Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
«Архитектура указывает на вечность» Кристофер Рен «После непростого карантинного года снова собраться и включиться в очный рабочий процесс стоило и нам, и ребятам больших душевных сил. Темы этого года вышли очень земными и очень мистическими одновременно: про свет и тьму, боль и радость, про духов, обитающих в покинутых зданиях. Про «тени забытых предков», по-другому не скажешь. Видимо, на подсознательном уровне выпускники этого года так или иначе затрагивают тему памяти – исторической и архитектурной и ищут свои способы ее проживания. В формат публикации не включить весь материал, но мы постарались приоткрыть завесу и рассказать языком архитектуры о страшной трагедии самого красивого ущелья Забайкалья, о покинутом городе-призраке в песках Узбекистана и о том, насколько оправдан неовернакуляр жилой архитектуры сталинской эпохи в разных городах современной России. Приятного просмотра!» Кандидат архитектуры, доцент кафедры Архитектура ИАиД ЯГТУ Наталья Хомутова Новая жизнь города-призракаДемидов Дмитрий, Кожин Егор Руководитель: Татьяна Сиротина
Город умирает дважды. Первый раз, когда его покидает душа – люди. Второй, когда разрушается его тело – здания. За многовековую историю человечества появилось невероятное количество «городов-призраков». Одним из них является и Кантубек, затерянный посреди Аральского моря.
Остров Возрождения был открыт в 1848 году, и был известен как идеальное место для рыболовства и охоты. С 1942 по 1992 годы на острове действовал секретный военный биохимический полигон, который включал поселок Кантубек на 1500 человек, лабораторный комплекс с один из самых влиятельных центров разработки биологического оружия и полигон для испытаний.
В настоящее время город необитаем и находится в разрушенном состоянии. Прошедшие десятилетия кардинально изменили облик острова: там, где раньше было море, сейчас лежит песчано-соляная пустыня Аралкум.
«Новая жизнь города-призрака».
Демидов Дмитрий, Кожин Егор.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ
Новая жизнь городов должна основываться на новых принципах проектирования и строительства поселений. Градостроительство должно стать мобильным, многофункциональным и уникальным в равной степени. Именно эти факторы способны предотвратить смерть поселений.
Нами было предусмотрено развитие города на разных этапах его жизни. Учитывались неблагоприятные воздействия окружающей среды, мощные соляные бури, гонимые преобладающими ветрами, отсутствие воды. Все это отразилось в главных функциональных единицах и артериях создаваемого города.
Трещина – линейная форма, заглубленная в землю, по центральной оси которой проходит открытое пространство. По типологии трещина делится на два типа: – транспортная, в которой располагаются линии общественного транспорта, связывающие районы города – общественная, в которой по бокам от открытого пространства располагаются объекты рекреационной и социальной инфраструктуры.
Гиперболизированный разлом символизирует непростую историю города. Будучи некогда активно заселенным, с прекращением финансирования опустевший город, не выдержал напора стихии и дал трещину, которая со временем стала пристанищем для путешественников.
«Новая жизнь города-призрака».
Демидов Дмитрий, Кожин Егор.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ
Каждая часть города должна обладать уникальным архитектурным обликом, запоминающимся жителям города и формирующим интерес со стороны туристов.
Мы выделяем пять основным зон в Новом Кантубеке:
1. Аэропорт. Существующий аэродром состоит из четырех взлетно-посадочных полос, расположенных в виде розы ветров, что позволяет воздушному транспорту приземляться в любую погоду. Художественное переосмысление здания аэропорта приводит к идее «муравейника» – места, внутри которого кипит жизнь, где все подчинено строгим правилам и соблюдается строгая субординация. Места, служащего надежным укрытием от непогоды и стихий. Места, гармонично вписывающегося в природный ландшафт и украшающего собой аутентичный пустынный пейзаж.
«Новая жизнь города-призрака».
Демидов Дмитрий, Кожин Егор.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ
2. Аттракцион «Старый город» – центр притяжения туристов. Мы консервируем руины старого Кантубека и позволяем туристам осмотреть это пространство тремя разны способами:
– пеший маршрут расположен непосредственно на земле; – веломаршрут проходит по приподнятой над уровнем земли кольцевой дороге, огибающей старый город и имеющей спуски к нему; – аттракцион, организованный по принципу американских горок, имеет несколько остановок, позволяющих туристам стартовать из нескольких точек в городе.
«Новая жизнь города-призрака».
Демидов Дмитрий, Кожин Егор.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ
3. Ботанический сад «Очистные сооружения». На месте старых очистных сооружений расположились современные опреснительные установки. Благодаря вертикальным садам территория превращается в индустриальный парк.
«Новая жизнь города-призрака».
