Подведены итоги конкурса на концепцию парка «Тучков буян» в Петербурге. Победил проект «Студии 44» и West 8

Проект:
Романтический парк «Тучков буян»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Консорциум в составе Архитектурного бюро «Студия 44» (лидер консорциума) и WEST 8 (Нидерланды)
 
Архитектурное бюро «Студия 44»: Никита Явейн, Евгений Новосадюк, Алёна Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Криштопчик, Андрей Патрикеев, Илья Григорьев, Анна Кузнецова, Маргарита Фомина, Борис Немцев, Ольга Кабаева, Антон Яр-Скрябин, Людмила Лихачева, Павел Блинов, Андрей Гресь, Андрей Карсаков, Александр Загарских, Сергей Богданов, Геннадий Шелухин

WEST 8: Adriaan Geuse, Edzo Bindels, Inna Tsoraeva, Emanuel Paladin, Laura Font Galard, Nazar Dutko, Harm te Velde, Dilbar Sharipova, Pieter Rier, Christian Dobrick, Ronald van Nugteren, Zilia Mingazova, Aditiya Athreya Rao, Eleni Danai Papadogianni.

Team Derevopark: Andrey Kochetkov, Nikolay Berzuk, Kristina Shreter, Tamara Pavlova, Alexander Leontiev

Landscape Consultancy: Tiasiya Volftrub

2019 — 2020

На втором месте оказалась швейцарская команда JV Vogt + Herzog de Meuron, а на третьем – петербургское АБ ХВОЯ (совместно с Karavan Landschaftarchitekte, Miles & Yards, Александром Девяткиным, John Loof Green и EDGE AB).

Всего конкурс собрал 229 заявок из 50 стран мира. Разработкой проектов занимались восемь команд-финалистов. Для каждой из них предусмотрено денежное вознаграждение в размере $ 60 000, а для победителей – дополнительные $ 50 000, $ 30 000 и $ 20 000 за первое, второе и третье места соответственно. Организацией конкурса занимались ДОМ.рф и КБ «Стрелка».

Как сообщают петербургские СМИ, тройка призеров определилась легко, а вот выбор окончательного победителя вызвал серьезные дебаты. И все же лучшим был признан проект «Студии 44» и West 8 – с плавучей сценой, нестандартной детской площадкой, большой площадью и оранжереей, которая, по мнению жюри, необходима городу. По предварительным подсчетам, реализация проекта обойдется в 5−6 млрд рублей.
Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
© Студия 44, West 8
Генплан. Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
© Студия 44, West 8
Генплан с экспликацией. Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
© Студия 44, West 8

«Проблема этой территории существует давно, еще 20 лет назад говорили о реконструкции ГИПХа. На этой же территории было проведено рекордное количество международных конкурсов, – цитирует ИА Regnum слова председателя комитета по градостроительству и архитектуре, главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева. – У нас началась новая эпоха, если раньше мы были вынуждены мириться, что территория застраивается, здесь происходит диаметрально противоположное явление».
  • zooming
    1 / 9
    Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
    Проект: «Студия 44», West 8
  • zooming
    2 / 9
    Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
    Проект: «Студия 44», West 8
  • zooming
    3 / 9
    Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
    Проект: «Студия 44», West 8
  • zooming
    4 / 9
    Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
    Проект: «Студия 44», West 8
  • zooming
    5 / 9
    Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
    Проект: «Студия 44», West 8
  • zooming
    6 / 9
    Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
    Проект: «Студия 44», West 8
  • zooming
    7 / 9
    Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
    Проект: «Студия 44», West 8
  • zooming
    8 / 9
    Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
    Проект: «Студия 44», West 8. Фотография: Алена Кузнецова
  • zooming
    9 / 9
    Конкурсная концепция парка «Тучков буян» в Петербурге
    Проект: «Студия 44», West 8. Фотография: Алена Кузнецова

В жюри конкурса среди прочих вошли: главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, историк архитектуры Борис Кириков, российские архитекторы Юрий Земцов, Олег Романов и Сергей Чобан, ландшафтные архитекторы Елена Штиглиц, Мартин Рейн-Кано (Германия), Штефан Ротцлер (Швейцария), Ирен Джао-Ракитин (Великобритания) и Кен Смит (США), профессор урбанистики Лоренс Барт (Великобритания) и итальянский архитектор Джоаванна Карневали.

