Архсовет Москвы – 68

Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.

mainImg
Заседание архсовета 3 ноября было третьим по счету удаленным. Перед началом заседания Сергей Кузнецов анонсировал произошедшее недавно очередное обновление состава совета: совет покинули Александр Петрович Кудрявцев, Евгений Асс и представитель экспертизы Валерий Леонов. Новыми участниками процесса стали директор института Генплана Татьяна Гук, Юлий Борисов, Ольга Алексакова и Петр Кудрявцев. В шутку Сергей Кузнецов прокомментировал последнее назначение так: «кто-то из семьи Кудрявцевых должен быть в совете просто по тайному заговору мирового правительства», а затем поздравил Александра Кудрявцева с днем рождения, который пришелся как раз на день заседания. Далее главный архитектор анонсировал новый виток архитектурной премии мэра Москвы, прием заявок на которую по плану должен начаться 1 декабря.

Рассматривали один объект – ЖК на месте снесенного в 2008-2011 часового завода «Слава», за мостом Тверского путепровода напротив Белорусского вокзала. Проектирование на месте этой промзоны длится достаточно давно, концепции комплексов разного масштаба сменяли друг друга на протяжении 15 лет. Рассматривали первую очередь ЖК, выходящую на красную линию проспекта.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура
Первая очередь ЖК «Слава»
Архитектурно-функциональная концепция
«1-я очередь МФК – Комплекс апартаментов»
Адрес: Ленинградский проспект вл. 8
Архитекторы: Dyer Rus / ООО «ПОДЗЕМПРОЕКТ»
Dyer Rus: Филипп Болл (рук.), Балаш Домокос, Тамас Дейлингер, А.С. Дзева
Заказчик: ООО «МР-ЦЕНТР»
Девелопер: MR Group
Участники проекта: ВЭБ, специализированный застройщик «Слава»


Сергей Кузнецов охарактеризовал место как крайне ответственное, а поступивший проект – как новый: «он будет, вероятно, публично очень резоннансным» – и призвал экспертов быть максимально объективными в своих оценках, оговорившись, что намеренно не озвучивает свое мнение в начале разговора.

Проект первой очереди включает 575 апартаментов, 253 машиноместа в одном ярусе подземной парковки и коммерческие/общественные площади. Его участок, выходящий на Ленинградский проспект и начало 1-й улицы Ямского поля, занимает 1,2 га. Территория второй очереди расположена в глубине, вдоль улицы Ямского поля, и, по словам автора проекта Филиппа Болла, при проектировании он рассматривал обе очереди целостно. Совокупная площадь 1 и 2 очередей – 3,7 га [заметим, что у планируемого комплекса есть еще 3 и 4 очереди, на противоположной стороне 1-й улицы Ямского поля].
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
© DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

Комплекс состоит из 6 корпусов апартаментов. Максимальные отметки, это Филипп Болл подчернкул отдельно, не достигают разрешенной высоты 75 м – в самых высоких башнях в глубине участка 17 этажей и 66 м. По словам автора, для него было крайне важным вписать свой проект в городскую среду Ленинградского проспекта с максимальной деликатностью – «как если бы он всегда был там», сохранив, впрочем, современность архитектуры. Поэтому 1 корпус, примыкающий к дому 10 по проспекту, одинаков с ним по высоте и перекликается фасадными решениями. Нижний ярус следующего корпуса 2, отступающего от красной линии, на углу отдан кафе и ресторанам, здесь возникает стеклянная стена высотой 9 м. В верхнем ярусе, начиная со 2 корпуса, появляется два стеклянных этажа. В первых этажах по Ленинградке и улице Ямского поля запланированы кафе, а в башнях вдоль внутреннего проезда – офисные площади по сторонам лобби жилых домов. Въезд в парковку расположен в глубине внутреннего проезда. Загрузка кафе запланирована с дублера Ленинградского проспекта, но в ночное время.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

Три дальних объема, выстроенные вдоль проезда, перпендикулярного 1-й улице Ямского поля и отделяющего первую очередь от второй, решены как три башни переменной высоты. Все стеклянные надстройки решены одинаково, в остальном фасады варьируются, хотя и в рамках схожих решений. Филипп Болл отдельно подчеркнул, что фасады не плоские, а сложные, многослойные.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

