Бегство в Египет

На форуме LafargeHolcim Foundation Норман Фостер, Алехандро Аравена и Кристин Бинсвангер (Herzog & de Meuron) объявили тренды современной архитектуры. О них, а также об устойчивом городе на мусорной свалке, кирпичах из грибов и урино-строительстве – в нашем репортаже.

mainImg
Швейцарская компания LafargeHolcim – крупнейший в мире производитель строительных материалов – финансирует исследования в области устойчивого развития. Для этого учрежден LafargeHolcim Foundation, который проводит форум и архитектурный конкурс. В этом году форум прошел в 6-й раз в Каире. На нем был анонсирован международный архитектурный конкурс на проекты устойчивого строительства с внушительным призовым фондом 2 миллиона долларов США, без вступительного взноса. Участвовать могут архитекторы и студенты, как с реализованными объектами, так и с визионерскими проектами. Премии по 300,000 долларов вручаются в пяти регионах: Европе, Северной Америке, Латинской Америке, Северной Африке и Тихоокеанской Азии. Русские архитекторы могут подавать работы на конкурс европейского региона. Возрастных ограничений нет, дополнительно есть конкурс для молодежи до 30 лет с призом в $ 70,000.

Форум работал четыре дня, на нем присутствовали 2000 человек, специалисты из лучших технологических университетов и крупнейших компаний мира, архитекторы, инженеры, изобретатели и звезды архитектуры.
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Пирамиды как пример устойчивого строительства
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Что говорят великие?
Лорд Норман Фостер, бывший рабочий парень из Манчестера и летчик, а теперь архитектор всех времен и народов и барон Темзы, впечатлил персиковой рубашкой, розовым галстуком и бежевым костюмом. Это знак, что архитекторы больше не носят черное, мир стал разноцветным. Как обычно, спортивный и четкий, 84-летний Фостер говорил медленно, веско и опять на тему «Old and New», как на приснопамятной московской лекции в пасхальный день 2006 года на Винзаводе, где присутствовало около 3 000 человек. Кроме супер-зеленого калифорнийского Театра Стива Джобса в Apple-парке из полированного бетона с парящей крышей и мексиканского аэропорта, лорд Фостер в своем выступлении показал много деревянной архитектуры, которую впору номинировать на российскую премию АРХИWOOD. В швейцарской деревне, чтобы молодежь не уезжала, построили общественный центр с применением местных технологий, руками местных строителей, для развития местных ремесел и общения местных жителей. Дранка, клееная стружка – вот куда движется архитектура. Лорд Фостер призвал учиться у истории, соединять хай-тек с традиционными технологиями, и все получится.
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Кристин Бинсвангер, партнер бюро Herzog&de Meuron, тоже оказалась единомышленницей АРХИWOOD’а. Она показала здания своего бюро из деревянной стружки, фанеры и прессованной травы (Kraeter Zentrum, 2014), все в Швейцарии. А главный хит – деревянное общественное здание на вершине горы в Тоггенбурге. Несколько домиков вокруг кабинки фуникулера накрыли общей крышей, добавили ресторан с террасой на бетонной платформе, и получилось очень атмосферно. А бетономешалки поднимали наверх на фуникулере, то есть бетон делали на месте, что очень экологично.
Кристин Бинсвангер, старший партнер Herzog & de Meuron
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Затем состоялась панельная дискуссия с участием Нормана Фостера, Кристин Бинсвангер и притцкеровского лауреата Алехандро Аравены, похожего на рок-звезду Вячеслава Бутусова (тоже архитектора, кстати). Венецианская биеннале 2016 года, где Аравена был куратором, запомнилась интересом к традициям, соединенным с современностью, в том числе дереву. На дискуссии Нормана Фостера спросили, куда он ездит отдыхать. «В маленькие исторические города, где можно ходить пешком», – был ответ. «Как убедить клиента строить из дерева?» – «Учиться у прошлого, у традиционного строительства». Главная же мысль лорда была проста: «Архитектура – это легко, главное – политическая воля».
