За обсуждение и за конкурс

Башкирские архитекторы собирают подписи против обнародованного проекта Евразийской библиотеки на склоне реки Белой.

mainImg
Не так давно, в конце 2021 года, мы опубликовали три проекта конкурса на проект здания Музея современного искусства ZAMAN в Уфе. Уже тогда, В декабре, было известно, что рассматривавшийся участок – рядом с домом правительства, на крутом склоне реки Белой – музею не достанется; музей перенесли на какую-то другую, пока не известную, территорию. А в конкурсе начала 2021 года на участок у дома правительства участвовали три известных столичных бюро: АБ Меганом (он в какой-то момент считался победителем), Студия 44 и ТОТЕМЕНТ/PAPER

Между тем уже летом 2021 года было известно, что участок в центре города Уфы на склоне Белой отведен для здания Евразийской библиотеки. Здание должно было быть «суперсовременным и технически оснащенным», однако его эскиз выглядел как гигантская юрта на плоской подставке. Библиотеку, как сообщается, планируют возвести «между госпиталем ветеранов войн и Домом республики», то есть либо на участке бывшего музея современного искусства, либо даже выше, в сквере Нуриева. Впрочем, в 2021 оно только проектировалось.

Новый проект продемонстрировали на II форуме «Арт-Курултай» в конце марта без указания автора, и выглядит он так: 
zooming
Евразийская библиотека в Уфе, проект, март 2022
Показано на II форуме Арт-Курултай

В принципе картинка для умеющего видеть говорит сама за себя: стилистика проекта устарела лет на 20, здание никак не взаимодействует с окружением и кажется «игрушечным». Даже если проект «прорисовать», он не будет выглядеть ни современно, ни эстетично. Вряд ли такая постройка сможет украсить центр столицы республики в XXI веке.  
ЮТ

Архитекторы Башкирии, в том числе и республиканское отделение Союза архитекторов, открыли сбор подписей под письмом, адресованным главе республики Радию Хабирову. Происходящее названо в письме градостроительной ошибкой; в нем содержится просьба провести профессиональное обсуждение проекта и организовать архитектурный конкурс, – поскольку представленный проект всё еще назван предварительным. 

Подписать письмо можно здесь >>

Ниже приводим текст письма полностью: 

Уважаемый Радий Фаритович!

Недавно в публичном доступе появилась информация о подготовке строительства здания Евразийской Библиотеки. Заявленная стоимость строительства, предполагаемое место размещения и функциональная программа, озвученная на форуме «Арт-Курултай» – все говорит о том, что в нашей столице должен появиться выдающийся по своим функциональным и архитектурным качествам объект, который должен стать одной из визитных карточек как Уфы, так и всей Республики. Расположение объекта в одном из наиболее важных мест города – южном склоне, который стал одним из символов нашего города и республики, требует особенно ответственного и основательного подхода ввиду его максимального влияния на облик и восприятие города.

К сожалению, представленные без указания авторства визуализации объекта оставляют сложное впечатление. Здание Библиотеки предстает перед нами в официозной и эклектичной стилистике 90-х годов со среднеазиатскими мотивами, не характерной и чуждой для нашего региона. Архитектурные решения, представленные в опубликованной презентации проекта, вызывают серьезные вопросы о его связанности с рельефом местности, с памятником архитектуры – Тукаевской Больницей (бывшее Женское Епархиальное училище, ул. Тукаева 48), о его включенности в городскую среду и возможности эффективной эксплуатации. Объект градостроительно спорит с Домом Правительства.

Всё это, недостаточность информации о проекте, анонимность его авторов вызывают обоснованную тревогу за будущее этого проекта и за судьбу южного склона города.

Необходимо учесть и то, что, согласно действующим требованиям Правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ, это место относится к «Территориям особого контроля градостроительной деятельности» на этих территориях: «устанавливаются высокие требования к качеству архитектурно-строительного проектирования и реализации на конкурсной основе».

За последние несколько лет наш город и Республика, благодаря активному участию в Федеральных программах и проведению архитектурных конкурсов, вышли на новый уровень в формировании городской среды. Реализация проекта Евразийской Библиотеки в представленном виде не вписывается в заявленный руководством Республики тренд по преобразованию города в современный, конкурентоспособный и передовой мегаполис. Не хотелось бы, чтобы настоящий период в истории Башкортостана олицетворялся столь неоднозначным и спорным по своим архитектурным качествам зданием. Совершается серьезная градостроительная ошибка.

