Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
информация:
-
статус
проект -
даты
01.2023 -
место
Красноярск
ул. Перенсона, 2 -
координаты
56.008636, 92.868291 -
функция
Культурный / Театр -
общая площадь
24 300 м2 -
высота
35,7 -
этажность
10 -
строительный объем
160 000 м3 -
Общая площадь театра до реконструкции: 13 110 м2 // после 24 300 м2
Строительный объем до реконструкции: 82 945 м2 // после 160 000 м2
Этажность до: 6 // после 10
Большой зал до: 900 м2 // после 988 м2
Малый зал: 300 м2
Театр на крыше: 1000 м2
Ресторан 300 м2
Подземный паркинг на 660 машино-мест 22 770 м2
Борис Шаталов
Boris Shatalov / РоссияОлег Шурыгин
РоссияА2
РоссияМВ-Проект
Россияавторский коллектив
Консорциум «А2+МВП»
КПМ А-2: Дарья Афанасьева, Иван Денисов, Владислав Иванов, Антон Кулаковский, Анастасия Кушнир, Андрей Лукьянов, Василий Матюшкин, Алексей Соков, Дмитрий Соломатин, Борис Шаталов, Артём Элли, Дарья Ягутьева
MB-Проект: Елена Андреева, Михаил Воронков, Дмитрий Куваев, Дмитрий Шурыгин, Олег Шурыгин.
При участии АМТ-Групп: Владимир Агафонов, Алексей Корендясов, Александр Малыгин
КПМ А-2: Дарья Афанасьева, Иван Денисов, Владислав Иванов, Антон Кулаковский, Анастасия Кушнир, Андрей Лукьянов, Василий Матюшкин, Алексей Соков, Дмитрий Соломатин, Борис Шаталов, Артём Элли, Дарья Ягутьева
MB-Проект: Елена Андреева, Михаил Воронков, Дмитрий Куваев, Дмитрий Шурыгин, Олег Шурыгин.
При участии АМТ-Групп: Владимир Агафонов, Алексей Корендясов, Александр Малыгин
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
награды:
- 3 место в Открытом архитектурном конкурсе на разработку архитектурно-градостроительной концепции реконструкции здания Краевого государственного автономного учреждения культуры Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Архи.ру об этом объекте:
28.06.2023
Юлия Тарабарина. Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Я ошиблась. Рассказывая о проекте победителя конкурса на реконструкцию Красноярского театра оперы и балета, бюро Wowhaus, я сообщила, что театр будет снесен полностью, помимо сохраняемых скульптур девушек-муз и воспроизводимого звездчатого витража фо... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
27.06.2023
Юлия Тарабарина. Три стихии плюс
описание:
Основные задачи нашего проекта:
Ограничения и регламенты
Здание, построенное в 1978 году, было чётко вписано в квартал улиц Перенсона – Бограда – Урицкого. Надлежащие отступы позволяли обеспечивать традиционную «Красноярскую перспективу», сохраняя прозоры на ландшафтные богатства нашего города. Именно этим обусловлено наше нежелание расширять театр в стороны, перекрывая ценные виды на Николаевскую сопку.
Мы расширили здание на 6 метров вперёд, 6 метров назад и 6 метров вверх. При этом прозоры по улице Перенсона остались достаточными как на юг – на Енисей, так и на север – на Покровскую гору.
Решения по организации движения и благоустройству вокруг театра обусловлены функциональными требованиями, а также дополнительными элементами ансамбля.
Главный вход для зрителей и главный служебный входы остались на своих местах, а вот загрузку декораций мы перенесли на противоположную сторону – на улицу Бограда (самая короткая связь с театральными мастерскими). Там же находится загрузка пищеблока и технических деталей. Сейчас эта часть улицы прикрыта зданием Русгидро.
По северному фасаду, выходящему на улицу Урицкого, расположены входы в театральные кассы, ресторан и музей. Рядом – вход в детскую оперную студию.
Въезды – выезды в подземную парковку под площадью организованы только по улице Бограда. Улица Урицкого отдана пешеходам.
Концепт-эскиз
Подобно трем агрегатным состояниям вещества, объемы театра – это твердь мраморной глыбы пространства сцены, волны могучего Енисея в образе вестибюля и воздух в силуэте парящей крыши-нимба. Нимб венчает главу театра, осеняя пространство площади.
Основной технологический объем здания – интроверт: процессы, происходящие внутри, сконцентрированы на самих себе. Этот мраморный куб отсылает зрителя к эстетике существующего здания театра, подчеркивая преемственность времени и культуры. Мы полагаем, что важные аутентичные, «намоленные» элементы и материалы старого здания могут найти своё место в новом. Согласно этому принципу, скульптурные группы с главного фасада переехали на новое место над служебным входом.
