Город золотой середины

Рассматриваем проекты среднеэтажной модели конкурса на стандартное жилье, и размышляем об условиях и целях конкурса.

mainImg
Начинаем изучать 20 проектов конкурса концепций стандартного жилья, выбранных жюри для доработки во втором туре.

Стандарт
Для основы задания организаторы конкурса использовали главы Стандарта комплексного развития территорий (КРТ), над которым АИЖК и КБ «Стрелка» работают с 2016 года и который, согласно планам, должен быть готов как раз сейчас, в начале 2018. На том же стандарте начата разработка объемно–пространственного регламента (ОПР) города Саратова, выбранного в качестве пилотного для его апробации вместе с Калининградом и Владивостоком. 

«Типовуха» или исследование? 
Кажется достаточно очевидным, что конкурс – тоже одно из средств тестирования получившегося стандарта. Впрочем, тут мы уходим в область предположений, поскольку перспективы использования конкурсных проектов – наименее ясное место всей истории с его проведением. Задачи сформулированы красиво и в своем пафосе – правильно, но нечетко. Прежде всего: работали ли архитекторы над действительно типовыми проектами или помогали разрабатывать новые нормы на будущее? Корпоративное издание КБ «Стрелка» Strelka magazine называет проектируемое жилье «новым поколением типового», в названии конкурса оно именуется «стандартным». В комментарии к решению жюри глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что, во-первых, все это еще обсуждается, а во-вторых, что проекты можно будет «выкупить и поместить в единый реестр типовых проектов», который ведет министерство, откуда их смогут брать застройщики; или что девелоперы смогут напрямую «выйти» на авторов конкурсных проектов, «или взять решения за основу».

В то же время в ТЗ конкурса, в самом его начале в качестве цели заявлено «…создать альтернативу типовому проектированию». Вот и неясно, что проектируют: типовое жилье или его альтернативу. Достоверно же пока мы знаем только одно – доработанные 20 проектов в мае планируется показать на форуме «Среда для жизни» в Калининграде.

Надо сказать, что данный конкурс – не первая попытка проектировать новое типовое жилье. Московское правительство занимается этим уже несколько лет, и те проекты намного больше похожи на типовое жилье, прямо сейчас готовое для отправки в серию.
zooming
Параметры трех моделей жилья из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

Задание
Конкурсные же работы, действительно, больше похожи на исследование возможностей изменения городской среды. Их сходство определено техзаданием, в котором учтено множество параметров, прежде всего плотность и высотные ограничения, очень умеренные по современным российским меркам. Стандарт одновременно предполагает ограничение высоты: 5-7 этажей для среднеэтажной модели и 9, всего на 2 этажа больше для так называемой центральной, – и стремление к большей компактности застройки, прямо заявленное в ТЗ. В малоэтажном формате, таким образом, участок для любого дома, индивидуального, блокированного и таунхауса, ограничен 500 м2, а плотность среднеэтажжной модели в 1,5-2 раза превосходит существующие пятиэтажные микрорайоны: 15 000-20 000 м2/га, не превращая, впрочем, 5-этажные дома в 10-этажные. Ограничение по плотности для центральной модели – 25000 м2/га – примерно соответствует средней плотности пилотных проектов реновации, показанных недавно на выставке.
Параметры среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

В остальном в задании можно увидеть множество здравых параметров, так что его хочется даже рассматривать как разновидность учебника по современному жилому строительству. От проектов требовались: модульность и адаптивность, минимум каркаса, компактно собранные коммуникации и «мокрые» зоны, максимум возможностей для перепланировок, плюс экологичность, устойчивость, учет климатических зон (на этот счет в ТЗ предусмотрен специальный раздел), расчет вывоза мусора, соответствие пожарным нормативам и нормативных же расстояний между домами, деревьями, парковками. Про инсоляцию так строго не сказано, рекомендована лишь достаточная освещенность, но существующие нормы задание и не отрицает. В пластическом отношении рекомендовано разнообразие, использование лестнично-лифтовых блоков для дробления фасадов уступами или выступами. Также в задании заложены все радости современных представлений о правильной урбанистике и того, что называют комфортной средой: дворы без машин, велодорожки, коммерческие и общественные функции первых этажей (их потолки должны быть не меньше 5 м в высоту). Двор квартала – для среднеэтажной застройки предложены участки площадью 2-3 га с максимальной длиной 200 м – рекомендовано было разделить на части.
zooming
Рекомендуемое соотношение квартир среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»
zooming
Малоэтажный дом и секционный дом с центральным типом доступа. Рекомендуемые дома среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»
zooming
Секция коридорная и галерейная. Рекомендуемые дома среднеэтажной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

