Реконструкция общежития ЛЭТИ
Санкт-Петербург, улица Торжковская, дом 15, литера АПроектировщик: ООО «Строй-Эксперт»
Заказчик: СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Торжковская улица недалеко от станции метро «Черная речка» застроена жилыми домами 60-70-х годов, причем типовые проекты чередуются с авторскими, а новые здания – например, от Марии Лапшиной или Михаила Мамошина, так или иначе согласуются с предшественниками. Примечательно, что именно Торжковскую когда-то выбрали для возведения экспериментального «индивидуального дома-хрущевки», который, к сожалению, не сохранился.
Дом номер 15 – общежитие Электротехнического университета – как и несколько других по этой улице, построили по проекту Николая Назарьина. Как позже отметил Михаил Сарри, в здании «есть все характерные черты времени: низкое качество материалов и строительства, при этом блистательная работа архитектора, в которой на первый план выходят пропорции и соотношение масс».
Дом уже достаточно обветшал, образовательные программы ЛЭТИ расширяются, количество студентов растет, поэтому назрела необходимость в реконструкции.
Главный архитектор проекта Игорь Паньковский рассказал, что реконструкция будет проходить в два этапа. Поскольку менять этажность и объемное решение было бы «нетактично», решили во дворе построить новый корпус с подземной парковкой и зеленой кровлей, а второй очередью – утеплить существующее здание и облицевать его современными материалами: панелями под кирпич и штукатурку, возможно, добавить металлические вставки. По словам Игоря Паньковского, «менять фасад было легко, поскольку у здания выраженная тектоника и пластика».
В общежитии смогут разместиться 1124 студента, появится единая входная зона, куда можно попасть в том числе из подземной парковки, двор приподнимут на уровень второго этажа.
Руководитель мастерской № 6 ЛЕННИИПРОЕКТа Михаил Сарри выступал необычно долго для рецензента. Он назвал работу интересной, проблематику – более широкой, чем конкретный адрес, а архитектуру 1970-х – недоизученной и недооцененной: «дефицит стройматериалов и унификация привели к ухудшению качества строительства, но ограничения в виде номенклатуры железо-бетонных изделий или типовых блок-секций вынудили архитекторов выработать эстетику минимализма и даже аскетизма, сосредоточиться на пропорциях». И если новый корпус не вызвал у рецензента сомнений, то «надетый фасад» – наоборот. Михаил Сарри высказал пожелание «раскрыть больше цитат на первоначальном объеме и умерить цветовую гамму».
Большинство экспертов поддержали рецензента: реконструкция необходима, но более деликатная. Владимир Линов предложил полностью сохранить тектонику здания. Феликс Буянов призвал «везде выступить поскромнее». Анатолий Столярчук, от которого редко можно услышать слова критики, высказался на этот раз жестко: «невозможно, недопустимо, упущение КГИОП, что подобные дома не берутся под охрану. Испортить хорошее здание не трудно: зачем этот шабаш, безумие цвета, чуждые элементы? Оставьте Назарьина в покое».
Сергей Орешкин отметил, что в данном случае нужно сохранить «традиции монохромной архитектуры», да и в целом утеплить фасад будет дешевле и проще. Евгений Подгорнов удивился появлению «ротондочек» на новом корпусе в рамках минимализма. Александр Карпов успел посчитать, что парковочных мест слишком много – на них можно сэкономить целый подземный этаж, а вот веломест, которых тут должно быть 70, наоборот слишком мало. Также вопросы вызвала освещенность нижних этажей и пожарная эвакуация.
Владимир Григорьев не смог представить Торжковскую улицу без дома Назарьина. Работу с цветом он сравнил с попытками раскрашивать черно-белые фильмы, а заказчика призвал задуматься: нужно ли неплохое и комфортное здание превращать во что-то другое? Итог – проект «без Назарьина» сам по себе неплох и мог бы существовать в любом районе новостроек, но при существующем контексте принять его невозможно.