Восемь навыков архитектора будущего

Коротко: он должен не просто многое уметь, но и быстро осваивать новое в режиме бесконечного стресса, не снимая улыбки с лица. Рассматриваем советы и предсказания двухдневной конференции «Архитектор будущего» в институте «Стрелка».

author pht

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
Архитектор:
Денис Леонтьев
Мастерская:
MVRDV
Конференция, организованная в стратегическом партнерстве с ДОМ.рф при поддержке Минстроя России, прошла во второй раз и получилась зрелищной, информативной, хорошо построенной. Чередовались лекции и мини-лекции, панельные дискуссии, интервью и ток-шоу, сочетались маленькие форматы и большие, основное блюдо подавали в конце, хотя интересно было всё. «Бомбой» первого дня стало двойное интервью партнера MVRDV Вини Маса и сооснователя и гендиректора КБ Стрелка Дениса Леонтьева – драматическое повествование о карьере архитектора и ее рисках, смысл которого сводился к тому, что хорошему яхтсмену нужен сильный ветер, а архитектура будущего похожа на экстремальный спорт: кто не забил гол, тот вылетел, кто не поплыл, тот утонул.
Конференция «Архитектор будущего» 2019.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    1 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    7 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    8 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Соня Эльтерман, Strelka Mag.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    9 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    10 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Главным событием второго дня стало объявление победителя конкурса Archdaily&Strelka Award и лекция тайского архитектора Кулапата Янтрасаста, чья американская студия wHY спроектировала около 50 галерей по всему миру и выиграла конкурс на ландшафтный парк типа Зарядья с большим урбанистическим значением, связавший между собой части Эдинбурга. Кулапат объяснил потребность в культурном жанре тем, что «музей – место симпатии, где люди могут увидеть друг друга и друг другу понравиться». Если уложить смысл лекции в одной фразе, небольшой офис в 30 человек может сделать большой вклад в культуру. В бюро пять направлений: идеи, здания, ландшафты, объекты, музеи. Проводя аналогии с едой, Кулапат сказал, что архитектура движется от японского суши в сторону тайской лапши, от четкости к смешению. Кулапат – представитель креативной экономики.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Вела конференцию главный редактор Strelka Magazine Соня Эльтерман. Все выступавшие без исключения и были архитекторами будущего (АБ), так что портрет сложился. Итак, что представляют собой внешность, профессиональные навыки и морально-деловые качества архитектора будущего?

Внешность АБ
Это мужчина или женщина в ч/б комбинезоне или робе, кроссовках, иногда джинсах, изредка в синем неформальном пиджаке (в этом смысле мало что изменилось). Самый футуристичный лук был у Кулапата Янтрасаста, чья лекция завершила второй день конференции. Сияющие серебряные кроссовки-калоши, блики от которых долетали до Патриаршего моста, вместе с полосатым комбинезоном придавали ему сходство с Винтиком и Шпунтиком из футуристической повести Носова о «Незнайке». Он оказался блестящим оратором в англо-американских традициях, с таким даром можно баллотироваться в президенты. Кроме одежды, архитектору будущего свойственна еще и экспрессивная манера, которая необходима для продвижения идей, для демонстрации энергии.
  • zooming
    1 / 2
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 2
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Качества АБ
Без них никуда. В ток-шоу Вини Маса и Дениса Леонтьева слушатели узнали всю правду о креативной экономике. Сначала спикеры были уклончивы. Соня Эльтерман спросила, каково это – быть революционерами, на что Денис Леонтьев ответил, что революционно как раз быть эволюционером, ломать не трудно, трудно эволюционировать, подстраиваясь к меняющимся условиям. На вопрос, что делать молодому архитектору, если у него дети и ипотека, а контракт на проект заканчивается через полгода, сооснователь КБ Стрелка разъяснил, что не надо бояться рваной востребованности. Да, в креативных экономиках происходят вспышки быстрого найма, из новых людей формируется бассейн, надо быстро нырнуть в команду и поплыть. Некоторые сотрудники, которые начинали в КБ Стрелка 5-6 лет назад, сейчас директора проектов. В КБ Стрелка постоянно работают 50% сотрудников, остальные 50% меняются (в MVRDV примерно 50 человек на фиксированном контракте и примерно 150 – фрилансеры). «Мы не сидим на нефтяной трубе, – подчеркнул Денис Леонтьев, – наша деятельность – как серфинг по волнам: нужно искать эти волны». Решения для городской ткани, которыми занимается КБ Стрелка, – это предпроектная деятельность, а она рискованна, – заявил он. – Некоторые убегают в поисках теплого кресла в крупные корпорации. Другие принимают вызов. Но молодые люди, которые приходят на «Стрелку», хотят понимать, «где я в этом проекте». «У нас в офисе внутренняя конкуренция сочетается с сотрудничеством. К нам подходит метафора футбольной команды. Ты можешь быть звездой и забивать голы, но имеешь право и на ошибку. Мы даем играть в свою игру».

