Архитекторы из регионов, учившиеся в столице и заграницей – о возможностях роста и работы в родном городе. Репортаж с примерами с конференции «Открытого города».
Круглый стол «Архитектурная практика в регионах» в рамках подготовки к ежегодной конференции «Открытый город». 11 сентября 2018 г. МИИГАиК. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Весь сентябрь в преддверии «Открытого города» в московских вузах проходили публичные мероприятия, где практикующие архитекторы рассказывали студентам и начинающим коллегам о том, с какими вызовами и как приходится справляться профессионалу на пути к успеху. Один из круглых столов, прошедший в МИИГАиК, был посвящен ситуации с архитектурой в регионах. Во встрече участвовали архитекторы «новой волны» – так назвали их ведущие: достаточно молодые, но уже добившиеся немалого в профессии, и представляющие разные города страны.
Каждый из участников на примерах из собственной практики постарался рассказать о том, какова специфика работы и как развивается ситуация с трудоустройством и поиском заказов в различных регионах. Разговор шел о том, как молодым достичь успеха среди «родных стен», не бросать родину ради столицы или заграницы. Опыт, рецепты, представления и потребности у всех них – разные, по-разному складываются отношения на региональных архитектурно-строительных рынках, в местных профессиональных сообществах. Но опыт каждого из участников встречи доказывал, что достижение успеха во многом зависит от настойчивости, готовности к саморазвитию и к изменениям, а также к активной позиции во взаимоотношениях с представителями рынка и городских властей.
Олег Манов, архитектор, руководитель бюро «FUTURA ARCHITECTS», Санкт-Петербург. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Олег Манов из Петербурга считает, что здание по проекту его мастерской – КПП в Кудрово – построено в полном соответствии с традициями города. Но не потому, что из-за технологических сложностей при строительстве заказчик назвал эту архитектурную инсталляцию «яйцом Фаберже». По мнению Олега, сейчас Петербург – один из самых консервативных городов России, и эта ситуация не соответствует традициям: город основан вопреки природным условиям, за все предшествующие периоды своего существования застраивался актуальной и современной для своего времени архитектурой. Его основная традиция – быть вне контекста, быть вопреки. И КПП-инсталляция только на 10% практически полезна, главное – она создана ради искусства, украшает новый жилой квартал, где каждый метр использован предельно рационально. Такое артистическое высказывание соответствуют genius loci Петербурга, но не контексту коммерческой застройки. Хотя контекстуальные связи другого уровня для этого объекта можно найти среди работ зарубежных архитекторов.
Архитектурная инсталляция КПП. Санкт-Петербург, п. Кудрово
Заказчик: АО «Строительный трест»
Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS
Авторский коллектив: О. Манов, А.Зуева, Г. Шевченко, Ю. Аксенова, С. Кухарский, А. Черейская
Общая площадь – 9,87 кв. м.
Проектирование 2014-2016 гг.
Реализация: 2015-2016 гг.
Фотография предоставлена «Открытым городом»
Олег Манов, архитектор, руководитель бюро «FUTURA ARCHITECTS», Санкт-Петербург. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Помимо всего важно то, что заказчик принял эти рассуждения архитекторов. «Нам повезло, – сказал Олег Манов, – у нас есть два-три заказчика, которые нас слышат».
Зоя Рюрикова, архитектор, руководитель бюро «DA», Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Аккуратное вторжение Гостевой дом нижегородского проектного бюро «ДА», которое возглавляет Зоя Рюрикова, построен только в этом году. Но он уже вошел в число лучших объектов города по результатам местного регулярного конкурса – Рейтинга архитектуры, и по конкурсной традиции получил неформальное название – Броненосец Родион. Действительно, с виду дом напоминает броненосца, стоит на улице Родионова, в ряду, заставленном самыми разнообразными фантазиями по частным заказам. Встраивать новый объект в этот ряд, подыгрывая вкусам соседей – занятие странное и совсем не оправданное с точки зрения ведения бизнеса: даже мини-отель должен быть сразу заметен. Зоя объясняет, что выбор архитектурного решения основан исключительно на ее индивидуальных ощущениях «нижегородского стиля». Форма стыкует представления о параметризме с дачным региональным наивом.