Особенно тягостное впечатление этот проект производит в сопоставлении с наиболее крупными строительными инициативами в соседних регионах:

– Казань – Театр им. Г. Камала, набережная озера Кабан;
– Екатеринбург – Свердловская Филармония;
– Пермь – Музей Современного Искусства, Пермский театр оперы и балета.

Все эти проекты реализуются на основе архитектурных конкурсов, широко обсуждаются, и решения по ним принимаются квалифицированными жюри с привлечением ведущих российских архитекторов.

Осознавая свою ответственность перед обществом и нашим городом, Союз архитекторов РБ готов оказать руководству Республики всю необходимую поддержку в этой сложной ситуации. Как было заявлено – объект находится на стадии предварительных проработок. Здесь возможно как оперативное проведение конкурса на концепцию здания, так и организация профессионального обсуждения проекта, экспертная поддержка процесса проектирования. В качестве первого шага предлагаем провести в СА РБ представление проекта авторами и его обсуждение профессиональным сообществом. Надеемся на ваше понимание и поддержку в этом вопросе.  Список подписавшихся:

  1. Т.И. Дулатова. Архитектор, лауреат Государственной республиканской молодёжной премии им. Шайхзады Бабича. Член СА России.
  2. П.Н. Кочнев. Архитектор, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства, за достижения в области архитектуры.
  3. С.С. Кучеров. Архитектор
  4. А.С. Ахмадуллина. Архитектор, выпускница лидерской образовательной программы Архитекторы.рф потока 19/20
  5. К.Е. Иванова. Архитектор.
  6. К. Д. Синельникова, архитектор
  7. М.А.Кузьмин. Архитектор
  8. Л.Ш. Дубинский. Член Союза Архитекторов России, Заслуженный архитектор РБ, Заслуженный архитектор России
  9. В.В. Седунов. Архитектор, член Союза Архитекторов России.
  10. Р.Р. Гайфуллина. Архитектор
  11. И.Н. Сабитов. Заслуженный архитектор России
  12. А.С.Расулев. Заслуженный архитектор Республики Башкортостан.
  13. П.Ю. Урлапов. Архитектор. Член СА России
  14. Р.Р. Кубилене. Архитектор
  15. Г.М. Кириллова. Архитектор. Член СА.
  16. Д.Р. Галиев. Архитектор. Член СА
  17. М.Е. Вайднер. Архитектор
  18. И.М. Гильманов. Архитектор
  19. М.М. Лигай. Студент-архитектор
  20. В.Р. Габидуллин. Архитектор
  21. А.В. Давыденко. Архитектор член Союза Архитекторов России, медаль Союза Архитекторов России «За преданность содружеству зодчих», Заслуженный архитектор РБ, лауреат государственной премии им. Салавата Юлаева.
  22. Е.А. Нургалеева. Архитектор
  23. К.З. Янбарисов. Архитектор
  24. В.Л. Рыжков. Архитектор, член Союза Архитекторов России. 
  25. Ю.Г. Зубкова. Архитектор. Член Союза Архитекторов России.
  26. Л. Н. Пензина. Архитектор. Член Союза Архитекторов России.
  27. Ю.В. Расулева, заслуженный архитектор РБ
  28. А.Р. Авсахов. Архитектор, член СА.
  29. В.Н. Савенко. Архитектор, член СА РБ
  30. И.Р. Дусеев. Член союза архитекторов России, участник международной выставки архитектуры биеннале в Венеции в 2004 г. в составе российской команды
  31. Л.Р. Азнабаева. Старший преподаватель кафедры «Архитектура» УГНТУ, руководитель арх. бюро КБ11
  32. Джумаев Назим Нариман оглы, член СА
  33. Г.А. Чиглинцева. Заслуженный архитектор РБ, член СА
  34. И.Н. Нуртдинов. Заслуженный художник РБ, член САМ
  35. А.Л. Червинский. Архитектор. Неоднократный победитель конкурса союза Архитекторов РБ