Объем главного вестибюля, напротив, – экстраверт. Он открыт площади, сквозь его волнистые стеклянные стены виден уютный и в то же время динамичный деревянный контур зрительного зала с каскадом балконов. Деревянная облицовка подчеркивает региональную особенность – мы в столице Енисейской Сибири. Перед главным входом стеклянные ленты фасада, словно занавес, приподнимаются перед зрителем, приглашая его внутрь.
Интерьеры
Вестибюль
В главном вестибюле, зрителя встречает каскад галерей. Они опоясывают цилиндр зрительного зала. Мы максимально освободили это пространство от тамбуров и билетных касс, дабы не мешать чистоте восприятия форм. Кассы заняли свое место в северной части здания с отдельным входом с оживленной площади с транзитным движением пешеходов. Благодаря этому решению, уже на подходе к зданию, зритель может увидеть архитектуру внутреннего пространства сквозь систему витражей. В вестибюль также можно попасть непосредственно из подземного паркинга по парадному лестнично-лифтовому узлу.
Парящие элементы ограждений облицованы деревянными панелями, такой прием создает атмосферу тепла и уюта холодными вечерами во время представлений. Дерево подчеркивает региональную особенность – мы в вестибюле главного театра столицы Енисейской Сибири.
Зрительный зал
Парящие деревянные ленты нашли свое продолжение в интерьере зрительного зала. Они напоминают концентрические элементы древнего города Аркаима, который так часто упоминал художественный руководитель театра Сергей Бобров, подразумевая центр мироздания и духовного развития.
На контрасте с деревянной облицовкой, кресла цвета красного бархата создают торжественную волнительную атмосферу перед представлением. С технической точки зрения, красный цвет – это цвет, который мы первым перестаем видеть, когда гаснет свет. Осветительное оборудование скрыто в складках потолка и стен. Это также помогает зрителю сосредоточиться на сцене, не отвлекаясь на технические детали.
Конструктивные решения
Для здания театра характерны развитые консольные свесы кровли покрытия, некий общий навес, который накрывает объемы. Максимальный свес консольного покрытия обращен в сторону улицы Вейнбаума, его вылет составляет 14,5 м. Различные участки кровли имеют консольные свесы до 11,2 м. Для того, чтобы реализовать архитектурные формы кровли покрытия, существует только один способ – использование металлических конструкций.
Покрытие состоит из регулярных перекрестных ортогональных ферм, то есть конструкций, работающих в двух направлениях, и связей по верхним и нижним поясам ферм.
Кровля опирается на мегаопоры из сталежелезобетона. Габариты кровли покрытия 124,5х76 м.
Стены наружные самонесущие, фундаменты столбчатые и ленточные монолитные, перекрытия монолитные железобетонные и сборные пустотные плиты. Балки из стальных горячекатаных профилей.
В данном объекте принята рамно-связевая каркасная схема. Жесткость и неизменяемость рамы в поперечном направлении обеспечивается жестким креплением балок и фермы к колоннам, в продольном направлении – жестким защемлением колонн
в фундаментах, а также установкой связей. Огнезащита стальных конструкций предусмотрена из эпоксидных смол.
- Завершить комплексное форматирование театральной площади, как в функциональном, так и в образно-символическом аспекте.
- Сделать здание театра доминантой наравне со зданием мэрии.
- Максимально расширить функциональное, а следовательно, творческие и экономические возможности театра.
Ограничения и регламенты
Здание, построенное в 1978 году, было чётко вписано в квартал улиц Перенсона – Бограда – Урицкого. Надлежащие отступы позволяли обеспечивать традиционную «Красноярскую перспективу», сохраняя прозоры на ландшафтные богатства нашего города. Именно этим обусловлено наше нежелание расширять театр в стороны, перекрывая ценные виды на Николаевскую сопку.
Мы расширили здание на 6 метров вперёд, 6 метров назад и 6 метров вверх. При этом прозоры по улице Перенсона остались достаточными как на юг – на Енисей, так и на север – на Покровскую гору.
Решения по организации движения и благоустройству вокруг театра обусловлены функциональными требованиями, а также дополнительными элементами ансамбля.
Главный вход для зрителей и главный служебный входы остались на своих местах, а вот загрузку декораций мы перенесли на противоположную сторону – на улицу Бограда (самая короткая связь с театральными мастерскими). Там же находится загрузка пищеблока и технических деталей. Сейчас эта часть улицы прикрыта зданием Русгидро.
По северному фасаду, выходящему на улицу Урицкого, расположены входы в театральные кассы, ресторан и музей. Рядом – вход в детскую оперную студию.
