Архсовет Москвы – 68

Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.

mainImg
Заседание архсовета 3 ноября было третьим по счету удаленным. Перед началом заседания Сергей Кузнецов анонсировал произошедшее недавно очередное обновление состава совета: совет покинули Александр Петрович Кудрявцев, Евгений Асс и представитель экспертизы Валерий Леонов. Новыми участниками процесса стали директор института Генплана Татьяна Гук, Юлий Борисов, Ольга Алексакова и Петр Кудрявцев. В шутку Сергей Кузнецов прокомментировал последнее назначение так: «кто-то из семьи Кудрявцевых должен быть в совете просто по тайному заговору мирового правительства», а затем поздравил Александра Кудрявцева с днем рождения, который пришелся как раз на день заседания. Далее главный архитектор анонсировал новый виток архитектурной премии мэра Москвы, прием заявок на которую по плану должен начаться 1 декабря.

Рассматривали один объект – ЖК на месте снесенного в 2008-2011 часового завода «Слава», за мостом Тверского путепровода напротив Белорусского вокзала. Проектирование на месте этой промзоны длится достаточно давно, концепции комплексов разного масштаба сменяли друг друга на протяжении 15 лет. Рассматривали первую очередь ЖК, выходящую на красную линию проспекта.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура
Первая очередь ЖК «Слава»
Архитектурно-функциональная концепция
«1-я очередь МФК – Комплекс апартаментов»
Адрес: Ленинградский проспект вл. 8
Архитекторы: Dyer Rus / ООО «ПОДЗЕМПРОЕКТ»
Dyer Rus: Филипп Болл (рук.), Балаш Домокос, Тамас Дейлингер, А.С. Дзева
Заказчик: ООО «МР-ЦЕНТР»
Девелопер: MR Group
Участники проекта: ВЭБ, специализированный застройщик «Слава»


Сергей Кузнецов охарактеризовал место как крайне ответственное, а поступивший проект – как новый: «он будет, вероятно, публично очень резоннансным» – и призвал экспертов быть максимально объективными в своих оценках, оговорившись, что намеренно не озвучивает свое мнение в начале разговора.

Проект первой очереди включает 575 апартаментов, 253 машиноместа в одном ярусе подземной парковки и коммерческие/общественные площади. Его участок, выходящий на Ленинградский проспект и начало 1-й улицы Ямского поля, занимает 1,2 га. Территория второй очереди расположена в глубине, вдоль улицы Ямского поля, и, по словам автора проекта Филиппа Болла, при проектировании он рассматривал обе очереди целостно. Совокупная площадь 1 и 2 очередей – 3,7 га [заметим, что у планируемого комплекса есть еще 3 и 4 очереди, на противоположной стороне 1-й улицы Ямского поля].
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
© DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

Комплекс состоит из 6 корпусов апартаментов. Максимальные отметки, это Филипп Болл подчернкул отдельно, не достигают разрешенной высоты 75 м – в самых высоких башнях в глубине участка 17 этажей и 66 м. По словам автора, для него было крайне важным вписать свой проект в городскую среду Ленинградского проспекта с максимальной деликатностью – «как если бы он всегда был там», сохранив, впрочем, современность архитектуры. Поэтому 1 корпус, примыкающий к дому 10 по проспекту, одинаков с ним по высоте и перекликается фасадными решениями. Нижний ярус следующего корпуса 2, отступающего от красной линии, на углу отдан кафе и ресторанам, здесь возникает стеклянная стена высотой 9 м. В верхнем ярусе, начиная со 2 корпуса, появляется два стеклянных этажа. В первых этажах по Ленинградке и улице Ямского поля запланированы кафе, а в башнях вдоль внутреннего проезда – офисные площади по сторонам лобби жилых домов. Въезд в парковку расположен в глубине внутреннего проезда. Загрузка кафе запланирована с дублера Ленинградского проспекта, но в ночное время.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

Три дальних объема, выстроенные вдоль проезда, перпендикулярного 1-й улице Ямского поля и отделяющего первую очередь от второй, решены как три башни переменной высоты. Все стеклянные надстройки решены одинаково, в остальном фасады варьируются, хотя и в рамках схожих решений. Филипп Болл отдельно подчеркнул, что фасады не плоские, а сложные, многослойные.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