Частный, гостевой дом
Нижний Новгород, ул. Родионова
Авторский коллектив: Зоя Рюрикова, Ольга Грачева, Анаит Огаджанян, Михаил Ногинов. Фотография предоставлена «Открытым городом»
По словам Зои Рюриковой, она пытается делать региональную архитектуру, опираясь на некую локальную идентичность.
Зоя Рюрикова, архитектор, руководитель бюро «DA», Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»
И другая постройка ее бюро также отличается теплом и чудаковатостью. Многоквартирный дом также был победителем одного из Рейтингов архитектуры Нижнего Новгорода, напоминает сильно увеличенный в размерах домик для птиц и называется «Скворушка».
Образ дома складывался из размышлений об индустриальном и купеческом городе, конвейерном и ремесленном производстве, упорядоченности и хаосе в природе Нижнего Новгорода. Масштаб дома значительно превышает параметры окружающей застройки, однако он не выглядит чужеродно и громоздко.
Многоквартирный жилой дом
Нижний Новгород, ул. Красносельская
Авторский коллектив: Зоя Рюрикова, Михаил Ногинов, Юлия Данилова
Проект 2008 г
Реализация 2014 г. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Антон Барклянский – родом из Перми, уже работал в британской и голландской архитектурной компаниях, в мастерской Сергея Скуратова, открыл в Москве собственное бюро, проектирует для разных городов.
Антон Барклянский, архитектор, руководитель бюро Synchrotecture, Москва, Пермь. Фотография предоставлена «Открытым городом»
«Аккуратное вторжение» – определение из описания к его проекту кампуса в сосновом лесу, где на центральную пешеходную ось «нанизываются» малоэтажные дома. Фокус в том, что непринужденная расстановка объемов с оживленными островками между ними рассчитана так, что кубики собраны в целое, будто намагниченные, а расстояния между ними заданы комфортной плотностью застройки. Консультантом проекта была известная голландская компания KCAP, базирующаяся в Роттердаме – строительство в лесу требует европейских подходов. Антон считает подобное сотрудничество необходимым – для повышения качества проекта, и советует «всем студентам, пока есть такая возможность, а сейчас возможностей – миллион, поехать в любую компанию мира, которая вам нравится, и получить актуальный опыт».
Кампус в лесу
Заказчик:
Пермский национальный исследовательский политехнический университет ПНИПУ
Авторский коллектив:
Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Илья Илюхин, Марина Букина
Проектирование: 2011-2015
Реализация: 2016. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Элитный жилой комплекс ASTRA Барклянский построил в историческом центре Перми. И сделал это так убедительно, что объект получил несколько наград, в том числе – как лучший реализованный девелоперский проект в номинации «Наследие. Реставрация», национального этапа всемирного конкурса FIABCI «Prix d’Exellence Awards» – 2017. Строительство жилья сопровождалось реконструкцией торговых пассажей XIX века, которые вместе с новым объектом полагалось включить в активную городскую жизнь. Получилась периметральная застройка с закрытым зеленым двором и коммерческими улицами с внешней стороны. Но прежде всего комплекс привлекает внимание силуэтом с остроугольными крышами, завершающими фасад общим контуром, напоминающим что-то альпийское.
Элитный жилой комплекс и реконструкция торговых пассажей 19-го века
Пермь, квартал 46 центрального района
Заказчик: ГК “КОРТРОС”
Авторский коллектив: Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Михаил Федотов, Марина Букина
Проектирование 2011-2015
Реализация 2016. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Конкурсы. Сила отстраненности
Кстати, Антон Барклянский ценит силу отстраненности. Она бывает у тех, кто сохранил возможность проектировать в родном городе даже после того, как его покинул. Такой архитектор, помимо обретения нового опыта и знаний, перестает оглядываться на известные ему мнения, становится смелее и решительнее. И воспринимается в родном городе более весомо, чем до отъезда. Возможно, это наблюдение трактуется известным выражением про «пророка в своем отечестве», но как принцип срабатывает и по другой схеме, когда архитекторам достаются проекты в городах, проводивших какой-нибудь конкурс.
