседа, деревни Дмитровское, где живет около 200 человек, есть клуб и детский сад. Дмитровское непосредственно граничит с заводом, одна дорога, можно идти пешком. Участники практикума – кажется, впервые, – столкнулись с понятием «партисипейсинг» – общественным заданием и необходимостью не только артистически высказаться, но и принести пользу поселению. Поработать не только лирически, но и прагматически. Территория Дмитровского, сразу скажу, и сейчас достаточно просторна и ухожена – это «живое», активное поселение. При нас на новой сцене рядом с клубом готовили праздник, настраивали колонки, звали гостей.
Объект «Театр», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
То есть Древолюция, мероприятие профессиональное, прикоснулось к популярной, если не сказать перегретой в последнее время, теме благоустройства. Это правильный путь, позитивный. Но удивительно, что практикуму удалось как-то удержаться на грани пользы и художественного высказывания – не зря архитектор Николай Лызлов, сначала во время заседания жюри, а потом со сцены, читал Бальмонта, морально поддерживая литературность работ участников практикума.
Объект «Театр», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Литературность, действительно, развивается. Иногда даже, как признали другие члены жюри, немного перехлестывает через край в стремлении подчинить каждый жест поэтичному.
Жюри, как, впрочем, и всегда на Древолюции, было по-своему строго: на предложение Оскара Мамлеева поощрить как-то поровну всех, чтобы одобрить усилия, вложенные участниками в изобретение и создание объектов, Елена Гонсалес сурово возразила: профессионалы должны быть готовы к судейству. Так что пять созданных объектов, над которыми работали, в общей сложности, 32 человека на протяжении 2 недель, распределили по 5 местам.
Судейство жителей Дмитровского – см. ниже – почти ни в чем не совпало с мнением профессионального жюри. Мы приводим проекты в порядке мест, определенных жюри. 1. ДвенадцатьКоманда «Амазонки»: Инна Власова, диплом бакалавра 2022 года; Наталья Сорокина, 3 курс МАРХИ; Виктория Гуськова, Мария Бартель, 5 курс МАРХИ; Виктор Маркин, 1 курс магистратуры МАРХИ
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Формат практикума развивается, и в 2023 году все проекты были показаны жюри в сопровождении как макета, так и рисунков – последние, согласно замыслу куратора Николая Белоусова, каждая команда сделала на фанере, что обеспечило им некую объединяющую фактуру, не говоря об обаянии. Увы, не все макеты выдержали испытание «в полях» – макет проекта, который занял 1 место по мнению жюри, мы уже вечером первого дня нашли поблизости сломанным. Но фотофиксацию никто не отменял:
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект Двенадцать, чье название напоминает, прежде всего, о Блоке – это смотровая башня на 12 опорах, за границей деревни, в полях. По словам авторов, здесь жители возвращаются из леса и могут найти, в какой-то мере, укрытие от солнца и дождя.
Укрытие относительное, поскольку башня от ливня точно не спасет, а вот смотровая площадка – отличная. Заметим, что в авторский коллектив башни вошла Наталья Сорокина, участница группы, которая в прошлом году работала на территории завода над объектом Облако: трехъярусной видовой этажеркой над прудом. Жюри как-то сразу это заметило и стало сравнивать объекты.
Авторы. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руПрезентация. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руЖюри на презентации объекта «Двенадцать». Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Одной из особенностей Облака, помимо эффектной панорамы, которая по-прежнему открывается с его верхней площадки, была его склонность к покачиванию. В 2022 году, по словам авторов, она обозначала некоторую зыбкость конструкции, рассчитанную на эмоции зрителя / посетителя, – хотя есть все основания предполагать, что тогда зыбкость образовалась случайно.
В 2023 году те же авторы сделали башню намного более прочной и удобной – чего стоят хотя бы гладкие круглые ступеньки из купленных в магазине черенков от лопат. Она и качается намного более управляемо, спокойно и не страшно.
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Проверяли, очень надежным кажется сооружение.
