Наталья Каспер: «Архитектор – синтетическая профессия на стыке искусства и точных наук»

В рамках предстоящей конференции «Открытый город» беседуем с Натальей Каспер, доцентом кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству, – о том, как строится учебный процесс в вузе.

Беседовала:
Ольга Балмашева

mainImg
Наталья, давайте начнем с основного: как в ГУЗе появилась кафедра архитектуры, и в чем ее специфика?

Архитектурный факультет и кафедра сельскохозяйственной архитектуры были созданы в 1964 году, когда назрела необходимость в выпуске специалистов по проектированию объектов для сельскохозяйственной отрасли, обладающих дополнительными междисциплинарными знаниями.

Постепенно мы перешли к подготовке специалистов более широкого профиля, которые способны проектировать различные по типологии объекты – от жилых комплексов и школ до технопарков и космодромов. Сегодня кафедра архитектуры ведет деятельность по трем уровням подготовки высшей школы: бакалавриат, магистратура и аспирантура, по основным направлениям «Архитектура», «Ландшафтная архитектура», «Дизайн среды».

Мы сохраняем традиционную для вуза междисциплинарность в подготовке студентов, ведь архитектор – синтетическая профессия, развивающаяся на стыке искусства и точных наук. В настоящее время архитектору необходимы знания в сфере экологии, энергоэффективности, кадастра, а также юридическая и экономическая грамотность. В учебной программе нашего факультета есть такие предметы как фотограмметрия, правовой режим территорий, типология объектов недвижимости. На факультете ландшафтной архитектуры ребята изучают дендрологию, почвоведение, растениеводство.

Кроме того, на кафедре имеется несколько собственных направлений проектирования. Первое – это культовая архитектура. В нем наши студенты регулярно выигрывают профессиональные конкурсы и участвуют в реализации проектов, кроме того, совместные студенческие отряды работают в Ярославской епархии над восстановлением храмов. Второе – развитие городской среды. Речь идет о зонах исторической застройки, которую, с одной стороны, нужно сохранить, а с другой – сделать живой и комфортной. У нас есть преподаватели с большим опытом работы в сфере реставрации и реконструкции исторических объектов, которые хорошо понимают специфику сохранения наследия, но осознают, что город живой организм, и невозможно законсервировать его центр, наоборот – его нужно развивать, не разрушая. Третье направление – это экология и устойчивое развитие территории. Возможно, его нельзя назвать уникальным, но у нас, благодаря специфике вуза, оно очень развито. У наших преподавателей и студентов есть научные разработки и патенты на изобретения в сфере обеспечения энергоэффективности зданий и их защиты от стихийных бедствий. Мы вообще поддерживаем высокую планку общечеловеческих ценностей и считаем, что беречь планету – наш единственный путь.

Многие студенты нашей кафедры работают над проектами развития производственных комплексов, объектов агротуризма – темой, которая снова становится очень актуальной в современной России. Это дает ребятам возможность на стадии обучения проявлять себя в отраслевых конкурсах, агропромышленных форумах и выставках, организуемых Министерством сельского хозяйства или региональными властями.

Кто приходит к вам учиться, и кого вы выпускаете?

Мы государственный вуз, поэтому образовательная программа составлена в соответствии с требованиями Болонской конвенции и рекомендациями федерального Учебно-методического объединения.

К нам, в основном, приходят студенты, которые хотят получить классическое архитектурное образование. Требования к подготовке абитуриентов на факультете достаточно высокие, вступительный экзамен формально не отличается от того, который сдают в МАРХИ: два рисунка (капитель вместо композиции), черчение, русский язык, математика. Хотя оценка вступительных работ у нас, может быть, несколько демократичнее, это компенсируется меньшим количеством бюджетных мест. В этом году, чтобы пройти на бюджет, в среднем нужно было набирать около 80 баллов на каждом испытании.

Также у нас традиционно много студентов из Подмосковья и регионов, от Калининграда до Владивостока.

В университете есть возможность получать параллельно второе образование по направлению землеустройства и кадастров, экономике, юриспруденции. Некоторые студенты по окончании 4-5 лет обучения получают сразу два диплома. Так что мы даем широкую палитру знаний, которых может не быть в сугубо архитектурных вузах, а тем не менее они востребованы в профессии. Конечно, абитуриенты нередко смутно представляют, что они будут делать после получения диплома, но уже студенты старших курсов видят свои профессиональные перспективы и преимущества.

Думаю, главное в архитектурном образовании – погрузить студента в основы профессии, объяснить методологию, механизмы формирования среды, комфортной для жизни людей. «Польза, прочность, красота» по-прежнему актуальны. И если чувство «красоты» зачастую зависит от таланта, то грамотному проектированию с точки зрения функциональности, экологичности и обеспечения устойчивого развития среды обучить возможно.

Наша задача – заложить у студента прочную базу профессиональных знаний широкого спектра, которая позволит ему стать успешным в архитектуре, а возможно и в какой-либо смежной сфере. В узком смысле – это знание основных норм проектирования, развитый эстетический вкус и владение современными компьютерными программами проектирования.