Станислав Горшунов, архитектор, руководитель бюро GORA, Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Так, например, бюро нижегородца Стаса Горшунова сделало интерьеры двух хостелов в Великобритании. Дарья Толовенкова до того, как стать заместителем главного архитектора Казани, прошла стажировку у Эрика ван Эгерата. А Антон Белов из пензенского бюро «ВЕЩЬ!» рассказал, как город Кузнецк стал победителем конкурса Минстроя по малым городам и выиграл сто миллионов на реализацию их проекта. Никита Маликов, архитектор из Твери, после стажировки в Германии активно ищет заказы в разных городах, сейчас работает в Белгороде, где участвует в разработке локальных градостроительных стандартов Белгородской области.
Фрагмент фасада ТЦ «Жар-птица»
Нижний Новгород
Архитектура – бюро GORA, Стас Горшунов. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Благоустройство. Лошадь, имеющая наибольшие шансы на первенство
Евгений Кутай и Антон Белов, АБ «ВЕЩЬ!», Москва, Пенза и Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Как рассказали Евгений Кутай и Антон Белов, тема благоустройства увлекла их серьезно, больше, чем прежде занимали весьма успешные арт-объекты. Бюро по своей инициативе оформило несколько небольших предложений для города, и оказалось под пристальным вниманием крупного пензенского застройщика. «Фаворит» – лошадь, имеющая наибольшие шансы на первенство, – эта фраза легла в основу идеи благоустройства дворовых пространств ЖК «Фаворит», построенного на месте бывшего ипподрома. Архитекторы бюро «ВЕЩЬ!» Евгений Кутай и Антон Белов придумали, как обыграть образ коня в виде арт-объектов и элементов благоустройства так, что дворовое пространство, созданное по их проекту, стало первым нестандартным в Пензе, вошло в федеральный реестр лучших практик, сформированный Минстроем РФ. Проект содержал оригинальные малые архитектурные формы, новые для Пензы типы детского игрового оборудования, геопластику. Этот опыт расширил горизонты молодого бюро: оно уже участвовало в проектировании по программе «Стрелки», укрепило свою профессиональную репутацию, получило заказы на другие проекты – уже по рекомендациям .
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза.
Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза.
Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза.
Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»
Разработка проектов по благоустройству – в рамках федеральных программ или по желанию частного заказчика – стала той нишей на рынке, которую молодые архитекторы используют для развития и роста собственных компаний. Олег Манов заметил, что крупные опытные мастерские не выделяют благоустройство в отдельные проекты: «Благоустройство – для них это просто часть рабочей документации, отдельно они этим заниматься не будут». Молодые – занимаются, и весьма успешно. Так FUTURA ARCHITECTS Манова проектируют бульвар Белых ночей, и в прошлом году закончился первый этап его строительства.
Бульвар «Белых ночей»
ЖК «NEWПИТЕР». Ленинградская область, пос. Новоселье
Заказчик: АО «Строительный Трест»
Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS
Архитекторы: Манов О., Банникова Е., Лурье А., Сас Л., Шевченко Г., Ямборисов А.
Проект: 2015-2017 гг.
Реализация: 2017-2020 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Бульвар «Белых ночей»
ЖК «NEWПИТЕР». Ленинградская область, пос. Новоселье
Заказчик: АО «Строительный Трест»
Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS
Архитекторы: Манов О., Банникова Е., Лурье А., Сас Л., Шевченко Г., Ямборисов А.
Проект: 2015-2017 гг.
Реализация: 2017-2020 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»
По мере продвижения вглубь бульвара колористическое решение меняется от темного к светлому, меняется тип покрытия и озеленения, раскрываются новые зоны для тихого и активного отдыха. Зоны связаны переходными тротуарами и сквозной двухполосной велодорожкой с велопарковками в начале и конце бульвара.
Дарья Толовенкова, заместитель главного архитектора г.Казани. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дарья Толовёнкова, заместитель главного архитектора города Казани уже после круглого стола открывала очередной новый объект в Казани – бульвар по улице Фучика.
