Как на ладони

В начале 2021 года в Уфе был проведен закрытый конкурс на проект музея современного искусства. В нем участвовали 3 бюро: «Меганом», «Студия 44» и TOTEMENT/PAPER. Сейчас площадка строительства изменилась, и проектирование, по-видимому, продолжится. Однако заказчик дал нам разрешение на публикацию трех конкурсных проектов. Начинаем публикации с проекта Юрия Григоряна, который еще весной считался победившим.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Музей современного искусства в Уфе планируется строить по инициативе и при финансовой поддержке местного предпринимателя и мецената Марата Ахметшина, совладельца телеком-оператора «Уфанет», (см. интервью с ним). Некоторое время у проектируемого музея не было названия, теперь он называется ZAMAN.

Поначалу, как сообщает Марат Ахметшин в собственном рассказе об истории проектирования, планировалось провести международный конкурс с сотнями участников и жюри под председательством Араты Исодзаки, что подтверждается и сообщениями уфимских СМИ. Затем планы скорректировала пандемия и заказчики организовали то, что в нашей стране называют закрытым конкурсом. В нем участвовали три очень известных российских бюро: «Меганом» Юрия Григоряна, «Студия 44» Никиты Явейна и ТОТЕМЕНТ / PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской. Все с музейными и выставочными проектами и реализациями в портфолио. Проектировали в начале 2021 года, до марта включительно. 

Между тем уже летом 2021 года место размещения музея решили изменить, прежний участок решено отдать под нужды правительства республики Башкортостан; сейчас идет поиск другого участка.

Следовательно, кто бы ни работал дальше над зданием, проект будет другим. Что не мешает нам показать конкурсные проекты: все они представляют собой эффектные современные музейные здания, также как и примеры работы со сложным участком, крутым склоном над рекой Белой – и с решения ответственной задачи, поскольку музей современного искусства это тема, которая находится на пике проблематики экспозиционных пространств. Здание музея – само по себе уже серьезный вызов для любого архитектора, но музей совриска должен быть к тому же остр и актуален по форме. 
Участок
Итак, несколько слов об участке, с которым работали участники закрытого конкурса. Он располагается на краю административного центра Уфы, на бровке склона реки Белой, к юго-востоку от здания Дома правительства 1970-х годов постройки и к юго-западу от небольшого деревянного дома-музея художника Александра Тюлькина, примера того типа мещанской застройки XIX века, которую принято называть «частным сектором».  

Перепад высот на нем – около 20 м; общая высота склона от Дома правительства до реки – около 70 м. Плюс не очень устойчивые приречные грунты. Высотные ограничения – со стороны Дома правительства 5 этажей, чтобы не возвышаться над ним, со стороны музея Тюлькина 12 метров от верхней отметки склона. 

Место расположения участка:

Начинаем с проекта Юрия Григоряна – некоторое время он считался принятым к реализации и, таким образом, победившим.
Конкурсный проект музея современного искусства в Уфе АБ МЕГАНОМ
Согласно проекту АБ Меганом существующий сквер имени Зии Нуриева, к которому из центра Уфы ведет Советская улица и который сейчас представляет собой обкомовский вариант озеленения в виде дисциплинированных рядов голубых елей, предполагалось благоустроить в современном ключе, с ассиметричными островками, подготавливая, таким образом, путь к музею. 
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом

Вниз к набережной по склону ведет открытая лестница – совершенно прямая, она подхватывает направление ортогональной сетки городских кварталов, но не продолжает ни улицу Советскую, ни Ленина. Лестница проходит справа от музейного здания, вдоль его западной стены. 

Собственно здание музея – простой и широкий параллелепипед уплощенных пропорций, этакий «сендвич» из тонких перекрытий пола и потолка и стеклянных стен по периметру. Оно «воткнуто» в начало склона примерно как книга в стопку себе подобных. Контуры объема вторят все той же ортогональной сетке города, никуда не поворачивают, отчасти он вкапывается в склон и лежит на нем, отчасти нависает консолями. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

В основном параллелепипеде размещены все основные помещения музея, доступные для посетителей: постоянная экспозиция, выставки, резиденции художников, кафе, администрация, конференц-зал, побольше, и зал театральный, поменьше. Резиденции частично примыкают к восточному фасаду и художники получают, таким образом, в свое распоряжение большие окна, но в то же время оказываются «экспонированы»; администрация и сувенирный магазин примыкают ко входу-выходу и к основанию склона.

В остальном внутренние объемы свободно распределены в пространстве, и всё в промежутках между ними становится общественным холлом или фойе.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
© Меганом

Это актуальный прием проектирования современных музеев и общественных зданий – фойе осмысляется как крытая площадь или, говоря точнее, внутренний «город» между объемами «домов». Оно берет на себя роль промежуточного пространства для общения и отдыха, что подчеркнуто, в числе прочего, устройством открытого амфитеатра у наружной стены шестигранного объема конгресс-холла. Забегая вперед – амфитеатр становится также частью входа в основное пространство музея.
  • zooming
    Амфитеатр внутри фойе. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    Амфитеатр внутри фойе. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом

Интерьеры внутренних объемов-залов защищены от естественного света: в их кровле предусмотрены зенитные окна, но они, судя по всему, могут быть закрыты. «Крытая площадь» музейного фойе, напротив, освещается, отчасти через зенитные окна и прорези, но в основном – через стеклянные стены по контуру всего здания. Что также дает и обратный эффект: объемы залов видны за стеклом как экспонаты внутри витрины – и белая выгородка постоянной экспозиции, и черные стены конференц-зала и желтые стены театра. Также видны и люди, бродящие внутри музея-«витрины». 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Со стороны города параллелепипед музея раскрывается: северный край его кровли плавно приподнимается кверху, как будто «отслаивается» – так что здание открывает «рот» входной лоджии-«козырька», создавая интригующую наклонную стену. Ее верхняя отметка – 12.9 м, на 90 см выше высотного ограничения со стороны дома-музея; но на эту высоту выходит не объем, а лишь верхняя кромка пластины.