С другой стороны, в задании заложен некоторый запас для эксперимента. От участников требовалось спроектировать 3 типа домов, для среднеэтажной и центральной моделей это: малоквартирный дом-«башенка» (по-английски он назван urban villa), он стоит отдельно и используется для уплотнения застройки; традиционный на наших просторах секционный дом, и непривычный галерейный. Последний популярен в Европе, в России же почти забыт из-за его малой эффективности, поскольку слишком много потенциально полезных метров уходит на галерею. Авторы задания – то есть КБ «Стрелка» – по-видимому, хотят немного «раскачать» устоявшуюся на рынке типологию, предложить непривычные варианты.

К той же теме можно отнести и рекомендацию проектировать в первых этажах двухъярусные квартиры с отдельным входом и личным палисадником, эксплуатируемые кровли и террасы – все это кажется элементами роскоши и психологически не вписывается в современные российские представления о массовом жилье. Расчет квартир в ТЗ также включает линейку от студий по 20 м2 до 4-комнатных площадью 100 м2.

Если с высотностью, плотностью, также как со всяческой инфраструктурой и требованиями к планировкам квартир в задании все хорошо настолько, что оно начинает казаться утопически-нездешним, то парковки ограничены если не по-сингапурски, то в целом жестко. Что впрочем характерно для урбанистической моды. В малоэтажной, то есть пригородной, модели по расчетам задания одно машиноместо приходится на 2-3 человека, в средней – на 4-5, в центральной – на 6-7. Иными словами в пригороде одна машина достанется на семью с одним ребенком, в среднеэтажной модели на две таких семьи, а в центральном и не на каждые две. Ну, предположим, там будут жить хипстеры и офисные сотрудники-одиночки, предпочитающие метро. Ах да, не во всех российских городах оно есть, а в семи всего. Еще в двух строительство прекращено, в Челябинске пока строится. К чему это я? Очень хорошо нужно будет наладить работу общественного транспорта, чтобы данные расчеты машиномест стали восприниматься как гуманные. Как бы жители комфорной среды не начали освоение новых стандартов борьбы за парковочные места.

Между тем, поскольку подземные парковки во всех проектах отсутствуют, у большинства авторов машиномест еще меньше, чем в задании: 100-150 – по-видимому, в расчете на наличие надземной парковки в соседнем квартале. Мало кому удалось приблизиться к названным в задании 235 местам и тем более превзойти их.

Итак, положенные в основу конкурсной программы свежие стандарты АИЖК и КБ «Стрелка» предлагают стране очень умеренную и комфортную плотность в качестве нормы, настаивают на адаптивности, разнообразии и других параметрах, делающих городскую среду комфортной. Экспериментируют с подзабытой типологией жилого строительства. Парковки планируют по минимуму, отчасти, возможно, потому, что при обилии «приятных плюшек» проекты рассчитаны на небольшую себестоимость.

Из присланных 307 проектов на долю среднеэтажной застройки пришлось 144 работы – ее гуманные параметры и созвучность идеям «нового урбанизма» привлекли почти половину всех авторов (соответственно 65 для малоэтажной и 98 для центральной). Победители тоже распределились неравномерно: 8 среднеэтажных, 6 центральных и 5 малоэтажных. Очевидно, что средняя модель особенно любима и авторами, и жюри. Так что мы начинаем рассмотрение конкурсных работ со среднеэтажной модели, хотя перспективы ее внедрения на просторах страны и смахивают, во всяком случае пока, на утопию в духе коммунизма к 1980 году.
 
***

План Б: стыковочный модуль
Россия
Себестоимость: 31 000 – 39 000 р./м2

Макс. высота: 30,6 м
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

Квартиры укладываются в домах как элементы хорошо подогнанного тетриса, включая двухъярусные на верхних этажах, где, к примеру, на верхнем ярусе может располагаться кухня-гостиная со скошенной кровлей. Инженерные коммуникации собраны в дискретную «сервисную стену», она проходит ближе к центральной оси каждого дома. Потолки 2,7 м. Предусмотрены эксплуатируемые кровли и вырезы с террасами на уровне кровли второго яруса и множество функций, включая довольно-таки экзотические, как сауна, ярмарка или гостиничные номера для жильцов, тех, кому нужно уединиться. Палисадников при первых этажах нет, но во дворе вычерчен прямоугольник «коллективных огородов».
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

