Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы

Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.

mainImg
Конференция «Открытый город» придумана Москомархитектуры для того, чтобы смягчить вхождение студентов архитектуры в профессиональную жизнь. Двухдневную конференцию предваряют воркшопы, на которых студенты проектируют под руководством мэтров архитектуры, затем проходят защиты, где участвуют как работы вокршопов, так и отобранные дипломные проекты.

Это хорошее сочетание: быстрые, глубокие, трудолюбивые дети – этакие такие радоновые источники – успевают познакомиться и проявить себя в совместной творческой работе с известными архитекторами, не исключено, что и поступить к ним на работу. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, десижн-мейкер и вдохновитель, заинтересованный в рекрутировании новых умных голов, относится к конференции страстно и неформально: целый день провел на «Открытом городе», живо комментируя происходящее, пугая студентов трудными вопросами и подбадривая их шутками, выставляя оценки, а на второй день приехал и провел награждение.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Открытый город»
    © «Открытый город»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Открытый город». Жюри и кураторы воркшопов.
    © «Открытый город»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Открытый город». Выставка в «Руине» Музея архитектуры.
    © «Открытый город»

Темы могут быть философскими и поэтичными, а могут относиться к конкретному участку в городе (буквально быть штудией для девелопера) или острой городской проблеме, к примеру, реновации. Презентации студентов напоминали отчетный концерт в консерватории: выступает такой-то, класс профессора такого-то – Башкаева, Лызлова, Кузембаева, Бейлина... Профессора волновались, порывались, как Тимур Башкаев, сказать речь. Но по правилам за это полагался «дисквал», как заявил Сергей Кузнецов, так что ребята самостоятельно держали удар. Результаты работы воркшопов были также показаны в виде инсталляций, составив выставку на втором и третьем этажах флигеля-Руины.
Выставку украсили странные, инопланетного вида установки, разбрасывавшие по стенам и инсталляциям красные линии лазеров. «Открытый город» 2019, Музей архитектуры
Фотография: Архи.ру

Представляем результаты нескольких воркшопов и одну из дипломных работ, защищенных на «Открытом городе».

Воркшопы по программе «Наследие 2:0»
Тема наследия на «Открытом городе» так масштабно заявлена впервые. Куратор Петр Кудрявцев (Citymakers), сокуратор Николай Переслегин (Kleinewelt Architekten). Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов во вступительном слове подчеркнул, что надо избегать двух крайностей в отношении к наследию в духе: «памятник – значит, ничего не трогать» и «не памятник – значит все снести». С наследием надо работать, в том числе продвигая информацию о нем в книгах и СМИ. К конференции ОГ-2019 приурочен специальный каталог по наследию. В нем анализируются зарубежные и российские большие проекты реконструкций (Зарядье, Гараж, Лужники, ГЭС-2, Новая Голландия) и результаты воркшопов, которые были представлены и на конференции.

Девять оттенков реконструкции
Руководители группы: Александр Цимайло, Ольга Сытник, Николай Ляшенко
Название проекта: ВосСоздание


Студенты проанализировали утраченное здание на Тверском бульваре, собрали информацию о нем, и каждый из них решил, что именно ценно, на что опереться при воссоздании. Это оказались: «оттиск времени» – монолитная стена со всеми деталями; «образ» – когда повторены пропорции и силуэт дома, но оконные проемы расширены до границ сандриков; «зрительная память» – декор обобщен и упрощен, но по сути сохранен профиль фасада; «перерождение» – на фасаде показана (как когда-то в бумажном проекте Михаила Филиппова) история окна, которое постепенно увеличивается и упрощается по декору; «внутри» – сохраняется каркас, стеклянные фасады раскрывают внутреннюю жизнь здания; «дом-призрак» – прозрачный объем с контуром бывшего здания; «память не может быть read» – эфемерный объем из стеклянных колонн. В инсталляции участники воркшопа выстроили градацию вариантов восстановления – от совершенно буквального до абстрактного, где световые стержни одновременно рисуют контур утраченного дома и служат для освещения библиотеки в его подвале.
  • zooming
    1 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография © «Открытый город»
  • zooming
    7 / 8
    Воркшоп «ВосСоздание». Кураторы «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
    Фотография © «Открытый город»
  • zooming
    8 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру

Что касается функции библиотеки, в некоторых случаях она сохранилась, а в других – ее убрали во двор или под землю.

