Бегство в Египет

На форуме LafargeHolcim Foundation Норман Фостер, Алехандро Аравена и Кристин Бинсвангер (Herzog & de Meuron) объявили тренды современной архитектуры. О них, а также об устойчивом городе на мусорной свалке, кирпичах из грибов и урино-строительстве – в нашем репортаже.

mainImg
Швейцарская компания LafargeHolcim – крупнейший в мире производитель строительных материалов – финансирует исследования в области устойчивого развития. Для этого учрежден LafargeHolcim Foundation, который проводит форум и архитектурный конкурс. В этом году форум прошел в 6-й раз в Каире. На нем был анонсирован международный архитектурный конкурс на проекты устойчивого строительства с внушительным призовым фондом 2 миллиона долларов США, без вступительного взноса. Участвовать могут архитекторы и студенты, как с реализованными объектами, так и с визионерскими проектами. Премии по 300,000 долларов вручаются в пяти регионах: Европе, Северной Америке, Латинской Америке, Северной Африке и Тихоокеанской Азии. Русские архитекторы могут подавать работы на конкурс европейского региона. Возрастных ограничений нет, дополнительно есть конкурс для молодежи до 30 лет с призом в $ 70,000.

Форум работал четыре дня, на нем присутствовали 2000 человек, специалисты из лучших технологических университетов и крупнейших компаний мира, архитекторы, инженеры, изобретатели и звезды архитектуры.
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Пирамиды как пример устойчивого строительства
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Что говорят великие?
Лорд Норман Фостер, бывший рабочий парень из Манчестера и летчик, а теперь архитектор всех времен и народов и барон Темзы, впечатлил персиковой рубашкой, розовым галстуком и бежевым костюмом. Это знак, что архитекторы больше не носят черное, мир стал разноцветным. Как обычно, спортивный и четкий, 84-летний Фостер говорил медленно, веско и опять на тему «Old and New», как на приснопамятной московской лекции в пасхальный день 2006 года на Винзаводе, где присутствовало около 3 000 человек. Кроме супер-зеленого калифорнийского Театра Стива Джобса в Apple-парке из полированного бетона с парящей крышей и мексиканского аэропорта, лорд Фостер в своем выступлении показал много деревянной архитектуры, которую впору номинировать на российскую премию АРХИWOOD. В швейцарской деревне, чтобы молодежь не уезжала, построили общественный центр с применением местных технологий, руками местных строителей, для развития местных ремесел и общения местных жителей. Дранка, клееная стружка – вот куда движется архитектура. Лорд Фостер призвал учиться у истории, соединять хай-тек с традиционными технологиями, и все получится.
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Кристин Бинсвангер, партнер бюро Herzog&de Meuron, тоже оказалась единомышленницей АРХИWOOD’а. Она показала здания своего бюро из деревянной стружки, фанеры и прессованной травы (Kraeter Zentrum, 2014), все в Швейцарии. А главный хит – деревянное общественное здание на вершине горы в Тоггенбурге. Несколько домиков вокруг кабинки фуникулера накрыли общей крышей, добавили ресторан с террасой на бетонной платформе, и получилось очень атмосферно. А бетономешалки поднимали наверх на фуникулере, то есть бетон делали на месте, что очень экологично.
Кристин Бинсвангер, старший партнер Herzog & de Meuron
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Затем состоялась панельная дискуссия с участием Нормана Фостера, Кристин Бинсвангер и притцкеровского лауреата Алехандро Аравены, похожего на рок-звезду Вячеслава Бутусова (тоже архитектора, кстати). Венецианская биеннале 2016 года, где Аравена был куратором, запомнилась интересом к традициям, соединенным с современностью, в том числе дереву. На дискуссии Нормана Фостера спросили, куда он ездит отдыхать. «В маленькие исторические города, где можно ходить пешком», – был ответ. «Как убедить клиента строить из дерева?» – «Учиться у прошлого, у традиционного строительства». Главная же мысль лорда была проста: «Архитектура – это легко, главное – политическая воля».
