Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы

Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.

mainImg
Конференция «Открытый город» придумана Москомархитектуры для того, чтобы смягчить вхождение студентов архитектуры в профессиональную жизнь. Двухдневную конференцию предваряют воркшопы, на которых студенты проектируют под руководством мэтров архитектуры, затем проходят защиты, где участвуют как работы вокршопов, так и отобранные дипломные проекты.

Это хорошее сочетание: быстрые, глубокие, трудолюбивые дети – этакие такие радоновые источники – успевают познакомиться и проявить себя в совместной творческой работе с известными архитекторами, не исключено, что и поступить к ним на работу. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, десижн-мейкер и вдохновитель, заинтересованный в рекрутировании новых умных голов, относится к конференции страстно и неформально: целый день провел на «Открытом городе», живо комментируя происходящее, пугая студентов трудными вопросами и подбадривая их шутками, выставляя оценки, а на второй день приехал и провел награждение.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Открытый город»
    © «Открытый город»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Открытый город». Жюри и кураторы воркшопов.
    © «Открытый город»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Открытый город». Выставка в «Руине» Музея архитектуры.
    © «Открытый город»

Темы могут быть философскими и поэтичными, а могут относиться к конкретному участку в городе (буквально быть штудией для девелопера) или острой городской проблеме, к примеру, реновации. Презентации студентов напоминали отчетный концерт в консерватории: выступает такой-то, класс профессора такого-то – Башкаева, Лызлова, Кузембаева, Бейлина... Профессора волновались, порывались, как Тимур Башкаев, сказать речь. Но по правилам за это полагался «дисквал», как заявил Сергей Кузнецов, так что ребята самостоятельно держали удар. Результаты работы воркшопов были также показаны в виде инсталляций, составив выставку на втором и третьем этажах флигеля-Руины.
Выставку украсили странные, инопланетного вида установки, разбрасывавшие по стенам и инсталляциям красные линии лазеров. «Открытый город» 2019, Музей архитектуры
Фотография: Архи.ру

Представляем результаты нескольких воркшопов и одну из дипломных работ, защищенных на «Открытом городе».

Воркшопы по программе «Наследие 2:0»
Тема наследия на «Открытом городе» так масштабно заявлена впервые. Куратор Петр Кудрявцев (Citymakers), сокуратор Николай Переслегин (Kleinewelt Architekten). Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов во вступительном слове подчеркнул, что надо избегать двух крайностей в отношении к наследию в духе: «памятник – значит, ничего не трогать» и «не памятник – значит все снести». С наследием надо работать, в том числе продвигая информацию о нем в книгах и СМИ. К конференции ОГ-2019 приурочен специальный каталог по наследию. В нем анализируются зарубежные и российские большие проекты реконструкций (Зарядье, Гараж, Лужники, ГЭС-2, Новая Голландия) и результаты воркшопов, которые были представлены и на конференции.

Девять оттенков реконструкции
Руководители группы: Александр Цимайло, Ольга Сытник, Николай Ляшенко
Название проекта: ВосСоздание


Студенты проанализировали утраченное здание на Тверском бульваре, собрали информацию о нем, и каждый из них решил, что именно ценно, на что опереться при воссоздании. Это оказались: «оттиск времени» – монолитная стена со всеми деталями; «образ» – когда повторены пропорции и силуэт дома, но оконные проемы расширены до границ сандриков; «зрительная память» – декор обобщен и упрощен, но по сути сохранен профиль фасада; «перерождение» – на фасаде показана (как когда-то в бумажном проекте Михаила Филиппова) история окна, которое постепенно увеличивается и упрощается по декору; «внутри» – сохраняется каркас, стеклянные фасады раскрывают внутреннюю жизнь здания; «дом-призрак» – прозрачный объем с контуром бывшего здания; «память не может быть read» – эфемерный объем из стеклянных колонн. В инсталляции участники воркшопа выстроили градацию вариантов восстановления – от совершенно буквального до абстрактного, где световые стержни одновременно рисуют контур утраченного дома и служат для освещения библиотеки в его подвале.
  • zooming
    1 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография © «Открытый город»
  • zooming
    7 / 8
    Воркшоп «ВосСоздание». Кураторы «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
    Фотография © «Открытый город»
  • zooming
    8 / 8
    Выставка по итогам воркшопа «ВосСоздание»
    Фотография: Архи.ру

Что касается функции библиотеки, в некоторых случаях она сохранилась, а в других – ее убрали во двор или под землю.