Предмет охраны для рабочего поселка
Руководитель группы: Алексей Гинзбург
Название проекта: Архитектура авангарда 

Целью проекта было сформировать методологию исследования рабочих поселков на «незаезженном» материале рядового примера, которым никто еще пристально не занимался. Примером стал рабочий поселок «Дангауэровка», для которого, в частности, студенты описали предмет охраны – куда вошли, в частности, заполнения оконных и дверных проемов, кровельное покрытие.
Проект Архитектура авангарда, выставка «Открытого города», 2019
Фотография: Архи.ру

В результате выяснилось, что путем смещения нескольких перегородок в квартирах можно получить современное комфортное жилье; возродить стагнирущую территорию, сохранив дух места.

Новая жизнь старого доходника
Руководитель группы: Николай Переслегин
Название проекта: Архитектура доходных домов конца ХIХ – начала ХХ века


Николай Переслегин начал с того, что реставратор больше не бородатый аутсайдер. Реконструкция и развитие наследия сегодня – явный тренд современной архитектуры. Затем рассказал об актуальности доходных домов (они составляют основную массу красивой архитектуры исторического города, они пользуются спросом из-за высоких потолков и потрясающего декора); о типах доходных домов (барский, средней руки и коечно-каморочный); о рейтинге их архитекторов (причем, рекордсмен по числу построенных домов Жерихов оказался не самым известным): о структуре доходных домов, в которых торговые первые этажи и маленькие квартиры имеют общее с современными тенденциями.
Архитектура доходных домов конца ХIХ – начала ХХ века, выставка «Открытого города», 2019
Фотография: Архи.ру

В заключение была предложена модель сервиса аренды жилья от известного архитектора – сайт и мобильное приложение Live in Story, одновременно энциклопедия доходных домов и база по аренде. Тестовая картинка с интерьером доходного дома набрала в Инстаграме около 8000 подписчиков. Значит, сервис нужный, – заключают авторы.

Паспорт модернизма
Руководитель группы: бюро Wall
Название проекта: Советский архитектурный модернизм

Проект «Архитектура Модернизма», выставка «Открытого города», 2019
Фотография: Архи.ру

Архитектуру советского модернизма, как известно, трудно сохранять, поскольку у нее нет официальных статусов и законодательной защиты. Но иногда удается убедить заказчика не сносить здание, – уточнил Рубен Аракелян. Так было с Московским дворцом молодежи, которое реконструирует Wall. Студенты нашли около 200 зданий в Москве, выделили 65 наиболее ценных и составили паспорт по ним с данными по площади, функции, форме собственности, объекту охраны. Туда попали кинотеатр «Россия», московский Дворец пионеров и даже Первый гуманитарный корпус МГУ.



Воркшопы «Открытого города» на свободную тему: 

Чемодан кочевника 
Руководитель группы: Тотан Кузембаев
Название проекта: Тропой кочевника


Тотан Кузембаев, верный любимой им теме номадизма, работал со студентами над группой объектов на тему вечного путешествия.
  • zooming
    1 / 7
    Воркшоп «Тропой кочевника». Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
    © «Открытый город»
  • zooming
    2 / 7
    Воркшоп «Открытый город», 2019 / группа Тотана Кузембаева
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Воркшоп «Открытый город», 2019 / группа Тотана Кузембаева
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Воркшоп «Открытый город», 2019 / группа Тотана Кузембаева
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Воркшоп «Тропой кочевника». Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
    © «Открытый город»
  • zooming
    6 / 7
    Воркшоп «Тропой кочевника». Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
    © «Открытый город»
  • zooming
    7 / 7
    Куратор воркшопа «Тропой кочевника» Тотан Кузембаев
    © «Открытый город»