Въезды – выезды в подземную парковку под площадью организованы только по улице Бограда. Улица Урицкого отдана пешеходам.
Концепт-эскиз
Подобно трем агрегатным состояниям вещества, объемы театра – это твердь мраморной глыбы пространства сцены, волны могучего Енисея в образе вестибюля и воздух в силуэте парящей крыши-нимба. Нимб венчает главу театра, осеняя пространство площади.
Основной технологический объем здания – интроверт: процессы, происходящие внутри, сконцентрированы на самих себе. Этот мраморный куб отсылает зрителя к эстетике существующего здания театра, подчеркивая преемственность времени и культуры. Мы полагаем, что важные аутентичные, «намоленные» элементы и материалы старого здания могут найти своё место в новом. Согласно этому принципу, скульптурные группы с главного фасада переехали на новое место над служебным входом.
Объем главного вестибюля, напротив, – экстраверт. Он открыт площади, сквозь его волнистые стеклянные стены виден уютный и в то же время динамичный деревянный контур зрительного зала с каскадом балконов. Деревянная облицовка подчеркивает региональную особенность – мы в столице Енисейской Сибири. Перед главным входом стеклянные ленты фасада, словно занавес, приподнимаются перед зрителем, приглашая его внутрь.
Интерьеры
Вестибюль
В главном вестибюле, зрителя встречает каскад галерей. Они опоясывают цилиндр зрительного зала. Мы максимально освободили это пространство от тамбуров и билетных касс, дабы не мешать чистоте восприятия форм. Кассы заняли свое место в северной части здания с отдельным входом с оживленной площади с транзитным движением пешеходов. Благодаря этому решению, уже на подходе к зданию, зритель может увидеть архитектуру внутреннего пространства сквозь систему витражей. В вестибюль также можно попасть непосредственно из подземного паркинга по парадному лестнично-лифтовому узлу.
Парящие элементы ограждений облицованы деревянными панелями, такой прием создает атмосферу тепла и уюта холодными вечерами во время представлений. Дерево подчеркивает региональную особенность – мы в вестибюле главного театра столицы Енисейской Сибири.
Зрительный зал
Парящие деревянные ленты нашли свое продолжение в интерьере зрительного зала. Они напоминают концентрические элементы древнего города Аркаима, который так часто упоминал художественный руководитель театра Сергей Бобров, подразумевая центр мироздания и духовного развития.
На контрасте с деревянной облицовкой, кресла цвета красного бархата создают торжественную волнительную атмосферу перед представлением. С технической точки зрения, красный цвет – это цвет, который мы первым перестаем видеть, когда гаснет свет. Осветительное оборудование скрыто в складках потолка и стен. Это также помогает зрителю сосредоточиться на сцене, не отвлекаясь на технические детали.
Конструктивные решения
Для здания театра характерны развитые консольные свесы кровли покрытия, некий общий навес, который накрывает объемы. Максимальный свес консольного покрытия обращен в сторону улицы Вейнбаума, его вылет составляет 14,5 м. Различные участки кровли имеют консольные свесы до 11,2 м. Для того, чтобы реализовать архитектурные формы кровли покрытия, существует только один способ – использование металлических конструкций.
Покрытие состоит из регулярных перекрестных ортогональных ферм, то есть конструкций, работающих в двух направлениях, и связей по верхним и нижним поясам ферм.
Кровля опирается на мегаопоры из сталежелезобетона. Габариты кровли покрытия 124,5х76 м.
Стены наружные самонесущие, фундаменты столбчатые и ленточные монолитные, перекрытия монолитные железобетонные и сборные пустотные плиты. Балки из стальных горячекатаных профилей.
В данном объекте принята рамно-связевая каркасная схема. Жесткость и неизменяемость рамы в поперечном направлении обеспечивается жестким креплением балок и фермы к колоннам, в продольном направлении – жестким защемлением колонн
в фундаментах, а также установкой связей. Огнезащита стальных конструкций предусмотрена из эпоксидных смол.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Сергей Скуратов, 2018
Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса в Сетуньском проезде
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
21.11.2024
Плач, затмение и городище
Юлия Седых, Артём Брусененко, Антон Логунов21.11.2024
Зодчество 2024: семеро
20.11.2024
Золотая коронка
Андрей Чуйков18.11.2024
Гибкость и интеграция
Елена СтруговецТехнологии:
22.11.2024
АЛЮТЕХ
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.АЛЮТЕХ
21.11.2024
Новые горизонты
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
19.11.2024
ПАО "СИБУР Холдинг"
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.11.11.2024
КНАУФ ГИПС
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).КНАУФ ГИПС