Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития площадей Садового кольца

Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.

mainImg

cic =

Михаил Филиппов, архитектор, заведующий кафедрой архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Проекты реконструкции четырех зон Садового кольца выполнены на кафедре архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ) в рамках единой программы. Это метафизическая программа гармонизации города, каким он должен быть в идеале, основанная на опыте великих исторических городов. В этом году сделаны первые четыре проекта, планируются еще восемь. Цель – предложить градостроительную концепцию развития значимых мест Садового кольца. Убрать транспорт под землю, вернуть Садовому кольцу сады, сделать его привлекательным для людей и улучшить экологическую ситуацию в городе. Проекты предполагают достаточно радикальные градостроительные изменения. Даша Почивалина восстанавливает известный символ Москвы – Сухареву башню, к которой ведет новая пешеходная улица с флорентийскими аркадами. Арина Демьянова реанимирует исторический Курский вокзал 1890-х годов, превращая его в художественный музей и открывая вид на него с Садового кольца. Август Суссь возвращает Калужской площади аутентичную круглую форму, а памятник Ленину заменяет храмом. Юля Автономова застройку на Новом Арбате проектирует по образцу памятника архитектуры – дома князя Щербатова архитектора Таманова. Общее между проектами – большое количество парков и неоклассической жилой застройки. Проекты кажутся трудно реализуемыми, но на самом деле жилье подобного типа, как, например, вокруг Центрального парка в Нью-Йорке, является самым дорогим в мире, так что появление неоклассического жилья в центре Москвы вокруг зеленых зон с лихвой окупит затраты. Дипломники справились с задачей, совершенствовали свои навыки в архитектурном проектировании и ручной графике, я доволен результатами.

Фотография © Наталья Тоскина
Зона Сухаревской

Дарья Почивалина
Руководитель: Михаил Филиппов

Дарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской
© Дарья Почивалина

Проект реконструкции Садового Кольца в районе Большой и Малой Сухаревских площадей выполнен согласно основному принципу: это освобождение Садового кольца и прилегающих к нему улиц Сретенки и Проспекта Мира от транспортных потоков, которые уводятся в подземные туннели. Предполагается организация на Садовом кольце и прилегающей территории рекреационно-парковой зоны вокруг важнейших памятников архитектуры: восстанавливаемой Сухаревой башни и Странноприимного дома графа Шереметева (Институт им. Склифософского). Исторические виды, зафиксированные многочисленными фотографиями Сухаревой башни, замыкавшей перспективы 1-й Мещанской улицы (Проспекта Мира), Сретенки и Садового кольца, дополняются еще одним «открыточным» видом со стороны новой пешеходной улицы, обрамленной аркадами, типичными для рекреационных пространств и пассажей Флоренции. Здания, построенные после 2000 года, не имеющие исторической ценности, сносятся. Памятник архитектуры – Церковь Троицы Живоначальной в Листах – бережно сохраняется. Перед Странноприимным домом графа Шереметева восстанавливается исторический сквер. Со стороны Проспекта Мира в память о проекте Ивана Фомина (неоклассическом ансамбле, сделанном ради сохранения Сухаревой башни в 1934 году) устраиваются пропилеи, пристроенные к существующим зданиям. 
  • zooming
    1 / 4
    Дарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской
    © Дарья Почивалина
  • zooming
    2 / 4
    Дарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской
    © Дарья Почивалина
  • zooming
    3 / 4
    Дарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской
    © Дарья Почивалина
  • zooming
    4 / 4
    Дарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской
    © Дарья Почивалина

Сухарева башня восстанавливается по проекту на историческом месте, на прежнем фундаменте, который сохранился под Садовым кольцом. Под 45 градусов относительно осей башни прокладывается новая пешеходная улица шириной 20 м, оформленная объемами, двухэтажными со стороны Садового кольца и повышающимися в западной части до пяти этажей. В первом объеме, ближайшем к Садовому кольцу, предполагаются учебные мастерские образовательного центра. Во втором объеме, ближайшем к улице Сретенка, размещаются живописные, скульптурные и архитектурные мастерские. В полукруглой части обоих объемов спланирован выставочный зал этих мастерских. Здания украшены двухэтажными галереями, которые ведут к театру. Прообразом театра на 400 мест стал театр Олимпико Палладио. Чтобы акцентировать тетатральную площадь, спроектированы аркады, напоминающие Воспитательный дом Филиппо Брунеллески. В западной части новая пешеходная улица продолжается традиционной московской жилой застройкой не выше пяти этажей, решенной в духе русского классицизма.
Зона Курского вокзала

Арина Демьянова
Руководитель: Михаил Филиппов

  • zooming
    1 / 6
    Арина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала
    © Арина Демьянова
  • zooming
    2 / 6
    Арина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала
    © Арина Демьянова
  • zooming
    3 / 6
    Арина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала
    © Арина Демьянова
  • zooming
    4 / 6
    Арина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала
    © Арина Демьянова
  • zooming
    5 / 6
    Арина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала
    © Арина Демьянова
  • zooming
    6 / 6
    Арина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала
    © Арина Демьянова

Проект разработан на месте Курского вокзала и прилегающих территорий. Существующий Курский вокзал после многочисленных перестроек физически и морально устарел, поэтому предполагается восстановление исторического здания Курско-Нижегородского вокзала архитектора Н. Орлова 1893 г. и устройство в нем художественного музея, подобно тому как в здании бывшего железнодорожного вокзала был создан парижский Музей Орсе. В проекте сохраняются исторические планировки и интерьеры, которые до сих пор существуют, скрытые под железобетонными конструкциями вокзала 1972 г. Восстанавливается главная входная группа с двухколонным портиком и двумя псевдо-башнями. В главный зал возвращается световой фонарь, скрытый сейчас за чердачными перекрытиями. Экспозиция музея расположится в центральных залах.

