Город золотой середины

Рассматриваем проекты среднеэтажной модели конкурса на стандартное жилье, и размышляем об условиях и целях конкурса.

mainImg
Начинаем изучать 20 проектов конкурса концепций стандартного жилья, выбранных жюри для доработки во втором туре.

Стандарт
Для основы задания организаторы конкурса использовали главы Стандарта комплексного развития территорий (КРТ), над которым АИЖК и КБ «Стрелка» работают с 2016 года и который, согласно планам, должен быть готов как раз сейчас, в начале 2018. На том же стандарте начата разработка объемно–пространственного регламента (ОПР) города Саратова, выбранного в качестве пилотного для его апробации вместе с Калининградом и Владивостоком. 

«Типовуха» или исследование? 
Кажется достаточно очевидным, что конкурс – тоже одно из средств тестирования получившегося стандарта. Впрочем, тут мы уходим в область предположений, поскольку перспективы использования конкурсных проектов – наименее ясное место всей истории с его проведением. Задачи сформулированы красиво и в своем пафосе – правильно, но нечетко. Прежде всего: работали ли архитекторы над действительно типовыми проектами или помогали разрабатывать новые нормы на будущее? Корпоративное издание КБ «Стрелка» Strelka magazine называет проектируемое жилье «новым поколением типового», в названии конкурса оно именуется «стандартным». В комментарии к решению жюри глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что, во-первых, все это еще обсуждается, а во-вторых, что проекты можно будет «выкупить и поместить в единый реестр типовых проектов», который ведет министерство, откуда их смогут брать застройщики; или что девелоперы смогут напрямую «выйти» на авторов конкурсных проектов, «или взять решения за основу».

В то же время в ТЗ конкурса, в самом его начале в качестве цели заявлено «…создать альтернативу типовому проектированию». Вот и неясно, что проектируют: типовое жилье или его альтернативу. Достоверно же пока мы знаем только одно – доработанные 20 проектов в мае планируется показать на форуме «Среда для жизни» в Калининграде.

Надо сказать, что данный конкурс – не первая попытка проектировать новое типовое жилье. Московское правительство занимается этим уже несколько лет, и те проекты намного больше похожи на типовое жилье, прямо сейчас готовое для отправки в серию.
zooming
Параметры трех моделей жилья из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

Задание
Конкурсные же работы, действительно, больше похожи на исследование возможностей изменения городской среды. Их сходство определено техзаданием, в котором учтено множество параметров, прежде всего плотность и высотные ограничения, очень умеренные по современным российским меркам. Стандарт одновременно предполагает ограничение высоты: 5-7 этажей для среднеэтажной модели и 9, всего на 2 этажа больше для так называемой центральной, – и стремление к большей компактности застройки, прямо заявленное в ТЗ. В малоэтажном формате, таким образом, участок для любого дома, индивидуального, блокированного и таунхауса, ограничен 500 м2, а плотность среднеэтажжной модели в 1,5-2 раза превосходит существующие пятиэтажные микрорайоны: 15 000-20 000 м2/га, не превращая, впрочем, 5-этажные дома в 10-этажные. Ограничение по плотности для центральной модели – 25000 м2/га – примерно соответствует средней плотности пилотных проектов реновации, показанных недавно на выставке.
Параметры среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

В остальном в задании можно увидеть множество здравых параметров, так что его хочется даже рассматривать как разновидность учебника по современному жилому строительству. От проектов требовались: модульность и адаптивность, минимум каркаса, компактно собранные коммуникации и «мокрые» зоны, максимум возможностей для перепланировок, плюс экологичность, устойчивость, учет климатических зон (на этот счет в ТЗ предусмотрен специальный раздел), расчет вывоза мусора, соответствие пожарным нормативам и нормативных же расстояний между домами, деревьями, парковками. Про инсоляцию так строго не сказано, рекомендована лишь достаточная освещенность, но существующие нормы задание и не отрицает. В пластическом отношении рекомендовано разнообразие, использование лестнично-лифтовых блоков для дробления фасадов уступами или выступами. Также в задании заложены все радости современных представлений о правильной урбанистике и того, что называют комфортной средой: дворы без машин, велодорожки, коммерческие и общественные функции первых этажей (их потолки должны быть не меньше 5 м в высоту). Двор квартала – для среднеэтажной застройки предложены участки площадью 2-3 га с максимальной длиной 200 м – рекомендовано было разделить на части.
zooming
Рекомендуемое соотношение квартир среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»
zooming
Малоэтажный дом и секционный дом с центральным типом доступа. Рекомендуемые дома среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»
zooming
Секция коридорная и галерейная. Рекомендуемые дома среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

