Восемь навыков архитектора будущего

Коротко: он должен не просто многое уметь, но и быстро осваивать новое в режиме бесконечного стресса, не снимая улыбки с лица. Рассматриваем советы и предсказания двухдневной конференции «Архитектор будущего» в институте «Стрелка».

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
Архитектор:
Денис Леонтьев
Мастерская:
MVRDV
Конференция, организованная в стратегическом партнерстве с ДОМ.рф при поддержке Минстроя России, прошла во второй раз и получилась зрелищной, информативной, хорошо построенной. Чередовались лекции и мини-лекции, панельные дискуссии, интервью и ток-шоу, сочетались маленькие форматы и большие, основное блюдо подавали в конце, хотя интересно было всё. «Бомбой» первого дня стало двойное интервью партнера MVRDV Вини Маса и сооснователя и гендиректора КБ Стрелка Дениса Леонтьева – драматическое повествование о карьере архитектора и ее рисках, смысл которого сводился к тому, что хорошему яхтсмену нужен сильный ветер, а архитектура будущего похожа на экстремальный спорт: кто не забил гол, тот вылетел, кто не поплыл, тот утонул.
Конференция «Архитектор будущего» 2019.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    1 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    7 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    8 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Соня Эльтерман, Strelka Mag.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    9 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    10 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Главным событием второго дня стало объявление победителя конкурса Archdaily&Strelka Award и лекция тайского архитектора Кулапата Янтрасаста, чья американская студия wHY спроектировала около 50 галерей по всему миру и выиграла конкурс на ландшафтный парк типа Зарядья с большим урбанистическим значением, связавший между собой части Эдинбурга. Кулапат объяснил потребность в культурном жанре тем, что «музей – место симпатии, где люди могут увидеть друг друга и друг другу понравиться». Если уложить смысл лекции в одной фразе, небольшой офис в 30 человек может сделать большой вклад в культуру. В бюро пять направлений: идеи, здания, ландшафты, объекты, музеи. Проводя аналогии с едой, Кулапат сказал, что архитектура движется от японского суши в сторону тайской лапши, от четкости к смешению. Кулапат – представитель креативной экономики.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Вела конференцию главный редактор Strelka Magazine Соня Эльтерман. Все выступавшие без исключения и были архитекторами будущего (АБ), так что портрет сложился. Итак, что представляют собой внешность, профессиональные навыки и морально-деловые качества архитектора будущего?

Внешность АБ
Это мужчина или женщина в ч/б комбинезоне или робе, кроссовках, иногда джинсах, изредка в синем неформальном пиджаке (в этом смысле мало что изменилось). Самый футуристичный лук был у Кулапата Янтрасаста, чья лекция завершила второй день конференции. Сияющие серебряные кроссовки-калоши, блики от которых долетали до Патриаршего моста, вместе с полосатым комбинезоном придавали ему сходство с Винтиком и Шпунтиком из футуристической повести Носова о «Незнайке». Он оказался блестящим оратором в англо-американских традициях, с таким даром можно баллотироваться в президенты. Кроме одежды, архитектору будущего свойственна еще и экспрессивная манера, которая необходима для продвижения идей, для демонстрации энергии.
  • zooming
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Качества АБ
Без них никуда. В ток-шоу Вини Маса и Дениса Леонтьева слушатели узнали всю правду о креативной экономике. Сначала спикеры были уклончивы. Соня Эльтерман спросила, каково это – быть революционерами, на что Денис Леонтьев ответил, что революционно как раз быть эволюционером, ломать не трудно, трудно эволюционировать, подстраиваясь к меняющимся условиям. На вопрос, что делать молодому архитектору, если у него дети и ипотека, а контракт на проект заканчивается через полгода, сооснователь КБ Стрелка разъяснил, что не надо бояться рваной востребованности. Да, в креативных экономиках происходят вспышки быстрого найма, из новых людей формируется бассейн, надо быстро нырнуть в команду и поплыть. Некоторые сотрудники, которые начинали в КБ Стрелка 5-6 лет назад, сейчас директора проектов. В КБ Стрелка постоянно работают 50% сотрудников, остальные 50% меняются (в MVRDV примерно 50 человек на фиксированном контракте и примерно 150 – фрилансеры). «Мы не сидим на нефтяной трубе, – подчеркнул Денис Леонтьев, – наша деятельность – как серфинг по волнам: нужно искать эти волны». Решения для городской ткани, которыми занимается КБ Стрелка, – это предпроектная деятельность, а она рискованна, – заявил он. – Некоторые убегают в поисках теплого кресла в крупные корпорации. Другие принимают вызов. Но молодые люди, которые приходят на «Стрелку», хотят понимать, «где я в этом проекте». «У нас в офисе внутренняя конкуренция сочетается с сотрудничеством. К нам подходит метафора футбольной команды. Ты можешь быть звездой и забивать голы, но имеешь право и на ошибку. Мы даем играть в свою игру».

