Тучков буян: последняя пятерка

Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
0 Вдогонку к публикациям проекта-победителя и двух проектов-финалистов конкурса на концепцию парка на Тучковом буяне – пять проектов из восьми, которые не получили призовых мест, но тем не менее интересны.


Лес

Kengo Kuma and Associates и Vladimir Djurovic Landscape Architecture
При участии: BuroHappold Central Europe.

Концепцию бюро Кэнго Кума легче всего отличить и запомнить: это кусочек карельского леса в обрамлении петербургской ансамблевой застройки. Визуализации напоминают коллажи до/после, которые делают краеведы: словно в этом отдельно взятом месте время отмотали на 300-400 лет назад и поставили на паузу. Для гранитного Петербурга выглядит непривычно и интригующе.

Почти всю территорию парка занимают деревья – «затопляют», взрываются цветом, вытесняют все городское. Между ними – гранитные валуны, лесные тропинки, озерцо, по-японски обтекаемые малые архитектурные формы, напоминающие гальку. Главный объект – пергола с характерной деревянной кровлей-«кусудама», под которой прячутся все объекты парка, в том числе оранжерея. Летом пространство оранжереи и парка едино – ландшафт буквально продолжается внутри, оранжерея захватывает его и «консервирует»: зимой контраст становится не менее драматичным, чем если бы здесь росли пальмы и монстеры. Гулять можно как под перголой, так и по ней – на крыше оборудован дополнительный маршрут, который позволяет любоваться городом через кроны деревьев.

Подробнее о проекте ->
  • zooming
    1 / 7
    Лес. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Kengo Kuma & Associates
  • zooming
    2 / 7
    Лес. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Kengo Kuma & Associates
  • zooming
    3 / 7
    Лес. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Kengo Kuma & Associates
  • zooming
    4 / 7
    Лес. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Kengo Kuma & Associates
  • zooming
    5 / 7
    Лес. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Kengo Kuma & Associates
  • zooming
    6 / 7
    Лес. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Kengo Kuma & Associates
  • zooming
    7 / 7
    Лес. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Kengo Kuma & Associates

Дух реки

 
Praxys paysage & territoire и KATARSIS Architects
При участии: международные компании Chrisan Horn, AREP, HyperCube, ASTAL, BIOTOPE и CYCLOPONICS, ландшафт – Евгения Петрашень, климатология – Анушка Вазак, культурное программирование – Марк Калинин.

Авторы этой концепции широко впускают в парк Неву: в Северной Венеции давно назрела проблема свободного доступа к воде. Тучков буян снова превращается в живописный архипелаг, а реку дополняет озеро и система заболоченных каналов. Острова соединяют мосты и тропинки, предлагая маршрут с впечатляющей сменой ландшафтных «декораций».

Все объекты парка располагаются над землей, со стороны улицы Сперанского и проспекта Добролюбова. Это оранжерея, которая служит также входной группой, многофункциональный павильон, кафе и фудмаркет. Все объекты выполнены из дерева – материала, работа с которым особенно удается бюро Katarsis.

Подробнее о проекте ->
  • zooming
    1 / 8
    Дух реки. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Praxys paysage & territoire, KATARSIS Architects, AREP
  • zooming
    2 / 8
    Дух реки. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Praxys paysage & territoire, KATARSIS Architects, AREP
  • zooming
    3 / 8
    Дух реки. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Praxys paysage & territoire, KATARSIS Architects, AREP
  • zooming
    4 / 8
    Дух реки. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Praxys paysage & territoire, KATARSIS Architects, AREP
  • zooming
    5 / 8
    Дух реки. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Praxys paysage & territoire, KATARSIS Architects, AREP
  • zooming
    6 / 8
    Дух реки. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Praxys paysage & territoire, KATARSIS Architects, AREP
  • zooming
    7 / 8
    Дух реки. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Praxys paysage & territoire, KATARSIS Architects, AREP
  • zooming
    8 / 8
    Дух реки. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Praxys paysage & territoire, KATARSIS Architects, AREP


 
zooming

Петр Советников и Вера Степанская, Katarsis Architects:
«Во-первых, поздравляем всех победителей и финалистов. Мы, как всегда, получили огромное удовольствие от работы над конкурсом. Для нашего бюро это прекрасный опыт и очередной шаг вперед. Еще раз благодарим экспертный совет за доверие. Главный интерес любого конкурса в разнообразии предложений, интриге и непредсказуемости результата. Все это здесь присутствовало.

Совместно с французскими партнерами – ландшафтным бюро Praxys и всеми членами команды мы проделали большую и глубокую работу в очень непростых условиях пандемии, необходимости постоянного удаленного общения с остальными участниками консорциума. Опыт для нас новый и бесценный.

В проекте нам было важно исследовать тему драматичных отношений города и воды, переосмыслить традицию классического паркового павильона, в очередной раз вернуться к теме деревянной архитектуры, постараться оптимально решить целый ряд сложных градостроительных задач. Считаем, получился очень вдумчивый, тонкий проект, в основе которого – вода, воздух, камерная парковая архитектура, богатство сильных визуальных впечатлений, предоставляемых естественными природными ландшафтами, сложной системой раскрытий, лугов и видовых коридоров, а не развлечениями разного рода. Ни одно дерево на генплане не стоит случайно. Естественно, нам было очень важно аккуратно отнестись к теме рельефа, в этом смысле в проекте все очень выверено и по-петербургски.

