Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Михаил Филиппов, архитектор, заведующий кафедрой архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Проекты реконструкции четырех зон Садового кольца выполнены на кафедре архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ) в рамках единой программы. Это метафизическая программа гармонизации города, каким он должен быть в идеале, основанная на опыте великих исторических городов. В этом году сделаны первые четыре проекта, планируются еще восемь. Цель – предложить градостроительную концепцию развития значимых мест Садового кольца. Убрать транспорт под землю, вернуть Садовому кольцу сады, сделать его привлекательным для людей и улучшить экологическую ситуацию в городе. Проекты предполагают достаточно радикальные градостроительные изменения. Даша Почивалина восстанавливает известный символ Москвы – Сухареву башню, к которой ведет новая пешеходная улица с флорентийскими аркадами. Арина Демьянова реанимирует исторический Курский вокзал 1890-х годов, превращая его в художественный музей и открывая вид на него с Садового кольца. Август Суссь возвращает Калужской площади аутентичную круглую форму, а памятник Ленину заменяет храмом. Юля Автономова застройку на Новом Арбате проектирует по образцу памятника архитектуры – дома князя Щербатова архитектора Таманова. Общее между проектами – большое количество парков и неоклассической жилой застройки. Проекты кажутся трудно реализуемыми, но на самом деле жилье подобного типа, как, например, вокруг Центрального парка в Нью-Йорке, является самым дорогим в мире, так что появление неоклассического жилья в центре Москвы вокруг зеленых зон с лихвой окупит затраты. Дипломники справились с задачей, совершенствовали свои навыки в архитектурном проектировании и ручной графике, я доволен результатами.
Фотография © Наталья Тоскина Зона СухаревскойДарья Почивалина Руководитель: Михаил Филиппов Дарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской© Дарья Почивалина
Проект реконструкции Садового Кольца в районе Большой и Малой Сухаревских площадей выполнен согласно основному принципу: это освобождение Садового кольца и прилегающих к нему улиц Сретенки и Проспекта Мира от транспортных потоков, которые уводятся в подземные туннели. Предполагается организация на Садовом кольце и прилегающей территории рекреационно-парковой зоны вокруг важнейших памятников архитектуры: восстанавливаемой Сухаревой башни и Странноприимного дома графа Шереметева (Институт им. Склифософского). Исторические виды, зафиксированные многочисленными фотографиями Сухаревой башни, замыкавшей перспективы 1-й Мещанской улицы (Проспекта Мира), Сретенки и Садового кольца, дополняются еще одним «открыточным» видом со стороны новой пешеходной улицы, обрамленной аркадами, типичными для рекреационных пространств и пассажей Флоренции. Здания, построенные после 2000 года, не имеющие исторической ценности, сносятся. Памятник архитектуры – Церковь Троицы Живоначальной в Листах – бережно сохраняется. Перед Странноприимным домом графа Шереметева восстанавливается исторический сквер. Со стороны Проспекта Мира в память о проекте Ивана Фомина (неоклассическом ансамбле, сделанном ради сохранения Сухаревой башни в 1934 году) устраиваются пропилеи, пристроенные к существующим зданиям.
Дарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской© Дарья ПочивалинаДарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской© Дарья ПочивалинаДарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской© Дарья ПочивалинаДарья Почивалина. Концепция развития Садового кольца в Москве.Зона Сухаревской© Дарья Почивалина Сухарева башня восстанавливается по проекту на историческом месте, на прежнем фундаменте, который сохранился под Садовым кольцом. Под 45 градусов относительно осей башни прокладывается новая пешеходная улица шириной 20 м, оформленная объемами, двухэтажными со стороны Садового кольца и повышающимися в западной части до пяти этажей. В первом объеме, ближайшем к Садовому кольцу, предполагаются учебные мастерские образовательного центра. Во втором объеме, ближайшем к улице Сретенка, размещаются живописные, скульптурные и архитектурные мастерские. В полукруглой части обоих объемов спланирован выставочный зал этих мастерских. Здания украшены двухэтажными галереями, которые ведут к театру. Прообразом театра на 400 мест стал театр Олимпико Палладио. Чтобы акцентировать тетатральную площадь, спроектированы аркады, напоминающие Воспитательный дом Филиппо Брунеллески. В западной части новая пешеходная улица продолжается традиционной московской жилой застройкой не выше пяти этажей, решенной в духе русского классицизма.Зона Курского вокзалаАрина Демьянова Руководитель: Михаил Филиппов
Арина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала© Арина ДемьяноваАрина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала© Арина ДемьяноваАрина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала© Арина ДемьяноваАрина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала© Арина ДемьяноваАрина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала© Арина ДемьяноваАрина Демьянова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Курского вокзала© Арина Демьянова Проект разработан на месте Курского вокзала и прилегающих территорий. Существующий Курский вокзал после многочисленных перестроек физически и морально устарел, поэтому предполагается восстановление исторического здания Курско-Нижегородского вокзала архитектора Н. Орлова 1893 г. и устройство в нем художественного музея, подобно тому как в здании бывшего железнодорожного вокзала был создан парижский Музей Орсе. В проекте сохраняются исторические планировки и интерьеры, которые до сих пор существуют, скрытые под железобетонными конструкциями вокзала 1972 г. Восстанавливается главная входная группа с двухколонным портиком и двумя псевдо-башнями. В главный зал возвращается световой фонарь, скрытый сейчас за чердачными перекрытиями. Экспозиция музея расположится в центральных залах.