На сцену вышли мальчики и девочки с чемоданами и достали оттуда арт-объекты для лэнд-парка в Переславле-Залесском. Это оказались быстро собираемые деревянные конструкции, корни деревьев, подсвеченные бумажные фигуры. Рукописные дневники из рогожки или картона вполне дизайнерского вида прилагались к арт-объектам. В них студенты записывали свои мысли и переживания на тему кочевой жизни. Оказалось, что у 18% людей в крови есть ген бродяги. У кого-то номадизм ассоциируется с танцами с бубнами, мантрами и шаманами, у кого-то с самолетами. В инсталляции группы Тотана Кузембаева всё было сделано из дерева или его производных. Цифровой мир «выпал» – Тотан, впрочем, пояснил, что выход в сеть планировался в виде дырочек в чемодане, но автор проекта в последний момент передумал. Члены жюри Елена Гонсалес и Рубен Аракелян высоко оценили результаты воркшопа. Было сказано, что поэзия и философия в работах – это как раз то, что нужно студентам, и при взгляде на объекты «душа отдыхает». Некоторые предметы к тому же живо напоминали, что скоро Новый год. 

Апгрейд не без грибов
Руководитель группы: Николай Лызлов
Название проекта: Архитектура апгрейда

Забегая вперед, скажу, что эта презентация вызвала бурю эмоций. Несколько девушек представили временные дома, от которых не остается мусора. Основой служит сеть коммуникаций, которая позволяет строить жилье где угодно: в лесу, в поле, в горах. Как пояснил Николай Лызлов (студенты об этом сказать забыли), это похоже на НЭР, это тоже новые элементы расселения, но система не линейная, а подобна грибнице. Это ризома, дом на ней, как гриб, вырастает и умирает, иногда удобряя собой почву. Студентки предложили модули из бетона, глины, грибных кирпичей (куда же без мицелия!) и переработанного пластика.
  • zooming
    1 / 5
    Воркшоп «Архитектура апгрейда»: инсталляция на выставке
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Воркшоп «Архитектура апгрейда»: инсталляция на выставке
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Воркшоп «Архитектура апгрейда»: инсталляция на выставке
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Куратор воркшопа «Архитектура апгрейда» Николай Лызлов
    © «Открытый город»
  • zooming
    5 / 5
    Воркшоп «Архитектура апгрейда»
    © «Открытый город»

После презентации Сергей Кузнецов закидал выступавших вопросами: Почему проект сделан в эстетике мусора, в стиле фильма Кин-Дза-Дза? Неужели интересна только экология? А красота? Да, стройка влияет на среду, но если уж вторглись, не лучше ли построить виллу Ротонда? Почему пластик и грибы? Неужели надо строить филиал ада на земле, плюс которого только в том, что всё это разложится само? Студенты в ответ повторили свои эко-аргументы. Член жюри Михаил Бейлин назвал проект «архитектурной Гретой Тунберг». Он сказал, что это правоверная эко-концепция, она не обязана нравиться, это эстетика другого порядка, и он лично снимает шляпу. Немного удивительно, что не было домов из дерева, ведь именно Николай Лызлов утверждал, что русские избы тают, как сахар в чае, то есть они вписываются в концепцию растворения, а с эстетикой у дерева дело обстоит веселее, чем у пластика. Но студентам была дана свобода, они сделали свой выбор.