В приватном внутреннем дворе авторы, по словам Филиппа Болла, постарались создать максимум зелени – своего рода частный парк для жильцов, как в первой очереди, так и во второй, где здания расставлены по контуру с меньшей регулярностью. Общая площадь внутреннего парка 1 и 2 очередей – 1 га. Первые этажи второй очереди отданы арендным площадям кафе и ресторанов. Перед срезанным по косой восточным углом и вдоль северо-восточной границы 2 очереди запланированы небольшие озелененные пространства, открытые для горожан.
zooming
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
© DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

На вопрос Александра Асадова Филипп Болл ответил, что у 1 и 2 очереди девелоперы и проектировщики одни и те же – MR Group и DYER.

Критика проекта развернулась в широком диапазоне: от градостроительной роли проекта и проработанности градостроительных, в том числе транспортных, материалов, до объемного построения и фасадов.

По словам Александра Асадова, проект следовало бы рассматриать в комплексе со второй очередью, возможно, перегруппировав площади: сейчас первая очередь переуплотнена, не исключено, что и вторая потом «вырастет». В первой очереди он предложил передвинуть башню корпуса 5 в глубину участка, образовав перед ним курдонер, обращенный к внутренней улице; или вообще перенести этот корпус во 2 очередь. Отметив очень маленькую для жилых домов площадь двора, Александр Асадов сравнил соотношение с соседними сталинскими домами: там двор где-то 60, а высота домов 30, здесь наоборот, двор 30, а высота больше 60. Сергей Скуратов назвал двор «катастрофически маленьким», Андрей Гнездилов – «колодцем».

Наибольшие нарекания вызвал тот факт, что двор огорожен и предназначен только для жильцов, а пространств, открытых для горожан, в проекте мало. Сергей Скуратов назвал проблему разделения частных территорий и мест общественного пользования в проекте нерешенной: «...мы прекрасно знаем, что если есть частный двор, то владельцы и посетители всех коммерческих или госучреждений не попадают в этот двор <...> Должна быть система взаимодействия общественного и частного пространства. Это очень сложная задача и она здесь не решена никак».

Сергей Чобан предложил при пересомыслении проекта сделать «единое привлекательное пространство, которое не разделяет столь жестким образом» жильцов комплекса и других горожан: «понятно, что какие-то ограничения для входа могли бы быть, но это должно быть более тактично и не в такой пропорции [как сейчас], которая не оставляет общественности никакого пространства. Это очень важно – не отделять огромный частный парк от общественного движения». Петр Кудявцев, подчеркнув, что в районе большой недостаток скверов и парков, кроме того заметил, что сейчас в проекте комплекс работает «волнорезом» пешеходных потоков, а должен бы огранизовывать их и грамотно распределять. Андрей Гнездилов, отметив недостаточность показанных материалов, подчеркнул, что проект не решает проблемы с транспортом, возникающие на этом участке.
zooming
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
© DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

Довольно долго обсуждали стеклянные верхние ярусы: скроют они техэтажи или нет? Николай Ляшенко, который первым задал этот вопрос, назвал «кристаллы на крыше» «самообманом» и предложил сразу просчитать вероятность того, что они будут выглядеть массивнее. Николай Шумаков назвал стеклянные завершения, проходящие по всем корусам, навязчивыми.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

Отношение экспертов к фасадам и объемному решению комплекса оказалось неравномерным: Александр Асадов назвал фасады гармонизированными, Ольга Алексакова поддержала тактичность и аккуратность предложенного решения в этом месте и поддержала проект в целом. Николай Ляшенко назвал небольшую высоту корпусов важным и ответственным решением. Татьяна Гук, поддержав встроенность фасадов в застройку проспекта, все же сочла их простоватыми. Но уже Тимур Башкаев, отозвавшись о проекте как об «очень профессионально сделанном» и «сделанном сильно», отметил, что он «вступает в противоречие с тем, чего мы ожидаем от этого места», а именно – «более сильных ярких высказываний», увидел в проекте боязнь «зализанность среды» и отсутствие архитектурного высказывания: «если мы хотим, чтобы Москва становилась более разнообразной в социальном и архитектурном плане, мы должны увеличивать количество площадок, к которым мы повышаем требования».
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