По словам замдиректора ДОМ.рф Дениса Филиппова, согласно предварительным расчетам, парк будет ежегодно посещать более 7,5 млн человек.

Трансляция объявления победителей: 
 


UPD: Комментарии членов жюри / получены от КБ «Стрелка» 18.09 17:00 

Дидье Ванкуцем,
член Совета директоров Международного сообщества городских и региональных планировщиков (ISOCARP Institute), Германия

«Проект, победивший в конкурсе, обещает стать новой достопримечательностью города, с которой будет открываться прекрасный вид на Петербург и его окрестности. Его разнообразная и современная ландшафтная архитектура (например, оранжерея) будет привлекать внимание жителей города и туристов. Проект представляет собой эффектную планировочную концепцию, в том числе хорошо продуманную ландшафтную архитектуру, достопримечательности, смотровые площадки, нестандартный дизайн и связь с рекой Невой. Все представленные проекты участников отличаются высоким уровнем и современным дизайном городской среды.

Работа в Петербурге идет иначе, потому что здесь мы наблюдаем высокую концентрацию объектов культурного наследия. Здесь нужно учитывать множество факторов – крепость, архитектурный ансамбль Васильевского острова и весь силуэт города. Городская ткань и очертания крыш имеют важное значение, когда смотришь на них из парка, поэтому необходимо их учитывать и интегрировать в визуальную концепцию.

Организация и координация конкурсного процесса была очень профессиональной. Предварительная оценка, количественный анализ эффективности и риска проекта были представлены на высоком уровне. Это оказалось большим подспорьем, так как мы мы работали удаленно и не могли подробно изучить все предоставленные документы и модели. Модерация работ тоже была проведена жюри на очень высоком уровне». 
Лоренс Барт,
профессор урбанистики в Высшей школе архитектурной ассоциации Лондона, Великобритания

«Работы участников конкурса отличает очень высокий уровень мастерства, который позволил объединить все элементы ландшафтной архитектуры в комплексное и новаторское решение, созданное для будущего парка Тучков Буян. Лучшие проекты, в особенности, проект, победивший в конкурсе, продемонстрировали отличное понимание декоративного садоводства, использование материала, движения, энергии и настроения, ощущения места, самобытности и перспектив.

Еще один момент – участники конкурса понимали, что это прежде всего парк для петербуржцев, как для работы, так и для повседневной жизни, и, будучи хорошо интегрированным в повседневную жизнь города, он станет местом силы для посетителей. Проект продемонстрировал смелость и новизну, но без попыток сделать величественный жест в целях самоутверждения. В целом проекты продемонстрировали глубокое уважение к красоте реки и существующему городу.

Кроме того, работы участников показали, что в области паркового дизайна мы достигли высокого уровня приверженности устойчивому развитию биологической и экологической систем города. Большое внимание уделялось решениям, подчеркивающим биологическое разнообразие, природные системы и непрерывность зеленых насаждений, даже в сложных условиях с точки зрения городского планирования. Используя этот парк в качестве пилотного проекта, можно найти более широкое применение этой стратегии во всем городе. Будем надеяться, что он станет источником вдохновения будущих проектов, которые продемонстрируют полную интеграцию ландшафтной инфраструктуры в самых сложных городских условиях.

