Восемь навыков архитектора будущего

Коротко: он должен не просто многое уметь, но и быстро осваивать новое в режиме бесконечного стресса, не снимая улыбки с лица. Рассматриваем советы и предсказания двухдневной конференции «Архитектор будущего» в институте «Стрелка».

mainImg
Конференция, организованная в стратегическом партнерстве с ДОМ.рф при поддержке Минстроя России, прошла во второй раз и получилась зрелищной, информативной, хорошо построенной. Чередовались лекции и мини-лекции, панельные дискуссии, интервью и ток-шоу, сочетались маленькие форматы и большие, основное блюдо подавали в конце, хотя интересно было всё. «Бомбой» первого дня стало двойное интервью партнера MVRDV Вини Мааса и сооснователя и гендиректора КБ Стрелка Дениса Леонтьева – драматическое повествование о карьере архитектора и ее рисках, смысл которого сводился к тому, что хорошему яхтсмену нужен сильный ветер, а архитектура будущего похожа на экстремальный спорт: кто не забил гол, тот вылетел, кто не поплыл, тот утонул.
Конференция «Архитектор будущего» 2019.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    1 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    7 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    8 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Соня Эльтерман, Strelka Mag.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    9 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    10 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Главным событием второго дня стало объявление победителя конкурса Archdaily&Strelka Award и лекция тайского архитектора Кулапата Янтрасаста, чья американская студия wHY спроектировала около 50 галерей по всему миру и выиграла конкурс на ландшафтный парк типа Зарядья с большим урбанистическим значением, связавший между собой части Эдинбурга. Кулапат объяснил потребность в культурном жанре тем, что «музей – место симпатии, где люди могут увидеть друг друга и друг другу понравиться». Если уложить смысл лекции в одной фразе, небольшой офис в 30 человек может сделать большой вклад в культуру. В бюро пять направлений: идеи, здания, ландшафты, объекты, музеи. Проводя аналогии с едой, Кулапат сказал, что архитектура движется от японского суши в сторону тайской лапши, от четкости к смешению. Кулапат – представитель креативной экономики.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Вела конференцию главный редактор Strelka Magazine Соня Эльтерман. Все выступавшие без исключения и были архитекторами будущего (АБ), так что портрет сложился. Итак, что представляют собой внешность, профессиональные навыки и морально-деловые качества архитектора будущего?

Внешность АБ
Это мужчина или женщина в ч/б комбинезоне или робе, кроссовках, иногда джинсах, изредка в синем неформальном пиджаке (в этом смысле мало что изменилось). Самый футуристичный лук был у Кулапата Янтрасаста, чья лекция завершила второй день конференции. Сияющие серебряные кроссовки-калоши, блики от которых долетали до Патриаршего моста, вместе с полосатым комбинезоном придавали ему сходство с Винтиком и Шпунтиком из футуристической повести Носова о «Незнайке». Он оказался блестящим оратором в англо-американских традициях, с таким даром можно баллотироваться в президенты. Кроме одежды, архитектору будущего свойственна еще и экспрессивная манера, которая необходима для продвижения идей, для демонстрации энергии.
  • zooming
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Качества АБ
Без них никуда. В ток-шоу Вини Маса и Дениса Леонтьева слушатели узнали всю правду о креативной экономике. Сначала спикеры были уклончивы. Соня Эльтерман спросила, каково это – быть революционерами, на что Денис Леонтьев ответил, что революционно как раз быть эволюционером, ломать не трудно, трудно эволюционировать, подстраиваясь к меняющимся условиям. На вопрос, что делать молодому архитектору, если у него дети и ипотека, а контракт на проект заканчивается через полгода, сооснователь КБ Стрелка разъяснил, что не надо бояться рваной востребованности. Да, в креативных экономиках происходят вспышки быстрого найма, из новых людей формируется бассейн, надо быстро нырнуть в команду и поплыть. Некоторые сотрудники, которые начинали в КБ Стрелка 5-6 лет назад, сейчас директора проектов. В КБ Стрелка постоянно работают 50% сотрудников, остальные 50% меняются (в MVRDV примерно 50 человек на фиксированном контракте и примерно 150 – фрилансеры). «Мы не сидим на нефтяной трубе, – подчеркнул Денис Леонтьев, – наша деятельность – как серфинг по волнам: нужно искать эти волны». Решения для городской ткани, которыми занимается КБ Стрелка, – это предпроектная деятельность, а она рискованна, – заявил он. – Некоторые убегают в поисках теплого кресла в крупные корпорации. Другие принимают вызов. Но молодые люди, которые приходят на «Стрелку», хотят понимать, «где я в этом проекте». «У нас в офисе внутренняя конкуренция сочетается с сотрудничеством. К нам подходит метафора футбольной команды. Ты можешь быть звездой и забивать голы, но имеешь право и на ошибку. Мы даем играть в свою игру».