Железнодорожные пути будут спрятаны под землю, как это практикуется во многих странах. Освободившиеся участки земли будут отданы под жилую и офисную застройку и зеленые зоны. Вокруг здания музея предполагается создать архитектурный ансамбль, в который входят исторические здания: павильон северного вестибюля метро «Курская», усадьба Боткиных и другие старинные особняки, скрытые за советской застройкой со стороны Садового. Вокруг усадьбы Боткина будет возведена застройка в духе старой Москвы, имеющая торговую функцию. ТРЦ «Атриум» сносится, подземная парковка под ним частично используется. Центром благоустройства станет амфитеатр, который находится на одной оси с музеем. Наверху будет разбит регулярный парк, перетекающий в пейзажный на месте Садового кольца. Для освещения транспортных туннелей устраиваются световые фонари.
Зона Калужской площади

Август Суссь
Руководитель: Михаил Филиппов

  • zooming
    1 / 4
    Август Суссь. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Калужской площади
    © Август Суссь
  • zooming
    2 / 4
    Август Суссь. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Калужской площади
    © Август Суссь
  • zooming
    3 / 4
    Август Суссь. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Калужской площади
    © Август Суссь
  • zooming
    4 / 4
    Август Суссь. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Калужской площади
    © Август Суссь

В настоящее время зона Калужской площади, место пересечения Ленинского проспекта, Якиманки и Крымского Вала, представляет собой огромное, неструктурированное пространство, не удобное для пешеходов, с плохой экологической обстановкой. В проекте реконструкции зоны Ленинского проспекта и Крымского Вала предполагается увеличить доступность для людей Парка Горького и Музеона, для чего транспорт убирается в специальный короб, а поверх него устраивается озелененный пешеходный бульвар, по которому осуществляется переход между парками, которые объединяются в единую прогулочную зону. Калужская площадь, на которой в 1970-80-х годах были снесены памятники архитектуры и заменены модернистской застройкой, на данный момент физически и морально устаревшей, оформляется в виде овальной площади с жилыми зданиями, расположенными по периметру. Строительство данного ансамбля в память об исторической Калужской площади в форме круга приведет к тому, что площадь, наконец, станет пригодной для жилья и для отдыха горожан. Проект предполагает строительство храма в центре площади вместо памятника Ленину, который перемещается в музей скульптуры парка Музеон. Новый храм строится в память о снесенном в 1972 г. храме Казанской иконы Божией Матери, примыкавшем к площади со стороны Якиманки, но, в отличие от бывшей церкви, не в неовизантийском стиле, а в традициях большого ордерного храма русского классицизма. Восстановление памяти места служит еще одним обоснованием для строительства храма.
Зона Нового Арбата

Юлия Автономова
Руководитель: Михаил Филиппов

  • zooming
    1 / 4
    Юлия Автономова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Нового Арбата
    © Юлия Автономова
  • zooming
    2 / 4
    Юлия Автономова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Нового Арбата
    © Юлия Автономова
  • zooming
    3 / 4
    Юлия Автономова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Нового Арбата
    © Юлия Автономова
  • zooming
    4 / 4
    Юлия Автономова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Нового Арбата
    © Юлия Автономова

Садовое кольцо, как в целом, так и на месте пересечения его с Новым Арбатом, из-за большой транспортной нагрузки, плохой экологии и превышения уровня шума остается местом, неблагоприятным для людей и не располагающим к прогулкам. Проект реконструкция зоны Нового Арбата предполагает снос морально устаревших, обветшавших зданий Нового Арбата, которые в 1970-х стали травмирующим вторжением в историческую ткань Москвы. Они заменяются жилой застройкой в стиле неоклассицизма, ориентированной на лучшие образцы Серебряного века. Транспортные потоки уводятся в подземный туннель, а поверх него устраивается озелененное пространство бульвара. Из существующей застройки сохраняется кинотеатр «Октябрь», памятник модернизма, украшенный мозаиками, передающими дух эпохи оттепели. 

Осуществляется перевод под землю транспортного потока, идущего по Садовому кольцу и устройство на пересечении Нового Арбата и Садового кольца зеленой площади, которая связана посредством бульвара с выдающимся памятником неоклассической архитектуры 1912 года – домом князя Щербатова архитектора Таманова. Архитектура этого дома послужила главным ориентиром в выборе стиля предлагаемой застройки. Кроме дома Щербатова, сохраняются родственные ему по стилю соседние дома сталинской эпохи, а здание Лотте-Плаза, появившееся в постсоветское время, будет заменено Дворцом бракосочетания, внутри которого будет расположен храм для желающих обвенчаться. Здание Дворца бракосочетания тщательно разработано с точки зрения функционального зонирования. По стилю оно гармонирует с историческим городом и предлагаемым классическим ансамблем.

17 Августа 2022

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.