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Но есть ощущение, что авторы развивают свою тему сознательно и планомерно. Вполне предсказуемо их первое место: решение зрелое, даже пропорции элегантны и уравновешенны. И, кажется, это единственный объект, всерьез нацеленный на осмысление пространства – как минимум, через созерцание. Вполне эстетическое, незаинтересованное осмысление через созерцание; вдобавок, соглашусь с Еленой Гонсалес, попросту красивое, хотя бы благодаря компактным вертикальным пропорциям.
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руНа 1 плане – Наталья Сорокина, один из авторов объекта и автор графики. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Впрочем, как заметили другие члены жюри, число 12, равное количеству опор, среди множества плашек не прочитывается как что-то важное: перед нами скорее усеченный конус, чем объект с 12 опорами. Да и центральная, главная опора под помостом оказывается тринадцатой, нарушая логику исчисления.
Тотан Кузембаев, умудренный практик деревянного домостроения, заметил, что углубления центральной опоры – по словам авторов на порядка 1.5 м, в средней полосе недостаточно, грунт промерзнет на 1.8 метра, если не больше, и опору вытолкнет. Ну, будем наблюдать. На данный момент башня стоит прочно.
Но – между тем – аналогий с Ротондой Бродского в Никола Ленивце тоже не избежать. Ну, будем считать, что она стала источником вдохновения. Типология беседки-«миловиды», ничем, кроме как эстетикой, не обоснованного сооружения – здесь прочитывается «на раз». За то и любим.
Еще одним замечанием жюри было: на графике мы видим открытый цилиндр, обращенный в небо, но в реальности его нет, все загромождено лестницами и перилами. Вот оно, следствие перебора поэтичности в изложении. Вас сразу же приблизят к реальности.
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВид со 2 площадки. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру UPD, 11.08.2023: А вот что интересно, стоило тексту выйти в свет, как со мной стали спорить. Говорят, "на графике вид с третьей [то есть верхней] площадки". Отвечаю: кроме того, что замечание было не мое, хотя я с ним согласна, – чтобы увидеть такой раструб с верхней площадки, надо на нее лечь, а лечь там можно только компактному человеку и только когда никого больше на площадке нет. Но и тогда тоже будут видны перила, которые нужны, без которых на третьей площадке неуютно. А вот перила я бы сделала попрочнее и понадежнее, как ступеньки у лестницы. Поскольку и вид все равно загораживают, и в то же время – тонковаты. Самый неспокойный элемент во всей башне.
Вид с 3 площадки. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Понятно, что графика – абстрагированная, но замечание остается в силе: того образа, который мы видим на рисунке, башня не дает. Надо еще как-то решиться лечь на верхней площадке, чтобы смотреть вверх. Можно, но это не самый очевидный путь. Прежде всего башня дает панораму окрестностей, а в рамке ощущается не «колодец с небом», а разноуровневые брусья.
Вид с 3 площадки. Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
К слову сказать, с торчащими брусьями небесспорное решение, они не позволяют облокотиться на край и созерцать, хотя вроде бы это главный смысл башни.
И все равно я вас всех люблю, дорогие авторы, вы – молодцы!
И между тем именно в этом году, когда каждый объект был представлен еще и эскизом в унифицированном формате, жюри решило присудить призы еще и за графику. Двенадцать, помимо 1 места, получили и его – за экспрессивные угольные рисунки Натальи Сорокиной:
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Двенадцать», Древолюция 2023, 1 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
2. ПастбищеКоманда «Стадо»: Ахмед Омаров, Гор Овсепян, Владимир Гришин, 3 курс МАРХИ; Ани Хачатурян, Николай Гедеванишвили, 2 курс МАРХИ
Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
На этом месте жители деревни встречали свое стадо по вечерам, разбирая коров у пастухов, – говорят авторы объекта, мотивируя свое решение: крупный объект они сопоставляют с коровой, маленькие «лежаки» с телятами. В самом начале прозвучало: дети могут лазать по «корове», а родители тем временем отдыхать на «телятах».
Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Хотя объект, конечно, арт-, и не имеет ни статуса, ни сертификации детской площадки. Говоря словами наших современников, лазать по нему нельзя. Я спросила у авторов и мне рассказали, что при обсуждении проекта перед его реализацией кто-то из жителей сказал – пусть лазают, кто-то, напротив, ратовал за безопасность и запреты. Поэтому у «коровы» авторы сняли нижние планки, чтобы на нее не могли подняться самые младшие.
Тем не менее забраться наверх так и тянет.
Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
UPD, 11.08.2023. И вот опять меня поправляют: «на объект Пастбище можно залезать». Да видели, знаем, – но ведь вы же сами рассказали эту историю, про снятую нижнюю планку?
Жюри, прежде всего, отдало должное работе с формой и материей дерева: клееный брус здесь стянут в арку, а держит его ферма из такого же бруса. Авторы признались: до последнего боялись, что после снятия стяжек не удержит, но все обошлось.
Объект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Пастбище», Древолюция 2023, 2 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Решение красивое – и, действительно, оно демонстрирует совершенно новые, технологичные особенности современного дерева. Несколько практикующих архитекторов высказались за этот объект, так что, в сущности, если бы не пространственная поэтичность смотровой башни, «Пастбище» имело шансы занять 1 место. Это профессиональная и уверенная работа.
Хотя аналогии с «коровами» и «быками» Ясно-Поля от Савинкина&Кузьмина все равно приходят в голову. 3. ГнездоКоманда «Брус, Горбыль и партнёры»: Алеко Тавхелидзе, Фёдор Драницын, 3 курс МАРХИ; Микаэль Адамов, 2 курс МАРХИ; Андрей Рымов, 4 курс МАРХИ; Олег Мокеев, Ольга Лайкова, 5 курс МАРХИ; Кирилл Ивляков, 2 курс бакалавриата, Евгения Банникова, 1 курс магистратуры Тамбовского Государственного Технического Университета
Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Самое полезное сооружение практикума 2023 года было прямо «заказано» деревней – это открытая летняя сцена рядом в клубом, что может быть уместнее.
Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография предоставлена авторами объекта
Авторы – одна из двух самых больших команд практикума, 8 человек, – в нее, помимо выучеников МАРХИ, вошли два студента Тамбовского ГТУ, свою концепцию назвали «Гнездо» и выстроили развитую цепочку смыслов: во-первых, тему Древолюции 2023 Николай Белоусов определил как «Архиплод» – тут из него вылупился и росток, и деревья. Во-вторых, команда уделила внимание мерянской, то есть угро-финской природе местного населения и культуре шумящих привесок.
Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру «Гнездо» проявило себя в асимметричных решетчатых конструкциях как арки перед входом, так и задника сцены. Кроме того, «шумящие привески» подвесили к столбам по сторонам открытого зрительного зала – авторы называют их «Тональные брусья». Скамейки выполнили из крупных горбылей.
Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Насколько мне удалось понять, помимо сложной – и действительно, более чем литературной, программы – авторы уделили много внимания качеству помоста сцены: доски обработаны антибактериальным составом от гниения, а сам настил опирается на зацементированные кирпичные столбики и выравнивает перепад высот, 30 см, который есть на его участке. С тыльной стороны предусмотрены ступеньки для входа выступающих, от главной деревенской улицы к зрительному залу тоже ведет помост.
Объект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Гнездо», Древолюция 2023, 3 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Авторы «Гнезда» прислали нам собственное описание концепции:
Авторы проекта «Гнездо» в компании с куратором практикума Николаем Белоусовым Гнездо – символ единства природы и человека в заботе и защите новой жизни, что и являет собой архиплод.
Объект располагается в деревне, в месте, где люди объединяются для того, чтобы создавать и защищать свои семьи, поколениями возводя человеческие жилища, символом которых издревле является гнездо.
Таким образом, проект представляет аллегорию рождения новой жизни и заботы о ней.
Гнездо является центром композиции и выполняет функцию сцены, которую укрывает своими крыльями скульптура птицы. Ее прообразом стала утка, как одна из самых распространенных птиц на территории края, что также является символом заботы о потомстве.