Вини Мас, в свою очередь, рассказал, как устроен офис MVRDV. Когда-то на заре основания студии в 1990-х голландцы славились своей горизонтальной иерархией: все члены команды собирались за длинным столом, и не было как таковых начальников и подчиненных, но каждый отвечал за свою часть работы. Но теперь MVRDV выросла, и «стол расширился до квартала», появилось китайское отделение и другие. Большая компания утрачивает горизонтальность. Но Вини все равно мечтает, чтобы в дебатах все сотрудники были равнозначны. На вопрос «кого берете к себе на работу?», Вини Мас перечислил в порядке убывания значимости: тех, кто пишет тексты и отвечает за коммуникацию; умеющих писать алгоритмы, программы и скрипты; организаторов, которые знают, куда пойти, а куда ходить не надо; умеющих работать руками. А Денис Леонтьев просто сказал, что берут по интервью. Из зала спросили обоих спикеров, взяли бы они себя молодого в свои нынешние компании. Вини Мас затруднился с ответом, а Денис Леонтьев ответил утвердительно, ведь он создал несколько лет назад компанию, в которой хотел работать, но которой в тот момент не существовало.
  • zooming
    1 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.Вини Мас
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.Денис Леонтьев
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    7 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Мас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Навыки АБ
Переходя от моральных качеств к профессиональным навыкам, надо сказать, что архитектор будущего – это архитектор плюс что-то. Должна быть дополнительная специальность: биология, компьютерные игры, энтертейнмент, программирование, волонтерство, экология, социология, политика, искусство. Меня поразило, что, когда одного из ораторов спросили, какие компьютерные программы надо знать, чтобы устроиться к ним в бюро, он ответил, что программы меняются каждую неделю, а надо быть хорошим профессионалом, то есть, видимо, уметь овладевать новыми программами мгновенно.

+ Сторителлинг
Ораторское искусство – важнейший навык для архитектора. Все выступавшие им владели. Многие рассказали о себе истории в формате TED – короткие, яркие, заранее снимающие вопросы. Например, молодой архитектор-исследователь Татьяна Кнороз поделилась историей о том, как выбирала себе образование, и какие у нее были развилки. Она поступила в Миланский Политех, так как там учат бесплатно и платят стипендию вне зависимости от гражданства, но на третьем курсе поняла, что перспектив с работой в Италии нет. Ей удалось со своим исследованием реновации европейских «хрущевок» войти в программу японского университета. При этом разница в менталитете с японцами сначала сильно мешала, но оказалась в итоге полезной. Главное, что в Японии есть стипендия, которая позволяет заниматься теорией архитектуры в спокойном режиме (а экстремальные перегрузки для АБ, как ясно из предыдущего, повседневность). Сейчас Татьяна снимает фильм о жителях японских хрущевок, но, поскольку они не любят жаловаться, она изобрела дивайсологию. Наличие дивайсов – устройств, компенсирующих неудобство их домов, показывает их потребности.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Татьяна Кнороз, архитектор.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Креативное письмо
Второй важнейший навык – а Вини Мас, когда его спросили, кого бы он взял к себе в бюро MVRDV, назвал его первым, – это умение писать тексты. «Текст – важная часть проектной работы. Он проясняет, чего мы хотим. Нам надо жить в мире слов», – сказал партнер MVRDV.