Решение обладает структурным «зеркалированным» изяществом соподчинения и стыковки. Галерейные дома ориентированы, согласно рекомендациям, меридионально с севера на юг и выстроены по длинным сторонам прямоугольника. Их коридоры зигзагообразны: обращены то на восток, то на запад; квартиры здесь в основном маленькие. Секционные дома «с центральным типом доступа» вытянуты с востока на запад вдоль торцов участка; в этих домах больше 3-4-комнатных квартир. Подземных парковок нет, но некоторое количество надземных примыкает к первым этажам секционных домов со стороны двора и скрыты геопластикой, отчего поверхность двора в целом приобретает вогнутую конфигурацию, подобную скейтодрому.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

«Вогнутая» поверхность двора разделена на три почти равные части 118х45 м поперечными отрезками секционных домов и «малоквартирными» башнями, в них по 8 этажей, включая небольшой «запас» девятого со скошенной кровлей, что как будто нарушает ограничение. В центральной устроен внутренний проезд, боковые свободны от машин. Все три внутренних двора связаны кольцом пешеходного променада.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «План Б» (Россия)

Линии галерейных домов разорваны широкими проездами и прорезаны арками, которые должны обеспечить «стыковку» кварталов между собой и их соединение внутренними проездами. Транзитные проезды проходят вдоль внешних границ кварталов, северной и южной. Вдоль восточной и западной стены, а следовательно, вдоль секционных домов, проходят городские улицы побольше. 
***
 
Эшер: что-то южное 
Россия
Площадь квартала: 2,87 га
Плотность застройки: 15 110 м2/га
Квартир: 420
Макс. высота: 29.1 м
Коэф. остекления: 0,17-0,15
Парковок: ок. 160

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)

Здесь прежде всего бросается в глаза обилие непрямых углов, которые на плане образуют модные формы кристаллического типа, а в объеме – разнообразие ракурсов, усиленное пластикой углублений, выступов и террас, в изобилии присутствующих как на кровле нижних общественных этажей, так и в верхних частях зданий. Все это напоминает довольно сложную объемную головоломку. Образовывать непрямые углы помогают нежилые – вероятно, как коммерческие, так и общественные, – помещения, также как и обилие поворотных осей, формирующих вариативность секций: можно этак, а можно так.
 
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)

Проект отличается открытостью внешнего фронта, пешеходная проницаемость обеспечена, внутри образуется небольшой бульвар с ответвлениями, но малые дворы очень невелики и открыты. В домах подчеркнуто небольшие окна: площадь остекления всего 15,5% площади фасада, также как обилие террас и открытых балконов, складывающихся в открытые ряды даже в не-галерейных домах, придают проекту отчетливо-южный привкус.

Подземных парковок нет, плоскостным парковкам, помимо внешнего контура, отдан прямоугольник территории квартала. Парковочных мест около 160 на 420 квартир. Высота: 5-7 этажей плюс высокие общественные первые. Высота потолков в квартирах – 3 м. Этажность варьируется между 5 и 7, как в ТЗ, но высота домов приближается к восьмиэтажным, так как первые этажи повсеместно – порядка 6 м в высоту.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © ООО «Эшер» (Россия)
***
 
ДНК аг: конструктор разнообразия
Россия
Себестоимость: 35 390 – 38 800 руб./м2
Коэфф. остекления: 0,36-0,41
Парковок: ок. 100

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Архитекторы ДНК аг сделали акцент на модульности, вариативности и адаптивности, решив проект как набор элементов и принципов, рассчитанных на гибкое сочетание в рамках общего подхода. Подход во многом апеллирует к особенностям исторического города – помимо высотности до 5-7 этажей и разнообразия фасадов, выстроенных, впрочем, по единому модулю, от исторического города здесь заимствована асимметрия, предполагающая определенную степень свободы в расположении объемов; план напоминает московские дворы XIX века, воспетые в «Покровских воротах», хотя более регулярен и мотивирован соподчинением приватных и общественных пространств.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Асимметрию плана задает уступ, отводящий место для внешнего городского сквера, где будет удобно расставить столики кафе. Столь же уступчаты фасады зданий вдоль улиц: довольно часто они отходят от красной линии, оставляя место для палисадников и усложняя пластику фронта застройки. Между домами запланировано несколько одноэтажных перемычек для размещения кафе и магазинов, а также для создания эффекта незамкнутости, визуальных лучей, раскрывающих пространство дворов и виды из квартир. В первых этажах, помимо ритейла, предусмотрены и квартиры, со стороны двора при них палисадники. Впрочем, они взаимозаменяемы: в квартале, в зависимости от необходимости, может быть больше квартир или больше кафе.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Квартиры, также как и фасады, следуют принципу гибкой модульности. За основу взят каркас колонн с шагом 6,6 х 6,6 м, туалеты и ванные собраны к стоякам, что создает максимальную гибкость планировок: поэтому авторы скорее предлагают варианты размещения квартир, чем готовую схему.