Вини Маас, в свою очередь, рассказал, как устроен офис MVRDV. Когда-то на заре основания студии в 1990-х голландцы славились своей горизонтальной иерархией: все члены команды собирались за длинным столом, и не было как таковых начальников и подчиненных, но каждый отвечал за свою часть работы. Но теперь MVRDV выросла, и «стол расширился до квартала», появилось китайское отделение и другие. Большая компания утрачивает горизонтальность. Но Вини все равно мечтает, чтобы в дебатах все сотрудники были равнозначны. На вопрос «кого берете к себе на работу?», Вини Маас перечислил в порядке убывания значимости: тех, кто пишет тексты и отвечает за коммуникацию; умеющих писать алгоритмы, программы и скрипты; организаторов, которые знают, куда пойти, а куда ходить не надо; умеющих работать руками. А Денис Леонтьев просто сказал, что берут по интервью. Из зала спросили обоих спикеров, взяли бы они себя молодого в свои нынешние компании. Вини Маас затруднился с ответом, а Денис Леонтьев ответил утвердительно, ведь он создал несколько лет назад компанию, в которой хотел работать, но которой в тот момент не существовало.
  • zooming
    1 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.Вини Маас
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.Денис Леонтьев
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    7 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Навыки АБ
Переходя от моральных качеств к профессиональным навыкам, надо сказать, что архитектор будущего – это архитектор плюс что-то. Должна быть дополнительная специальность: биология, компьютерные игры, энтертейнмент, программирование, волонтерство, экология, социология, политика, искусство. Меня поразило, что, когда одного из ораторов спросили, какие компьютерные программы надо знать, чтобы устроиться к ним в бюро, он ответил, что программы меняются каждую неделю, а надо быть хорошим профессионалом, то есть, видимо, уметь овладевать новыми программами мгновенно.

+ Сторителлинг
Ораторское искусство – важнейший навык для архитектора. Все выступавшие им владели. Многие рассказали о себе истории в формате TED – короткие, яркие, заранее снимающие вопросы. Например, молодой архитектор-исследователь Татьяна Кнороз поделилась историей о том, как выбирала себе образование, и какие у нее были развилки. Она поступила в Миланский Политех, так как там учат бесплатно и платят стипендию вне зависимости от гражданства, но на третьем курсе поняла, что перспектив с работой в Италии нет. Ей удалось со своим исследованием реновации европейских «хрущевок» войти в программу японского университета. При этом разница в менталитете с японцами сначала сильно мешала, но оказалась в итоге полезной. Главное, что в Японии есть стипендия, которая позволяет заниматься теорией архитектуры в спокойном режиме (а экстремальные перегрузки для АБ, как ясно из предыдущего, повседневность). Сейчас Татьяна снимает фильм о жителях японских хрущевок, но, поскольку они не любят жаловаться, она изобрела дивайсологию. Наличие дивайсов – устройств, компенсирующих неудобство их домов, показывает их потребности.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Татьяна Кнороз, архитектор.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Креативное письмо
Второй важнейший навык – а Вини Маас, когда его спросили, кого бы он взял к себе в бюро MVRDV, назвал его первым, – это умение писать тексты. «Текст – важная часть проектной работы. Он проясняет, чего мы хотим. Нам надо жить в мире слов», – сказал партнер MVRDV.