Алехандро Аравена
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Панельная дискуссия
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Среди мероприятий первого дня бомбой стало выступление Анны Лакатон, которая придумала, как апгрейдить панельные дома 1960-х в Бордо­­­­­. Построить новый панельный дом стоит 88 млн, а нарастить новый фасад из лоджий к старому – 33 млн, и этим все сказано. И, конечно, обойтись без сноса – это максимально экологичное решение. Позже проект получил премию Миса ван дер Роэ.
Анна Лакатон (Anne Lacaton), Lacaton & Vassal
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Свальный град и экология в аду
Форум проходил в Каире на территории кампуса Американского университета (AUC), который содержит все приметы современного урбанизма: уютные улицы, кофе-пойнты и книжные магазины, добротные здания из местного песчаника с голубой мозаикой, с национальными исламскими мотивами. На территории университета, в отличие от остального города, женщинам можно ходить без охраны и без головных уборов.
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Сам же Каир поражает контрастами: в нем есть старые, почти итальянские, классические кварталы и райские сады на холмах, но в значительной степени старый Каир состоит из так называемых неформальных поселений, в которых живет 60 % горожан, то есть 12 миллионов человек. Это здания из монолитного бетона с кирпичным заполнением, недостроенные девелоперами и занятые жителями, которые не имеют электричества, воды, канализации, не платят квартплату. Поэтому мусор лежит прямо на улицах в больших количествах, напоминая о сути нашей цивилизации потребления. Эти трущобы часто растут вокруг мусорных полигонов с мусоросжигательными заводами. Жители, как правило, работают на сортировке мусора и живут поблизости. Снабжение продуктами и прочая регуляция осуществляется местными сообществами. Передвигаются люди пешком, на верблюдах и ослах – ведь у них все необходимое в пешеходной доступности. Парадоксально, но это очень устойчивые сообщества, так как они потребляют мало энергии и ничего не стоят государству. Гости форума посетили несколько таких поселений в рамках мастерской «Новый вернакуляр», завязывая носы шарфами, чтобы не вдыхать ядовитых выбросов МСЗ. Нельзя было в этот миг не полюбить Россию, которая метет и моет улицы каждый день во всех городах, в бедных и богатых районах. Если на этот раз в Египте нам предъявили новый образ экологии, то – спасибо, не надо.
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Есть, впрочем, в Каире и другие районы – деловые, богатые, заполненные бетонными особняками, построенными девелоперами из Объединенных арабских эмиратов на продажу. Особняков много, они поставлены очень тесно, а их «классические» фасады выполнены в стиле «невыразимая беспрецедентность», или «фигляр презренный пачкает Мадонну Рафаэля». Все-таки мир без классических архитекторов обречен на безграмотность и головную боль. Уж лучше бы виллу Ротонда на 3D-принтере напечатали. При этом в Каире происходит бурное новое строительство, растет Новый Каир с небоскребами, построены приличные многоэтажные дороги. Правда, дорожное движение регулируется спонтанно, и лошадь с повозкой может обогнать автобус по левому скоростному ряду, а пешеходы и козы переходят улицу, где захотят.

Сидеть на грибах и укреплять бетон мочой
Форум длился четыре дня. После пленарных заседаний и дискуссий первого дня, участники разделились на четыре выездных мастерских. Моя мастерская изучала новый и старый вернакуляр. Кроме неформальных поселений удалось познакомиться с традиционными ремеслами и строительными навыками. Гости изучили своды из кирпича, кладку стен из песчаника с цементной штукатуркой, традиционное керамическое производство, посетили арт-резиденцию, где дети и студенты изучают скульптуру.
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