Предмет охраны для рабочего поселка
Руководитель группы: Алексей Гинзбург
Название проекта: Архитектура авангарда 

Целью проекта было сформировать методологию исследования рабочих поселков на «незаезженном» материале рядового примера, которым никто еще пристально не занимался. Примером стал рабочий поселок «Дангауэровка», для которого, в частности, студенты описали предмет охраны – куда вошли, в частности, заполнения оконных и дверных проемов, кровельное покрытие.
Проект Архитектура авангарда, выставка «Открытого города», 2019
Фотография: Архи.ру

В результате выяснилось, что путем смещения нескольких перегородок в квартирах можно получить современное комфортное жилье; возродить стагнирущую территорию, сохранив дух места.

Новая жизнь старого доходника
Руководитель группы: Николай Переслегин
Название проекта: Архитектура доходных домов конца ХIХ – начала ХХ века


Николай Переслегин начал с того, что реставратор больше не бородатый аутсайдер. Реконструкция и развитие наследия сегодня – явный тренд современной архитектуры. Затем рассказал об актуальности доходных домов (они составляют основную массу красивой архитектуры исторического города, они пользуются спросом из-за высоких потолков и потрясающего декора); о типах доходных домов (барский, средней руки и коечно-каморочный); о рейтинге их архитекторов (причем, рекордсмен по числу построенных домов Жерихов оказался не самым известным): о структуре доходных домов, в которых торговые первые этажи и маленькие квартиры имеют общее с современными тенденциями.
Архитектура доходных домов конца ХIХ – начала ХХ века, выставка «Открытого города», 2019
Фотография: Архи.ру

В заключение была предложена модель сервиса аренды жилья от известного архитектора – сайт и мобильное приложение Live in Story, одновременно энциклопедия доходных домов и база по аренде. Тестовая картинка с интерьером доходного дома набрала в Инстаграме около 8000 подписчиков. Значит, сервис нужный, – заключают авторы.

Паспорт модернизма
Руководитель группы: бюро Wall
Название проекта: Советский архитектурный модернизм

Проект «Архитектура Модернизма», выставка «Открытого города», 2019
Фотография: Архи.ру

Архитектуру советского модернизма, как известно, трудно сохранять, поскольку у нее нет официальных статусов и законодательной защиты. Но иногда удается убедить заказчика не сносить здание, – уточнил Рубен Аракелян. Так было с Московским дворцом молодежи, которое реконструирует Wall. Студенты нашли около 200 зданий в Москве, выделили 65 наиболее ценных и составили паспорт по ним с данными по площади, функции, форме собственности, объекту охраны. Туда попали кинотеатр «Россия», московский Дворец пионеров и даже Первый гуманитарный корпус МГУ.



Воркшопы «Открытого города» на свободную тему: 

Чемодан кочевника 
Руководитель группы: Тотан Кузембаев
Название проекта: Тропой кочевника


Тотан Кузембаев, верный любимой им теме номадизма, работал со студентами над группой объектов на тему вечного путешествия.
  • zooming
    1 / 7
    Воркшоп «Тропой кочевника». Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
    © «Открытый город»
  • zooming
    2 / 7
    Воркшоп «Открытый город», 2019 / группа Тотана Кузембаева
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Воркшоп «Открытый город», 2019 / группа Тотана Кузембаева
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Воркшоп «Открытый город», 2019 / группа Тотана Кузембаева
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Воркшоп «Тропой кочевника». Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
    © «Открытый город»
  • zooming
    6 / 7
    Воркшоп «Тропой кочевника». Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
    © «Открытый город»
  • zooming
    7 / 7
    Куратор воркшопа «Тропой кочевника» Тотан Кузембаев
    © «Открытый город»