+ Биология 
Катя Брыскина, закончившая АА в Лондоне, поработавшая в Тель-Авиве, занялась архитектурой на стыке с технологиями. Сначала моделированием с применением маленьких роботов, которые действуют по принципу термитов, реагируя на лампочки разных цветов, а потом выращиванием биоматериалов, исследованием мицелия, добываемого из древесных грибов. Роботы могут всё, но в 3D-печати используются токсичные материалы, а мицелий с экологической точки зрения безопасен, его можно выращивать где угодно.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Катя Брыскина, архитектор.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Итальянский архитектор Маттео Бриони отчасти тоже выступал про биологию, так как в технологии обработки глины, которой он занимается, встречается и соединение ее с крупой. Но можно и с резиной, если что, – всего 12 способов. Бриони как истинный итальянец, ценящий простые радости жизни, напомнил, что архитектура материальна, что она от Адама была глиняной. Ведь имя Адам не только переводится с иврита как человек, но и является однокоренным для слов «красный» и «глина». И если человек создан из праха и в прах возвратится, то архитектуру тем более давайте делать из матушки-земли. Этично, эстетично, экологично. Фреска Микеланджело, где Господь протягивает Адаму руку, подтверждала истинность сказанного.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Маттео Бриони, архитектор, Италия.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Геймизация
Дарья Насонова, выпускница МАРХИ и разработчик видеоигр утверждает, что архитектура и геймдизайн – это одно и то же. И то и другое складывается из организации пространства и нарратива. Игры изучают культурологи и философы, на эту тему есть даже журнал Heterotopia. Дарья еще в дипломном проекте превращения завода Аремкуз в кампус университета сделала игру, в которой первокурсник ходит по кампусу и общается. Другая игра посвящена разрушению памятников конструктивизма. На Башню Татлина нападают постмодернистске монстры и бомбардируют ее снарядами – ионическими капителями, а башня отстреливается другими снарядами – окнами Дома Мельникова. Для усвоения философии создана еще одна игра. Ницше, как известно, философствовал молотом. Фигурка усатого философа с молотком скачет по полю и убивает Маркса и прочих идолов, созданных европейской цивилизацией. Наиболее практическая игра моделирует ситуацию района или двора, жители играют, размещая, где им хочется, лавочки, фонтаны, кафе и собачью площадку. Затем архитекторы это строят.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дарья Насонова, архитектор и разработчик видеоигр.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Волонтерство
Как архитектура может стать подвижничеством, рассказали Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти. Их некоммерческое бюро CatalyticAction базируется в Лондоне, но проекты выполнило в палаточном лагере для беженцев в Ливане. Архитекторы поехали туда, жили там четыре месяца и вместе с местным населением из местных подручных материалов построили детскую школу. На строительстве работали мужчины, а женщины, которым по мусульманским законам запрещено быть рядом, изготавливали теплоизоляцию из овечьей шерсти. Дети тоже участвовали и рисовали весь этот процесс. Безусловно, это этический поступок – поехать на передний край, туда, где труднее всего, погрузиться в тяготы местной жизни и немного облегчить ее. За этот проект Джоана и Рикардо были удостоены премии на архитектурному конкурсе LafargeHolcim Awards по устойчивому строительству.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Политика
Брин Дэвис,австралийский урбанист, занимающий пост в правительстве Мельбурна, представил долгосрочный проект ревитализации бывшей промзоны Фишерменс Бенд, по масштабу сопоставимой с полуостровом ЗИЛ. На площади 480 га будут жить 80 тысяч человек, столько же планируемых рабочих мест, сохранились автомобильные и самолетные цеха в стиле ар деко. «Надо сформировать видение, тогда люди будут сотрудничать, и все получится», – сказал Дэвис, обучая работе с общественным мнением. Хотя разве это возможно – заставить человека хотеть? Важный, поразивший меня, пункт, который использует чиновника-урбанист в работе с людьми – демонстрировать свою уязвимость.
Елена Мандрыко, директор проектов в КБ «Стрелка» и Брин Дэвис, урбанист, Австралия
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Искусство
Тема архитектуры как искусства слегка прозвучала в лекции Дана Розегарде – голландского художника и спекулятивного архитектора (то есть визионера), открывшей первый день. Он показал свои фантастические проекты для галерей и городских пространств на тему экологии. Например, Free smog tower, башня-очиститель воздуха, которая устанавливается в городе. Кольцо с частицей спрессованного смога, которое можно приобрести, чтобы внести свой вклад в очищение планеты, Дан пустил по рядам, и оно в конце первого дня еще не вернулось. Другой проект – лаборатория космического мусора, образованного вышедшими в тираж старыми спутниками, которые сталкиваются с действующими и взрываются. Восемь миллионов тонн этого мусора никто не хочет убирать, как не хочет маленький мальчик убирать свою комнату, пожаловался Дан. Но можно из мусора сделать фейерверки. На вопрос из зала, как получить заказ, Дан сказал, что надо сначала сделать проект, а потом искать субсидии. «Мои клиенты – министры, мэры, музеи», – заявил художник. И вообще, чтобы найти 20% красоты, надо справиться с 80% дребедени. Тут мне вспомнился афоризм архитектора Николая Лызлова, что архитектор – это директор: 80% времени у него занимает беготня по кабинетам, остальное – творчество. Дан Розегарде был очень артистичен. Но, возвращаясь к теме архитектуры как искусства, речь тут шла не совсем о ручном рисовании.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Энтертейнмент
О рисовании и работе руками упомянул в своей лекции китайский архитектор Лам Ле Нгуен, автор парков развлечений: «Диснейленд», «Звездные войны» и прочих. Для их создания требуется много рисовать вручную, значит, связь с искусством есть, но вид этой архитектуры в традициях махрового постмодернизма, если не китча едва ли потешит строгий вкус архитекторов. Это не про художественные прозрения. Это про сторителлинг. Рассказывать истории в архитектуре сегодня чрезвычайно важно. Люди хотят оказаться в сказке и готовы за это платить.
  • zooming
    1 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Варвара Мельникова, директор Института «Стрелка», и сооснователь КБ Стрелка Денис Леонтьев.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вручение дипломов конкурса Strelka & ArchDaily Award.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Давид Басульто, основатель ArchDaily/
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Виктор Столбовой, архитектор, Москва.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вручение дипломов конкурса Strelka & ArchDaily Award.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Максим Калужак, архитектор, Молдавия.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

13 Сентября 2019

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.