Архсовет Москвы – 68

Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.

mainImg
Заседание архсовета 3 ноября было третьим по счету удаленным. Перед началом заседания Сергей Кузнецов анонсировал произошедшее недавно очередное обновление состава совета: совет покинули Александр Петрович Кудрявцев, Евгений Асс и представитель экспертизы Валерий Леонов. Новыми участниками процесса стали директор института Генплана Татьяна Гук, Юлий Борисов, Ольга Алексакова и Петр Кудрявцев. В шутку Сергей Кузнецов прокомментировал последнее назначение так: «кто-то из семьи Кудрявцевых должен быть в совете просто по тайному заговору мирового правительства», а затем поздравил Александра Кудрявцева с днем рождения, который пришелся как раз на день заседания. Далее главный архитектор анонсировал новый виток архитектурной премии мэра Москвы, прием заявок на которую по плану должен начаться 1 декабря.

Рассматривали один объект – ЖК на месте снесенного в 2008-2011 часового завода «Слава», за мостом Тверского путепровода напротив Белорусского вокзала. Проектирование на месте этой промзоны длится достаточно давно, концепции комплексов разного масштаба сменяли друг друга на протяжении 15 лет. Рассматривали первую очередь ЖК, выходящую на красную линию проспекта.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура
Первая очередь ЖК «Слава»
Архитектурно-функциональная концепция
«1-я очередь МФК – Комплекс апартаментов»
Адрес: Ленинградский проспект вл. 8
Архитекторы: Dyer Rus / ООО «ПОДЗЕМПРОЕКТ»
Dyer Rus: Филипп Болл (рук.), Балаш Домокос, Тамас Дейлингер, А.С. Дзева
Заказчик: ООО «МР-ЦЕНТР»
Девелопер: MR Group
Участники проекта: ВЭБ, специализированный застройщик «Слава»


Сергей Кузнецов охарактеризовал место как крайне ответственное, а поступивший проект – как новый: «он будет, вероятно, публично очень резоннансным» – и призвал экспертов быть максимально объективными в своих оценках, оговорившись, что намеренно не озвучивает свое мнение в начале разговора.

Проект первой очереди включает 575 апартаментов, 253 машиноместа в одном ярусе подземной парковки и коммерческие/общественные площади. Его участок, выходящий на Ленинградский проспект и начало 1-й улицы Ямского поля, занимает 1,2 га. Территория второй очереди расположена в глубине, вдоль улицы Ямского поля, и, по словам автора проекта Филиппа Болла, при проектировании он рассматривал обе очереди целостно. Совокупная площадь 1 и 2 очередей – 3,7 га [заметим, что у планируемого комплекса есть еще 3 и 4 очереди, на противоположной стороне 1-й улицы Ямского поля].
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
© DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

Комплекс состоит из 6 корпусов апартаментов. Максимальные отметки, это Филипп Болл подчернкул отдельно, не достигают разрешенной высоты 75 м – в самых высоких башнях в глубине участка 17 этажей и 66 м. По словам автора, для него было крайне важным вписать свой проект в городскую среду Ленинградского проспекта с максимальной деликатностью – «как если бы он всегда был там», сохранив, впрочем, современность архитектуры. Поэтому 1 корпус, примыкающий к дому 10 по проспекту, одинаков с ним по высоте и перекликается фасадными решениями. Нижний ярус следующего корпуса 2, отступающего от красной линии, на углу отдан кафе и ресторанам, здесь возникает стеклянная стена высотой 9 м. В верхнем ярусе, начиная со 2 корпуса, появляется два стеклянных этажа. В первых этажах по Ленинградке и улице Ямского поля запланированы кафе, а в башнях вдоль внутреннего проезда – офисные площади по сторонам лобби жилых домов. Въезд в парковку расположен в глубине внутреннего проезда. Загрузка кафе запланирована с дублера Ленинградского проспекта, но в ночное время.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

Три дальних объема, выстроенные вдоль проезда, перпендикулярного 1-й улице Ямского поля и отделяющего первую очередь от второй, решены как три башни переменной высоты. Все стеклянные надстройки решены одинаково, в остальном фасады варьируются, хотя и в рамках схожих решений. Филипп Болл отдельно подчеркнул, что фасады не плоские, а сложные, многослойные.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