Алехандро Аравена
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Панельная дискуссия
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Среди мероприятий первого дня бомбой стало выступление Анны Лакатон, которая придумала, как апгрейдить панельные дома 1960-х в Бордо­­­­­. Построить новый панельный дом стоит 88 млн, а нарастить новый фасад из лоджий к старому – 33 млн, и этим все сказано. И, конечно, обойтись без сноса – это максимально экологичное решение. Позже проект получил премию Миса ван дер Роэ.
Анна Лакатон (Anne Lacaton), Lacaton & Vassal
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Свальный град и экология в аду
Форум проходил в Каире на территории кампуса Американского университета (AUC), который содержит все приметы современного урбанизма: уютные улицы, кофе-пойнты и книжные магазины, добротные здания из местного песчаника с голубой мозаикой, с национальными исламскими мотивами. На территории университета, в отличие от остального города, женщинам можно ходить без охраны и без головных уборов.
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Сам же Каир поражает контрастами: в нем есть старые, почти итальянские, классические кварталы и райские сады на холмах, но в значительной степени старый Каир состоит из так называемых неформальных поселений, в которых живет 60 % горожан, то есть 12 миллионов человек. Это здания из монолитного бетона с кирпичным заполнением, недостроенные девелоперами и занятые жителями, которые не имеют электричества, воды, канализации, не платят квартплату. Поэтому мусор лежит прямо на улицах в больших количествах, напоминая о сути нашей цивилизации потребления. Эти трущобы часто растут вокруг мусорных полигонов с мусоросжигательными заводами. Жители, как правило, работают на сортировке мусора и живут поблизости. Снабжение продуктами и прочая регуляция осуществляется местными сообществами. Передвигаются люди пешком, на верблюдах и ослах – ведь у них все необходимое в пешеходной доступности. Парадоксально, но это очень устойчивые сообщества, так как они потребляют мало энергии и ничего не стоят государству. Гости форума посетили несколько таких поселений в рамках мастерской «Новый вернакуляр», завязывая носы шарфами, чтобы не вдыхать ядовитых выбросов МСЗ. Нельзя было в этот миг не полюбить Россию, которая метет и моет улицы каждый день во всех городах, в бедных и богатых районах. Если на этот раз в Египте нам предъявили новый образ экологии, то – спасибо, не надо.
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Есть, впрочем, в Каире и другие районы – деловые, богатые, заполненные бетонными особняками, построенными девелоперами из Объединенных арабских эмиратов на продажу. Особняков много, они поставлены очень тесно, а их «классические» фасады выполнены в стиле «невыразимая беспрецедентность», или «фигляр презренный пачкает Мадонну Рафаэля». Все-таки мир без классических архитекторов обречен на безграмотность и головную боль. Уж лучше бы виллу Ротонда на 3D-принтере напечатали. При этом в Каире происходит бурное новое строительство, растет Новый Каир с небоскребами, построены приличные многоэтажные дороги. Правда, дорожное движение регулируется спонтанно, и лошадь с повозкой может обогнать автобус по левому скоростному ряду, а пешеходы и козы переходят улицу, где захотят.

Сидеть на грибах и укреплять бетон мочой
Форум длился четыре дня. После пленарных заседаний и дискуссий первого дня, участники разделились на четыре выездных мастерских. Моя мастерская изучала новый и старый вернакуляр. Кроме неформальных поселений удалось познакомиться с традиционными ремеслами и строительными навыками. Гости изучили своды из кирпича, кладку стен из песчаника с цементной штукатуркой, традиционное керамическое производство, посетили арт-резиденцию, где дети и студенты изучают скульптуру.
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