На третий день форум поделился на четыре секции, из которых я выбрала новые материалы, и не разочаровалась. Голландец Леон ван Паассен, профессор Аризонского университета, рассказал про самоукрепляющийся бетон, изобретенный компанией Basilisk. Микроорганизмы, образующие известняк, способны залечивать трещины в бетоне.Из мочи добываются кристаллы Са CO3, которые стабилизируют почвы. Биокамень может быть полезен в строительстве. Изобретенные на этой основе вещества добавляют в бетонные смеси при изготовлении бетона и в герметики – для починки существующих бетонных конструкций. Если добавить биоминерализирующие средства в песок, он превращается в твердый песчаник быстро, а не через тысячи лет, как в природе. Короче, в строительных материалах нас ожидает много нового.
Леон ван Паассен (Leon van Paassen), профессор университета Аризоны
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Американец Фил Росс, основатель MycoWorks, показал кресла из древесных грибов, которые можно выращивать, придавая им определенную форму. Из этих грибов все, что хочешь, можно сделать, включая архитектурные детали, например арку, которую Фил Росс выстроил для показа на выставке. Тем более из них получаются обувь и сумки. Кресла выглядели пугающе, а сумки – вполне цивилизованно. Чтобы победить предубежденность публики к грибам, Росс соорудил грибной кирпич, который уже похож на обычный земляной.

Архитектор Марселла Ханш придумала, как плавающие в мировом океане мусорный пластик, – который губит животных и сбивается в 50-метровой высоты айсберги, – ловить в специальную сеть, перерабатывать и использовать как строительный материал. Когда ее спросили в прениях, сколько стоит проект, она назвала цифру в 6 млрд евро. Она достала из сумочки многоразовую емкость для кофе и других напитков, которую носит с собой, и призвала всех собравшихся делать то же самое. Потому что выпиваемыми человечеством в день стаканчиками кофе можно вымостить дорогу от Земли до Луны. Аппараты разливного кофе уже существуют.
Марселла Ханш, основатель Pacific Garbage Screening
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

На всех секциях царила образцовая культура дебатов: доклад, вопросы, прения, итоговая декларация. В последний день декларации четырех секций были оглашены на общем заседании. Не обошлось без эксцессов. Анна Херингер, почетный профессор отделения ЮНЕСКО, зачитавшая декларацию от своей секции, вдруг обратилась к залу, со слезами на глазах рассказав о том, как дети в 130 городах мира выходят протестовать против строительства бетонных заводов.
Анна Херингер (Anna Heringer), почетный профессор ЮНЕСКО
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Но профессор Вернер Собек ответил, что политики хотят строить, потому что избиратели хотят новое жилье (судя по намерениям государства построить 120 млн м2 жилья к 2025 году, в России политики и избиратели хотят того же). И сорока миллионам детей Африки нужен миллион школ, поэтому строить придется. Кстати, одним из победителей конкурса LafargeHolcim Awards стала как раз детская школа в Буркина Фасо, построенная Франсисом Кере. Надо сказать, что сам LafargeHolcim замещает ископаемое топливо альтернативными видами в процессе производства цемента (в основном сортированными коммунальными отходами). В 2018 году только в Европе компания переработала 10 млн.тонн отходов, что эквивалентно всем отходам Швейцарии за год. Вернер Собек зачитал обращение от нашей секции. «Самая большая ошибка – бояться ошибки», – сказал он, цитируя Гегеля. То, что нас так долго вело, не может привести нас в будущее. Среди целей зеленого строительства он обозначил вторичное использование, вторичную переработку, пассивное кондиционирование материалов, возможность разборки здания, заложенную в проекте.
Вернер Собек, Werner Sobek Group, директор Института легких конструкций и концептуального проектирования Университета Штутгарта
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

В последний же день подвели итоги студенческого конкурса постеров и анонсировали большой архитектурный конкурс LafargeHolcim Foundation, о котором смотри информацию в начале статьи. Итог форума, который, кстати, назывался «Рематериализация строительства» в том, что мы не перестанем использовать бетон, но будем добавлять к нему инновационные и традиционные материалы и способы строительства, то есть будем применять материалы более мудро.
 

16 Июля 2019

Похожие статьи
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Технологии и материалы
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Сейчас на главной
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.