В приватном внутреннем дворе авторы, по словам Филиппа Болла, постарались создать максимум зелени – своего рода частный парк для жильцов, как в первой очереди, так и во второй, где здания расставлены по контуру с меньшей регулярностью. Общая площадь внутреннего парка 1 и 2 очередей – 1 га. Первые этажи второй очереди отданы арендным площадям кафе и ресторанов. Перед срезанным по косой восточным углом и вдоль северо-восточной границы 2 очереди запланированы небольшие озелененные пространства, открытые для горожан.
zooming
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
© DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

На вопрос Александра Асадова Филипп Болл ответил, что у 1 и 2 очереди девелоперы и проектировщики одни и те же – MR Group и DYER.

Критика проекта развернулась в широком диапазоне: от градостроительной роли проекта и проработанности градостроительных, в том числе транспортных, материалов, до объемного построения и фасадов.

По словам Александра Асадова, проект следовало бы рассматриать в комплексе со второй очередью, возможно, перегруппировав площади: сейчас первая очередь переуплотнена, не исключено, что и вторая потом «вырастет». В первой очереди он предложил передвинуть башню корпуса 5 в глубину участка, образовав перед ним курдонер, обращенный к внутренней улице; или вообще перенести этот корпус во 2 очередь. Отметив очень маленькую для жилых домов площадь двора, Александр Асадов сравнил соотношение с соседними сталинскими домами: там двор где-то 60, а высота домов 30, здесь наоборот, двор 30, а высота больше 60. Сергей Скуратов назвал двор «катастрофически маленьким», Андрей Гнездилов – «колодцем».

Наибольшие нарекания вызвал тот факт, что двор огорожен и предназначен только для жильцов, а пространств, открытых для горожан, в проекте мало. Сергей Скуратов назвал проблему разделения частных территорий и мест общественного пользования в проекте нерешенной: «...мы прекрасно знаем, что если есть частный двор, то владельцы и посетители всех коммерческих или госучреждений не попадают в этот двор <...> Должна быть система взаимодействия общественного и частного пространства. Это очень сложная задача и она здесь не решена никак».

Сергей Чобан предложил при пересомыслении проекта сделать «единое привлекательное пространство, которое не разделяет столь жестким образом» жильцов комплекса и других горожан: «понятно, что какие-то ограничения для входа могли бы быть, но это должно быть более тактично и не в такой пропорции [как сейчас], которая не оставляет общественности никакого пространства. Это очень важно – не отделять огромный частный парк от общественного движения». Петр Кудявцев, подчеркнув, что в районе большой недостаток скверов и парков, кроме того заметил, что сейчас в проекте комплекс работает «волнорезом» пешеходных потоков, а должен бы огранизовывать их и грамотно распределять. Андрей Гнездилов, отметив недостаточность показанных материалов, подчеркнул, что проект не решает проблемы с транспортом, возникающие на этом участке.
zooming
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
© DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

Довольно долго обсуждали стеклянные верхние ярусы: скроют они техэтажи или нет? Николай Ляшенко, который первым задал этот вопрос, назвал «кристаллы на крыше» «самообманом» и предложил сразу просчитать вероятность того, что они будут выглядеть массивнее. Николай Шумаков назвал стеклянные завершения, проходящие по всем корусам, навязчивыми.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

Отношение экспертов к фасадам и объемному решению комплекса оказалось неравномерным: Александр Асадов назвал фасады гармонизированными, Ольга Алексакова поддержала тактичность и аккуратность предложенного решения в этом месте и поддержала проект в целом. Николай Ляшенко назвал небольшую высоту корпусов важным и ответственным решением. Татьяна Гук, поддержав встроенность фасадов в застройку проспекта, все же сочла их простоватыми. Но уже Тимур Башкаев, отозвавшись о проекте как об «очень профессионально сделанном» и «сделанном сильно», отметил, что он «вступает в противоречие с тем, чего мы ожидаем от этого места», а именно – «более сильных ярких высказываний», увидел в проекте боязнь «зализанность среды» и отсутствие архитектурного высказывания: «если мы хотим, чтобы Москва становилась более разнообразной в социальном и архитектурном плане, мы должны увеличивать количество площадок, к которым мы повышаем требования».
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

