Чтобы было, куда человеку пойти

Конкурс на стандартное жилье, проведенный АИЖК и КБ «Стрелка», должен поменять без преувеличения весь ландшафт современной России. Исследуем проекты финалистов малоэтажного жилья.

mainImg
О проектах среднеэтажной модели конкурса АИЖК на стандартное жилье мы уже рассказывали. Здесь рассмотрим проекты малоэтажных кварталов – их в финал конкурса вышло пять. Малоэтажность предполагает высоту до 4 этажей, участок – самый крупный из всех, 2–4 га, с максимальной стороной до 300 м; ключевой особенностью квартала организаторы называют его вытянутую форму, позволяющую выстроить дома в ряд. Заданная плотность застройки 4000–6000 м2 / га, ширина улицы от 6 до 20 м, большинство домов согласно заданию имеют участки – до 500 м2, меньше шести соток. Жителей на тестовом участке запланировано от 100 до 320 человек, парковок – 1 машина на 2-3 человека, то есть от 37 до 120.

Из инфраструктуры, как и в среднеэтажной модели, требовалось спроектировать детский сад. Фронт застройки должен был быть открытым, проницаемым для пешехода, – с другой стороны, не стоит думать, что формат совсем уж пригородный – скорее уж он соответствует историческим российским «малым городам» с учетом их советского уплотнения. Собственно, одна из задач, озвученных организаторами – предложить комфортный, но компактный тип застройки. Типы домов, предложенные конкурсантам: индивидуальный дом с собственным участком, блокированные дома, таунхаусы и «малоквартирный» дом с одним входом, до 4 этажей в высоту – по-английски он назван urban villa.
Схема малоэтажной модели в задании © АИЖК + КБ «Стрелка»
Типы домов малоэтажной модели в задании © АИЖК + КБ «Стрелка»
***

Чего не хватает поселкам городского типа и деревням, унаследованным от советского времени? Чтобы было, куда человеку пойти (перефразируя Достоевского с новым смыслом). Доводилось наблюдать подмосковные села: хаотичная, небрежная среда, люди собираются смотреть ЧМ по футболу в блинную на сетевой автозаправке, до которой около километра от крайнего дома. И вдруг появляется кафе с многозначительным названием «Рай», которое предлагает бизнес-ланчи по 150 руб. Одно на несколько тысяч человек. Но оно востребовано не столько местным населением, сколько строительными рабочими и торговцами, которые обслуживают растущие вокруг коттеджные поселки. Местное же население встречается и обменивается новостями в супермаркете.
***

Grupo H d.o.o. Европейский городок
Словения
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)

Цель – сформировать невысокой плотности поселение как смесь городской и природной среды. Деревенский квартал в проекте Grupo H имеет правильную квадратную форму со стороной около 300 м. Он ограничен главной автомобильной улицей и местными, более узкими. В планировке используется не ортогональная сетка, а более свободная, чтобы увеличить естественность и разнообразие среды. Все площади неправильной формы. К ним ведут неширокие пешеходные улицы, но больше 3,5 м, что соответствует ширине пожарных проездов.
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)

Есть ощущение естественно складывавшегося веками поселения, причем скорее средневекового европейского городка, чем русской деревни. Домики с двускатными крышами сбиты в группы, чередующиеся с деревьями. Проницаемость природной и архитектурной среды выглядит хорошо, но моментально возникает вопрос: кто будет ухаживать за мини-рощицами между домами? Жители или нанятые ими службы? Пока это не работает даже в дачной местности.

Человеческий масштаб задают двухэтажные домики со скатной крышей и неширокими фасадами. Частные дома выходят на красную линию улицы, равно как и симпатичные деревянные сарайчики. Это, кроме прочего, остроумный способ борьбы с заборами, которые так любят в России. Дом и сарай загораживают собой вид на участок, поэтому есть надежда, что заборы не потребуются. Для таунхаусов предусмотрены мини-садики в английском стиле со стороны улицы. Для проекта характерна модульность, из отдельных блоков можно собрать разные типы домов и даже торговые здания. Типология жилья, которая была дана в конкурсном задании: частные дома, блокированные по два, таунхаусы и урбанистические виллы на несколько квартир, перемешана в пространстве, чтобы избежать сегрегации богатых и бедных.
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)

