В ожидании деревянных городов

Изучаем семь проектов «центральной модели» конкурса стандартного жилья АИЖК, вышедших в финал. Среди них два рассчитаны на деревянный конструктив и отражают ожидание скорого изменения нормативов – разрешения многоэтажного строительства из дерева в РФ. Уже в июле, говорят знающие люди.

mainImg
О проектах среднеэтажной и малоэтажной застройки, вышедших в финал конкурса стандартного жилья АИЖК, также как и о конкурсном задании, мы уже рассказывали. Напоминаем, что второй тур интернет-голосования, на котором можно выразить свое предпочтение проектам в то время как их авторы заняты доработкой, открыто на сайте «Стрелки» – выбирайте, выбирайте… Пока же изучим проекты так называемой «центральной» модели.

Ее название – самое загадочное, а причины две. Во-первых, очевидно, что организаторы не хотели акцентировать слово «высотная», столь дискредитированное московскими и замкадовскими стройками, во-вторых – согласно заданию параметры не столь уж зашкаливают и более чем деликатны: никаких 25 этажей. Этажность основной застройки в этой модели – до девяти, всего на 2 этажа выше максимальной высотности «средней» модели, и, в общем-то, соответствует советским микрорайонам начала 1970-х. Башни-акценты – до 18 этажей, более чем скромно по представлениям современного москвича. Рекомендуемая согласно стандарту плотность – 18 000–25 000 м2/га, что прямо соответствует большинству пилотных проектов реновации. Из чего заключаем: то, что по стандартам, предлагаемым всей стране – модель застройки центра, для Москвы немного, Москва вся, если рассуждать в этих категориях – в некотором роде центр, и 25 000 м2/га для нее скорее мало, чем много.
Параметры центральной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»
zooming
Фронт застройки и формирование границ. Схемы центральной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

От проектов центральной модели по заданию требовалось: создать замкнутый контур периметральной застройки квартала, потому что в центре города, как можно было понять, не слишком безопасно, много функций и людей. Вместо детского сада спроектировать школу. Функции распределить по возможности вертикально. Использовать кровли для озеленения и, в частности, для прогулочных площадок школ: все это немного диссонирует с заданной высотой в 9 этажей и звучит как задание по уплотнению Манхеттена; ощущение такое, что авторы задания то ли говорят «девять», в уме же держат «девятнадцать», или же – не будем развивать теорий заговора – просто перестраховываются. Приоритет здесь рекомендуется отдать пешему передвижению, машиномест в задании до обидного мало – одно на 6 человек, то есть на 2-3 семьи с одним ребенком или без детей. Или одна машина на семью из 5-6 человек. Очень по-сингапурски для 9-этажной высотности. Впрочем, всегда можно предположить надземную многоярусную парковку в соседнем квартале.
zooming
Хозяйственная инфраструктура и озеленение. Схемы центральной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

Здесь из типологического ряда изъят «малоэтажный дом», так называемая urban villa, присутствующая в двух других моделях, вместо нее появилась «башня», отличие – в высотности до 18 этажей.
Три типа домов. Схемы центральной модели из конкурсного задания © АИЖК + КБ «Стрелка»

Рассмотрим проекты, в «центральной» модели их семь.

DA Project: пазл
Россия
Центральная модель застройки © DA Project

Приватность двух дворов обеспечена одноярусными перемычками между домами с террасами на их кровлях. Восьмиэтажной высоты арки, ведущие во дворы, кажутся перевернутыми перемычками и частью объемной головоломки; в них спокойно может войти пешеход, но ведь «от чужих» всегда можно поставить решетки. Окна модным приемом соединены в вертикали по 2 и по 4. Шестнадцатиэтажная башня похожа на донжон: она несколько толще секционных и галерейных домов, отчего вторгается углом в свой двор. Два квартала примерно одинаковых пропорций разделены внутренним проездом и сдвинуты, освобождая у внешнего контура место для школы, игровой площадки школьников и наземной парковки. Под школьной игровой намечена подземная парковка на 50 мест, плюс 65 наземных по периметру, всего 115, меньше, чем 150 указанных в задании.