Радикальнее других высказался Михаил Посохин, определив проект как провинциальный: «Эта магистраль всегда была предназначена для выдающихся сооружений, которые должны освещать какие-то этапы в развитии нашей архиектуры. Нельзя на таком месте делать скучную архитектуру, которая уже стала провинциальной для Москвы. <...> Фасады не креативные, не вперед-смотрящие. Этот проект, не знаю, кто его там полюбил, но наверное люди, которые не велики с точки зрения градостроительства и архитектуры Москвы в том числе. А мне как москвичу, который родился в Москве и всю жизнь там проработал, будет обидно, если на таком ключевом месте появится такой, как кто-то из вас сказал... «никакой» проект. Вот он именно никакой на сегодняшний день. Нельзя нам расходовать столичные земли на «никакую» застройку. Сколько у нас уже есть проектов, которые более прогрессивные, более интересные». Михаил Посохин назвал проект ошибочным градостроительным решением и удивился, кроме того, ограничению высотности (впрочем, Леонид Кондрашов из ДКН вскоре объяснил – ограничение 75 м диктует объединенная охранная зона №266, к которой относится участок).
  • zooming
    1 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    2 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    3 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    4 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    5 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    6 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    7 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    8 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    9 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    10 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

Владимир Плоткин начал с того, что не будет столь категоричен, назвал объемно-пространственное решение первой линии вполне корректным, но тоже счел фасады несколько боязливыми и высказал сомнение в переменной игре объемов на второй линии: «при общей спокойной высоте эти объемы могли бы быть несколько выше, добрать высотность 75 м в принципе допустимо». По словам Владимира Плоткина, хотя место не является воротами Ленинградского проспекта, оно «очень ответственное, акцентное, доминантное», и здесь могло бы появиться что-то пусть не высотное, но более интересное и энергичное.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

По словам Сергея Чобана, здесь «все излучает неуверенность, и градостроительную, и в деталях». Сергей Чобан особо отметил материалы фасада: «Когда мы говорим об устойчивом пространстве, мы говорим об отсутствии джентрификации. Когда мы говорим об устойчивой структуре здания, мы говорим о материалах, которые долговечно и хорошо стареют. А здесь начиная с третьего этажа применяется алполек, который имитирует натуральный камень. И я спрашиваю себя: это вообще стандарт, который мы должны каким-то образом рассматривать на Ленинградском проспекте? Я бы сказал, что фасады из металла здесь на первой линии надо рассматривать с опаской, и уж тем более если они имитируют другие материалы». Сергей Чобан предложил выбрать разрешенную высоту, сделать башни тоньше и заметнее. Николай Шумаков также отметил, что корпуса «толстые» – по словам главы САР и СМА, «возникает чувство, что здесь заказчик задавил архитектора».

Сергей Кузнецов, суммировав обсуждение словами: «понятно, что мнения разбросаны между очень критическими и просто критическими», предложил отправить проект на доработку и затем обсудить его на архсовете еще раз, определив обсуждение как «важный сервис» для застройщика.

Главный архитектор города заметил, что девелопер MR Group, который занимается проектом, «известен очень тщательным подходом к архитектуре» и вспомнил о комплексе «Царская площадь», расположенном дальше к северу по Ленинградскому проспекту: «у коллег есть безусловно очень позитивный опыт развития участков в центре города в том числе. Требования, которые мы, на мой взгляд совершенно справедливо, предъявляем к этому участку, здесь не реализованы».

По словам главного архитектора города, он так же, как и высказавшиеся раньше коллеги, ожидал бы на этом участке более ярких решений. Сергей Кузнецов, оговорившись, что настаивать в этом случае не может, упомянул о конкурсе как признанном средстве поиска таких решений: «место для конкурса очень хорошее, заметное, знаковое <...> безусловно, будет большое количество общественного внимания, активные дебаты по поводу этой площадки, нужно быть к этому готовым и нужны какие-то яркие интересные решения, которые авторы должны быть готовы защищать».
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

06 Ноября 2020

Похожие статьи
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.