  36. В.Н. Кравчук. Архитектор, член Союза Архитекторов России, медаль Союза Архитекторов России «За преданность содружеству зодчих», Почетный архитектор России.
  37. П.В. Скулимовская. Старший преподаватель АСИ УГНТУ
  38. Д.Т.Кутлуяров. Архитектор
  39. Л.Г.Чванов, член СА
  40. Я.Р. Бикбулатова. Студентка кафедры Архитектура АСИ УГНТУ
  41. Д.А.Винкельман. Член СА. Заслуженный архитектор РБ
  42. С.М. Праведников. Архитектор, член СА
  43. М.В. Вагапова. Архитектор, член СА РБ, Заслуженный архитектор РБ
  44. И.А.Роженко. Архитектор
  45. В.О. Салахутдинов. Член САР
  46. Э.Ф. Хуснуллина. Студентка кафедры Архитектура АСИ УГНТУ
  47. Е.О. Ромедеа- Новикова. член СА
  48. О. Максимова, архитектор
  49.  Е.В.Веревкина. Творческий союз художников РБ,архитектор
  50. Д.Ш.Юлаева. Архитектор, руководитель Архитектурно проектного бюро "D групп"
  51. П.А.Игнатьев. Архитектор
  52. Б.А. Газизов. Архитектор
  53. Л.Н.Селиверстова. Архитектор
  54. Р.Р.Хуснутдинова. Архитектор
  55. А.Х.Гайсина. Архитектор
  56. О.Савельева. Архитектор
  57. Ю.В.Мухамедьярова. Архитектор
  58. М.И.Зайнуллин. Архитектор
  59. Р.С.Тетерин. Архитектор
  60. П.В.Пономарев. Архитектор
  61. Г.И.Вахитова. Архитектор
  62. О.В.Маткина. Архитектор
  63. Г.А.Королевская. Архитектор
  64. Д.М.Медведев. Архитектор
  65. Д.А.Шайхутдинова. Архитектор
  66. К.Р. Мухаметзянова. Архитектор
  67. К.Р.Ашрапова. Архитектор
  68. Т.С.Русских. Архитектор
  69. А.М. Ахмадуллин. Архитектор, выпускник лидерской образовательной программы Архитекторы.рф
  70. И.Д. Галиев. Архитектор.
  71. В.В.Сапожников. Архитектор. Член СА России 
  72. Е.А.Лаздина. Архитектор. Член Творческого Союза художников РБ
  73. Д.В.Хохряков. Архитектор.
  74. Д.И.Мавродиев. Архитектор. Лауреат Государственной республиканской молодёжной премии им. Шайхзады Бабича. Член СА России.
  75. Ч.В.Мазитов. Архитектор.
  76. С.А.Александров. Архитектор.
  77. М.Р.Фазлетдинов. Архитектор.
  78. М.Л.Конева. Архитектор.
  79. А.С.Ильин. Архитектор.
  80. А.А.Устинова. Студентка кафедры Архитектура АСИ УГНТУ
  81. А.И.Фаизова. Архитектор.
  82. А.Р.Мустафина. Студентка кафедры Архитектура АСИ УГНТУ
  83. К.Р.Ямилова. Студентка кафедры Архитектура АСИ УГНТУ
  84. К.А.Ярминкина. Студентка кафедры Архитектура АСИ УГНТУ
  85. Е.Д.Лаврик. Студентка кафедры Архитектура АСИ УГНТУ
  86. Л.Р.Мрясов. Студентка кафедры Архитектура АСИ УГНТУ
  87. А.В.Пантелеев. Архитектор
  88. Ю.К.Заречкина. Архитектор
  89. Нелли Адэлевна Резвова. Архитектор
  90. Андрей Александрович Курочкин. Архитектор, член СА
  91. Лейла Вакилевна Мазина. Архитектор
  92. Зарина Ирековна Шайхуллина. Архитектор
  93. Елена Викторовна Зинина. Архитектор
  94. Лейсан Махмутовна Шакиров. Флорист
  95. Владислав Артурович Ахметов. Студент Архитектурного института
  96. Екатерина Владимировна Звирбул. Архитектор
  97. Радик Ришатович Гареев. Архитектор
  98. Анна Александровна Крашенинникова. Студент-архитектор
  99. Лейсан Ирековна Садыкова. Архитектор
  100. Ахлакова Охолдо-Гаджиевна Кристина. Студент Архитектурного института
  101. Павел Алексеевич Васильченко. Студент-архитектор
  102. Зульфира Вализяновна Садыкова. Пенсионер
  103. Анастасия Андреевна Култаева. Архитектор
  104. Юлия Павловна Федяева. Архитектор
  105. Илья Владиславович Лютов. Архитектор
  106. Екатерина Юрьевна Кондрова. Архитектор
  107. Денис Владимирович Каталов. Дизайнер среды