Демидов Дмитрий, Кожин Егор.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ
4. Мегаструктура «дюна» представляет собой многоуровневое полое сооружение, поверхность которого делится на две части – жилую и защищающую. В жилой части на нескольких уровнях комбинируются общественные, жилые и рекреационные функции. Здания состоят из ячеек условных габаритов 10х10х6 метров, наполнение которых зависит только от их обладателя. Эстетика ячейки может быть как современной, так и иметь исторический облик.
Защищающая часть представляет собой панели, закрывающие жилую часть от песчаных бурь. На ее поверхности расположены пескоулавливающие воронки. Песок, приносимый бурями, собирается, фильтруется и направляется на повторное использование. Постепенно, с улучшением природных условий защищающая часть разбирается, и на ее месте образуется застройка.
Во внутреннем пространстве дюны располагаются производства, склады, источники энергии и инженерная инфраструктура, в том числе завод по переработке отходов и резервуары, накапливающие дождевую воду.
«Новая жизнь города-призрака».
Демидов Дмитрий, Кожин Егор.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ
5. Научный центр. На территории бывшей зоны лабораторий располагается современный исследовательский центр. Для его сотрудников организована возможность круглогодичного проживания в расположенных на территории общежитиях и кампусах. На территории научного центра располагается парк с остовами промышленных транспортных средств и заброшенной военной техникой, что формирует новую зону отдыха, как для научных деятелей, так и для туристов.
«Новая жизнь города-призрака».
Демидов Дмитрий, Кожин Егор.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ
Город живет своей жизнью, тысячами мыслей жителей и инвесторов. Однако в современном градостроительстве мы не имеем права пускать город в моменте его зарождения на самотек. Заложив рациональный каркас, город будет обрастать внутренней структурой в правильном русле, прогрессируя, а не живя вопреки. Архитектура памяти Жуйкова Ксения, Егоров Евгений Руководитель: Наталья Хомутова
Наша работа представляет собой исследование мемориальных сооружений. В этой типологии мы выделили две основные группы: комплексы «Память Места» и «Память Времени». На их основе была составлена методология, включающая выявление концепции, анализ, метафорический подход, формирование объемно – пространственной композиции и сценарий.
В качестве апробации, созданной методологии был выбран тип мемориальных комплексов «Память Места» и территория бывшего исправительно-трудового лагеря в ущелье хребта Кодар, где добывался уран для первой советской атомной бомбы. Это был особо секретный лагерь, похожий на призрак. Его местонахождение обозначалось коротко – «п/я 81». Несмотря на то, что с момента ликвидации лагеря прошло уже более полувека, постройки хорошо сохранились, благодаря холодному климату.
Ряд метафор помог нам сформировать итоговый генплан. Основной туристический маршрут олицетворяет собой разбитые глыбы льда, осколки горной породы, которыми засыпано ущелье. Двигаясь по маршруту через площади-осколки, турист проживает событие и собирает осколки истории воедино, а в конце видит цельную картину. Во время экскурсии посетитель может попасть в тупики – символ штолен, в которых заключенные и геологи проводили свое основное рабочее время. Через основной туристический маршрут проходит извилистая линия прогулочной тропы, символизирующая реку времени.
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
В начале экскурсионного маршрута встречаются бараки, в которых жили рабочие и геологи. Утраченные крыши воссоздаются из стекла на металлическом каркасе, для большего контраста старого и нового. В крайних бараках располагается экспозиция, посвященная работе и быту геологов. Здесь представлены личные вещи и инструменты, выставка повествует и о персональных трагедиях. На подходе к лагерю находится могила Нины Азаровой, погибшей на вершине восточного перевала Связка во время разведки угольного пласта для нужд поселка Мраморный. Альпинисты обеспечивали доставку геологов и их оборудования к участкам на отвесных стенах ущелья, принимали участие в поисках урана. Их портреты смотрят на нас со свода прозрачной кровли.
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
Прогуливаясь по территории, посетитель может попасть в так называемые «тупики». Эти площади мы отвели для смотровых и экспозиционных площадок. В конце тупика располагается массивная стена. На поверхности стены изображены карты местности и фрагменты истории рудника.
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
В глубине ущелья находится территория бывшего лагеря заключенных. Для закрепления периметра на местах утраченных сторожевых вышек мы устанавливаем «маяки памяти». Это смотровые площадки, по силуэту напоминающие маяк. На месте располагавшихся здесь палаток мы установили бетонные конструкции.
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
Следующая остановка маршрута – часовня. Небольшое бревенчатое здание с простыми формами – место, чтобы остановиться, подумать о вечном, помянуть. Чуть восточнее от часовни стоял деревянный крест, установленный туристами. Мы предлагаем зафиксировать эту точку и установить новый крест. Он будет представлять собой полый силуэт креста, метафору пустоты и отсутствия. Железнодорожный рельс в профиле – символ каторжного труда.
