Лес
Kengo Kuma and Associates и Vladimir Djurovic Landscape Architecture
При участии: BuroHappold Central Europe.
Концепцию бюро Кэнго Кума легче всего отличить и запомнить: это кусочек карельского леса в обрамлении петербургской ансамблевой застройки. Визуализации напоминают коллажи до/после, которые делают краеведы: словно в этом отдельно взятом месте время отмотали на 300-400 лет назад и поставили на паузу. Для гранитного Петербурга выглядит непривычно и интригующе.
Почти всю территорию парка занимают деревья – «затопляют», взрываются цветом, вытесняют все городское. Между ними – гранитные валуны, лесные тропинки, озерцо, по-японски обтекаемые малые архитектурные формы, напоминающие гальку. Главный объект – пергола с характерной деревянной кровлей-«кусудама», под которой прячутся все объекты парка, в том числе оранжерея. Летом пространство оранжереи и парка едино – ландшафт буквально продолжается внутри, оранжерея захватывает его и «консервирует»: зимой контраст становится не менее драматичным, чем если бы здесь росли пальмы и монстеры. Гулять можно как под перголой, так и по ней – на крыше оборудован дополнительный маршрут, который позволяет любоваться городом через кроны деревьев.
Подробнее о проекте ->
Петр Советников и Вера Степанская, Katarsis Architects:
«Во-первых, поздравляем всех победителей и финалистов. Мы, как всегда, получили огромное удовольствие от работы над конкурсом. Для нашего бюро это прекрасный опыт и очередной шаг вперед. Еще раз благодарим экспертный совет за доверие. Главный интерес любого конкурса в разнообразии предложений, интриге и непредсказуемости результата. Все это здесь присутствовало.
Совместно с французскими партнерами – ландшафтным бюро Praxys и всеми членами команды мы проделали большую и глубокую работу в очень непростых условиях пандемии, необходимости постоянного удаленного общения с остальными участниками консорциума. Опыт для нас новый и бесценный.
В проекте нам было важно исследовать тему драматичных отношений города и воды, переосмыслить традицию классического паркового павильона, в очередной раз вернуться к теме деревянной архитектуры, постараться оптимально решить целый ряд сложных градостроительных задач. Считаем, получился очень вдумчивый, тонкий проект, в основе которого – вода, воздух, камерная парковая архитектура, богатство сильных визуальных впечатлений, предоставляемых естественными природными ландшафтами, сложной системой раскрытий, лугов и видовых коридоров, а не развлечениями разного рода. Ни одно дерево на генплане не стоит случайно. Естественно, нам было очень важно аккуратно отнестись к теме рельефа, в этом смысле в проекте все очень выверено и по-петербургски.
Сам парк трактуется в концепции как часть большого зеленого каркаса. Это видно по его структуре – парк не замыкается внутри конкурсной территории, а «течет» параллельно Неве, вливаясь в общую систему зеленых пространств. Это проект во многом «на вырост».
В общем, мы продемонстрировали свое видение Тучкого парка, и, даже сейчас, после ознакомления со всеми конкурсными предложениями, оно представляется нам правильным. Вот это считаем главным. В любом случае, теперь это достояние истории.
Еще мы очень надеемся, что будущий парк не просто станет новой достопримечательностью Петербурга, но ознаменует, наконец, новую эпоху градостроительной политики, основанную на создании зелёного каркаса, раскрытии водного потенциала, появлении новых общественных пространств».
Концепцию бюро Кэнго Кума легче всего отличить и запомнить: это кусочек карельского леса в обрамлении петербургской ансамблевой застройки. Визуализации напоминают коллажи до/после, которые делают краеведы: словно в этом отдельно взятом месте время отмотали на 300-400 лет назад и поставили на паузу. Для гранитного Петербурга выглядит непривычно и интригующе.
Почти всю территорию парка занимают деревья – «затопляют», взрываются цветом, вытесняют все городское. Между ними – гранитные валуны, лесные тропинки, озерцо, по-японски обтекаемые малые архитектурные формы, напоминающие гальку. Главный объект – пергола с характерной деревянной кровлей-«кусудама», под которой прячутся все объекты парка, в том числе оранжерея. Летом пространство оранжереи и парка едино – ландшафт буквально продолжается внутри, оранжерея захватывает его и «консервирует»: зимой контраст становится не менее драматичным, чем если бы здесь росли пальмы и монстеры. Гулять можно как под перголой, так и по ней – на крыше оборудован дополнительный маршрут, который позволяет любоваться городом через кроны деревьев.