В приватном внутреннем дворе авторы, по словам Филиппа Болла, постарались создать максимум зелени – своего рода частный парк для жильцов, как в первой очереди, так и во второй, где здания расставлены по контуру с меньшей регулярностью. Общая площадь внутреннего парка 1 и 2 очередей – 1 га. Первые этажи второй очереди отданы арендным площадям кафе и ресторанов. Перед срезанным по косой восточным углом и вдоль северо-восточной границы 2 очереди запланированы небольшие озелененные пространства, открытые для горожан.
zooming
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
© DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

На вопрос Александра Асадова Филипп Болл ответил, что у 1 и 2 очереди девелоперы и проектировщики одни и те же – MR Group и DYER.

Критика проекта развернулась в широком диапазоне: от градостроительной роли проекта и проработанности градостроительных, в том числе транспортных, материалов, до объемного построения и фасадов.

По словам Александра Асадова, проект следовало бы рассматриать в комплексе со второй очередью, возможно, перегруппировав площади: сейчас первая очередь переуплотнена, не исключено, что и вторая потом «вырастет». В первой очереди он предложил передвинуть башню корпуса 5 в глубину участка, образовав перед ним курдонер, обращенный к внутренней улице; или вообще перенести этот корпус во 2 очередь. Отметив очень маленькую для жилых домов площадь двора, Александр Асадов сравнил соотношение с соседними сталинскими домами: там двор где-то 60, а высота домов 30, здесь наоборот, двор 30, а высота больше 60. Сергей Скуратов назвал двор «катастрофически маленьким», Андрей Гнездилов – «колодцем».

Наибольшие нарекания вызвал тот факт, что двор огорожен и предназначен только для жильцов, а пространств, открытых для горожан, в проекте мало. Сергей Скуратов назвал проблему разделения частных территорий и мест общественного пользования в проекте нерешенной: «...мы прекрасно знаем, что если есть частный двор, то владельцы и посетители всех коммерческих или госучреждений не попадают в этот двор <...> Должна быть система взаимодействия общественного и частного пространства. Это очень сложная задача и она здесь не решена никак».

Сергей Чобан предложил при пересомыслении проекта сделать «единое привлекательное пространство, которое не разделяет столь жестким образом» жильцов комплекса и других горожан: «понятно, что какие-то ограничения для входа могли бы быть, но это должно быть более тактично и не в такой пропорции [как сейчас], которая не оставляет общественности никакого пространства. Это очень важно – не отделять огромный частный парк от общественного движения». Петр Кудявцев, подчеркнув, что в районе большой недостаток скверов и парков, кроме того заметил, что сейчас в проекте комплекс работает «волнорезом» пешеходных потоков, а должен бы огранизовывать их и грамотно распределять. Андрей Гнездилов, отметив недостаточность показанных материалов, подчеркнул, что проект не решает проблемы с транспортом, возникающие на этом участке.
zooming
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
© DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

Довольно долго обсуждали стеклянные верхние ярусы: скроют они техэтажи или нет? Николай Ляшенко, который первым задал этот вопрос, назвал «кристаллы на крыше» «самообманом» и предложил сразу просчитать вероятность того, что они будут выглядеть массивнее. Николай Шумаков назвал стеклянные завершения, проходящие по всем корусам, навязчивыми.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

Отношение экспертов к фасадам и объемному решению комплекса оказалось неравномерным: Александр Асадов назвал фасады гармонизированными, Ольга Алексакова поддержала тактичность и аккуратность предложенного решения в этом месте и поддержала проект в целом. Николай Ляшенко назвал небольшую высоту корпусов важным и ответственным решением. Татьяна Гук, поддержав встроенность фасадов в застройку проспекта, все же сочла их простоватыми. Но уже Тимур Башкаев, отозвавшись о проекте как об «очень профессионально сделанном» и «сделанном сильно», отметил, что он «вступает в противоречие с тем, чего мы ожидаем от этого места», а именно – «более сильных ярких высказываний», увидел в проекте боязнь «зализанность среды» и отсутствие архитектурного высказывания: «если мы хотим, чтобы Москва становилась более разнообразной в социальном и архитектурном плане, мы должны увеличивать количество площадок, к которым мы повышаем требования».
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