Приблизительно в центре квартала архитекторы предусмотрели здание общественного центра и местную площадь, за ним – большой пешеходный двор, в другой половине два совсем небольших двора, выстроив таким образом довольно сложную иерархию городских пространств, как внешних, предполагающих более сложную, неоднородную структуру городского пространства, составленного из подобных ячеек, так и внутренних, обладающих разными свойствами и «лицами» – проект, таким образом, приобретает выраженные градостроительные черты, и относится не столько к одному кварталу-«ячейке», сколько становится размышлением о городской ткани: основанной на ортогональный сетке, но тяготеющей к коррективам и элементам мотивированной житейской нерегулярности.

Улицы в этом проекте ранжированы трижды: внутренние переулки с ограниченным, но все же движением, внутри, плюс две нормальные городские улицы и две маленькие городские улицы снаружи.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Подземных парковок нет, плоскостные расположены только по периметру квартала – порядка 100 мест, но раз уж мы находимся в адаптивной парадигме, парковки могут быть подземными, если это уместится в бюджет, или надземными, в одном из соседних кварталов, отапливаемые и внешние похожие на жилой дом, – уточняют архитекторы.

Несмотря на то, что данный квартал – пример стандартизированной застройки, архитекторы скептически относятся к идее прямого тиражирования, рассматривают свой проект как исследование стандартов нормального массового жилья и подчеркнуто стремятся уйти от всего типового ­– как будто закладывают гибкость в «код» своего предложения и приводя пример тонкого подхода для последующей адаптации проекта. Рука не поднимется повторить это предложение несколько раз одинаково. Что представляется очень симпатичной чертой проекта, и надо ли говорить, что оно созвучно названию бюро. 
***

2Портала: утонение
Россия
Площадь квартала: 2,9 га
Плотность застройки: 19 740 м2 / га
Макс. высота: 25,8 м
Коэфф. остекления: 0,24–0,3
Парковок: 242

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)

Проект отличается изяществом линий, приверженностью скатным кровлям и стремлением визуально сузить толщину объемов, превратив их образно в два «склеенных» по длинной стороне дома. Террасы на кровлях, которых здесь также много, вырезаны между скатными кровлями. Выходы вентиляции стилизованы под печные трубы. Впрочем, получилось больше похоже на сталинские кирпичные пятиэтажки, чем на доходные дома XIX века, но линии застекленных лоджий достаточно тонки, чтобы придать внешности домов особенную тонкокостность. В нижних этажах при торцах нескольких домов предусмотрены галереи на тонких «ножках».
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)

Абрис квартала приближается к квадрату, ориентация – диагональная, под углом 45 градусов к странам света. На северо-западной границе дома отодвинуты от красной линии и место отдано скверам и спортивным площадкам. С этой стороны расставлены 4 малоквартирных «башенки», секционные дома с компании с одним галерейным образуют в юго-восточной части два двора разной степени открытости. Ровно посередине участок прорезан пешеходным бульваром, который идет с юго-востока на северо-запад; примерно посередине к бульвару примыкает небольшая внутренняя площадь с фонтаном.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)

Парковок в этом проекте – 242 места на 1025 человек расчетного населения. Помимо внешнего контура им отдано два симметричных квадрата при юго-западной и северо-восточной границе квартала. Внутренних проездов, кроме как для спецтехники, нет, но от парковок до домов идти должно быть достаточно близко.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Архитектурная мастерская «2Портала» (Россия)
***

Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM: «непредсказуемая система»
Международная команда
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Интернациональный консорциум, включающий российское бюро А20М, недавнего участника молодежной биеннале, в чьем портфолио имеется два малоэтажных жилых комплекса, один под Москвой, другой в Люксембурге, – предложил, невзирая на существующие пока ограничения, конструктив из клееного бруса, – «подталкивая Россию к тому чтобы в ближайшем будущем она стала лидером устойчивого строительства».