Вини Мас, в свою очередь, рассказал, как устроен офис MVRDV. Когда-то на заре основания студии в 1990-х голландцы славились своей горизонтальной иерархией: все члены команды собирались за длинным столом, и не было как таковых начальников и подчиненных, но каждый отвечал за свою часть работы. Но теперь MVRDV выросла, и «стол расширился до квартала», появилось китайское отделение и другие. Большая компания утрачивает горизонтальность. Но Вини все равно мечтает, чтобы в дебатах все сотрудники были равнозначны. На вопрос «кого берете к себе на работу?», Вини Мас перечислил в порядке убывания значимости: тех, кто пишет тексты и отвечает за коммуникацию; умеющих писать алгоритмы, программы и скрипты; организаторов, которые знают, куда пойти, а куда ходить не надо; умеющих работать руками. А Денис Леонтьев просто сказал, что берут по интервью. Из зала спросили обоих спикеров, взяли бы они себя молодого в свои нынешние компании. Вини Мас затруднился с ответом, а Денис Леонтьев ответил утвердительно, ведь он создал несколько лет назад компанию, в которой хотел работать, но которой в тот момент не существовало.
  • zooming
    1 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.Вини Мас
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.Денис Леонтьев
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    7 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Навыки АБ
Переходя от моральных качеств к профессиональным навыкам, надо сказать, что архитектор будущего – это архитектор плюс что-то. Должна быть дополнительная специальность: биология, компьютерные игры, энтертейнмент, программирование, волонтерство, экология, социология, политика, искусство. Меня поразило, что, когда одного из ораторов спросили, какие компьютерные программы надо знать, чтобы устроиться к ним в бюро, он ответил, что программы меняются каждую неделю, а надо быть хорошим профессионалом, то есть, видимо, уметь овладевать новыми программами мгновенно.

+ Сторителлинг
Ораторское искусство – важнейший навык для архитектора. Все выступавшие им владели. Многие рассказали о себе истории в формате TED – короткие, яркие, заранее снимающие вопросы. Например, молодой архитектор-исследователь Татьяна Кнороз поделилась историей о том, как выбирала себе образование, и какие у нее были развилки. Она поступила в Миланский Политех, так как там учат бесплатно и платят стипендию вне зависимости от гражданства, но на третьем курсе поняла, что перспектив с работой в Италии нет. Ей удалось со своим исследованием реновации европейских «хрущевок» войти в программу японского университета. При этом разница в менталитете с японцами сначала сильно мешала, но оказалась в итоге полезной. Главное, что в Японии есть стипендия, которая позволяет заниматься теорией архитектуры в спокойном режиме (а экстремальные перегрузки для АБ, как ясно из предыдущего, повседневность). Сейчас Татьяна снимает фильм о жителях японских хрущевок, но, поскольку они не любят жаловаться, она изобрела дивайсологию. Наличие дивайсов – устройств, компенсирующих неудобство их домов, показывает их потребности.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Татьяна Кнороз, архитектор.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Креативное письмо
Второй важнейший навык – а Вини Мас, когда его спросили, кого бы он взял к себе в бюро MVRDV, назвал его первым, – это умение писать тексты. «Текст – важная часть проектной работы. Он проясняет, чего мы хотим. Нам надо жить в мире слов», – сказал партнер MVRDV.