Подробнее о проекте ->
Дух реки
Praxys paysage & territoire и KATARSIS Architects
При участии: международные компании Chrisan Horn, AREP, HyperCube, ASTAL, BIOTOPE и CYCLOPONICS, ландшафт – Евгения Петрашень, климатология – Анушка Вазак, культурное программирование – Марк Калинин.
Авторы этой концепции широко впускают в парк Неву: в Северной Венеции давно назрела проблема свободного доступа к воде. Тучков буян снова превращается в живописный архипелаг, а реку дополняет озеро и система заболоченных каналов. Острова соединяют мосты и тропинки, предлагая маршрут с впечатляющей сменой ландшафтных «декораций».
Все объекты парка располагаются над землей, со стороны улицы Сперанского и проспекта Добролюбова. Это оранжерея, которая служит также входной группой, многофункциональный павильон, кафе и фудмаркет. Все объекты выполнены из дерева – материала, работа с которым особенно удается бюро Katarsis.
Подробнее о проекте ->
Авторы этой концепции широко впускают в парк Неву: в Северной Венеции давно назрела проблема свободного доступа к воде. Тучков буян снова превращается в живописный архипелаг, а реку дополняет озеро и система заболоченных каналов. Острова соединяют мосты и тропинки, предлагая маршрут с впечатляющей сменой ландшафтных «декораций».
Все объекты парка располагаются над землей, со стороны улицы Сперанского и проспекта Добролюбова. Это оранжерея, которая служит также входной группой, многофункциональный павильон, кафе и фудмаркет. Все объекты выполнены из дерева – материала, работа с которым особенно удается бюро Katarsis.
Подробнее о проекте ->
Петр Советников и Вера Степанская, Katarsis Architects:
«Во-первых, поздравляем всех победителей и финалистов. Мы, как всегда, получили огромное удовольствие от работы над конкурсом. Для нашего бюро это прекрасный опыт и очередной шаг вперед. Еще раз благодарим экспертный совет за доверие. Главный интерес любого конкурса в разнообразии предложений, интриге и непредсказуемости результата. Все это здесь присутствовало.
Совместно с французскими партнерами – ландшафтным бюро Praxys и всеми членами команды мы проделали большую и глубокую работу в очень непростых условиях пандемии, необходимости постоянного удаленного общения с остальными участниками консорциума. Опыт для нас новый и бесценный.
В проекте нам было важно исследовать тему драматичных отношений города и воды, переосмыслить традицию классического паркового павильона, в очередной раз вернуться к теме деревянной архитектуры, постараться оптимально решить целый ряд сложных градостроительных задач. Считаем, получился очень вдумчивый, тонкий проект, в основе которого – вода, воздух, камерная парковая архитектура, богатство сильных визуальных впечатлений, предоставляемых естественными природными ландшафтами, сложной системой раскрытий, лугов и видовых коридоров, а не развлечениями разного рода. Ни одно дерево на генплане не стоит случайно. Естественно, нам было очень важно аккуратно отнестись к теме рельефа, в этом смысле в проекте все очень выверено и по-петербургски.
Сам парк трактуется в концепции как часть большого зеленого каркаса. Это видно по его структуре – парк не замыкается внутри конкурсной территории, а «течет» параллельно Неве, вливаясь в общую систему зеленых пространств. Это проект во многом «на вырост».
В общем, мы продемонстрировали свое видение Тучкого парка, и, даже сейчас, после ознакомления со всеми конкурсными предложениями, оно представляется нам правильным. Вот это считаем главным. В любом случае, теперь это достояние истории.
Еще мы очень надеемся, что будущий парк не просто станет новой достопримечательностью Петербурга, но ознаменует, наконец, новую эпоху градостроительной политики, основанную на создании зелёного каркаса, раскрытии водного потенциала, появлении новых общественных пространств».
Времена года
Agence Ter и Philippe Rahm architectes
При участии: Carlo Ratti Associati, Concepto, международные компании Setec, Avesta, Aetc. Российские консультанты: инженер Кирилл Мордухаев, специалист по устойчивому развитию Татьяна Коханова, дендролог Ирина Борзых, экономист Алексей Быков.