В центре – две площади неправильной, живописной формы. Возникает вопрос, как там сформируется общественная жизнь? Вокруг стоят жилые домики под разными углами, образуя очень размытые границы. Будет ли место восприниматься как уютное и защищенное со всех сторон, как бывает в маленьких европейских городках? И какие функции будут привлекать туда народ? Возможно, детский сад, как в данном проекте. В реальном селе обычно есть супермаркет, клуб, место для ярмарки и церковь. Площадь стихийно образуется около этих функций, чаще у супермаркета. В проекте Grupo H есть въездная площадь с магазинами на границе с дорогой. Скорее всего, именно она станет главной. Остальные будут хороши, если благоустройство сделают такое же привлекательное, как на картинке в проекте. Хочется верить, что на одной из них появится кафе «Рай» с ланчами по 150 р. И что смотреть футбольные матчи люди будут там.
zooming
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)
zooming
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)
zooming
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)
zooming
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)
zooming
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)
Малоэтажная модель застройки © Grupo H d.o.o. (Словения)

Для сблокированных по два домов очень любопытно выглядят веранды, которые называются солнечными комнатами – стеклянные домики под скатными крышами, нечто среднее между теплицей и зимним садом. Не совсем понятно, как эта штука функционирует зимой, но выглядит красиво. А вот витражное окно в гостиной, граничащей с садом, которое есть в большинстве домов, – вещь в нашем климате реальная: энергосберегающие стеклопакеты сохраняют жилую температуру, а сколько удовольствия от таких окон, знают все. Сады рядом с домами-кластерами – открытые, поэтому взаимодействие между жителями предполагается очень тесное. Либо тут будут жить друзья-родственники, либо люди молодые, западного плана. Вариант «в купальнике на грядке» тут не пройдет. В целом проект предполагает довольно тесную коммунальную жизнь европейского типа, основанную на высокой сознательности и развитой учтивости. У нас же ментальность населения меняется медленно: учтивость растет, но остается на втором месте после нежелания здороваться с соседом.

Из особенностей планировки: у каждого частного дома на семью из четырех человек есть три спальни наверху, два санузла там же, гостиная внизу вокруг лестничного блока и третьего санузла. Три санузла на четверых – высокий для России стандарт жизни. Интересна планировка однокомнатной квартиры 39 м2 в урбан-вилле: санузел находится внутри закрытого блока, а блок – в центре квадратной комнаты. Этот блок и зонирует пространство: загораживает входящему вид на кровать (некоторая степень интимности достигнута) и разделяет комнату на гардеробный угол, кухонный угол, столовый угол, гостиный угол.
***

PPA Arquitetura. Почти то, что есть сейчас
Бразилия
Малоэтажная модель застройки © PPA Arquitetura (Бразилия)

Архитекторы предлагают среду, на первый взгляд близкую той, что существует сейчас в поселках городского типа: среди одно-двух-этажных двускатных домиков ИЖС возвышается несколько 4-5-этажных жилых зданий, визуально сходных с панельными. Но внутри этой схемы много всего придумано. Квартал имеет максимальный размер 4 га, на 556 жителей 200 парковок (пропорция, как в задании).

В пояснительной записке архитекторы уверяют, что их интересовало исследование коллективного жилья в традициях модернизма. То есть обобществление быта, но, конечно не в тех утопических формах, что сто лет назад. Отдельные участки около частных домов есть, но очень небольшие. Коммунальные огороды образуются на территории, окруженной несколькими домами. Сама территория выглядит уютной, безопасной, и мне кажется, ее лучше было бы использовать для детских игр. Дети на ней могли бы гулять, не выходя за границы двора, под присмотром взрослых, даже если родители смотрят всего лишь из окон.
Малоэтажная модель застройки © PPA Arquitetura (Бразилия)
Малоэтажная модель застройки © PPA Arquitetura (Бразилия)
Малоэтажная модель застройки © PPA Arquitetura (Бразилия)
Малоэтажная модель застройки © PPA Arquitetura (Бразилия)

Второй принцип, заметный в проекте: много вариаций стандартных элементов.