С другой стороны, в задании заложен некоторый запас для эксперимента. От участников требовалось спроектировать 3 типа домов, для среднеэтажной и центральной моделей это: малоквартирный дом-«башенка» (по-английски он назван urban villa), он стоит отдельно и используется для уплотнения застройки; традиционный на наших просторах секционный дом, и непривычный галерейный. Последний популярен в Европе, в России же почти забыт из-за его малой эффективности, поскольку слишком много потенциально полезных метров уходит на галерею. Авторы задания – то есть КБ «Стрелка» – по-видимому, хотят немного «раскачать» устоявшуюся на рынке типологию, предложить непривычные варианты.

К той же теме можно отнести и рекомендацию проектировать в первых этажах двухъярусные квартиры с отдельным входом и личным палисадником, эксплуатируемые кровли и террасы – все это кажется элементами роскоши и психологически не вписывается в современные российские представления о массовом жилье. Расчет квартир в ТЗ также включает линейку от студий по 20 м2 до 4-комнатных площадью 100 м2.

Если с высотностью, плотностью, также как со всяческой инфраструктурой и требованиями к планировкам квартир в задании все хорошо настолько, что оно начинает казаться утопически-нездешним, то парковки ограничены если не по-сингапурски, то в целом жестко. Что впрочем характерно для урбанистической моды. В малоэтажной, то есть пригородной, модели по расчетам задания одно машиноместо приходится на 2-3 человека, в средней – на 4-5, в центральной – на 6-7. Иными словами в пригороде одна машина достанется на семью с одним ребенком, в среднеэтажной модели на две таких семьи, а в центральном и не на каждые две. Ну, предположим, там будут жить хипстеры и офисные сотрудники-одиночки, предпочитающие метро. Ах да, не во всех российских городах оно есть, а в семи всего. Еще в двух строительство прекращено, в Челябинске пока строится. К чему это я? Очень хорошо нужно будет наладить работу общественного транспорта, чтобы данные расчеты машиномест стали восприниматься как гуманные. Как бы жители комфорной среды не начали освоение новых стандартов борьбы за парковочные места.

Между тем, поскольку подземные парковки во всех проектах отсутствуют, у большинства авторов машиномест еще меньше, чем в задании: 100-150 – по-видимому, в расчете на наличие надземной парковки в соседнем квартале. Мало кому удалось приблизиться к названным в задании 235 местам и тем более превзойти их.

Итак, положенные в основу конкурсной программы свежие стандарты АИЖК и КБ «Стрелка» предлагают стране очень умеренную и комфортную плотность в качестве нормы, настаивают на адаптивности, разнообразии и других параметрах, делающих городскую среду комфортной. Экспериментируют с подзабытой типологией жилого строительства. Парковки планируют по минимуму, отчасти, возможно, потому, что при обилии «приятных плюшек» проекты рассчитаны на небольшую себестоимость.

Из присланных 307 проектов на долю среднеэтажной застройки пришлось 144 работы – ее гуманные параметры и созвучность идеям «нового урбанизма» привлекли почти половину всех авторов (соответственно 65 для малоэтажной и 98 для центральной). Победители тоже распределились неравномерно: 8 среднеэтажных, 6 центральных и 5 малоэтажных. Очевидно, что средняя модель особенно любима и авторами, и жюри. Так что мы начинаем рассмотрение конкурсных работ со среднеэтажной модели, хотя перспективы ее внедрения на просторах страны и смахивают, во всяком случае пока, на утопию в духе коммунизма к 1980 году.
 