Входной группой служит арка в виде дома, свитого из досок. 4. НитьКоманда «Квадрат»: Алина Баль, 3 курс МАРХИ; Никита Агин, Григорий Перфильев, Тимофей Филиппов, 2 курс МАРХИ
Макет. Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 местоФотография предоставлена авторами проектаМакет. Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 местоФотография предоставлена авторами проекта Идея проекта Нить – очень красивая. Авторы предложили устроить на пруду – небольшом, по виду скорее пожарном – посреди деревни этакий «фуникулер». Планировались ворота спереди и сзади, а между ними – канаты, по которым мог бы двигаться плот, отделяясь из череды шезлонгов. Николай Белоусов, говорят, даже закупил для этих целей хорошие тросы.
Но увы – плот, двигающийся на тросах, реализовать не удалось, и остался мостик-помост в одном торце пруда. Он позволяет перейти, допрыгнув в одной части, воду, – и еще полежать и с видом на воду пруда. Все это как-то мало, а идея была хорошая.
Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Нить», Древолюция 2023, 4 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Впрочем в первый же день мы видели, как мостки были облеплены деревенскими детьми: кто-то, правда, лежал, кто-то купался, а кто-то и рыбу ловил – с мостков удобнее, чем с берега.
Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Утрата амбициозной идеи отодвинула объект на 4 место, но его поощрили дипломом за графику Тимофея Филиппова. Рисунок очень романтичный, и в нем как будто даже сквозит нереализованность – еще бы, карандаш по фанере. Но и замысел тоже хорош, его имело смысл отметить. Совершенно эстетический, и тем интересный: ну кому придет к голову плавать на канате по небольшому деревенскому пруду? Есть в этой идее какое-то туманное зазеркалье. Хорошее, родное.
Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руМакет. Объект «Нить», Древолюция 2023, 4 местоФотография предоставлена авторами проекта5. КрепостьКоманда «Группа 8»: Дарья Дидух, Ольга Белова, Мария Каданчик, Данил Ткачев, Мария Осинникова, Вера Нестерова, Арина Саргсян, Надира Сардарова, 2 курс МАРХИ
Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект – деревянная башня, расположен на пригорке рядом с детской площадкой, над еще одним деревенским прудом. Авторы – группа студентов МАРХИ, весной закончивших 1 курс, причем все из одной, восьмой группы, и человек их восемь, отсюда самоназвание.
По словам авторов, они думали над объектом довольно долго, пока не обнаружили, расспросив детей, что они тут, на склоне, играют во взятие крепости. Даже нашли в углублении на пригорке какие-то доски, то ли приготовленные для игры, то ли оставшиеся от нее. И решили построить детям башню.
Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Башня – полая внутри, с решетчатым помостом на винтовых фундаментах. На нее ведет лестница, причем, по словам авторов объекта, у лестницы есть и еще одна функция: она скорректировала трассу зимней ледяной горки. Раньше с горки приезжали прямо в качели, теперь – немного с сторону. И по лестнице можно будет на горку подняться.
Подойдет ли башня для игры в крепость – сложно сказать, дети обычно адаптируют все, что попадет под руку. Башня получилась довольно абстрактная. А вот как видовая площадка она работает, нам даже показали, как можно удобно устроиться, чтобы наблюдать за закатом, и, конечно, за звездами, над прудом.
Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОбъект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Команду Крепости также наградили за лучший макет. Легкий, из опилок. Башня, правда, то и дело норовила упасть под ветром. Макеты, надо сказать, – в отличие от графики, которая в своем «фанерном» варианте стала своего рода сюрпризом, – на Древолюции показывают регулярно. А в этом году году они оказались особенно лиричными и одновременно хрупкими.
Объект «Крепость», Древолюция 2023, 5 местоФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
***Результаты судейства жителей Дмитровского: 1. Театр, 2. Пастбище, 3. Нить, 4. Крепость, 5. Двенадцать *Курсы студентов учебных заведений указаны по состоянию на начало учебного года 2023/2024.
** Партнеры практикума: KZS, Дом Эксперт Строй, ХИМТЕКС, «Хольцхаус»
|