На третий день форум поделился на четыре секции, из которых я выбрала новые материалы, и не разочаровалась. Голландец Леон ван Паассен, профессор Аризонского университета, рассказал про самоукрепляющийся бетон, изобретенный компанией Basilisk. Микроорганизмы, образующие известняк, способны залечивать трещины в бетоне.Из мочи добываются кристаллы Са CO3, которые стабилизируют почвы. Биокамень может быть полезен в строительстве. Изобретенные на этой основе вещества добавляют в бетонные смеси при изготовлении бетона и в герметики – для починки существующих бетонных конструкций. Если добавить биоминерализирующие средства в песок, он превращается в твердый песчаник быстро, а не через тысячи лет, как в природе. Короче, в строительных материалах нас ожидает много нового.
Леон ван Паассен (Leon van Paassen), профессор университета Аризоны
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Американец Фил Росс, основатель MycoWorks, показал кресла из древесных грибов, которые можно выращивать, придавая им определенную форму. Из этих грибов все, что хочешь, можно сделать, включая архитектурные детали, например арку, которую Фил Росс выстроил для показа на выставке. Тем более из них получаются обувь и сумки. Кресла выглядели пугающе, а сумки – вполне цивилизованно. Чтобы победить предубежденность публики к грибам, Росс соорудил грибной кирпич, который уже похож на обычный земляной.

Архитектор Марселла Ханш придумала, как плавающие в мировом океане мусорный пластик, – который губит животных и сбивается в 50-метровой высоты айсберги, – ловить в специальную сеть, перерабатывать и использовать как строительный материал. Когда ее спросили в прениях, сколько стоит проект, она назвала цифру в 6 млрд евро. Она достала из сумочки многоразовую емкость для кофе и других напитков, которую носит с собой, и призвала всех собравшихся делать то же самое. Потому что выпиваемыми человечеством в день стаканчиками кофе можно вымостить дорогу от Земли до Луны. Аппараты разливного кофе уже существуют.
Марселла Ханш, основатель Pacific Garbage Screening
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

На всех секциях царила образцовая культура дебатов: доклад, вопросы, прения, итоговая декларация. В последний день декларации четырех секций были оглашены на общем заседании. Не обошлось без эксцессов. Анна Херингер, почетный профессор отделения ЮНЕСКО, зачитавшая декларацию от своей секции, вдруг обратилась к залу, со слезами на глазах рассказав о том, как дети в 130 городах мира выходят протестовать против строительства бетонных заводов.
Анна Херингер (Anna Heringer), почетный профессор ЮНЕСКО
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Но профессор Вернер Собек ответил, что политики хотят строить, потому что избиратели хотят новое жилье (судя по намерениям государства построить 120 млн м2 жилья к 2025 году, в России политики и избиратели хотят того же). И сорока миллионам детей Африки нужен миллион школ, поэтому строить придется. Кстати, одним из победителей конкурса LafargeHolcim Awards стала как раз детская школа в Буркина Фасо, построенная Франсисом Кере. Надо сказать, что сам LafargeHolcim замещает ископаемое топливо альтернативными видами в процессе производства цемента (в основном сортированными коммунальными отходами). В 2018 году только в Европе компания переработала 10 млн.тонн отходов, что эквивалентно всем отходам Швейцарии за год. Вернер Собек зачитал обращение от нашей секции. «Самая большая ошибка – бояться ошибки», – сказал он, цитируя Гегеля. То, что нас так долго вело, не может привести нас в будущее. Среди целей зеленого строительства он обозначил вторичное использование, вторичную переработку, пассивное кондиционирование материалов, возможность разборки здания, заложенную в проекте.
Вернер Собек, Werner Sobek Group, директор Института легких конструкций и концептуального проектирования Университета Штутгарта
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

В последний же день подвели итоги студенческого конкурса постеров и анонсировали большой архитектурный конкурс LafargeHolcim Foundation, о котором смотри информацию в начале статьи. Итог форума, который, кстати, назывался «Рематериализация строительства» в том, что мы не перестанем использовать бетон, но будем добавлять к нему инновационные и традиционные материалы и способы строительства, то есть будем применять материалы более мудро.
 

16 Июля 2019

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.