05.03.2018

Вспоминая Баухаус

Можно ли выразить в архитектуре связь школы Баухаус и ее педагога Василия Кандинского? Работая над проектом ЖК с предельными показателями плотности, глубины и высоты, UNK project сделали такую попытку, вольно скомпоновав 12-этажные пластины в трех измерениях прибрежного пространства.

информация:

Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK projectоткрыть большое изображение

Из-за близости Делового центра и активного строительства район, в котором проектируется «Кандинский Баухаус», получил название Большого Сити. Напротив, через реку, строится масштабный «Фили-Град»; жилой комплекс «Сердце столицы» примыкает к участку слева, с запада; с тыльной стороны участка находятся офисный центр и школа – по договоренности с городом девелопер будет ее расширять. И наконец, территория справа застроена в 1980-е типовыми панельными домами, которые не планируется сносить, а чуть поодаль на участок смотрят высотки Москвы-Сити.
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK projectоткрыть большое изображение

Близость реки, безусловно, делает участок привлекательным – забегая вперед, скажем, что ЖК получит собственный фрагмент благоустроенной набережной. Но задача была крайне непростой с градостроительной точки зрения. Вдоль западной границы участка запланировано построить эстакаду с оживленным движением – она разделит территории «Сердца столицы» и «Кандинского». Планы строительства магистрали существенно уменьшили площадь возможной застройки. Кроме того, градрегламент ограничивает высоту застройки ста метрами при достаточно высоких ожиданиях заказчика относительно полезной площади проекта. Все это сделало проект сложным – до UNK project над ним работало несколько архитектурных команд, но ни одна концепция не получила развития.

Так что вызов был серьезным: требовалось найти выразительное, функциональное и экономически обоснованное решение. Спроектировать высокоплотную застройку, обладающую ценностью комфортной среды. Согласно заданию плотность застройки, считая часть территории, отведенную под эстакаду, должна была составлять 54 800 м2 на гектар – без «отрезанной» западной части плотность вырастает до 70 000 м2, что соответствует мегаполисам масштаба Нью-Йорка и Сингапура. Моделирование традиционных форматов организации пространства показало, что квартальная и микрорайонная планировки дают на этом участке слабую освещенность квартир, обращенных окнами внутрь квартала, темный двор, сильные сквозняки и недостаточный выход площадей. От обоих вариантов пришлось отказаться. Было найдено другое, остроумное решение, позволившее исключить недостатки первых двух и создать необычный архитектурный образ.
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK projectоткрыть большое изображение

«Хотя квартальный тип застройки в принципе был способен ответить на многие требования инвестора, однако образующийся в рамках такого подхода двор-«колодец», большое количество квартир без видовых характеристик и гарантированные сквозняки в прогалах между домами заставили нас продолжить поиски решения. – говорит Юлий Борисов, руководитель UNK project. – В результате родилась идея супер-блоков. Их прототипом стали 12-этажные панельные дома, которыми застроена территория справа. Скомпоновав блоки асимметрично, практически разбросав их, как детские кубики, мы получили композицию из шести вертикальных объемов, еще один положили плашмя, и все разместили на общем стилобате».

Найденное решение позволило раскрыть двор на реку, практически все квартиры наделить видовыми характеристиками, и самое важное – 25 этажей при двухчастном делении по высоте выглядят как два раза по 12, что создает эффект сомасштабной человеку среды. Расположение блоков исключает и сквозняки – в больших, хорошо продуваемых арках скорость ветра не превышает комфортных значений.
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK projectоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK projectоткрыть большое изображение

Созданная пространственная структура, по словам Юлия Борисова, отсылает к эстетике Баухауса, основанной на простых, чистых формах, и подвижной абстрактной живописи Василия Кандинского. В то же время некоторая недосказанность и «деструктивность» архитектурного языка «Кандинский Баухаус», открытость структуры, которая выстраивает диалог с контекстом, сформированным в этой части города архитектурой новых построек и белыми пластинами жилых домов 1980-х – отсылают к японскому метаболизму: его модульности, ячеистости и мобильности. Чтобы убедиться в этом достаточно взглянуть, к примеру на Hotel Sofitel Tokio Кионори Кикутаке, Fuji Television Кендзо Танге, Nakagin Capsule Tower Кисё Курокава. При этом UNK project удалось развить идеи метаболистов, создав объемную, немного ироничную композицию, соединяющую архитектурное прошлое и настоящее Москвы.