Во всем мире мы наблюдаем процесс переоценки прибрежной части города: он становится многофункциональным продолжением локальных городских зон, которые поддерживают одновременно жизнь жителей и новые информационные ресурсы. Части города, выходящие на набережную, созданы для поддержки культуры, обучения, активного образа жизни – всего того, что поддерживает здоровье и благополучие, с одной стороны, и, с другой стороны, роста передовых сетей знаний. Основные идеи, лежащие в основе конкурсного задания, можно увидеть во всем мире. Быстро вспоминается растущий интерес к переоценке роли водных ресурсов Манхэттена и Бруклина, который наблюдался в последние десятилетия. Кроме того, например, мы застали появление программы редевелопмента набережной зоны Копенгагена. Однако, отличительная черта проекта парка “Тучков Буян” – переосмысление ценности центрального местоположения и сохранение утонченности и масштаба существующего города. Этот проект демонстрирует решимость города полностью переосмыслить роль и самобытность такого места, он отличается своими амбициями и вниманием к пожеланиям местных жителей.

Санкт-Петербург – это город, обладающий потрясающим характером и целостностью, которые пришли от предыдущих поколений. В то же время, города повсеместно подвергаются давлению – они должны приспособиться к новым экономическим реалиям, создавать новые возможности и услуги для жителей. Зачастую, городам трудно найти баланс между конкурирующими между собой притязаниями историзма и эволюционного развития, особенно, когда речь идет о трансформации прибрежной части. Очень легко преувеличить масштаб изменений за счет величественных жестов. Я считаю, что все участники конкурса понимали значение этого баланса, работая с текстурой и ритмом города и подчеркивая силу нового городского видения, но и из-за прежних планов и существующей застройки все участники конкурса были вынуждены мыслить очень творчески и открыто. Конкурсные предложения были очень продуманными и отвечали задаче, призванной привнести свежую идентичность без ущерба для истории города.

Это был очень успешный и хорошо организованный конкурс. Прекрасно составленное техническое задание настраивало на вдумчивую работу всех участников. В особенности, я чувствовал, что все дискуссии были очень сдержанными, соединяя международный опыт и местные знания. Обсуждения проходили максимально открыто и решения принимались коллегиально. Оценки всех членов жюри отражали профессионализм, который поощрялся и поддерживался организацией конкурсных процедур».
Франческо Бандарин,
бывший заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по культуре, профессор в области городского планирования и сохранения исторического наследия в Институте архитектуры и градостроительства Венецианского университета (IUAV), Италия

«Я думаю, что у проекта, победившего в конкурсе, есть большой потенциал в плане возможности технической реализации, общественного признания, создания международного имиджа и развития инфраструктуры города. Благодаря высокому уровню конкурсного отбора и профессионализму других участников, многие конкурсные проекты разделяют эти ценности, хотя и не в плане возможности технической реализации и затрат.

Все же большинство проектов создавались под влиянием идей романтического пейзажа, общих для Америки и Северной Европы. Во Франции и на юге Европы городские сады, как правило, в большей степени создаются в соответствии с архитектурными моделями. Однако, здесь непросто провести параллель с другими странами из-за исключительности масштаба и места этого проекта.

Очевидным образом, этот проект отсылает нас к парку «Зарядье» в Москве; это самое близкое сравнение из возможных. Санкт-Петербург как объект культурного наследия требует особого отношения к панораме города и визуальному воздействию. Однако, это не должно сдерживать современное творчество.

Касательно организации конкурса – все было организовано безупречно!»
Елена Штиглиц,
директор фонда «Наследие барона Штиглица», автор идеи и организатор фестиваля «Императорские сады России», Член Ассоциации ландшафтных архитекторов Санкт-Петербурга (СПбОЛА), член Совета хранителей исторических садов и парков, член общества изучения Русской усадьбы (ОИРУ), Россия

«Все представленные проекты за исключением одного были выполнены с высоким уровнем профессионализма. Проекты тройки финалистов оцениваются мной, как наиболее глубоко проработанные материалы. Оценка победителя вне всякого сомнения – это проект, который наиболее точно соответствует ТЗ и представляет удачное сочетание всех критериев, предъявляемых к работе.