Бульвар по ул. Фучика, Казань.
Общая площадь: 32745,2 кв. м.
Площадь озеленения 18 500 кв.м. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Бульвар по ул. Фучика, Казань.
Общая площадь: 32745,2 кв. м.
Площадь озеленения 18 500 кв.м. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Двор Лукина, Казань
Авторский коллектив: Дарья Толовенкова, Екатерина Андреева, Константин Самарцев, Наталия Яблонская, Эльвина Ахметсагирова, Лилия Еникеева, Рузаль Фархуллин, Вадим Убейкин, Эльвира Рахмеева. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Двор Лукина в Казани – один из самых сложных и необычных дворов города – треугольной формы с большим числом хаотичных транзитных дорожек, по краю которого ходит трамвай. Главной задачей проекта стало формирование зонирования для всех групп пользователей.
Парк «Весна» находится в подтапливаемой весенними водами зоне реки Нокса. Течение воды стало ключевой идеей для парка. Были сформированы заводи с существующими большими деревьями, на возвышенных солнечных зонах разместились детские площадки, зоны для отдыха. Парк – пример эффективного экологического решения, без вмешательства в естественную природную среду.
Дарья Толовенкова, заместитель главного архитектора г.Казани. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Сейчас кажется странным, что полтора года после института Дарья не могла найти работу – по ее портфолио ей советовали иллюстрировать детские книги. После собеседования ее приняли в творческую группу при мэре города – тогда и началась работа с улицами, дворами и парками.
Урбанистика. Взаимодействие с социумом
Один из выводов, сделанных Дарьей Толовенковой из личной практики работы в проектах по благоустройству, она изложила на круглом столе: «Мы поняли – общаться с горожанами не страшно, это прекрасно, они очень позитивные, и нужно их слушать. Если все принимать в штыки, ничего не получится. Нужно договариваться».
Самарский архитектор Мария Храмова развивает мысль дальше: «Необходимо менять отношение общественности к архитектору. Молодым архитекторам, студентам не надо останавливаться на том традиционном образовании, которое дают даже уже и «Стрелка», и МАРШ. Надо выходить в город, участвовать в каких-то маленьких или больших проектах с реальными людьми, с жителями, со стейкхолдерами, с властью, с экспертами в различных областях. Это ни в коей мере не исключает традиционного образования, но идет с ним параллельно».
Дмитрий и Мария Храмовы показали проект музея Эльдара Рязанова в Самаре. Здесь создается выставочное пространство и кинозал на 100 мест, где будут демонстрироваться фильмы Рязанова, планируется воссоздать интерьеры легендарных фильмов.
Дмитрий и Мария Храмовы, архитекторы, руководители бюро «АРТПОЛИС», Самара. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дмитрий Храмов, архитектор, руководитель бюро «АРТПОЛИС», Самара. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Музей Эльдара Рязанова. Самара, 2018
Проект:«Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Елена Табаева. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Музей Эльдара Рязанова. Самара, 2018
Проект:«Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Елена Табаева. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Как оказалось, Дмитрий и Мария Храмовы развивали в Самаре урбанистику еще с девяностых, связывая свою работу непосредственно с исследованием городских процессов, коммуникацией с жителями. Разработали свою образовательную программу, организовали мастерскую «Артполис» – с многочисленными разнообразными воркшопами на актуальные темы, – провели ту работу, которая только разворачивается сейчас в других городах.
«Не держите себя в традиционных рамках, как образования, так и творчества, – считает Дмитрий. –Пробуйте выходить за рамки профессии, быть политиками, девелоперами, активными горожанами, тогда у вас будет все получаться».
Храмовых поддерживает Зоя Рюрикова, открывшая в Нижнем Новгороде филиал Центра прикладной урбанистики: «Можно закончить аспирантуру МАРХИ, как сделала я, можно получить еще несколько профессий, но, я считаю, в первую очередь, нужно обязательно участвовать в жизни города и быть горожанином».