Еще одна отсылка к русским сказкам, на этот раз – «Двенадцать месяцев»: благодатная семантика для демонстрации биоразнообразия и ландшафтных затей. Авторы обещают, что посетители, вне зависимости от времени года, смогут увидеть все сезоны. Из самого очевидного – летом можно кататься на коньках, а зимой наблюдать цветущие растения в оранжереях. Одна из отличительных особенностей концепции – искусственный канал, опоясывающий весь парк.
Помимо канала пространство парка расчерчивают две главные аллеи, соединяющие основные точки притяжения на «Холодном» (подземном) и «Горячем полюсе». Между этими осевыми линиями располагаются фруктовый сад, круглая лесная поляна, несколько амфитеатров и поляны для игр и пикников. Площадь Академика Лихачева в этом предложении превращается в транзитный пункт, связывающий «Тучков буян» с Александровским парком и Петропавловской крепостью.
Подробнее о проекте ->
Еще одна отсылка к русским сказкам, на этот раз – «Двенадцать месяцев»: благодатная семантика для демонстрации биоразнообразия и ландшафтных затей. Авторы обещают, что посетители, вне зависимости от времени года, смогут увидеть все сезоны. Из самого очевидного – летом можно кататься на коньках, а зимой наблюдать цветущие растения в оранжереях. Одна из отличительных особенностей концепции – искусственный канал, опоясывающий весь парк.
Помимо канала пространство парка расчерчивают две главные аллеи, соединяющие основные точки притяжения на «Холодном» (подземном) и «Горячем полюсе». Между этими осевыми линиями располагаются фруктовый сад, круглая лесная поляна, несколько амфитеатров и поляны для игр и пикников. Площадь Академика Лихачева в этом предложении превращается в транзитный пункт, связывающий «Тучков буян» с Александровским парком и Петропавловской крепостью.
Подробнее о проекте ->
Великая природа
Michel Desvigne Paysagiste, «Меганом» и Orchestra design
При участии: московские подразделения международных компаний Unidraft, HPBS, Mobility in Chain, Ernst&Young.
«Меганом» тоже выбирает в качестве гения места реку – хотя на фоне Невы это скорее все же ручей – с живописным руслом, в окружении сосен и покрытых мхом гранитных валунов. Внимание перетягивает эффектный пузырь купола оранжереи, гейзером вырывающийся из-под земли. Еще несколько куполов-световых окон расположено в других частях парка, что заставляет вспомнить «предконцепцию» «Тучкова буяна». Хотя здесь, конечно, все намного изящнее.
Как и в концепциях финалистов, территория делится на зеленый буфер, водно-болотные угодья и поляны для досуга и мероприятий. Вход в единое подземное пространство предваряет площадь с амфитеатром, внутри – центр изучения экологии, выставочные залы, аудитории, кафе, книжный магазин, инфоцентр, конференц-холл и другие объекты.
«Меганом» тоже выбирает в качестве гения места реку – хотя на фоне Невы это скорее все же ручей – с живописным руслом, в окружении сосен и покрытых мхом гранитных валунов. Внимание перетягивает эффектный пузырь купола оранжереи, гейзером вырывающийся из-под земли. Еще несколько куполов-световых окон расположено в других частях парка, что заставляет вспомнить «предконцепцию» «Тучкова буяна». Хотя здесь, конечно, все намного изящнее.
Как и в концепциях финалистов, территория делится на зеленый буфер, водно-болотные угодья и поляны для досуга и мероприятий. Вход в единое подземное пространство предваряет площадь с амфитеатром, внутри – центр изучения экологии, выставочные залы, аудитории, кафе, книжный магазин, инфоцентр, конференц-холл и другие объекты.
Природа и культура
Bjarke Ingels Group
При участии: BuroHappold NYC
Бьярке Ингельс расстилает перед Театром танца Бориса Эйфамана зеленую «ковровую дорожку» – через весь парк, почти что Медовый луг ЦПКиО или (парижское!) Марсово поле. Эта концепция кажется наименее «природной», в ней много стекла и камня, острых углов и прямых линий. Зато также есть выраженный подход к Неве с возвышенным треугольником смотровой площадки на все главные достопримечательности, драматичные ракурсы и просторная подземная часть, которая стремится быть скорее эффектной, чем незаметной.