***

План Б: стыковочный модуль
Россия
Себестоимость: 31 000 – 39 000 р./м2

Макс. высота: 30,6 м
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

Квартиры укладываются в домах как элементы хорошо подогнанного тетриса, включая двухъярусные на верхних этажах, где, к примеру, на верхнем ярусе может располагаться кухня-гостиная со скошенной кровлей. Инженерные коммуникации собраны в дискретную «сервисную стену», она проходит ближе к центральной оси каждого дома. Потолки 2,7 м. Предусмотрены эксплуатируемые кровли и вырезы с террасами на уровне кровли второго яруса и множество функций, включая довольно-таки экзотические, как сауна, ярмарка или гостиничные номера для жильцов, тех, кому нужно уединиться. Палисадников при первых этажах нет, но во дворе вычерчен прямоугольник «коллективных огородов».
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

Решение обладает структурным «зеркалированным» изяществом соподчинения и стыковки. Галерейные дома ориентированы, согласно рекомендациям, меридионально с севера на юг и выстроены по длинным сторонам прямоугольника. Их коридоры зигзагообразны: обращены то на восток, то на запад; квартиры здесь в основном маленькие. Секционные дома «с центральным типом доступа» вытянуты с востока на запад вдоль торцов участка; в этих домах больше 3-4-комнатных квартир. Подземных парковок нет, но некоторое количество надземных примыкает к первым этажам секционных домов со стороны двора и скрыты геопластикой, отчего поверхность двора в целом приобретает вогнутую конфигурацию, подобную скейтодрому.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

«Вогнутая» поверхность двора разделена на три почти равные части 118х45 м поперечными отрезками секционных домов и «малоквартирными» башнями, в них по 8 этажей, включая небольшой «запас» девятого со скошенной кровлей, что как будто нарушает ограничение. В центральной устроен внутренний проезд, боковые свободны от машин. Все три внутренних двора связаны кольцом пешеходного променада.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

Линии галерейных домов разорваны широкими проездами и прорезаны арками, которые должны обеспечить «стыковку» кварталов между собой и их соединение внутренними проездами. Транзитные проезды проходят вдоль внешних границ кварталов, северной и южной. Вдоль восточной и западной стены, а следовательно, вдоль секционных домов, проходят городские улицы побольше. 
***
 
Эшер: что-то южное 
Россия
Площадь квартала: 2,87 га
Плотность застройки: 15 110 м2/га
Квартир: 420
Макс. высота: 29.1 м
Коэф. остекления: 0,17-0,15
Парковок: ок. 160

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)

Здесь прежде всего бросается в глаза обилие непрямых углов, которые на плане образуют модные формы кристаллического типа, а в объеме – разнообразие ракурсов, усиленное пластикой углублений, выступов и террас, в изобилии присутствующих как на кровле нижних общественных этажей, так и в верхних частях зданий. Все это напоминает довольно сложную объемную головоломку. Образовывать непрямые углы помогают нежилые – вероятно, как коммерческие, так и общественные, – помещения, также как и обилие поворотных осей, формирующих вариативность секций: можно этак, а можно так.
 
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)

Проект отличается открытостью внешнего фронта, пешеходная проницаемость обеспечена, внутри образуется небольшой бульвар с ответвлениями, но малые дворы очень невелики и открыты. В домах подчеркнуто небольшие окна: площадь остекления всего 15,5% площади фасада, также как обилие террас и открытых балконов, складывающихся в открытые ряды даже в не-галерейных домах, придают проекту отчетливо-южный привкус.

Подземных парковок нет, плоскостным парковкам, помимо внешнего контура, отдан прямоугольник территории квартала. Парковочных мест около 160 на 420 квартир. Высота: 5-7 этажей плюс высокие общественные первые. Высота потолков в квартирах – 3 м. Этажность варьируется между 5 и 7, как в ТЗ, но высота домов приближается к восьмиэтажным, так как первые этажи повсеместно – порядка 6 м в высоту.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
***
 
ДНК аг: конструктор разнообразия
Россия
Себестоимость: 35 390 – 38 800 руб./м2
Коэфф. остекления: 0,36-0,41
Парковок: ок. 100

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Архитекторы ДНК аг сделали акцент на модульности, вариативности и адаптивности, решив проект как набор элементов и принципов, рассчитанных на гибкое сочетание в рамках общего подхода. Подход во многом апеллирует к особенностям исторического города – помимо высотности до 5-7 этажей и разнообразия фасадов, выстроенных, впрочем, по единому модулю, от исторического города здесь заимствована асимметрия, предполагающая определенную степень свободы в расположении объемов; план напоминает московские дворы XIX века, воспетые в «Покровских воротах», хотя более регулярен и мотивирован соподчинением приватных и общественных пространств.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Асимметрию плана задает уступ, отводящий место для внешнего городского сквера, где будет удобно расставить столики кафе. Столь же уступчаты фасады зданий вдоль улиц: довольно часто они отходят от красной линии, оставляя место для палисадников и усложняя пластику фронта застройки. Между домами запланировано несколько одноэтажных перемычек для размещения кафе и магазинов, а также для создания эффекта незамкнутости, визуальных лучей, раскрывающих пространство дворов и виды из квартир. В первых этажах, помимо ритейла, предусмотрены и квартиры, со стороны двора при них палисадники. Впрочем, они взаимозаменяемы: в квартале, в зависимости от необходимости, может быть больше квартир или больше кафе.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Квартиры, также как и фасады, следуют принципу гибкой модульности. За основу взят каркас колонн с шагом 6,6 х 6,6 м, туалеты и ванные собраны к стоякам, что создает максимальную гибкость планировок: поэтому авторы скорее предлагают варианты размещения квартир, чем готовую схему.