Проект предполагает ряд «фишек», к примеру, освещение дворов фонарями, подвешенными на растяжках между домами – они выглядят довольно уютно, а также: частные террасы на крыше почему-то только одного из домов, и заглубленные мусорные контейнеры.
Центральная модель застройки © DA Project
Центральная модель застройки © DA Project
Центральная модель застройки. Фасады © DA Project
Центральная модель застройки © DA Project
Центральная модель застройки. Фасады © DA Project
Центральная модель застройки. Фасады © DA Project
Центральная модель застройки. Фасады © DA Project
***

Бюро ARD: южный квартал
Россия
Центральная модель застройки © бюро ARD

По словам архитекторов, их проект основан на исследовании городов Южного федерального округа, рассчитан на их условия и климат, и противопоставлен, таким образом, безразличию как советского типового, так и позднейшего коммерческого проектирования. Авторы предлагают ряд модулей, связанных с разными функциями, – их разная компоновка должна обеспечить разнообразие. ARD также позаботились о максимуме комфорта для квартир первых и последних этажей, для них запланированы палисадники и террасы на кровлях; этот же подход заставил разбить все объемы на три части по высоте.
Центральная модель застройки © бюро ARD

Прямоугольный участок здесь также продольно поделен на две половины; на одном торце территории собраны башня, стоящая насколько это возможно «на отшибе», то есть отделенная от соседних домов сквером и площадью, и школа с внутренним двором. В здешней башне – 18 максимальных этажей и 70 м высоты, она выглядит стройной доминантой, а не донжоном; пять нижних этажей стеклянные, вверху башню украшают глубоко вынесенные балконы. Галерейные дома здесь 5-этажные, в секционных – 9 этажей; впрочем секции стыкуются только по одному разу – с галерейными домами, в основном же расставлены отдельно, с проходами между ними, и никакого замкнутого «контура безопасности» (или страха?) здесь нет. Помимо школы нашлось место для ДОУ. Подземные парковки есть под всеми домами, под башней – даже 2 яруса. Дворы – террасные, в несколько уровней.
Центральная модель застройки © бюро ARD
Центральная модель застройки © бюро ARD
Центральная модель застройки © бюро ARD
Центральная модель застройки © бюро ARD
Центральная модель застройки © бюро ARD
***

BOLD Collective: модуль деревянного каркаса 
Нидерланды
Центральная модель застройки © BOLD Collective

Проект голландцев Bold называется супер-каркас: superframe, он основан на каркасном модуле. Все фасады объединены сеткой тонкой клетчатой разгранки, совершенно одинаковой, но предполагающей разнообразие внутри клеток. Что довольно изящно и предполагает много стекла, а значит, стеклопакетов, а значит, проект не может быть бюджетным, – комментируют пользователи сайта «Стрелки». Квадратно-кубический модуль присущ проект в целом : на нем построены, делая его довольно гибким, и объемы с их волнистой высотностью. Предполагается, что фасадные модули будут изготавливать на заводе.
Центральная модель застройки © BOLD Collective
Центральная модель застройки © BOLD Collective
Центральная модель застройки © BOLD Collective
Центральная модель застройки © BOLD Collective

Два квартала целиком замкнуты – как и просили в задании, внутри приватные дворы, снаружи по контуру первых этажей помещения для коммерческой аренды. В первых этажах нарисовано прямо очень много кафе. Школа встроена в первый этаж большего квартала. Все кровли зеленые, кроме террас там предусмотрены солнечные панели. Внутри каждой секции предусмотрены места для общения жильцов – «коммуналки», впрочем, голландцы пишут в ошибкой – «комунэлка», что простительно для неживших в СССР, и даже обаятельно-литературно. Эти общественные пространства снабжены большим окном – в 4 модуля, и похожи на hole, которые нередко проделывает MVRDV в теле своих зданий.
Центральная модель застройки © BOLD Collective
Центральная модель застройки © BOLD Collective