Радикальнее других высказался Михаил Посохин, определив проект как провинциальный: «Эта магистраль всегда была предназначена для выдающихся сооружений, которые должны освещать какие-то этапы в развитии нашей архиектуры. Нельзя на таком месте делать скучную архитектуру, которая уже стала провинциальной для Москвы. <...> Фасады не креативные, не вперед-смотрящие. Этот проект, не знаю, кто его там полюбил, но наверное люди, которые не велики с точки зрения градостроительства и архитектуры Москвы в том числе. А мне как москвичу, который родился в Москве и всю жизнь там проработал, будет обидно, если на таком ключевом месте появится такой, как кто-то из вас сказал... «никакой» проект. Вот он именно никакой на сегодняшний день. Нельзя нам расходовать столичные земли на «никакую» застройку. Сколько у нас уже есть проектов, которые более прогрессивные, более интересные». Михаил Посохин назвал проект ошибочным градостроительным решением и удивился, кроме того, ограничению высотности (впрочем, Леонид Кондрашов из ДКН вскоре объяснил – ограничение 75 м диктует объединенная охранная зона №266, к которой относится участок).
  • zooming
    1 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    2 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    3 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    4 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    5 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    6 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    7 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    8 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    9 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    10 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

Владимир Плоткин начал с того, что не будет столь категоричен, назвал объемно-пространственное решение первой линии вполне корректным, но тоже счел фасады несколько боязливыми и высказал сомнение в переменной игре объемов на второй линии: «при общей спокойной высоте эти объемы могли бы быть несколько выше, добрать высотность 75 м в принципе допустимо». По словам Владимира Плоткина, хотя место не является воротами Ленинградского проспекта, оно «очень ответственное, акцентное, доминантное», и здесь могло бы появиться что-то пусть не высотное, но более интересное и энергичное.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

По словам Сергея Чобана, здесь «все излучает неуверенность, и градостроительную, и в деталях». Сергей Чобан особо отметил материалы фасада: «Когда мы говорим об устойчивом пространстве, мы говорим об отсутствии джентрификации. Когда мы говорим об устойчивой структуре здания, мы говорим о материалах, которые долговечно и хорошо стареют. А здесь начиная с третьего этажа применяется алполек, который имитирует натуральный камень. И я спрашиваю себя: это вообще стандарт, который мы должны каким-то образом рассматривать на Ленинградском проспекте? Я бы сказал, что фасады из металла здесь на первой линии надо рассматривать с опаской, и уж тем более если они имитируют другие материалы». Сергей Чобан предложил выбрать разрешенную высоту, сделать башни тоньше и заметнее. Николай Шумаков также отметил, что корпуса «толстые» – по словам главы САР и СМА, «возникает чувство, что здесь заказчик задавил архитектора».

Сергей Кузнецов, суммировав обсуждение словами: «понятно, что мнения разбросаны между очень критическими и просто критическими», предложил отправить проект на доработку и затем обсудить его на архсовете еще раз, определив обсуждение как «важный сервис» для застройщика.

Главный архитектор города заметил, что девелопер MR Group, который занимается проектом, «известен очень тщательным подходом к архитектуре» и вспомнил о комплексе «Царская площадь», расположенном дальше к северу по Ленинградскому проспекту: «у коллег есть безусловно очень позитивный опыт развития участков в центре города в том числе. Требования, которые мы, на мой взгляд совершенно справедливо, предъявляем к этому участку, здесь не реализованы».

По словам главного архитектора города, он так же, как и высказавшиеся раньше коллеги, ожидал бы на этом участке более ярких решений. Сергей Кузнецов, оговорившись, что настаивать в этом случае не может, упомянул о конкурсе как признанном средстве поиска таких решений: «место для конкурса очень хорошее, заметное, знаковое <...> безусловно, будет большое количество общественного внимания, активные дебаты по поводу этой площадки, нужно быть к этому готовым и нужны какие-то яркие интересные решения, которые авторы должны быть готовы защищать».
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

06 Ноября 2020

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.