  108. Ульяна Сергеевна Куликова. Архитектор
  109. Эльвира Николаевна Троицкая. Архитектор-дизайнер
  110. Александра Олеговна Кутлуярова. Архитектор
  111. Амир Валиевич Каюмов. Архитектор, выпускник образовательной программы Архитекторы.рф
  112. Павел Александрович Винкельман. Архитектор
  113. Наиля Наилевна Талипова. архитектор
  114. Дарья Александровна Фролова. Архитектор
  115. Эльвина Кавсаровна Зиннатуллина. Архитектор
  116. Николай Сергеевич Плаксин. Архитектор
  117. Софья Викторовна Плаксина. Архитектор
  118. Артур Рустемович Хусаинов. Архитектор
  119. Ильяс Хайдарович Кульбарисов. Городской планировщик
  120. Елена Тагировна Фаттахова. Архитектор
  121. Александр Михайлович Балдин. Архитектор
  122. Ангелина Константиновна Ушакова. Архитектор
  123. Наталья Владимировна Максимова. Архитектор, выпускница Кафедры Архитектуры УГНТУ и Oxford School of Architecture, Член Королевского Института Британских Архитекторов (RIBA), лауреат региональной премии RIBA и медали RIBA Haydn W Smith Prize, член редколлегии официального журанала RIBAJ, преподаватель Manchester School of Architecture и Nottingham School of Architecture
  124. Дмитрий Александрович Барьюдин. Архитектор
  125. Ольга Олеговна Селиванец. Архитектор
  126. Александра Сергеевна Косушкина. Архитектор
  127. Екатерина Павловна Кирайдт. Архитектор
  128. Регина Рустэмовна Юмагулова. Архитектор
  129. Тимур Рамилевич Хисматуллин. Архитектор
  130. Елена Александровна Белят. Архитектор
  131. Руслан Радикович Сираев. Архитектор
  132. Ольга Сергеевна Шимко. Архитектор
  133. Елена Дмитриевна Воробьева. Инженер-строитель
  134. Виктор Сергеевич Воробьев. Рук.проектн.организации
  135. Элина Романовна Логачева. Архитектор
  136. Лиана Олеговна Миронова. Архитектор
  137. Дарья Ильинична Гильманова. Архитектор
  138. Юлия Анваровна Шадрина. Керамист
  139. Анна Рудольфовна Кирайдт. Член Союза Архитекторов России. Архитектор.
  140. Ксения Андреевна Глухарева. Архитектор
  141. Булат Сайфуллович Фаттахов. Архитектор
  142. Айгуль Ринатовна Нурметова. Студентка кафедры Архитектура АСИ УГНТУ
  143. Марина Сасуновна Атанакинян. Архитектор
Вверх к тексту письма /|\

11 Апреля 2022

Похожие статьи
Сохранить модернистское здание вокзала города Владимира!
Открываем сбор подписей под открытым письмом директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой и архитектора Сергея Чобана в защиту модернистского здания вокзала города Владимира, которому сейчас угрожает реконструкция с обезличиванием, и всех памятников модернизма в целом – авторы призывают поставить их на охрану как федеральные ОКН. Поддерживаем инициативу, эти здания, действительно, давно пора поставить на охрану.
Против [спецоперации]
Здесь [26.03.2022] было размещено письмо, посвященное сбору подписей архитекторов против [спецоперации] в Украине. На 04.03.2022 подписи удалены, а текст письма, размещенный здесь, отредактирован в соответствии с требованиями нового закона. На момент удаления под письмом было больше 6800 подписей.
Сохраним Пулково!
Стало известно о планах сноса модернистского здания аэропорта Пулково, построенного в 1973 году. Архитекторы Петербурга призывают присвоить зданию статус объекта культурного наследия и сохранить его. Собираем подписи за сохранение модернистского здания Пулково.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.