Башня – этакий разновысотный гриб, 5-12-15-18 этажей, 18 на внешнем углу, 5 внутри, – отнесена, как и в предыдущем проекте, на дальний угол, отделена проездом и площадью. Ее фасады подчинены той же модульно-квадратной сетке, что и у кварталов. Площадь – подчеркнуто городская, и вообще этот проект подает себя как отчетливо-городской, в нем есть чувство именно городской среды без попыток засадить окрестности притворной зеленью, что импонирует. Кроме того проект красив сам по себе – подчеркнутой модульностью кубиков, очевидной гибкостью решений, прозрачностью, легкими контурами, ясной логикой. Глядя на него, остро ощущаешь контраст с работами российских коллег, более, простите меня, скованных в визуальной части.
Центральная модель застройки © BOLD Collective
Центральная модель застройки © BOLD Collective
Центральная модель застройки © BOLD Collective
Центральная модель застройки © BOLD Collective

И да: авторы предлагают каркас домов – всех, включая башню, – из клееного бруса. Каждый кубометр клееного дерева, из которого мы строим, – это тонна CO2, утверждают архитекторы Bold. Вспоминая о деревянном прошлом российских городов, они указывают на возможность передового экологичного будущего ее строительства, поскольку наша страна к тому же обладает наибольшими запасами дерева. Их бы устами. Но это и не единственный проект с деревянным каркасом, предложенный на конкурсе: в частности, команда Boustany–Suphasidh–Desfonds+A2OM в среднеэтажной модели тоже предлагала конструктив из клееного бруса. В скобках заметим, что дома с деревянным каркасом – это прошлое скорее фахверковой Голландии, чем бревенчатой России, ну да и ладно.

Помимо каркасного, фасадного и планировочного модуля авторы предлагают, как и в предыдущем проекте, модуль функциональный, вписывая его в кубики своего каркаса.
Модули функций. Центральная модель застройки © BOLD Collective

Еще одна особенность: почему-то иностранные участники в большей степени стремятся объяснить свой проект и упорно описывают свою концепцию на планшетах. Наши сограждане по-видимому убеждены, что читать «в наше время никто не будет», и обходятся картинками. А все же зря они такого мнения о своих зрителях. 
***

Sara Simoska: практичный квартал с супермаркетом
Македония
Центральная модель застройки © Sara Simoska

В отличие от голландцев, архитекторы из Македонии предпочли не описывать свой проект. Участок здесь не разделен на две-три соподчиненных площадки, а трактован как единое целое: 4 корпуса окружают двор, довольно сильно отступая от контура территории, засаженного строем деревьев и превращенного в бульвар. Здесь как-то все по-максимуму: в башне 18 этажей, в остальных домах по 9. Подковообразное подземное пространство обеспечивает парковку домам и супермаркету – да-да, здесь запланирован именно супермаркет, а не магазинчики в первых этажах. Все это удобно и практично, хотя не очень модно; кажется, что проект отличается от других большим реализмом, так что хочется заподозрить, что авторы вынесли на конкурс что-то из своих не пошедших в дело работ. Довольно неожиданно преобладание галерейных домов: их два из четырех, что придает предложению, также как и каменные фасады, «южный» привкус.
Центральная модель застройки © Sara Simoska
Центральная модель застройки © Sara Simoska
Центральная модель застройки © Sara Simoska
Центральная модель застройки © Sara Simoska
Центральная модель застройки © Sara Simoska
Центральная модель застройки © Sara Simoska
zooming
Центральная модель застройки © Sara Simoska
***

Luis Eduardo Calderón García: парк ацтеков
Колумбия
Центральная модель застройки © Luis Eduardo Calderón García

Колумбийские архитекторы называют свой район «парковым» и делают акцент на сети больших и маленьких парков. Впрочем, впечатлившись русской зимой, они рисуют свои парки заснеженными, да еще и ночью, надо думать, где-нибудь в начале января – вот уж не-южный вариант, стеклянные верхние этажи выглядят глыбами снега и льда, и все вообще несколько мрачновато, рассчитано на суровые русские души – что, по контрасту с легкими футуристическими «деревянными городами» голландцев особенно брутально. Зато здесь предусмотрены теплые внутренние проходы в уровне первого этажа и общественные пространства с зимними садами – для нас, несчастных, вынужденных жить все время в зиме.
Центральная модель застройки © Luis Eduardo Calderón García