Все проекты реализуемы в той или иной степени, поэтому сложность решений – это только техническая сторона вопроса, но с точки зрения дальнейшей эксплуатации некоторые проекты не жизнеспособны, т.е. не учтен один из критериев – «функциональность и рациональность эксплуатации». В большинстве проектов серьезно проработана историческая часть и присутствуют приемы интеграции в существующую городскую застройку. Особенно хочется отметить проекты, в которых учтены исторические периоды развития Санкт-Петербурга и символика города.

Если говорить про уникальные особенности города, которые конкурсантам необходимо было учесть, то это планировочная и объемно-пространственная структура, типичная для садово-паркового искусства города, климатические характеристики (особенно наводнения и ветровые нагрузки), ассортимент растений, характерный для города. И конечно, ландшафтный сценарий – это приоритет, он главный герой! И принцип этой составляющей проекта для Санкт-Петербурга на мой взгляд должен быть такой – «это должно быть что-то новое, но хорошо забытое старое».

В конце хотелось бы отметить, что конкурс был проведен на высочайшем международном уровне!»
Борис Кириков,
историк архитектуры, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Россия

«Потенциал работы конкурсантов довольно высокий, предложения разные и разные творческие подходы. Главное, есть из чего выбирать: один из проектов мне понравился нестандартным сценарием, другой – отточенным архитектурным решением, третий – необычной планировкой, которая в свою очередь продолжает традиции петербургского паркостроения. Я не ландшафтный архитектор и мне трудно судить о каких-то специфических особенностях, но в целом 8 рассмотренных работ показали реальные возможности разных подходов к созданию объектов ландшафтной архитектуры в таком городе, как Санкт-Петербург.

Из сложных решений конкурсантов отмечу работу с рельефом с повышением высот до плюс-минус 10 метров, вопрос о включении функциональных пространств под землю или выведении их на землю. Сложностей хватало и каждый проект показал себя достойно. Наиболее сложные решения были от участников, кто предложил решения с внешними оранжереями. В одном случае конструкция представляла собой огромный параболический стеклянный объем, на котором, к сожалению, была смотровая площадка несоразмерная по площади самой конструкции. В другом случае мы видим очень красивую высокую стеклянную оранжерею, выполненную в лучших традициях советского конструктивизма 20-х годов, но, к сожалению, в данном контексте смотрящуюся совершенно неуместно. В Петербурге жители ценят аутентичность городской среды и очень трепетно относятся к интеграции современной архитектуры в панораму центра города.

Самое важное, что участники должны были учесть в своих проектах – это связь природы с водой, плоскостность города и набережную, как главную особенность города. Все вышеперечисленное говорит нам, что в проектах не было потребности в дополнительных гидротехнических сооружениях, потому что территория и так находится на набережной. И важно было сохранить образ набережной Санкт-Петербурга, гранитной набережной, подобной которой больше нет нигде в мире».

Узнать о конкурсе подробнее можно на его сайте.
Проект:
Романтический парк «Тучков буян»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Консорциум в составе Архитектурного бюро «Студия 44» (лидер консорциума) и WEST 8 (Нидерланды)
 
Архитектурное бюро «Студия 44»: Никита Явейн, Евгений Новосадюк, Алёна Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Криштопчик, Андрей Патрикеев, Илья Григорьев, Анна Кузнецова, Маргарита Фомина, Борис Немцев, Ольга Кабаева, Антон Яр-Скрябин, Людмила Лихачева, Павел Блинов, Андрей Гресь, Андрей Карсаков, Александр Загарских, Сергей Богданов, Геннадий Шелухин

WEST 8: Adriaan Geuse, Edzo Bindels, Inna Tsoraeva, Emanuel Paladin, Laura Font Galard, Nazar Dutko, Harm te Velde, Dilbar Sharipova, Pieter Rier, Christian Dobrick, Ronald van Nugteren, Zilia Mingazova, Aditiya Athreya Rao, Eleni Danai Papadogianni.

Team Derevopark: Andrey Kochetkov, Nikolay Berzuk, Kristina Shreter, Tamara Pavlova, Alexander Leontiev

Landscape Consultancy: Tiasiya Volftrub

2019 — 2020

18 Сентября 2020

Похожие статьи
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.