+ Биология 
Катя Брыскина, закончившая АА в Лондоне, поработавшая в Тель-Авиве, занялась архитектурой на стыке с технологиями. Сначала моделированием с применением маленьких роботов, которые действуют по принципу термитов, реагируя на лампочки разных цветов, а потом выращиванием биоматериалов, исследованием мицелия, добываемого из древесных грибов. Роботы могут всё, но в 3D-печати используются токсичные материалы, а мицелий с экологической точки зрения безопасен, его можно выращивать где угодно.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Катя Брыскина, архитектор.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Итальянский архитектор Маттео Бриони отчасти тоже выступал про биологию, так как в технологии обработки глины, которой он занимается, встречается и соединение ее с крупой. Но можно и с резиной, если что, – всего 12 способов. Бриони как истинный итальянец, ценящий простые радости жизни, напомнил, что архитектура материальна, что она от Адама была глиняной. Ведь имя Адам не только переводится с иврита как человек, но и является однокоренным для слов «красный» и «глина». И если человек создан из праха и в прах возвратится, то архитектуру тем более давайте делать из матушки-земли. Этично, эстетично, экологично. Фреска Микеланджело, где Господь протягивает Адаму руку, подтверждала истинность сказанного.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Маттео Бриони, архитектор, Италия.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Геймизация
Дарья Насонова, выпускница МАРХИ и разработчик видеоигр утверждает, что архитектура и геймдизайн – это одно и то же. И то и другое складывается из организации пространства и нарратива. Игры изучают культурологи и философы, на эту тему есть даже журнал Heterotopia. Дарья еще в дипломном проекте превращения завода Аремкуз в кампус университета сделала игру, в которой первокурсник ходит по кампусу и общается. Другая игра посвящена разрушению памятников конструктивизма. На Башню Татлина нападают постмодернистске монстры и бомбардируют ее снарядами – ионическими капителями, а башня отстреливается другими снарядами – окнами Дома Мельникова. Для усвоения философии создана еще одна игра. Ницше, как известно, философствовал молотом. Фигурка усатого философа с молотком скачет по полю и убивает Маркса и прочих идолов, созданных европейской цивилизацией. Наиболее практическая игра моделирует ситуацию района или двора, жители играют, размещая, где им хочется, лавочки, фонтаны, кафе и собачью площадку. Затем архитекторы это строят.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дарья Насонова, архитектор и разработчик видеоигр.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Волонтерство
Как архитектура может стать подвижничеством, рассказали Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти. Их некоммерческое бюро CatalyticAction базируется в Лондоне, но проекты выполнило в палаточном лагере для беженцев в Ливане. Архитекторы поехали туда, жили там четыре месяца и вместе с местным населением из местных подручных материалов построили детскую школу. На строительстве работали мужчины, а женщины, которым по мусульманским законам запрещено быть рядом, изготавливали теплоизоляцию из овечьей шерсти. Дети тоже участвовали и рисовали весь этот процесс. Безусловно, это этический поступок – поехать на передний край, туда, где труднее всего, погрузиться в тяготы местной жизни и немного облегчить ее. За этот проект Джоана и Рикардо были удостоены премии на архитектурному конкурсе LafargeHolcim Awards по устойчивому строительству.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Политика
Брин Дэвис,австралийский урбанист, занимающий пост в правительстве Мельбурна, представил долгосрочный проект ревитализации бывшей промзоны Фишерменс Бенд, по масштабу сопоставимой с полуостровом ЗИЛ. На площади 480 га будут жить 80 тысяч человек, столько же планируемых рабочих мест, сохранились автомобильные и самолетные цеха в стиле ар деко. «Надо сформировать видение, тогда люди будут сотрудничать, и все получится», – сказал Дэвис, обучая работе с общественным мнением. Хотя разве это возможно – заставить человека хотеть? Важный, поразивший меня, пункт, который использует чиновника-урбанист в работе с людьми – демонстрировать свою уязвимость.
Елена Мандрыко, директор проектов в КБ «Стрелка» и Брин Дэвис, урбанист, Австралия
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Искусство
Тема архитектуры как искусства слегка прозвучала в лекции Дана Розегарде – голландского художника и спекулятивного архитектора (то есть визионера), открывшей первый день. Он показал свои фантастические проекты для галерей и городских пространств на тему экологии. Например, Free smog tower, башня-очиститель воздуха, которая устанавливается в городе. Кольцо с частицей спрессованного смога, которое можно приобрести, чтобы внести свой вклад в очищение планеты, Дан пустил по рядам, и оно в конце первого дня еще не вернулось. Другой проект – лаборатория космического мусора, образованного вышедшими в тираж старыми спутниками, которые сталкиваются с действующими и взрываются. Восемь миллионов тонн этого мусора никто не хочет убирать, как не хочет маленький мальчик убирать свою комнату, пожаловался Дан. Но можно из мусора сделать фейерверки. На вопрос из зала, как получить заказ, Дан сказал, что надо сначала сделать проект, а потом искать субсидии. «Мои клиенты – министры, мэры, музеи», – заявил художник. И вообще, чтобы найти 20% красоты, надо справиться с 80% дребедени. Тут мне вспомнился афоризм архитектора Николая Лызлова, что архитектор – это директор: 80% времени у него занимает беготня по кабинетам, остальное – творчество. Дан Розегарде был очень артистичен. Но, возвращаясь к теме архитектуры как искусства, речь тут шла не совсем о ручном рисовании.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Энтертейнмент
О рисовании и работе руками упомянул в своей лекции китайский архитектор Лам Ле Нгуен, автор парков развлечений: «Диснейленд», «Звездные войны» и прочих. Для их создания требуется много рисовать вручную, значит, связь с искусством есть, но вид этой архитектуры в традициях махрового постмодернизма, если не китча едва ли потешит строгий вкус архитекторов. Это не про художественные прозрения. Это про сторителлинг. Рассказывать истории в архитектуре сегодня чрезвычайно важно. Люди хотят оказаться в сказке и готовы за это платить.
  • zooming
    1 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Варвара Мельникова, директор Института «Стрелка», и сооснователь КБ Стрелка Денис Леонтьев.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вручение дипломов конкурса Strelka & ArchDaily Award.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Давид Басульто, основатель ArchDaily/
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Виктор Столбовой, архитектор, Москва.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вручение дипломов конкурса Strelka & ArchDaily Award.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Максим Калужак, архитектор, Молдавия.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»


Архитектор:
Денис Леонтьев
Мастерская:
MVRDV

13 Сентября 2019

author pht

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.