«Проект продиктован желанием создать поэтичное и красивое скорее, чем простое и рациональное», – пишут архитекторы. Видимо, именно этим желанием объясняются диагональные смещения от прямоугольного плана поселения. Они, на мой взгляд, не производят впечатления логичных и затрудняют ориентацию. В то же время именно в проекте PPA есть настоящие улицы с фронтом фасадов, хотя из архитектурного оформления домов не вполне очевидно, что они могут быть использованы для стрит-ритейла. Сообщение внутри квартала обеспечивают проезды и велодорожки. Общественное пространство в центре с футбольным полем и общественным зданием – понятно и привычно, оно не городское по характеру, а именно рекреационное, скорее для спорта, чем для кафе. Торговый центр расположен на краю поселения.

Видимо, тем же стремлением к живописности, что и диагональная ориентация центральной площади, объясняется уход от ортогональности в планах домов и квартир: например, в урбан-вилле большинство комнат – не прямоугольной, неправильной формы. В сдвоенных кластерных домах пространство под скатной крышей использовано для дополнительного антресольного этажа.

В проекте акцентирована экологическая составляющая. Сбор дождевой воды и частично зеленые кровли, а также продуманный наклон кровли на тот случай, если захочется поставить солнечную батарею для нагрева воды, – все это приметы экологической архитектуры. Собирать воду логично, а зеленые кровли в сельской местности, где хватает природных поверхностей, едва ли будут востребованы.
***

T.A.R.I. Architects. Большие и маленькие
Италия
Малоэтажная модель застройки © T.A.R.I-Architects (Италия)

Следуя конкурсному заданию, архитекторы подчеркнули в своем проекте разнообразие, услышав в английском слове diversity слово city. В результате проект назван Divercity и даже имеет соответствующий логотип. Суть идеи в том, чтобы от стандартизации и безликости советской массовой застройки перейти к домам, которые помогут самовыражению владельцев. Архитектура понимается как пространство индивидуальной свободы. Использован модульный принцип, а типологию дома, форму, цвет, размер и материал человек может выбрать сам. Это похоже на автомобильную линейку предложений. То есть дом может оказаться деревянным, а может, если судить по визуализациям, и стеклянным.
Малоэтажная модель застройки © T.A.R.I-Architects (Италия)
Малоэтажная модель застройки © T.A.R.I-Architects (Италия)
Малоэтажная модель застройки © T.A.R.I-Architects (Италия)
Малоэтажная модель застройки © T.A.R.I-Architects (Италия)
Малоэтажная модель застройки © T.A.R.I-Architects (Италия)
Малоэтажная модель застройки © T.A.R.I-Architects (Италия)

В концепции авторов размер имеет значение. В пояснении к проекту показано, что вместо нарезки квартала на крупные лоты с помощью проездов и заполнения лотов одинаковыми пластинами панельных домов, как то было в советское время, использован принцип, названный «принципом плитки»: каждый из крупных лотов разделен на несколько прямоугольных кусочков разного размера (они так и помечены XS, S, M, L, XL). А на них уже размещены дома, общественные функции, общественные пространства и зелень. Причем все это разного размера: например, есть большой общественный парк на краю урбан-блока, а есть зеленые проулки; есть большая площадь со спортплощадкой и амфитеатром, а есть малюсенькая, для близлежащих домов; есть большая торговая улица и зона мелких уличных торговцев. Есть общественный сад и частные садики (private hortus). И так далее.