+ Биология 
Катя Брыскина, закончившая АА в Лондоне, поработавшая в Тель-Авиве, занялась архитектурой на стыке с технологиями. Сначала моделированием с применением маленьких роботов, которые действуют по принципу термитов, реагируя на лампочки разных цветов, а потом выращиванием биоматериалов, исследованием мицелия, добываемого из древесных грибов. Роботы могут всё, но в 3D-печати используются токсичные материалы, а мицелий с экологической точки зрения безопасен, его можно выращивать где угодно.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Катя Брыскина, архитектор.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Итальянский архитектор Маттео Бриони отчасти тоже выступал про биологию, так как в технологии обработки глины, которой он занимается, встречается и соединение ее с крупой. Но можно и с резиной, если что, – всего 12 способов. Бриони как истинный итальянец, ценящий простые радости жизни, напомнил, что архитектура материальна, что она от Адама была глиняной. Ведь имя Адам не только переводится с иврита как человек, но и является однокоренным для слов «красный» и «глина». И если человек создан из праха и в прах возвратится, то архитектуру тем более давайте делать из матушки-земли. Этично, эстетично, экологично. Фреска Микеланджело, где Господь протягивает Адаму руку, подтверждала истинность сказанного.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Маттео Бриони, архитектор, Италия.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Геймизация
Дарья Насонова, выпускница МАРХИ и разработчик видеоигр утверждает, что архитектура и геймдизайн – это одно и то же. И то и другое складывается из организации пространства и нарратива. Игры изучают культурологи и философы, на эту тему есть даже журнал Heterotopia. Дарья еще в дипломном проекте превращения завода Аремкуз в кампус университета сделала игру, в которой первокурсник ходит по кампусу и общается. Другая игра посвящена разрушению памятников конструктивизма. На Башню Татлина нападают постмодернистске монстры и бомбардируют ее снарядами – ионическими капителями, а башня отстреливается другими снарядами – окнами Дома Мельникова. Для усвоения философии создана еще одна игра. Ницше, как известно, философствовал молотом. Фигурка усатого философа с молотком скачет по полю и убивает Маркса и прочих идолов, созданных европейской цивилизацией. Наиболее практическая игра моделирует ситуацию района или двора, жители играют, размещая, где им хочется, лавочки, фонтаны, кафе и собачью площадку. Затем архитекторы это строят.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дарья Насонова, архитектор и разработчик видеоигр.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Волонтерство
Как архитектура может стать подвижничеством, рассказали Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти. Их некоммерческое бюро CatalyticAction базируется в Лондоне, но проекты выполнило в палаточном лагере для беженцев в Ливане. Архитекторы поехали туда, жили там четыре месяца и вместе с местным населением из местных подручных материалов построили детскую школу. На строительстве работали мужчины, а женщины, которым по мусульманским законам запрещено быть рядом, изготавливали теплоизоляцию из овечьей шерсти. Дети тоже участвовали и рисовали весь этот процесс. Безусловно, это этический поступок – поехать на передний край, туда, где труднее всего, погрузиться в тяготы местной жизни и немного облегчить ее. За этот проект Джоана и Рикардо были удостоены премии на архитектурному конкурсе LafargeHolcim Awards по устойчивому строительству.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Политика
Брин Дэвис,австралийский урбанист, занимающий пост в правительстве Мельбурна, представил долгосрочный проект ревитализации бывшей промзоны Фишерменс Бенд, по масштабу сопоставимой с полуостровом ЗИЛ. На площади 480 га будут жить 80 тысяч человек, столько же планируемых рабочих мест, сохранились автомобильные и самолетные цеха в стиле ар деко. «Надо сформировать видение, тогда люди будут сотрудничать, и все получится», – сказал Дэвис, обучая работе с общественным мнением. Хотя разве это возможно – заставить человека хотеть? Важный, поразивший меня, пункт, который использует чиновника-урбанист в работе с людьми – демонстрировать свою уязвимость.
Елена Мандрыко, директор проектов в КБ «Стрелка» и Брин Дэвис, урбанист, Австралия
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Искусство
Тема архитектуры как искусства слегка прозвучала в лекции Дана Розегарде – голландского художника и спекулятивного архитектора (то есть визионера), открывшей первый день. Он показал свои фантастические проекты для галерей и городских пространств на тему экологии. Например, Free smog tower, башня-очиститель воздуха, которая устанавливается в городе. Кольцо с частицей спрессованного смога, которое можно приобрести, чтобы внести свой вклад в очищение планеты, Дан пустил по рядам, и оно в конце первого дня еще не вернулось. Другой проект – лаборатория космического мусора, образованного вышедшими в тираж старыми спутниками, которые сталкиваются с действующими и взрываются. Восемь миллионов тонн этого мусора никто не хочет убирать, как не хочет маленький мальчик убирать свою комнату, пожаловался Дан. Но можно из мусора сделать фейерверки. На вопрос из зала, как получить заказ, Дан сказал, что надо сначала сделать проект, а потом искать субсидии. «Мои клиенты – министры, мэры, музеи», – заявил художник. И вообще, чтобы найти 20% красоты, надо справиться с 80% дребедени. Тут мне вспомнился афоризм архитектора Николая Лызлова, что архитектор – это директор: 80% времени у него занимает беготня по кабинетам, остальное – творчество. Дан Розегарде был очень артистичен. Но, возвращаясь к теме архитектуры как искусства, речь тут шла не совсем о ручном рисовании.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Энтертейнмент
О рисовании и работе руками упомянул в своей лекции китайский архитектор Лам Ле Нгуен, автор парков развлечений: «Диснейленд», «Звездные войны» и прочих. Для их создания требуется много рисовать вручную, значит, связь с искусством есть, но вид этой архитектуры в традициях махрового постмодернизма, если не китча едва ли потешит строгий вкус архитекторов. Это не про художественные прозрения. Это про сторителлинг. Рассказывать истории в архитектуре сегодня чрезвычайно важно. Люди хотят оказаться в сказке и готовы за это платить.
  • zooming
    1 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Варвара Мельникова, директор Института «Стрелка», и сооснователь КБ Стрелка Денис Леонтьев.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вручение дипломов конкурса Strelka & ArchDaily Award.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Давид Басульто, основатель ArchDaily/
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Виктор Столбовой, архитектор, Москва.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вручение дипломов конкурса Strelka & ArchDaily Award.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Максим Калужак, архитектор, Молдавия.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
Архитектор:
Денис Леонтьев
Мастерская:
MVRDV

13 Сентября 2019

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.