На сцену вышли мальчики и девочки с чемоданами и достали оттуда арт-объекты для лэнд-парка в Переславле-Залесском. Это оказались быстро собираемые деревянные конструкции, корни деревьев, подсвеченные бумажные фигуры. Рукописные дневники из рогожки или картона вполне дизайнерского вида прилагались к арт-объектам. В них студенты записывали свои мысли и переживания на тему кочевой жизни. Оказалось, что у 18% людей в крови есть ген бродяги. У кого-то номадизм ассоциируется с танцами с бубнами, мантрами и шаманами, у кого-то с самолетами. В инсталляции группы Тотана Кузембаева всё было сделано из дерева или его производных. Цифровой мир «выпал» – Тотан, впрочем, пояснил, что выход в сеть планировался в виде дырочек в чемодане, но автор проекта в последний момент передумал. Члены жюри Елена Гонсалес и Рубен Аракелян высоко оценили результаты воркшопа. Было сказано, что поэзия и философия в работах – это как раз то, что нужно студентам, и при взгляде на объекты «душа отдыхает». Некоторые предметы к тому же живо напоминали, что скоро Новый год. 

Апгрейд не без грибов
Руководитель группы: Николай Лызлов
Название проекта: Архитектура апгрейда

Забегая вперед, скажу, что эта презентация вызвала бурю эмоций. Несколько девушек представили временные дома, от которых не остается мусора. Основой служит сеть коммуникаций, которая позволяет строить жилье где угодно: в лесу, в поле, в горах. Как пояснил Николай Лызлов (студенты об этом сказать забыли), это похоже на НЭР, это тоже новые элементы расселения, но система не линейная, а подобна грибнице. Это ризома, дом на ней, как гриб, вырастает и умирает, иногда удобряя собой почву. Студентки предложили модули из бетона, глины, грибных кирпичей (куда же без мицелия!) и переработанного пластика.
  • zooming
    1 / 5
    Воркшоп «Архитектура апгрейда»: инсталляция на выставке
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Воркшоп «Архитектура апгрейда»: инсталляция на выставке
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Воркшоп «Архитектура апгрейда»: инсталляция на выставке
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Куратор воркшопа «Архитектура апгрейда» Николай Лызлов
    © «Открытый город»
  • zooming
    5 / 5
    Воркшоп «Архитектура апгрейда»
    © «Открытый город»

После презентации Сергей Кузнецов закидал выступавших вопросами: Почему проект сделан в эстетике мусора, в стиле фильма Кин-Дза-Дза? Неужели интересна только экология? А красота? Да, стройка влияет на среду, но если уж вторглись, не лучше ли построить виллу Ротонда? Почему пластик и грибы? Неужели надо строить филиал ада на земле, плюс которого только в том, что всё это разложится само? Студенты в ответ повторили свои эко-аргументы. Член жюри Михаил Бейлин назвал проект «архитектурной Гретой Тунберг». Он сказал, что это правоверная эко-концепция, она не обязана нравиться, это эстетика другого порядка, и он лично снимает шляпу. Немного удивительно, что не было домов из дерева, ведь именно Николай Лызлов утверждал, что русские избы тают, как сахар в чае, то есть они вписываются в концепцию растворения, а с эстетикой у дерева дело обстоит веселее, чем у пластика. Но студентам была дана свобода, они сделали свой выбор.