Приблизительно в центре квартала архитекторы предусмотрели здание общественного центра и местную площадь, за ним – большой пешеходный двор, в другой половине два совсем небольших двора, выстроив таким образом довольно сложную иерархию городских пространств, как внешних, предполагающих более сложную, неоднородную структуру городского пространства, составленного из подобных ячеек, так и внутренних, обладающих разными свойствами и «лицами» – проект, таким образом, приобретает выраженные градостроительные черты, и относится не столько к одному кварталу-«ячейке», сколько становится размышлением о городской ткани: основанной на ортогональный сетке, но тяготеющей к коррективам и элементам мотивированной житейской нерегулярности.

Улицы в этом проекте ранжированы трижды: внутренние переулки с ограниченным, но все же движением, внутри, плюс две нормальные городские улицы и две маленькие городские улицы снаружи.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Подземных парковок нет, плоскостные расположены только по периметру квартала – порядка 100 мест, но раз уж мы находимся в адаптивной парадигме, парковки могут быть подземными, если это уместится в бюджет, или надземными, в одном из соседних кварталов, отапливаемые и внешние похожие на жилой дом, – уточняют архитекторы.

Несмотря на то, что данный квартал – пример стандартизированной застройки, архитекторы скептически относятся к идее прямого тиражирования, рассматривают свой проект как исследование стандартов нормального массового жилья и подчеркнуто стремятся уйти от всего типового ­– как будто закладывают гибкость в «код» своего предложения и приводя пример тонкого подхода для последующей адаптации проекта. Рука не поднимется повторить это предложение несколько раз одинаково. Что представляется очень симпатичной чертой проекта, и надо ли говорить, что оно созвучно названию бюро. 
***

2Портала: утонение
Россия
Площадь квартала: 2,9 га
Плотность застройки: 19 740 м2 / га
Макс. высота: 25,8 м
Коэфф. остекления: 0,24–0,3
Парковок: 242

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)

Проект отличается изяществом линий, приверженностью скатным кровлям и стремлением визуально сузить толщину объемов, превратив их образно в два «склеенных» по длинной стороне дома. Террасы на кровлях, которых здесь также много, вырезаны между скатными кровлями. Выходы вентиляции стилизованы под печные трубы. Впрочем, получилось больше похоже на сталинские кирпичные пятиэтажки, чем на доходные дома XIX века, но линии застекленных лоджий достаточно тонки, чтобы придать внешности домов особенную тонкокостность. В нижних этажах при торцах нескольких домов предусмотрены галереи на тонких «ножках».
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)

Абрис квартала приближается к квадрату, ориентация – диагональная, под углом 45 градусов к странам света. На северо-западной границе дома отодвинуты от красной линии и место отдано скверам и спортивным площадкам. С этой стороны расставлены 4 малоквартирных «башенки», секционные дома с компании с одним галерейным образуют в юго-восточной части два двора разной степени открытости. Ровно посередине участок прорезан пешеходным бульваром, который идет с юго-востока на северо-запад; примерно посередине к бульвару примыкает небольшая внутренняя площадь с фонтаном.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)

Парковок в этом проекте – 242 места на 1025 человек расчетного населения. Помимо внешнего контура им отдано два симметричных квадрата при юго-западной и северо-восточной границе квартала. Внутренних проездов, кроме как для спецтехники, нет, но от парковок до домов идти должно быть достаточно близко.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
***

Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM: «непредсказуемая система»
Международная команда
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Интернациональный консорциум, включающий российское бюро А20М, недавнего участника молодежной биеннале, в чьем портфолио имеется два малоэтажных жилых комплекса, один под Москвой, другой в Люксембурге, – предложил, невзирая на существующие пока ограничения, конструктив из клееного бруса, – «подталкивая Россию к тому чтобы в ближайшем будущем она стала лидером устойчивого строительства».