Реконструкция и реновация. Научиться работать малыми средствами
В выступлениях Стаса Горшунова и Никиты Маликова звучали слова о том, что архитекторам не надо бояться ни скромных бюджетов, ни простых приемов, ни малых средств. «Да, так вы вряд ли создадите какую-то супервыдающуюся архитектуру в регионах, но я вам скажу честно, в Москве ее у многих архитекторов получается создавать? Только у «топовых». А как стать «топовым»? Надо сначала научиться работать – регионы для этого просто идеальное место», – эти рассуждения Маликова – еще один вариант возможного развития для молодых архитекторов.
Никита Маликов, архитектор, руководитель бюро Никиты Маликова, Тверь. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Здание бывшего пожарного депо постройки начала XX века располагается в старом промышленном центре Твери. Во время войны оно было сильно разрушено, восстановлено под склады. Современный собственник здания хотел облагородить внешний вид и пригласил студию для поиска решений. В итоге разработанный план включал полный уход от навесного фасада без изменения бюджета. Под слоями штукатурки и краски была обнаружена чудом сохранившаяся старинная кладка. Бюджет не позволял восстановить первоначальный облик. Тогда было решено «вытащить кладку на свет» и законсервировать. Чтобы подчеркнуть историю здания, все советские надстройки покрыты контрастным материалом – черным профилированным листом. Контрастное решение позволяет разглядеть судьбу сооружения, поладить с окружением, и в тоже время сохраняется возможность вернуть исходный старинный облик, если начнётся комплексная реконструкция квартала.
Лофт 107. Тверь
Проект реновации. Архитектор Никита Маликов. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Лофт 107. Тверь. Архитектор Никита Маликов. Фотография предоставлена Никитой Маликовым
Тактический урбанизм – улучшения пространства быстрыми, недорогими средствами, без капитальных изменений – также хорошая возможность для приобретения опыта и профессионального веса. Никита Маликов рассказывает: «Мы разрабатываем проект набережной вместе с голландским бюро «Окра», уже готовим рабочую документацию. Так что вполне возможно, мы будем делать парк у Речного вокзала… Этот проект у всех на слуху, и мне пришли заявки от тверских предпринимателей еще сразу на две площадки».
«Подснежник» бюро Дмитрия Храмова, на первый взгляд, рассказывает не об ограниченных средствах, а, напротив – хороших возможностях развернуться фантазиям архитектора. Но сюжет этого проекта «загнан» в рамки реконструкции – сгоревшего бывшего спортивного комплекса, который требовалось соединить с остовом недостроенного – в течение десяти лет – административного блока.
Дома из черновых материалов (каркас- дерево, оделочный материал – ЦСП+ необрезная доска)
Нижегородская область. Бюро Горшунова GORA. Авторский коллектив: С. Горшунов, А. Шишкин, А. Феоктистова. Срок проектирование и реализации – 3 месяца 2016-2017. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дома из черновых материалов (каркас- дерево, оделочный материал – ЦСП+ необрезная доска)
Нижегородская область. Бюро Горшунова GORA. Авторский коллектив: С. Горшунов, А. Шишкин, А. Феоктистова. Срок проектирование и реализации – 3 месяца 2016-2017. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова».
Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП)
Проектирование, реализация- 2011-2017
Общая площадь – 4022 м2
Спортивный корпус – 1403м2
Бассейн и спа-комплекс – 1681м2
Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Поэтому спортивно-оздоровительный комплекс изначально получал трехчастную структуру – административно-бытовой корпус с коммуникационным каркасом, бассейн и спортивный зал. Но и соединение двух частей старого в одно новое было лишь частью задачи. От архитекторов требовалось создать новый по своему назначению для этого места многофункционального центр, который стал бы основной доминантой территории.
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова».
Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП)
Проектирование, реализация- 2011-2017
Общая площадь – 4022 м2
Спортивный корпус – 1403м2
Бассейн и спа-комплекс – 1681м2
Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова».
Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП)
Проектирование, реализация- 2011-2017
Общая площадь – 4022 м2
Спортивный корпус – 1403м2
Бассейн и спа-комплекс – 1681м2
Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»