Высотные страшилки
Руководитель группы: Тимур Башкаев
Название проекта: Образ города будущего


После этой презентации эмоций было еще больше. Будущие архитекторы представили концепцию микрополиса в мегаполисе. В существующем городе строятся сверхплотные гиперболизированные Манхэттены, похожие на Москва-Сити и футуристические проекты 1960-х. В них концентрируется человеческий капитал, а специалисты высокого класса оказываются близко друг к другу, – декларируют авторы.
  • zooming
    1 / 3
    Выставка по итогам воркшопа «Образ города будущего». Бюро Тимура Башкаева
    Фотография © «Открытый город»
  • zooming
    2 / 3
    Выставка по итогам воркшопа «Образ города будущего». Бюро Тимура Башкаева
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Воркшоп «Образ города будущего». Бюро Тимура Башкаева
    Фотография © «Открытый город»

Варианты микрополисов: busy-polis – для 50 000 жильцов и 100 000 работников. Co-polis для коммунитарного поколения с коливингами, ко-домами и ко-квартирами. High-polis – небоскребы с парками, где автомобили никогда не пересекаются с пешеходами, и Rank-polis, в котором жилые ячейки перемещают выше или ниже в зависимости от рейтинга эффективности жителей. Момент неравенства между простыми горожанами и крутыми обитателями микрополисов, а также рейтинг жилых ячеек – вызвали массу вопросов. Михаил Бейлин сказал, что рейтинг ячеек напоминает фильм «Черное зеркало», и лучше не заигрывать с черным зеркалом, а в целом проект элегантный, и защита блестящая. Сергей Кузнецов увидел в выступавших ораторский потенциал. «У нас идет реновация, нас критикуют за дома выше 20 этажей, а вы предлагаете стоэтажные небоскребы. Вы готовы убеждать людей жить в небоскребах? Когда у жителей начнется истерика, мы за вами пришлем», – сказал он.

Хотя, конечно, иронически-критичный «чернозеркальный» подтекст этой работы достаточно очевиден. 

Архитектор хуже некуда
Руководители группы: Филипп Якубчук, Михаил Шатров, Synthesis; МАРШ Лаб
Название проекта: Метаворкшоп Плохой плохой архитектор


Это было настоящее шоу, открывшееся портретами Ле Корбюзье и дона Корлеоне. Идея кураторов и студентов состояла в том, чтобы «сделать так хорошо, что плохо, и сделать так плохо, что хорошо». Авторы довели до абсурда расхожие суеверия городского строительства. Например, «Стена – универсальное средство защиты от безвкусицы, насилия и ублюдков». Не нравится здание – строим стену типа защиты от шума на автотрассе. Или тема «Москва – самый нуждающийся город». Проблема недостатка туалетов решается кластером туалетных кабинок в значимых местах, например по всему периметру Красной площади, которые выкрашены для гармонии с архитектурой золотой краской, а в Мытищах на стволах деревьев устанавливаются бюджетные писсуары. Раздел «Переосмысляя реновацию». Площадь реновации 24 000 км2. На них порядка 800 млн однокомнатных квартир. Вместо разборки хрущевок авторы их пересобирают в единую башню высотой 2 млн км. Чтобы подняться на верхний этаж, требуется 1586 лет.
Инсталляция проекта Bad architect: воркшоп МАРШ Лаб
Фотография: Архи.ру

Или проект «Перекатикремль – лотерея для регионов»: Кремль переезжает в выигравший регион со всем содержимым и дает старт развитию этого региона, пока Москва отдыхает. Также на Кремле предложено сделать медиа-фасад с меняющейся картинкой, чтобы таким образом установить связь власти с народом. Наконец, идея «Все круги «Ямы» предполагает, что амфитеатр «Яма» надо просто углубить до метро, тогда все людские пороки разместятся согласно тяжести в разных кругах ада: выпивание, драка, московские протесты, отчаянье, наконец, самый нижний круг ада – час пик в 5.40 в московском метро.
  • zooming
    1 / 10
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    2 / 10
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    3 / 10
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    4 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    5 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    6 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    7 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © МАРШ Лаб, предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    8 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    9 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © предоставлено «Открытым городом»
  • zooming
    10 / 10
    МАРШ Лаб. Метаворкшоп «Плохой, плохой архитектор»
    © предоставлено «Открытым городом»

Сергей Кузнецов сказал, что авторы воркшопа даже не представляют, насколько они попали в точку. Так в Парке Зарядье по нормативам требовался именно что туалетный кластер, и он был спроектирован, но потом, к счастью, удалось обойтись без него. Главный архитектор был восхищен презентацией и позвал артистичных архитекторов на работу. А Михаил Бейлин был, по его словам «раздавлен крутостью кураторов».