В профиль получается плавная дуга, которая по касательной стыкуется с началом склона и сопрягается с поверхностью эксплуатируемой кровли музея – чей уровень, что важно, равен «нулевому» уровню ближайших городских мостовых и сквера имени Нуриева.   
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Верхняя поверхность дуги «козырька» отдана ступеням амфитеатра-«трибуны» для созерцания речной панорамы и площади на кровле.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Нижняя поверхность изогнутой кровли «вонзается» в землю интригующей дугой – поэтому воспринять ее как раструб лоджии, приглашающей войти внутрь, можно скорее издалека, чем вблизи. Входы устроены в прорезях гигантской пластины. 
Вид со стороны Дома правительства. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

В «козырьке» – несколько параболических отверстий. Одно из них, небольшое, но расположенное ближе к центральной оси, позволяет пройти по прямой из города на эксплуатируемую кровлю-площадь, не спускаясь и не поднимаясь, по прямой – что подчеркивает значение кровли как продолжения городского пространства, но только расположенного «за стеной» и «над пропастью». Переход между городом и кровлей-площадью оказывается чем-то сродни порталу телепортации: вроде бы мы движемся в одном и том же уровне, но, минуя некое не очень широкое отверстие, оказываемся в пространстве с другими характеристиками – плоском, открытом, с кругами зенитных окон под ногами и прорезями, чей рисунок складывается в подобие супрематической картины. 
Макет. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Пространство площади на эксплуатируемой кровле. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Главный вход в музей расположен правее – это крупный стеклянный объем с, опять же, параболическим контуром. Он выступает светящимся носом в западной части, ближе к Дому правительства, и ведет в очень хорошо освещенную, через витражи вверху и по бокам, двухмаршевую лестницу-атриум. На визуализациях архитекторы не акцентируют переплеты и входные двери – но на планах они видны: двери расположены на острие стеклянного «носа», а стекло встроено в ребра, расходящиеся веерно. В целом же вход выглядит как драгоценный камень, прозрачный и светящийся изнутри. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Входную лестницу-атриум можно было бы образно уподобить главной лестнице в здании ГМИИ Романа Клейна, только ведет она не вверх, а вниз. И не по прямой, а под углом, поскольку в уровне 3.6 м приводит площадке перед стеной конгресс-холла: здесь следует повернуть налево и спуститься еще ниже, на уровень основного музейного пространства, -8.4 м от нулевой отметки городских площадей. Вход получается совсем не прямым, но пространство лестниц-амфитеатров с поворотом могло бы быть интригующим. Вход в конгресс-холл – отдельный, сбоку в западной стене, с внешней лестницы. 
  • zooming
    1 / 7
    План на нулевой отметке; показаны, в том числе, входы. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    2 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 1-1
    © Меганом
  • zooming
    3 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 2-2
    © Меганом
  • zooming
    4 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
    © Меганом
  • zooming
    5 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    6 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
    © Меганом
  • zooming
    7 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 1-1
    © Меганом

Слева под козырьком вместо ровной «нулевой» поверхности, появляются ступени еще одного амфитеатра, отчасти прикрытого изогнутой поверхностью «козырька» и освещенного через другие прорези, которые здесь играют роль уже не входов, а световых колодцев. Одна из прорезей круглая, другая – тонкая параллельная краю линия; они вторят «супрематическому» рисунку кровли-площади. Всё вместе – авторы, как кажется, намеренно подчеркивают это своей проектной графикой – должно сливаться в некую асимметричную светоносную «триумфальную арку», созвучную, опять же, идее перехода-телепорта, не лишенного фантастичности. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Смелость консоли надо признать не чрезмерной: по центральной оси она нависает над склоном метров на 20 в длину, на углах, конечно, больше. В остальном здание «лежит» на склоне, опираясь также на субструкции нижнего, минус-второго, этажа, отданного фондохранилищу и техпомещениям. Что не мешает ему, особенно при взгляде снизу, с юго-западного угла, легко парить над верхушками деревьев. 
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом

«Выбирали лучшую концепцию вместе с участниками будущего строительства: директором проектной компании Александром Старшининым, супервайзером Максимом Маргиевым и Александром Ильиным. Но максимальная доля влияния была, конечно же, моя», – рассказывает Марат Ахметшин.

Среди достоинств проекта заказчик отмечает трибуны на крыше, просторную смотровую площадку и минималистичность. Действительно, проект Меганома лаконичен и решен на одном приеме – здание как на вытянутой ладони держит над склоном городскую площадь. И в то же время решение входной части, которая уподоблена изнанке некоей материи, приподнятой ветром над рекой – материи, наделенной ролью то ли стены, то ли козырька, то ли группы переходов иные миры, один из которых музей, другой площадь, третий, надо думать, просто свет – завораживает неожиданно тонкой сценографией.
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа

22 Декабря 2021

Похожие статьи
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.