В основу проекта положена модульная сетка 12х12 м, с поворотом на 45º. Мелкая диагональная сетка наложена на такую же прямую, создавая возможность для диагонального построения, которое здесь преобладает. Дома – тонкие, в задании максимальной была названа толщина 18 м, здесь 12. Малоквартирные дома толще, и расставлены на входах в квартал, маркируя их – фасады мини-башен стеклянные. Остальные, длинные дома сложены под разными углами и в целом напоминают микрорайонную планировку, хотя и с большей непредсказуемостью. Внутри возникает некоторое количество стыковок стен под 45º.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Внешне проект очень лаконичен, не предлагает никакой пестроты, фактурных поверхностей, западаний и выступов, высотность варьирует не уступами, а тоже плавными диагоналями, наподобие гор. Проект отрицает однообразие повторений типовых микрорайонов и предлагает «бесконечное разнообразие» в рамках двух заданных сеток. Пожалуй, он выглядит наиболее модернистским, совершенно не стремясь стилизовать приемы старого города.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Углы позволяют образовать несколько небольших общественных пространств на внешнем контуре – авторы называют их «городскими комнатами»: одно из них отдано рынку, второе саду, третье сцене с амфитеатром, четвертое «киоску». Детский сад тоже вынесен на внешний контур квартала, как стадион, раскрытый вовне, по-видимому, для привлечения окрестных спортсменов.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)

Внутри продолжен пешеходный бульвар и активно используется геопластика до 5 м высотой; помимо холмов предложено два пруда. Этот проект – единственный из попавших в финал, в котором предложено некоторое количество подземных парковок: под частью домов и под рынком, как минимум.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Boustany – Suphasidh – Desfonds + A2OM (международная команда)
***

Anarcitects Studio: параметрическое будущее
Нидерланды
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)

Голландцы Anarcitects привели запрошенные в задании категории модульности и адаптивности к цифровой схеме, построенной на основе BIM, и назвали свой проект основанным на «расширенным стандарте» (augmented standard). Система состоит из базовых форм и модификаторов – последние нужны там, где базовые формы с задачей не справляются. Коротко говоря, в такой системе возможно практически все – любые настройки, она сама выглядит как стандарт, только по определению более сложный и гибкий, а не как проект, который можно оценить по визуальным качествам и набору предложений городского комфорта.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)

Проект превращен в библиотеку форм, которые сами по себе как будто не важны, потому что очень настраиваемы, взаимосвязаны и открыты для трансформаций. Так что визуальную часть проекта не имеет смысла и оценивать, со своими параметрическими принципами он переходит в какую-то иную весовую категорию, хотя для идеального типового строительства это, наверное, интересно как подход. Визуал же, предложенный для примера, выглядит достаточно жестко и «клетчато»: внимание же привлекают разнообразные объемы, мансарды-гиганты и «домики Карлсона» на кровле.

Выглядит остро-отличным от всех остальных и поэтому – особенно нереальным, хотя по-своему захватывающим.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Anarcitects Studio (Нидерланды)
***

Ad Hoc Architecture: реализм
Россия
Площадь участка: 3 га
Плотность застройки: 17 200 м2 / га
Себестоимость: 90 811 – 141 214 руб. / м2
Коэфф. остекления: 0,2 – 0,4
Парковок: 112

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)

Россияне Ad Hoc предложили довольно-таки жесткую «панельную» образность, оживив фасады разноцветными балконами крупными вырезами террас, которые маркируют различие типологий: вырез у галерейного дома – сквозное отверстие двухэтажной высоты, террасы секционных домов разместились на кровлях, в «малоквартирных» домах для террас срезано одно ребро, отчего они похожи на стулья, хаотично расставленные по двору. Над арками 5-этажной высоты – широкие стеклянные перемычки.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)

Секционные и галерейные дома образуют границы квартала, по диагонали он разрезан бульваром, по периметру двора обозначены проезды для спецтехники. По углам диагонали расположены треугольные городские мини-площади. Пространство двора скорее цельное, разделение на зоны дано условно, без выгородок.