Две главные улицы пересекаются под прямым углом, но не по центру квартала, остальные проезды делят урбан-блок на крупные лоты. А внутри, действительно, образуется много маленьких уютных и разнообразных зон, границы которых созданы где-то фасадами, где-то высаженными в ряд деревьями, где-то покрытием. То есть оформленность и обустроенность среды становится в разы выше, чем это свойственно в наши дни среде малых городов и поселков.
***

Akhmadullin architects
Россия
Малоэтажная модель застройки © Akhmadullin Architects (Россия)

В проекте два акцента. Первый – современное благоустройство, улучшающее среду при любой планировке. Второй – модульность. Планировка квартала, вытянутого в длину, кажется довольно обычной. Улицы и пешеходные дорожки пересекаются под прямым углом, причем главные улицы не выделены, все они более или менее одной ширины, все, кроме одной, – короткие, очевидно, чтобы машины не разгонялись и пешеходам было комфортно. В центре расположены площадь и парк, разделенные протяженным общественным центром с башенкой, что придает ему сходство с церковью, а с другой стороны парка – детский сад. Тщательно продумано благоустройство: мягкое разделение на автомобильные зоны и мощеные пешеходные дорожки с помощью невысокого тротуара, парковочные карманы.

Второй акцент – модульность. Индивидуальный дом может быть выполнен в четырех вариантах: с террасой/без террасы, с двускатной/односкатной крышей, с мансардными окнами/без них. Соответственно, когда эти варианты блокируются в два или несколько домов, требуемое разнообразие фронта фасадов достигается автоматически. Урбанистическая вилла, напротив, представляет собой единый кубический блок.
Малоэтажная модель застройки © Akhmadullin Architects (Россия)
Малоэтажная модель застройки © Akhmadullin Architects (Россия)
Малоэтажная модель застройки © Akhmadullin Architects (Россия)
Малоэтажная модель застройки © Akhmadullin Architects (Россия)
Малоэтажная модель застройки © Akhmadullin Architects (Россия)
Малоэтажная модель застройки © Akhmadullin Architects (Россия)
Малоэтажная модель застройки © Akhmadullin Architects (Россия)

Визуализации домов со сплошной кирпичной кожей, покрывающей и стены, и крышу, выглядят модно. В России такое встретишь разве что на знаменитом московском клубном Арт-хаусе Сергея Скуратова. На большинстве крыш заметны мансардные окна, то есть в большинстве домов используется чердачное пространство, в чем можно увидеть установление новой нормы для русского климата (раньше холодный чердак был нужен как буферная зона, при современных технологиях это не обязательно). В большинстве планировок кухня совмещена с гостиной – так называемый евро-вариант. Отсюда ощущение двух полноценных пространств – двух комнат – создается даже в однокомнатной квартире.
***

Проектная группа «Пионер». Пекарня и улей
Россия
Малоэтажная модель застройки © проектная группа «Пионер» (Россия)

Авторы написали прочувствованный текст о малых городах, исчезающих и страдающих от хаотичной и заброшенной среды, образованной панельной застройкой. Основной потенциал архитекторы видят в соединении частного малоэтажного дома с приусадебным участком и привлекательной городской среды, то есть в совмещении бонусов деревни и города. «В малые города больше не вторгнется уродующая их высотная панель, – пишут авторы. – Малый город останется малоэтажным с высотными доминантами в виде колоколен и старых заводских труб».

Благоустройство внимательно ранжировано: по периметру квартала идут улицы с разделенным транспортным и пешеходным потоками, в центре спроектированы проезды для совместного использования, а проходы к общественным зонам – строго пешеходные. Как заправские урбанисты, архитекторы рисуют профиль улицы (внутреннего проезда) совместного, пешеходно-автомобильного использования.

В рисунках а ля комиксы авторы представляют несколько утопическую, но, в общем, реализуемую картину провинциального обихода: семья живет в своем доме, дышит чистым воздухом, до работы 7 минут пешком, по дороге с работы заходят в пекарню за свежим хлебом, едят продукты со своего огорода, а у главы семейства на участке устроен улей. Большинство параметров этой жизни и сейчас есть в малых городах, кроме, пожалуй, пекарни и благоустройства.
Малоэтажная модель застройки © проектная группа «Пионер» (Россия)
Малоэтажная модель застройки. Схема устройства кварталов © проектная группа «Пионер» (Россия)
Малоэтажная модель застройки © проектная группа «Пионер» (Россия)
Малоэтажная модель застройки © проектная группа «Пионер» (Россия)
Малоэтажная модель застройки. Стилистические наборы/скины © проектная группа «Пионер» (Россия)

Интересно, что в иллюстрации к проекту авторы встроили свои малоэтажные дома и общественные пространства в реальный город с хрущевками. И указали в примечании, что проект подготовлен на примере города Спокойный. Это означает, что архитекторы готовы улучшить существующую рыхлую городскую среду, а не только строить все с чистого листа.