Дипломные работы
Были презентованы в течение первого дня конференции; жюри конференции также оценивало презентацию и проекты выпускников. Вашему вниманию – один из презентованных и отмеченных проектов.

Дом домов
МАРШ, Дарья Кармазина

Проект поразил глубиной и серьезностью ответа на цивилизационные вызовы. Работа сделана в рамках мастерской Евгения Асса «Переосмысление гравитации» и навеяна жизнью в Бутове. Автор описывает состояние сенсорной депривации, возникающее от стандартных панельных квартир с их скупым пространственным опытом. «Современные квартиры обеднели в сценарном плане движения и покоя. Современная квартира притупляет эмоции и гасит переживания, превращая жизнь в ней в равномерный коматозный сон». Идея состоит в разработке квартир-домов с разными сценариями (дом-лестница, дом-кольцо, дом-атриум, дом-башня) и компоновке их в рыхлую узорчатую структуру «Дом домов».
  • zooming
    1 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    2 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    3 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    4 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    5 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    6 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    7 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина
  • zooming
    8 / 8
    Диплом «Дом домов». Мастерская Евгения Асса «Переосмысление гравитации»
    © Дарья Кармазина

Дом домов занимает квартал и больше всего напоминает пространства Пиранези. Квартиры соединены между собой лестницами, и перемещение внутри таких квартир и между ними действительно становится пространственным приключением (в принципе это бурное развитие того, что начал Моисей Гинзбург в двухуровневых квартирах Дома Наркомфина). Диплом очень тщательный. Дарья Кармазина проанализировала все алгоритмы перемещений и спроектировала всё вплоть до расстановки мебели. Также прописаны транспортные схемы, инфраструктура района, предложены конструкции (за исключением фундамента – деревянные). Пиранезианский «Дом домов» предназначен для Бутово в качестве альтернативного квартала. Соединение полета мысли и профессиональной тщательности проработки привели жюри в восторг. Сергей Кузнецов также отметил высокое качество графики и предложил подать ее на конкурс «Архиграфика». Также как и часть подачи, похвал удостоилось платье автора – тоже своего рода оригинальная архитектурная конструкция.
***

Список победителей «Открытого города» – 2019
  • Дарья Кармазина, МАРШ, защита диплома перед Архсоветом
  • Юлия Александровская, МАРШ презентация портфолио на Portfolio Review
  • Мария Тургенева, МАРХИ, воркшопы по архитектурной фотографии
  • София Жадкевич, МАРХИ, исследовательская программа «Наследие 2.0», студия «Советский архитектурный модернизм», куратор Рубен Аракелян
  • Даниил Наринский, МАРШ, воркшоп «Плохой, плохой архитектор»
  • Анна Черноярова, СПб ГАСУ, воркшоп «Плохой, плохой архитектор»
  • Наталья Калинина, МАРХИ, воркшоп Тимура Башкаева «Город будущего»
  • Диана Денисова, МАРХИ, воркшоп мастерской Тотана Кузембаева «Тропа кочевника».
  • Проект ленд-арт парка в Переславле-Залесском» и
  • Николая Лызлова «Архитектура апгрейда».
  • Софья Веселова, МАРХИ, воркшоп Николая Лызлова «Архитектура апгрейда»
  • Татьяна Данилова, МАРХИ, воркшоп партнера «Открытого города», Группы «Эталон» и AHR Architects Жилой остров Central park: набережные как элемент урбанистического планирования
  • Семен Селютин, МАРХИ, воркшоп партнера «Открытого города», СИТИ XIX век. Соучастное проектирование: Принципы проектирования пешеходного общественного пространства на примере миниполиса «Дивное»

11 Октября 2019

Похожие статьи
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Лина Бо Барди и ГЭС2: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.