Высотные страшилки
Руководитель группы: Тимур Башкаев
Название проекта: Образ города будущего


После этой презентации эмоций было еще больше. Будущие архитекторы представили концепцию микрополиса в мегаполисе. В существующем городе строятся сверхплотные гиперболизированные Манхэттены, похожие на Москва-Сити и футуристические проекты 1960-х. В них концентрируется человеческий капитал, а специалисты высокого класса оказываются близко друг к другу, – декларируют авторы.
  • zooming
    1 / 3
    Выставка по итогам воркшопа «Образ города будущего». Бюро Тимура Башкаева
    Фотография © «Открытый город»
  • zooming
    2 / 3
    Выставка по итогам воркшопа «Образ города будущего». Бюро Тимура Башкаева
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Воркшоп «Образ города будущего». Бюро Тимура Башкаева
    Фотография © «Открытый город»

Варианты микрополисов: busy-polis – для 50 000 жильцов и 100 000 работников. Co-polis для коммунитарного поколения с коливингами, ко-домами и ко-квартирами. High-polis – небоскребы с парками, где автомобили никогда не пересекаются с пешеходами, и Rank-polis, в котором жилые ячейки перемещают выше или ниже в зависимости от рейтинга эффективности жителей. Момент неравенства между простыми горожанами и крутыми обитателями микрополисов, а также рейтинг жилых ячеек – вызвали массу вопросов. Михаил Бейлин сказал, что рейтинг ячеек напоминает фильм «Черное зеркало», и лучше не заигрывать с черным зеркалом, а в целом проект элегантный, и защита блестящая. Сергей Кузнецов увидел в выступавших ораторский потенциал. «У нас идет реновация, нас критикуют за дома выше 20 этажей, а вы предлагаете стоэтажные небоскребы. Вы готовы убеждать людей жить в небоскребах? Когда у жителей начнется истерика, мы за вами пришлем», – сказал он.

Хотя, конечно, иронически-критичный «чернозеркальный» подтекст этой работы достаточно очевиден. 

Архитектор хуже некуда
Руководители группы: Филипп Якубчук, Михаил Шатров, Synthesis; МАРШ Лаб
Название проекта: Метаворкшоп Плохой плохой архитектор


Это было настоящее шоу, открывшееся портретами Ле Корбюзье и дона Корлеоне. Идея кураторов и студентов состояла в том, чтобы «сделать так хорошо, что плохо, и сделать так плохо, что хорошо». Авторы довели до абсурда расхожие суеверия городского строительства. Например, «Стена – универсальное средство защиты от безвкусицы, насилия и ублюдков». Не нравится здание – строим стену типа защиты от шума на автотрассе. Или тема «Москва – самый нуждающийся город». Проблема недостатка туалетов решается кластером туалетных кабинок в значимых местах, например по всему периметру Красной площади, которые выкрашены для гармонии с архитектурой золотой краской, а в Мытищах на стволах деревьев устанавливаются бюджетные писсуары. Раздел «Переосмысляя реновацию». Площадь реновации 24 000 км2. На них порядка 800 млн однокомнатных квартир. Вместо разборки хрущевок авторы их пересобирают в единую башню высотой 2 млн км. Чтобы подняться на верхний этаж, требуется 1586 лет.
Инсталляция проекта Bad architect: воркшоп МАРШ Лаб
Фотография: Архи.ру

Или проект «Перекатикремль – лотерея для регионов»: Кремль переезжает в выигравший регион со всем содержимым и дает старт развитию этого региона, пока Москва отдыхает. Также на Кремле предложено сделать медиа-фасад с меняющейся картинкой, чтобы таким образом установить связь власти с народом. Наконец, идея «Все круги «Ямы» предполагает, что амфитеатр «Яма» надо просто углубить до метро, тогда все людские пороки разместятся согласно тяжести в разных кругах ада: выпивание, драка, московские протесты, отчаянье, наконец, самый нижний круг ада – час пик в 5.40 в московском метро.
  • zooming
    1 / 10
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    2 / 10
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    3 / 10
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    4 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    5 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    6 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    7 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    8 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    9 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    10 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © предоставлено «Открытым городом»

Сергей Кузнецов сказал, что авторы воркшопа даже не представляют, насколько они попали в точку. Так в Парке Зарядье по нормативам требовался именно что туалетный кластер, и он был спроектирован, но потом, к счастью, удалось обойтись без него. Главный архитектор был восхищен презентацией и позвал артистичных архитекторов на работу. А Михаил Бейлин был, по его словам «раздавлен крутостью кураторов».