Парковок – 112, в 2 раза меньше чем в задании, расположены они только по периметру. Неожиданно высокая стоимость метра – от 90 000 до 112 000 рублей. Этажей – в основном семь. Проект выглядит крупным, размашистым, простым и каким-то наименее утопичным из всех, приближенным к реальности жизни.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © Ad Hoc Architecture (Россия)
***
 
DO Architects: неожиданное предложение
Литва
Макс. высота: 40,65 м
Себестоимость: 27 400 – 77 300 р. / м2
Парковок: 418

Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)

В проект литовских архитекторов, по-видимому, вкралась ошибка: вместе «малоквартирных» домов в них фигурируют 12-этажные башни. Проект вообще удивляет неожиданными параметрами: парковочных мест в нем вдвое больше, чем в задании – 412. Квартир больше семисот, а плотность – одна из самых низких, 15 000 м2/га.

Помимо 12-этажных башен, выходящих за пределы ограничений задания, DO предложили 4-5-этажные дома без лифтов, но зато с палисадниками и низкой стоимостью строительства – около 28 000 рублей за м2. Два других типа дома стоят соответственно 77 и 65 тысяч рублей за метр. Хотя судя по представленным данным, в них имеется некая путаница: в домах с лифтами как минимум не показан технический подвал.
zooming
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)

Прямоугольник территории поделен на три части. Две из них – замкнутые кварталы, чьи дворы заняты парковками на травянистой решетке и палисадниками первых этажей. Между двумя кварталами – пешеходный бульвар. Третий участок, целиком отдан рекреации, там расположен детский сад с кольцеобразным планом-бубликом, игровая, спортивная и собачья площадки. Он выглядит как сквер и отделен от жилых кварталов внутренней улицей. Улицы по периметру ранжированы: две внутренние (residential), две местные (local). Терминологическая разница не вполне ясна, но первые скорее бульвары, в них полосы разделены рядом деревьев и парковаться можно с двух сторон от каждой полосы, что также увеличивает число машиномест; а вторые – двухполосные без разделителя.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)

Проект, несмотря на неточности в подаче и несоответствие заданию, кажется нестандартным и интересным: он как будет предлагает «подумать еще немного», не слишком стремясь вписаться в стандарты. Возможно, потому он и попал с двадцатку победителей.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © DO Architects (Литва)
***

15 Февраля 2018

Похожие статьи
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Пресса: Консерватизм и холод. Что думают иностранные архитекторы,...
Россия — родина одного из самых амбициозных проектов по созданию жилой среды. Однако сегодня пришло время переосмыслить советское наследие и найти современную альтернативу существующему массовому жилью. Strelka Magazine пообщался с приехавшими в Москву иностранными архитекторами — финалистами Открытого международного конкурса архитектурных концепций стандартного жилья и жилой застройки. Их проекты, возможно, изменят то, как будут выглядеть подъезды, дворы и квартиры сотен тысяч россиян.
В ожидании деревянных городов
Изучаем семь проектов «центральной модели» конкурса стандартного жилья АИЖК, вышедших в финал. Среди них два рассчитаны на деревянный конструктив и отражают ожидание скорого изменения нормативов – разрешения многоэтажного строительства из дерева в РФ. Уже в июле, говорят знающие люди.
Пресса: Новые стандарты: архитекторы — о будущем массового...
Пока в Минстрое еще только разрабатывают новые требования к типовому жилью, архитекторы его уже проектируют. Первого февраля стали известны финалисты международного конкурса стандартного жилья. О том, каким оно должно быть, портал Ради Дома PRO поговорил с членами жюри и авторами лучших проектов.
Пресса: Как выбирают новое массовое жильё в России
1 февраля станет известно, на что будет похоже новое стандартное жильё. 20 лучших проектов Открытого международного конкурса стандартного жилья и жилой застройки выберет жюри, в состав которого входят мировые архитекторы Жан-Поль Вигье, Рикардо Девеса, Хелле Джуль, Джованна Карневали, исследователь Харальд Мооль, а также архитектор Елена Еременко, первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, архитектор и член Союза немецких архитекторов Сергей Чобан, начальник аналитического отдела уральской палаты недвижимости в Екатеринбурге Михаил Хорьков и генеральный директор АИЖК Александр Плутник.
Пресса: Однушки вышли в тираж
Для нового жилья в России появится правило «один человек — одна комната», а высота потолков поднимется на 30 см. Снизится и доля однокомнатных квартир в многоквартирных домах с более чем 50 до 40% — это позволит разнообразить жилые форматы. Минстрой России и АИЖК разрабатывают подходы к стандартному жилью будущего. Они появятся после проведения конкурса на разработку его проектов. «Известия» ознакомились с техническим заданием конкурса, а также с наработками по стандарту, которые совсем скоро оформятся в рекомендации к застройщикам и муниципалитетам России.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.