Размер квартала всего 1 га, но на 100 жителей предусмотрено целых 60 парковочных мест. Это довольно много, в других проектах их чуть больше трети, как в конкурсном задании. Гуманность по отношению к автомобилистам людям бы понравилась. В России, тем более в провинции, трудно жить без автомобиля.
***


Таким образом, во всех проектах присутствуют гибкость, разнообразие, модульность, двускатные крыши, общественные пространства и функции, развитое благоустройство. Но остаются вопросы, как дальше работать с населением. Оно ведь склонно портить вид заборами из профлиста и белыми стеклопакетами, и ждать, что вкус разовьется, наивно. Люди они везде люди. Например, в образцовом городе Паундбери в Дорсете (Великобритания), спроектированном по всем правилам Нового Урбанизма, есть спецкод, который запрещает в строительстве домов все материалы, кроме местного кирпича определенной кладки, уродливые пластиковые вывески и вообще весь пластик, антенны на крышах, мусорные контейнеры со стороны улицы. Автомобиль должен быть спрятан за домом, улицы узкие, чтобы машины не разгонялись больше 10 км в час и так далее. Жители ворчат, но правила соблюдают. И успех затеи доказан: город существует с 1993 года, строятся новые очереди, цена на недвижимость растет, а народ из окрестных деревень специально приезжает в Паундбери погулять. То есть коммерческий успех эстетических усилий, вложенных в среду, очевиден.

26 Февраля 2018

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Пресса: Консерватизм и холод. Что думают иностранные архитекторы,...
Россия — родина одного из самых амбициозных проектов по созданию жилой среды. Однако сегодня пришло время переосмыслить советское наследие и найти современную альтернативу существующему массовому жилью. Strelka Magazine пообщался с приехавшими в Москву иностранными архитекторами — финалистами Открытого международного конкурса архитектурных концепций стандартного жилья и жилой застройки. Их проекты, возможно, изменят то, как будут выглядеть подъезды, дворы и квартиры сотен тысяч россиян.
В ожидании деревянных городов
Изучаем семь проектов «центральной модели» конкурса стандартного жилья АИЖК, вышедших в финал. Среди них два рассчитаны на деревянный конструктив и отражают ожидание скорого изменения нормативов – разрешения многоэтажного строительства из дерева в РФ. Уже в июле, говорят знающие люди.
Пресса: Новые стандарты: архитекторы — о будущем массового...
Пока в Минстрое еще только разрабатывают новые требования к типовому жилью, архитекторы его уже проектируют. Первого февраля стали известны финалисты международного конкурса стандартного жилья. О том, каким оно должно быть, портал Ради Дома PRO поговорил с членами жюри и авторами лучших проектов.
Пресса: Как выбирают новое массовое жильё в России
1 февраля станет известно, на что будет похоже новое стандартное жильё. 20 лучших проектов Открытого международного конкурса стандартного жилья и жилой застройки выберет жюри, в состав которого входят мировые архитекторы Жан-Поль Вигье, Рикардо Девеса, Хелле Джуль, Джованна Карневали, исследователь Харальд Мооль, а также архитектор Елена Еременко, первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, архитектор и член Союза немецких архитекторов Сергей Чобан, начальник аналитического отдела уральской палаты недвижимости в Екатеринбурге Михаил Хорьков и генеральный директор АИЖК Александр Плутник.
Пресса: Однушки вышли в тираж
Для нового жилья в России появится правило «один человек — одна комната», а высота потолков поднимется на 30 см. Снизится и доля однокомнатных квартир в многоквартирных домах с более чем 50 до 40% — это позволит разнообразить жилые форматы. Минстрой России и АИЖК разрабатывают подходы к стандартному жилью будущего. Они появятся после проведения конкурса на разработку его проектов. «Известия» ознакомились с техническим заданием конкурса, а также с наработками по стандарту, которые совсем скоро оформятся в рекомендации к застройщикам и муниципалитетам России.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.