В основу проекта положена модульная сетка 12х12 м, с поворотом на 45º. Мелкая диагональная сетка наложена на такую же прямую, создавая возможность для диагонального построения, которое здесь преобладает. Дома – тонкие, в задании максимальной была названа толщина 18 м, здесь 12. Малоквартирные дома толще, и расставлены на входах в квартал, маркируя их – фасады мини-башен стеклянные. Остальные, длинные дома сложены под разными углами и в целом напоминают микрорайонную планировку, хотя и с большей непредсказуемостью. Внутри возникает некоторое количество стыковок стен под 45º.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Внешне проект очень лаконичен, не предлагает никакой пестроты, фактурных поверхностей, западаний и выступов, высотность варьирует не уступами, а тоже плавными диагоналями, наподобие гор. Проект отрицает однообразие повторений типовых микрорайонов и предлагает «бесконечное разнообразие» в рамках двух заданных сеток. Пожалуй, он выглядит наиболее модернистским, совершенно не стремясь стилизовать приемы старого города.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Углы позволяют образовать несколько небольших общественных пространств на внешнем контуре – авторы называют их «городскими комнатами»: одно из них отдано рынку, второе саду, третье сцене с амфитеатром, четвертое «киоску». Детский сад тоже вынесен на внешний контур квартала, как стадион, раскрытый вовне, по-видимому, для привлечения окрестных спортсменов.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Внутри продолжен пешеходный бульвар и активно используется геопластика до 5 м высотой; помимо холмов предложено два пруда. Этот проект – единственный из попавших в финал, в котором предложено некоторое количество подземных парковок: под частью домов и под рынком, как минимум.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
***

Anarcitects Studio: параметрическое будущее
Нидерланды
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)

Голландцы Anarcitects привели запрошенные в задании категории модульности и адаптивности к цифровой схеме, построенной на основе BIM, и назвали свой проект основанным на «расширенным стандарте» (augmented standard). Система состоит из базовых форм и модификаторов – последние нужны там, где базовые формы с задачей не справляются. Коротко говоря, в такой системе возможно практически все – любые настройки, она сама выглядит как стандарт, только по определению более сложный и гибкий, а не как проект, который можно оценить по визуальным качествам и набору предложений городского комфорта.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)

Проект превращен в библиотеку форм, которые сами по себе как будто не важны, потому что очень настраиваемы, взаимосвязаны и открыты для трансформаций. Так что визуальную часть проекта не имеет смысла и оценивать, со своими параметрическими принципами он переходит в какую-то иную весовую категорию, хотя для идеального типового строительства это, наверное, интересно как подход. Визуал же, предложенный для примера, выглядит достаточно жестко и «клетчато»: внимание же привлекают разнообразные объемы, мансарды-гиганты и «домики Карлсона» на кровле.

Выглядит остро-отличным от всех остальных и поэтому – особенно нереальным, хотя по-своему захватывающим.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
***

Ad Hoc Architecture: реализм
Россия
Площадь участка: 3 га
Плотность застройки: 17 200 м2 / га
Себестоимость: 90 811 – 141 214 руб. / м2
Коэфф. остекления: 0,2 – 0,4
Парковок: 112

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)

Россияне Ad Hoc предложили довольно-таки жесткую «панельную» образность, оживив фасады разноцветными балконами крупными вырезами террас, которые маркируют различие типологий: вырез у галерейного дома – сквозное отверстие двухэтажной высоты, террасы секционных домов разместились на кровлях, в «малоквартирных» домах для террас срезано одно ребро, отчего они похожи на стулья, хаотично расставленные по двору. Над арками 5-этажной высоты – широкие стеклянные перемычки.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)

Секционные и галерейные дома образуют границы квартала, по диагонали он разрезан бульваром, по периметру двора обозначены проезды для спецтехники. По углам диагонали расположены треугольные городские мини-площади. Пространство двора скорее цельное, разделение на зоны дано условно, без выгородок.