Железнодорожные пути будут спрятаны под землю, как это практикуется во многих странах. Освободившиеся участки земли будут отданы под жилую и офисную застройку и зеленые зоны. Вокруг здания музея предполагается создать архитектурный ансамбль, в который входят исторические здания: павильон северного вестибюля метро «Курская», усадьба Боткиных и другие старинные особняки, скрытые за советской застройкой со стороны Садового. Вокруг усадьбы Боткина будет возведена застройка в духе старой Москвы, имеющая торговую функцию. ТРЦ «Атриум» сносится, подземная парковка под ним частично используется. Центром благоустройства станет амфитеатр, который находится на одной оси с музеем. Наверху будет разбит регулярный парк, перетекающий в пейзажный на месте Садового кольца. Для освещения транспортных туннелей устраиваются световые фонари.Зона Калужской площадиАвгуст Суссь Руководитель: Михаил Филиппов
Август Суссь. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Калужской площади© Август СуссьАвгуст Суссь. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Калужской площади© Август СуссьАвгуст Суссь. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Калужской площади© Август СуссьАвгуст Суссь. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Калужской площади© Август Суссь В настоящее время зона Калужской площади, место пересечения Ленинского проспекта, Якиманки и Крымского Вала, представляет собой огромное, неструктурированное пространство, не удобное для пешеходов, с плохой экологической обстановкой. В проекте реконструкции зоны Ленинского проспекта и Крымского Вала предполагается увеличить доступность для людей Парка Горького и Музеона, для чего транспорт убирается в специальный короб, а поверх него устраивается озелененный пешеходный бульвар, по которому осуществляется переход между парками, которые объединяются в единую прогулочную зону. Калужская площадь, на которой в 1970-80-х годах были снесены памятники архитектуры и заменены модернистской застройкой, на данный момент физически и морально устаревшей, оформляется в виде овальной площади с жилыми зданиями, расположенными по периметру. Строительство данного ансамбля в память об исторической Калужской площади в форме круга приведет к тому, что площадь, наконец, станет пригодной для жилья и для отдыха горожан. Проект предполагает строительство храма в центре площади вместо памятника Ленину, который перемещается в музей скульптуры парка Музеон. Новый храм строится в память о снесенном в 1972 г. храме Казанской иконы Божией Матери, примыкавшем к площади со стороны Якиманки, но, в отличие от бывшей церкви, не в неовизантийском стиле, а в традициях большого ордерного храма русского классицизма. Восстановление памяти места служит еще одним обоснованием для строительства храма.Зона Нового АрбатаЮлия Автономова Руководитель: Михаил Филиппов
Юлия Автономова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Нового Арбата© Юлия АвтономоваЮлия Автономова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Нового Арбата© Юлия АвтономоваЮлия Автономова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Нового Арбата© Юлия АвтономоваЮлия Автономова. Концепция развития Садового кольца в Москве. Зона Нового Арбата© Юлия Автономова Садовое кольцо, как в целом, так и на месте пересечения его с Новым Арбатом, из-за большой транспортной нагрузки, плохой экологии и превышения уровня шума остается местом, неблагоприятным для людей и не располагающим к прогулкам. Проект реконструкция зоны Нового Арбата предполагает снос морально устаревших, обветшавших зданий Нового Арбата, которые в 1970-х стали травмирующим вторжением в историческую ткань Москвы. Они заменяются жилой застройкой в стиле неоклассицизма, ориентированной на лучшие образцы Серебряного века. Транспортные потоки уводятся в подземный туннель, а поверх него устраивается озелененное пространство бульвара. Из существующей застройки сохраняется кинотеатр «Октябрь», памятник модернизма, украшенный мозаиками, передающими дух эпохи оттепели.
Осуществляется перевод под землю транспортного потока, идущего по Садовому кольцу и устройство на пересечении Нового Арбата и Садового кольца зеленой площади, которая связана посредством бульвара с выдающимся памятником неоклассической архитектуры 1912 года – домом князя Щербатова архитектора Таманова. Архитектура этого дома послужила главным ориентиром в выборе стиля предлагаемой застройки. Кроме дома Щербатова, сохраняются родственные ему по стилю соседние дома сталинской эпохи, а здание Лотте-Плаза, появившееся в постсоветское время, будет заменено Дворцом бракосочетания, внутри которого будет расположен храм для желающих обвенчаться. Здание Дворца бракосочетания тщательно разработано с точки зрения функционального зонирования. По стилю оно гармонирует с историческим городом и предлагаемым классическим ансамблем.
|