Подкупает то, что Calderón García рассматривают свой квартал как часть модульного целого и сразу планируют большой фрагмент города с соподчинением пространств, улиц, площадей, несколько выходя за рамки конкурсного задания, предполагающего один квартал. В отличие от других участников архитекторы сразу рисуют свой urban block частью симметричной композиции из четырех таких, делящих, или, как сейчас говорят, шерящих один общий сквер. У их квартала нет жестких контуров-улиц.
Центральная модель застройки © Luis Eduardo Calderón García
Центральная модель застройки © Luis Eduardo Calderón García

Планировки похожи на ацтекские символы, архитектура домов тяготеет к тяжеловесности классического послевоенного модернизма. Башни в таком массиве едва читаются.
Центральная модель застройки © Luis Eduardo Calderón García
Центральная модель застройки © Luis Eduardo Calderón García
***

Pole Design: город деревянный и модульный
Россия
Центральная модель застройки © Pole Design

Жилые дома Екатерины Шорниковой и Владимира Кузьмина рассчитаны на деревянные конструкции с использованием CLT-панелей: каркас, перекрытия, перегородки. По информации, которую архитекторы приводят со ссылкой на Ассоциацию деревянного домостроения, новые стандарты, разрешающие строительство зданий из клееного бруса, планируется утвердить в России уже в июле 2018. Из достоинств деревянного строительства, помимо ограничения выбросов СО2 и возобновляемости ресурса, авторы называют: возможность изготавливать больше элементов заводским способом и собирать в любое время года, меньший вес здания, увеличение скорости сборки в 3-4 раза, уменьшение стройплощадки и количества людей на стройке. Фасады запланированы вентилируемые из практически любых материалов: от фиброцементных, керамических, стеклянных – до собственно деревянных.
Центральная модель застройки © Pole Design

Модульность квартир в проекте основана на шаге опор 6,6 х 3,3 м, что позволяет варьировать и «набирать» необходимые планировки квартир.

Кроме того, так же как и колумбийцы, Поле-Дизайн рассматривают свой квартал не автономно, а как часть более крупного образования – урбан-блок квартала, если пользоваться новой московской терминологией. Получается 6 базовых блоков с минимальной площадью 0,6 га, их можно комбинировать, причем набор в каждом квартале тоже может быть разным – от наиболее полного, со школой и ритейлом, до ограниченного только жильем и пользующегося инфраструктурой соседнего квартала. Где-то посередине в списке элементов набора возникает парковка – не под землей, а в стилобате под двором. Дворы, разумеется, а как же, без машин, с «микро-огородами», небольшие.
Центральная модель застройки © Pole Design
Центральная модель застройки © Pole Design
Центральная модель застройки © Pole Design
Центральная модель застройки © Pole Design

Между собой «базовые модули» стыкуются пешеходно-велосипедным «бульваром-парком» – сюда, в относительно безопасное, но в то же время открытое пространство, вынесены, школы, сады, площадки детские и спортивные и общественные пространства. Их пересекают «жилые улицы» (living streets) – внутренние проезды с небольшим движением. Наружу, к автомобильным городским трассам, кварталы обращены фронтом красной линии.

Проект, таким образом, рассчитан на широкое понимание модульности, от внутренней, связанной с каркасом и вариантами планировок квартир, до городской. Его взгляд – несколько шире собственно конкурного задания, что позволяет авторам преодолеть затесненность предложенного «моделью» участка. Подобный модульный подход в среднеэтажной модели мы наблюдали в предложении ДНК аг, и надо сказать, несмотря на то, что модульность и вариативность были среди требований конкурсного задания, эта тема оказалась, по-видимому, одной из сложных и развита далеко не во всех проектах. Проект Поле-Дизайн – один из них.
Центральная модель застройки © Pole Design
Центральная модель застройки © Pole Design
Сечение и фасады © Pole Design
Центральная модель застройки. План первого и типового этажа © Pole Design
***
Archifellows («Товарищи архитекторы»)
Россия
Центральная модель застройки © Archifellows («Товарищи архитекторы»)