Парковок – 112, в 2 раза меньше чем в задании, расположены они только по периметру. Неожиданно высокая стоимость метра – от 90 000 до 112 000 рублей. Этажей – в основном семь. Проект выглядит крупным, размашистым, простым и каким-то наименее утопичным из всех, приближенным к реальности жизни.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
***
 
DO Architects: неожиданное предложение
Литва
Макс. высота: 40,65 м
Себестоимость: 27 400 – 77 300 р. / м2
Парковок: 418

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)

В проект литовских архитекторов, по-видимому, вкралась ошибка: вместе «малоквартирных» домов в них фигурируют 12-этажные башни. Проект вообще удивляет неожиданными параметрами: парковочных мест в нем вдвое больше, чем в задании – 412. Квартир больше семисот, а плотность – одна из самых низких, 15 000 м2/га.

Помимо 12-этажных башен, выходящих за пределы ограничений задания, DO предложили 4-5-этажные дома без лифтов, но зато с палисадниками и низкой стоимостью строительства – около 28 000 рублей за м2. Два других типа дома стоят соответственно 77 и 65 тысяч рублей за метр. Хотя судя по представленным данным, в них имеется некая путаница: в домах с лифтами как минимум не показан технический подвал.
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)

Прямоугольник территории поделен на три части. Две из них – замкнутые кварталы, чьи дворы заняты парковками на травянистой решетке и палисадниками первых этажей. Между двумя кварталами – пешеходный бульвар. Третий участок, целиком отдан рекреации, там расположен детский сад с кольцеобразным планом-бубликом, игровая, спортивная и собачья площадки. Он выглядит как сквер и отделен от жилых кварталов внутренней улицей. Улицы по периметру ранжированы: две внутренние (residential), две местные (local). Терминологическая разница не вполне ясна, но первые скорее бульвары, в них полосы разделены рядом деревьев и парковаться можно с двух сторон от каждой полосы, что также увеличивает число машиномест; а вторые – двухполосные без разделителя.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)

Проект, несмотря на неточности в подаче и несоответствие заданию, кажется нестандартным и интересным: он как будет предлагает «подумать еще немного», не слишком стремясь вписаться в стандарты. Возможно, потому он и попал с двадцатку победителей.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)
***

15 Февраля 2018

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Пресса: Консерватизм и холод. Что думают иностранные архитекторы,...
Россия — родина одного из самых амбициозных проектов по созданию жилой среды. Однако сегодня пришло время переосмыслить советское наследие и найти современную альтернативу существующему массовому жилью. Strelka Magazine пообщался с приехавшими в Москву иностранными архитекторами — финалистами Открытого международного конкурса архитектурных концепций стандартного жилья и жилой застройки. Их проекты, возможно, изменят то, как будут выглядеть подъезды, дворы и квартиры сотен тысяч россиян.
В ожидании деревянных городов
Изучаем семь проектов «центральной модели» конкурса стандартного жилья АИЖК, вышедших в финал. Среди них два рассчитаны на деревянный конструктив и отражают ожидание скорого изменения нормативов – разрешения многоэтажного строительства из дерева в РФ. Уже в июле, говорят знающие люди.
Пресса: Новые стандарты: архитекторы — о будущем массового...
Пока в Минстрое еще только разрабатывают новые требования к типовому жилью, архитекторы его уже проектируют. Первого февраля стали известны финалисты международного конкурса стандартного жилья. О том, каким оно должно быть, портал Ради Дома PRO поговорил с членами жюри и авторами лучших проектов.
Пресса: Как выбирают новое массовое жильё в России
1 февраля станет известно, на что будет похоже новое стандартное жильё. 20 лучших проектов Открытого международного конкурса стандартного жилья и жилой застройки выберет жюри, в состав которого входят мировые архитекторы Жан-Поль Вигье, Рикардо Девеса, Хелле Джуль, Джованна Карневали, исследователь Харальд Мооль, а также архитектор Елена Еременко, первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, архитектор и член Союза немецких архитекторов Сергей Чобан, начальник аналитического отдела уральской палаты недвижимости в Екатеринбурге Михаил Хорьков и генеральный директор АИЖК Александр Плутник.
Пресса: Однушки вышли в тираж
Для нового жилья в России появится правило «один человек — одна комната», а высота потолков поднимется на 30 см. Снизится и доля однокомнатных квартир в многоквартирных домах с более чем 50 до 40% — это позволит разнообразить жилые форматы. Минстрой России и АИЖК разрабатывают подходы к стандартному жилью будущего. Они появятся после проведения конкурса на разработку его проектов. «Известия» ознакомились с техническим заданием конкурса, а также с наработками по стандарту, которые совсем скоро оформятся в рекомендации к застройщикам и муниципалитетам России.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.