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
По мере продвижения туриста вверх по склону композиционные тупики превращаются в смотровые площадки. Вместо глухой стены – стеклянные ограждения. В таких местах можно остановиться и прочувствовать, что за невероятной красотой может скрываться трагедия и боль.
Поднимаясь вверх по маршруту посетитель попадает на территорию бывшего верхнего лагеря, где находится музей. Стеклянные силуэты палатки и барака, разделенные надвое тяжеловесной стеной из кортена и бетона, будто расступаются перед посетителем и образуют узкий проход к штольне. Внутри каждой из половин музея находится постоянная экспозиция: одна сторона стены рассказывает о судьбе геологов и исследователей, а другая демонстрирует жизнь и труд заключенных лагеря.
«Архитектура памяти». Жуйкова Ксения, Егоров Евгений.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
Далее сохранившийся деревянный настил ведет выше и приводит ко входу в штольню – это итог путешествия по лагерю. Экспозиция внутри штольни рассказывает о сложностях труда геологов и заключенных, показывает процесс добычи урана.Город гаражей Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия Руководитель: Татьяна Сиротина
Гаражи, бывшие предметом роскоши для советского человека, ветшают и утрачивают свою и без того мизерную эстетическую составляющую. Отсутствие гуманной инфраструктуры и неблагоприятное расположение гаражных агломераций являются основной проблемой их существования в современном городе, вследствие чего образуется гнетущая и заброшенная среда. Даже несмотря на исключительно высокую занятость населения в этом секторе, о чем свидетельствуют данные фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».
«Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ
Решением может стать проект актуализации подобных агломераций в связке с проработкой транспортной доступности, функционального разнообразия и зонирования, а также создание гаражных единиц-модулей для разных видов деятельности и дисперсная логика расположения модулей различного промыслового назначения, поднятых над старым кооперативом.
«Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ«Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ«Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ«Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ«Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ«Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУ«Город гаражей». Чижов Дмитрий, Данилова Анастасия.
Руководитель: Татьяна Сиротина© ИАиД ЯГТУНеовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи Шабанов Евгений, Туманова Дарья Руководитель: Наталья Хомутова
Исследование представляет собой комплексный анализ жилой архитектуры сталинского периода на архетипичной выборке из десяти объектов десяти городов России: Москвы, Казани, Владимира, Санкт-Петербурга, Самары, Смоленска, Нижнего Новгорода, Твери, Ростова-на-Дону и Ярославля.
Был проведен анализ объектов по году строительства с периодизацией на довоенное и послевоенное время, определены стилевые соотношения доминирующих направлений (постконструктивизм, ар-деко, неоклассицизм), создана типология жилой архитектуры 1930-1950 годов с выделением типичных черт.
Здания сравнивались по нескольким параметрам: этажности, конфигурации плана, расположению внутри квартала, участию в формировании фронта улицы, конструктивным особенностям, типу декора, особенностям планировок квартир, наличию дополнительных общественных функций.
«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
Были определены следующие архитектурно-художественные особенности:- ступенчатое развитие объема здания;
- акцентирование внимания на главных вертикалях;
- использование ордера для композиционного решения фасадов, и как следствие – утяжеление нижних уровней-этажей и облегчение верхних с использованием балюстрад и колоннад;
- использование принципа симметрии, метрических ритмов и мелкой пластики.
Эти средства использовались для поиска облика «пролетарской» архитектуры, а также воплощения таких смысловых установок как монументальность, преемственность, иерархичность, символизм, комплексность, синтез искусств.
«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
Был проведен графический анализ застройки 1930-1950 годов на примере трех городов (Москва, Казань и Владимир), а также подробный разбор архитектурно-художественных средств и деталей на примере жилого дома Ивана Жолтовского на Смоленской площади, бывшего дома Электродного завода архитектора Даниила Фридмана, комплекса жилых домов на Октябрьском поле архитектора Дмитрия Чечулина. Их графическое представление в виде таблиц и аксонометрических изображений дополнило исследование.
«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
Для апробации полученных в ходе работы выводов по выделению типичных черт «сталинской» архитектуры, был выполнен проект застройки части квартала, ограниченного улицами Руставели, 1-ым Гончаровским переулком и улицей Яблочкова, предназначенной под снос по программе реновации Москвы. На практике полученные результаты можно было бы применить при реализации проектов, которые будут находиться в среде застройки сталинского периода, при проведении реставрационных работ, работ по реконструкции и приспособлению, капитальных ремонтных работ.
«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ«Неовернакуляр академической архитектуры сталинской эпохи». Шабанов Евгений, Туманова Дарья.
Руководитель: Наталья Хомутова© ИАиД ЯГТУ
|