Товарищи с девизом «Жить ярко» предлагают квартал с довольно-таки разнообразной, узнаваемой архитектурой: «авангардным» галерейным домом, «сталинскими» ризалитами и кирпичом, «чикагской» башней, модернистскими стеклянными дугами и цилиндрами, и прочими стилевыми намеками и изысками, призванными создать город кажущейся разновременности. С одной стороны, это может показаться стилизаторством, но с другой – внимание к архитектурной составляющей и ее «типологическая» мотивация скорее подкупает.
Центральная модель застройки © Archifellows («Товарищи архитекторы»)
Центральная модель застройки © Archifellows («Товарищи архитекторы»)
Центральная модель застройки © Archifellows («Товарищи архитекторы»)

Приватный двор отделен стекляшкой-перемычкой, на кровле вторых этажей секционного возникают просторные террасы. Но верхние кровли не эксплуатируемые, зато на них появляются солнечные батареи. Жестко замкнутого контура тут нет, зато два двора делятся на приватный – куда можно войти лишь через небольшой разрыв фронта застройки, и городскую площадь, или сквер, между жилыми домами и школой. Вторая городская площадь на углу еще более открыта – таким образом возникает довольно-таки стройная иерархия трех общественных пространств.
Центральная модель застройки © Archifellows («Товарищи архитекторы»)
Модульные типы квартир © Archifellows («Товарищи архитекторы»)
Модульные типы квартир © Archifellows («Товарищи архитекторы»)
Модульные типы квартир © Archifellows («Товарищи архитекторы»)
***
Модульные типы квартир © Archifellows («Товарищи архитекторы»)

01 Марта 2018

Похожие статьи
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Пресса: Консерватизм и холод. Что думают иностранные архитекторы,...
Россия — родина одного из самых амбициозных проектов по созданию жилой среды. Однако сегодня пришло время переосмыслить советское наследие и найти современную альтернативу существующему массовому жилью. Strelka Magazine пообщался с приехавшими в Москву иностранными архитекторами — финалистами Открытого международного конкурса архитектурных концепций стандартного жилья и жилой застройки. Их проекты, возможно, изменят то, как будут выглядеть подъезды, дворы и квартиры сотен тысяч россиян.
Пресса: Новые стандарты: архитекторы — о будущем массового...
Пока в Минстрое еще только разрабатывают новые требования к типовому жилью, архитекторы его уже проектируют. Первого февраля стали известны финалисты международного конкурса стандартного жилья. О том, каким оно должно быть, портал Ради Дома PRO поговорил с членами жюри и авторами лучших проектов.
Пресса: Как выбирают новое массовое жильё в России
1 февраля станет известно, на что будет похоже новое стандартное жильё. 20 лучших проектов Открытого международного конкурса стандартного жилья и жилой застройки выберет жюри, в состав которого входят мировые архитекторы Жан-Поль Вигье, Рикардо Девеса, Хелле Джуль, Джованна Карневали, исследователь Харальд Мооль, а также архитектор Елена Еременко, первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, архитектор и член Союза немецких архитекторов Сергей Чобан, начальник аналитического отдела уральской палаты недвижимости в Екатеринбурге Михаил Хорьков и генеральный директор АИЖК Александр Плутник.
Пресса: Однушки вышли в тираж
Для нового жилья в России появится правило «один человек — одна комната», а высота потолков поднимется на 30 см. Снизится и доля однокомнатных квартир в многоквартирных домах с более чем 50 до 40% — это позволит разнообразить жилые форматы. Минстрой России и АИЖК разрабатывают подходы к стандартному жилью будущего. Они появятся после проведения конкурса на разработку его проектов. «Известия» ознакомились с техническим заданием конкурса, а также с наработками по стандарту, которые совсем скоро оформятся в рекомендации к застройщикам и муниципалитетам России.
Технологии и материалы
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Сейчас на главной
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.