Дипломные работы
Были презентованы в течение первого дня конференции; жюри конференции также оценивало презентацию и проекты выпускников. Вашему вниманию – один из презентованных и отмеченных проектов.

Дом домов
МАРШ, Дарья Кармазина

Проект поразил глубиной и серьезностью ответа на цивилизационные вызовы. Работа сделана в рамках мастерской Евгения Асса «Переосмысление гравитации» и навеяна жизнью в Бутове. Автор описывает состояние сенсорной депривации, возникающее от стандартных панельных квартир с их скупым пространственным опытом. «Современные квартиры обеднели в сценарном плане движения и покоя. Современная квартира притупляет эмоции и гасит переживания, превращая жизнь в ней в равномерный коматозный сон». Идея состоит в разработке квартир-домов с разными сценариями (дом-лестница, дом-кольцо, дом-атриум, дом-башня) и компоновке их в рыхлую узорчатую структуру «Дом домов».
  • zooming
    1 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    2 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    3 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    4 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    5 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    6 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    7 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    8 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина

Дом домов занимает квартал и больше всего напоминает пространства Пиранези. Квартиры соединены между собой лестницами, и перемещение внутри таких квартир и между ними действительно становится пространственным приключением (в принципе это бурное развитие того, что начал Моисей Гинзбург в двухуровневых квартирах Дома Наркомфина). Диплом очень тщательный. Дарья Кармазина проанализировала все алгоритмы перемещений и спроектировала всё вплоть до расстановки мебели. Также прописаны транспортные схемы, инфраструктура района, предложены конструкции (за исключением фундамента – деревянные). Пиранезианский «Дом домов» предназначен для Бутово в качестве альтернативного квартала. Соединение полета мысли и профессиональной тщательности проработки привели жюри в восторг. Сергей Кузнецов также отметил высокое качество графики и предложил подать ее на конкурс «Архиграфика». Также как и часть подачи, похвал удостоилось платье автора – тоже своего рода оригинальная архитектурная конструкция.
***

Список победителей «Открытого города» – 2019
  • Дарья Кармазина, МАРШ, защита диплома перед Архсоветом
  • Юлия Александровская, МАРШ презентация портфолио на Portfolio Review
  • Мария Тургенева, МАРХИ, воркшопы по архитектурной фотографии
  • София Жадкевич, МАРХИ, исследовательская программа «Наследие 2.0», студия «Советский архитектурный модернизм», куратор Рубен Аракелян
  • Даниил Наринский, МАРШ, воркшоп «Плохой, плохой архитектор»
  • Анна Черноярова, СПб ГАСУ, воркшоп «Плохой, плохой архитектор»
  • Наталья Калинина, МАРХИ, воркшоп Тимура Башкаева «Город будущего»
  • Диана Денисова, МАРХИ, воркшоп мастерской Тотана Кузембаева «Тропа кочевника».
  • Проект ленд-арт парка в Переславле-Залесском» и
  • Николая Лызлова «Архитектура апгрейда».
  • Софья Веселова, МАРХИ, воркшоп Николая Лызлова «Архитектура апгрейда»
  • Татьяна Данилова, МАРХИ, воркшоп партнера «Открытого города», Группы «Эталон» и AHR Architects Жилой остров Central park: набережные как элемент урбанистического планирования
  • Семен Селютин, МАРХИ, воркшоп партнера «Открытого города», СИТИ XIX век. Соучастное проектирование: Принципы проектирования пешеходного общественного пространства на примере миниполиса «Дивное»

11 Октября 2019

Похожие статьи
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.