Сам парк трактуется в концепции как часть большого зеленого каркаса. Это видно по его структуре – парк не замыкается внутри конкурсной территории, а «течет» параллельно Неве, вливаясь в общую систему зеленых пространств. Это проект во многом «на вырост».

В общем, мы продемонстрировали свое видение Тучкого парка, и, даже сейчас, после ознакомления со всеми конкурсными предложениями, оно представляется нам правильным. Вот это считаем главным. В любом случае, теперь это достояние истории.

Еще мы очень надеемся, что будущий парк не просто станет новой достопримечательностью Петербурга, но ознаменует, наконец, новую эпоху градостроительной политики, основанную на создании зелёного каркаса, раскрытии водного потенциала, появлении новых общественных пространств».


Времена года

Agence Ter и Philippe Rahm architectes 
При участии: Carlo Ratti Associati, Concepto, международные компании Setec, Avesta, Aetc. Российские консультанты: инженер Кирилл Мордухаев, специалист по устойчивому развитию Татьяна Коханова, дендролог Ирина Борзых, экономист Алексей Быков.

Еще одна отсылка к русским сказкам, на этот раз – «Двенадцать месяцев»: благодатная семантика для демонстрации биоразнообразия и ландшафтных затей. Авторы обещают, что посетители, вне зависимости от времени года, смогут увидеть все сезоны. Из самого очевидного – летом можно кататься на коньках, а зимой наблюдать цветущие растения в оранжереях. Одна из отличительных особенностей концепции – искусственный канал, опоясывающий весь парк.

Помимо канала пространство парка расчерчивают две главные аллеи, соединяющие основные точки притяжения на «Холодном» (подземном) и «Горячем полюсе». Между этими осевыми линиями располагаются фруктовый сад, круглая лесная поляна, несколько амфитеатров и поляны для игр и пикников. Площадь Академика Лихачева в этом предложении превращается в транзитный пункт, связывающий «Тучков буян» с Александровским парком и Петропавловской крепостью.

​Подробнее о проекте ->
  • zooming
    1 / 6
    Парк времен года. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Agence Ter, Philippe Rahm architectes, Carlo Ratti Associati
  • zooming
    2 / 6
    Парк времен года. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Agence Ter, Philippe Rahm architectes, Carlo Ratti Associati
  • zooming
    3 / 6
    Парк времен года. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Agence Ter, Philippe Rahm architectes, Carlo Ratti Associati
  • zooming
    4 / 6
    Парк времен года. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Agence Ter, Philippe Rahm architectes, Carlo Ratti Associati
  • zooming
    5 / 6
    Парк времен года. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Agence Ter, Philippe Rahm architectes, Carlo Ratti Associati
  • zooming
    6 / 6
    Парк времен года. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © Agence Ter, Philippe Rahm architectes, Carlo Ratti Associati

Великая природа


Michel Desvigne Paysagiste, «Меганом» и Orchestra design
При участии: московские подразделения международных компаний Unidraft, HPBS, Mobility in Chain, Ernst&Young.

«Меганом» тоже выбирает в качестве гения места реку – хотя на фоне Невы это скорее все же ручей – с живописным руслом, в окружении сосен и покрытых мхом гранитных валунов. Внимание перетягивает эффектный пузырь купола оранжереи, гейзером вырывающийся из-под земли. Еще несколько куполов-световых окон расположено в других частях парка, что заставляет вспомнить «предконцепцию» «Тучкова буяна». Хотя здесь, конечно, все намного изящнее.

Как и в концепциях финалистов, территория делится на зеленый буфер, водно-болотные угодья и поляны для досуга и мероприятий. Вход в единое подземное пространство предваряет площадь с амфитеатром, внутри – центр изучения экологии, выставочные залы, аудитории, кафе, книжный магазин, инфоцентр, конференц-холл и другие объекты. 

Подробнее о проекте ->
  • zooming
    1 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    2 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    3 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    4 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    5 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    6 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    7 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    8 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    9 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    10 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design
  • zooming
    11 / 11
    Великая природа. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © MDP, Меганом, Orchestra Design

Природа и культура


Bjarke Ingels Group
При участии: BuroHappold NYC 

Бьярке Ингельс расстилает перед Театром танца Бориса Эйфамана зеленую «ковровую дорожку» – через весь парк, почти что Медовый луг ЦПКиО или (парижское!) Марсово поле. Эта концепция кажется наименее «природной», в ней много стекла и камня, острых углов и прямых линий. Зато также есть выраженный подход к Неве с возвышенным треугольником смотровой площадки на все главные достопримечательности, драматичные ракурсы и просторная подземная часть, которая стремится быть скорее эффектной, чем незаметной. 

Подробнее о проекте ->
  • zooming
    1 / 6
    Природа и культура. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © BIG, Buro Happold
  • zooming
    2 / 6
    Природа и культура. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © BIG, Buro Happold
  • zooming
    3 / 6
    Природа и культура. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © BIG, Buro Happold
  • zooming
    4 / 6
    Природа и культура. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © BIG, Buro Happold
  • zooming
    5 / 6
    Природа и культура. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © BIG, Buro Happold
  • zooming
    6 / 6
    Природа и культура. Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Тучков буян»
    © BIG, Buro Happold

24 Сентября 2020

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».