Что, по вашему мнению, мешает образовательному процессу?

У нас довольно большие группы на бакалавриате, а в творческих профессиях важны отношения «мастер-ученик» и, насколько это возможно, индивидуальный подход. Но мы все равно стараемся исходить из особенностей каждого студента.

Как я уже говорила, профессия становится все более разноплановой, в процессе обучения, помимо передачи базовых знаний, мы стараемся выявлять и развивать сильные стороны студентов – кто-то концептуалист, кто-то хороший проектировщик, градостроитель или объемщик, кто-то явный лидер команды. Мы помогаем студентам проявлять себя вне учебных дисциплин, поддерживаем при участии в конкурсных проектах, научно-практических конференциях. Конкурсы бывают на самую различную тематику: от организации городской среды, реконструкции и реставрации, до разработки отдельных элементов интерьера. У студента есть возможность все попробовать и понять, к чему «лежит душа». Нередко студенты привлекаются к реальному проектированию. Так, например, были реализованы архитектурные предложения наших студентов при благоустройстве территории внутреннего двора университета.

Отдельная тема «Открытого города» взаимодействие заказчика в лице города, девелопера, частного лица и архитекторов. Учат ли навыкам переговоров и отстаиванию идей в архитектурных вузах, в частности, в вашем?

Действительно, практическая подготовка выпускников вузов, и не только архитектурных, не всегда соответствует требованиям современного рынка. Хотя, если спросить у 10 работодателей, чего им не хватает в молодых специалистах, возможно, мы получим 10 разных ответов. В этом плане «Открытый город» – очень правильная и нужная площадка, где мы, производители образования, и представители рынка можем встретиться и начать обсуждение, как адаптировать подготовку специалистов к современным реалиям.

Со своей стороны, мы стараемся меняться сообразно тенденциям времени. В последние годы в учебной программе увеличено количество часов на практические блоки. В рамках ряда дисциплин, таких как «методология проектирования», «организация архитектурного проектирования и строительства», студенты постигают азы самопрезентации, руководства творческими группами и организации деятельности проектных бюро.

Нередко творческие люди, какими безусловно являются наши студенты, по природе интроверты, а профессия требует от них активно работать в команде и коммуницировать с заказчиком, поэтому преподаватели ставят перед собой задачу раскрыть ребят, разговорить, научить защищать свой проект. Еще одна проблема – тотальная компьютеризация и общение через социальные сети приводят к тому, что живое общение у ребят часто сводится к минимуму. А значит любое собеседование, любая словесная презентация превращается для них в реальный стресс. С переходом в мессенджеры утрачиваются навыки структурного письменного изложения. А ведь архитектор должен в коротком резюме презентовать свой объект, выбрать самое главное и отразить его плюсы. Для тренировки этих навыков мы привлекаем ребят к написанию научных статей и выступлению на конференциях. Хочется, чтобы школьное сочинение было не последним их структурированным текстом. Возможно, неплохо было бы ввести в учебную программу отдельный предмет вроде риторики.

Студенты архитектурных вузов имеют сегодня возможность еще учась работать на реальных проектах. Как вы считаете, что приобретается, а что, возможно, теряется при таком подходе?

Как бы мы ни старались вводить в программу практикумы, высшее образование предусматривает фундаментальную теоретическую подготовку, а не просто обучение ремеслу. Поэтому, конечно, большинство ребят выбирают работу по специальности, чтобы не просто заработать денег, но и получить практические навыки. Плюсы схемы «работа+учеба» понятны, минусов может и не быть. У нас есть студенты, успешно работающие и оканчивающие университет с красным дипломом. Но я бы просила ребят внимательнее подходить к выбору работодателя. Чувствуется, когда студент нашел мудрого наставника в лице шефа, и этот тандем идет на пользу обучению. Но, к сожалению, часто приходиться наблюдать, как работа мешает уделять достаточно времени курсовым проектам, самостоятельному проектированию, то есть тому, чему студент пришел учиться. У студентов проблемы с тайм-менеджментом, на работе время – деньги в прямом смысле слова, это соблазнительно. Призываю ребят все же смотреть на перспективу и выбирать не только деньги, но и знания. Механическая наработка навыков черчения не должна быть в ущерб развитию архитектурного мышления. И я рекомендую идти в магистратуру – там больше возможностей для индивидуальной работы, и соответственно, профессионального совершенствования.
 
***

Материал предоставлен пресс-службой конференции «Открытый город». 

Конференция «Открытый город» пройдет в Москве 27-28 сентября. В программе мероприятия: воркшопы от ведущих архитектурных бюро, сессии по актуальным вопросам российского архитектурного образования, тематическая выставка, Portfolio Review – презентация студенческих портфолио перед ведущими архитекторами и девелоперами Москвы – и многое другое
Наталья Каспер, доцент кафедры архитектуры ГУЗ. Фотография из личного архива


24 Августа 2018

Беседовала:

Ольга Балмашева
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.