Радикальнее других высказался Михаил Посохин, определив проект как провинциальный: «Эта магистраль всегда была предназначена для выдающихся сооружений, которые должны освещать какие-то этапы в развитии нашей архиектуры. Нельзя на таком месте делать скучную архитектуру, которая уже стала провинциальной для Москвы. <...> Фасады не креативные, не вперед-смотрящие. Этот проект, не знаю, кто его там полюбил, но наверное люди, которые не велики с точки зрения градостроительства и архитектуры Москвы в том числе. А мне как москвичу, который родился в Москве и всю жизнь там проработал, будет обидно, если на таком ключевом месте появится такой, как кто-то из вас сказал... «никакой» проект. Вот он именно никакой на сегодняшний день. Нельзя нам расходовать столичные земли на «никакую» застройку. Сколько у нас уже есть проектов, которые более прогрессивные, более интересные». Михаил Посохин назвал проект ошибочным градостроительным решением и удивился, кроме того, ограничению высотности (впрочем, Леонид Кондрашов из ДКН вскоре объяснил – ограничение 75 м диктует объединенная охранная зона №266, к которой относится участок).
  • zooming
    1 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    2 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    3 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    4 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    5 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    6 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    7 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    8 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    9 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы
  • zooming
    10 / 10
    ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8
    © DYER / из материалов, показанных на архсовете Москвы

Владимир Плоткин начал с того, что не будет столь категоричен, назвал объемно-пространственное решение первой линии вполне корректным, но тоже счел фасады несколько боязливыми и высказал сомнение в переменной игре объемов на второй линии: «при общей спокойной высоте эти объемы могли бы быть несколько выше, добрать высотность 75 м в принципе допустимо». По словам Владимира Плоткина, хотя место не является воротами Ленинградского проспекта, оно «очень ответственное, акцентное, доминантное», и здесь могло бы появиться что-то пусть не высотное, но более интересное и энергичное.
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

По словам Сергея Чобана, здесь «все излучает неуверенность, и градостроительную, и в деталях». Сергей Чобан особо отметил материалы фасада: «Когда мы говорим об устойчивом пространстве, мы говорим об отсутствии джентрификации. Когда мы говорим об устойчивой структуре здания, мы говорим о материалах, которые долговечно и хорошо стареют. А здесь начиная с третьего этажа применяется алполек, который имитирует натуральный камень. И я спрашиваю себя: это вообще стандарт, который мы должны каким-то образом рассматривать на Ленинградском проспекте? Я бы сказал, что фасады из металла здесь на первой линии надо рассматривать с опаской, и уж тем более если они имитируют другие материалы». Сергей Чобан предложил выбрать разрешенную высоту, сделать башни тоньше и заметнее. Николай Шумаков также отметил, что корпуса «толстые» – по словам главы САР и СМА, «возникает чувство, что здесь заказчик задавил архитектора».

Сергей Кузнецов, суммировав обсуждение словами: «понятно, что мнения разбросаны между очень критическими и просто критическими», предложил отправить проект на доработку и затем обсудить его на архсовете еще раз, определив обсуждение как «важный сервис» для застройщика.

Главный архитектор города заметил, что девелопер MR Group, который занимается проектом, «известен очень тщательным подходом к архитектуре» и вспомнил о комплексе «Царская площадь», расположенном дальше к северу по Ленинградскому проспекту: «у коллег есть безусловно очень позитивный опыт развития участков в центре города в том числе. Требования, которые мы, на мой взгляд совершенно справедливо, предъявляем к этому участку, здесь не реализованы».

По словам главного архитектора города, он так же, как и высказавшиеся раньше коллеги, ожидал бы на этом участке более ярких решений. Сергей Кузнецов, оговорившись, что настаивать в этом случае не может, упомянул о конкурсе как признанном средстве поиска таких решений: «место для конкурса очень хорошее, заметное, знаковое <...> безусловно, будет большое количество общественного внимания, активные дебаты по поводу этой площадки, нужно быть к этому готовым и нужны какие-то яркие интересные решения, которые авторы должны быть готовы защищать».
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура
ЖК «Слава», Ленинградский проспект, 8 / проект, 11.2020
© DYER / предоставлено: Москомархитектура

06 Ноября 2020

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.