Идею объединения нового и предшествующего поддерживают фасадные решения. При этом фасады у блоков разные. Один перекликается с аскетичным стилем Сергея Чобана в «Сердце столицы», другой намеком указывает на соседние панельные дома, остальные – визуально богаче, сложнее, эффектнее, они контрастируют с первыми двумя. Различие фасадных решений блоков напоминает то, что сделал Сергей Скуратов в «Садовых кварталах», раздав проектирование отдельных домов разным архитектурным мастерским, популярную в наше время многофасадность. Разница, пожалуй, в том, что фасады для «Кандинский Баухаус» проектировались архитекторами одной мастерской. Материалы на фасадах – фибробетон и стекло. Такую архитектуру нет надобности украшать, она и без дорогой обертки громко заявляет о себе.

По словам Юлия Борисова, замысел состоял в том, чтобы блоки-дома стояли как будто бы случайно, без видимой всякой логики. Для этого даже подсечки не подчиняются архитектурным законам, а выглядят так, будто их сделал ребенок. На самом деле случайность не случайна, она интерпретирует известный принцип вариативной целостности традиционного города, состоящего из зданий разных, построенных в разное время, но подчиненных общему подходу и близким материалам. В доме «Кандинский Баухаус» оси смещены, блоки живописно «разбросаны», и между тем их внутреннее подобие, также как и общая для всех «хаотичность» композиции становятся основой целостности результата.
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK projectоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK projectоткрыть большое изображение

Плашка по левой стороне участка служит экраном от шума будущей эстакады. Справа – VIP-блок, размещенный на горизонтальном офисном объеме. Кровля последнего служит еще одним, приватным, двором для VIP-обитателей. Под раздвижной крышей этого блока находится приватная же общественная зона с бассейном, совсем как в лучших домах того же Нью-Йорка и Сингапура. Жилые блоки внутри организованы вполне традиционно – часть из них секционные, другие имеют удлиненные коридоры. Двор получился не очень большим, зато уютным, своим, из него можно попасть на набережную: в парк, к реке.
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной © UNK projectоткрыть большое изображение

Проект оказался сложным и в части конструктивных решений – большие пролеты, перепады рельефа и, как результат, непростая работа с парковкой и стрит-ритейлом, который размещается по периметру общего стилобата, где также будут находится предприятия обслуживания. В стилобате поместился и большой спортивный комплекс, включающий 25-метровый бассейн.

Кроме того, проект уникален по параметрам: его высота 111 м – предельно допустимая по ГПЗУ на данном участке, под зданиями – пять уровней подземной парковки, что потребовало заглубления больше чем на 15 м.

Заказчик «Кандинский Баухаус» только начинает работать на московском рынке жилого строительства, и для того, чтобы продавать успешно, был готов идти на эксперименты. Ну что же, в результате этого эксперимента в столице может появиться объект с необычной пространственной структурой, динамично интерпретирующий ее неуклонно растущий вверх силуэт. 
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной. Разрез 2-2 © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной. Разрез 2-2 © UNK projectоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной. Разрез 4-4 © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной. Разрез 4-4 © UNK projectоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной. Разрез 5-5 © UNK project
Жилой комплекс «Кандинский Баухаус» в районе Шелепихинской набережной. Разрез 5-5 © UNK projectоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Роман Леонидов
  • Алексей Гинзбург
  • Полина Воеводина
  • Александра Кузьмина
  • Левон Айрапетов
  • Никита Явейн
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталия Шилова
  • Вера Бутко
  • Антон Надточий
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Валерия Преображенская
  • Зураб Басария
  • Сергей Чобан
  • Владимир Биндеман
  • Александр Попов
  • Станислав Белых
  • Антон Лукомский
  • Рустам Керимов
  • Екатерина Грень
  • Сергей Сенкевич
  • Андрей Гнездилов
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Шварцман
  • Михаил Канунников
  • Никита Бирюков
  • Наталья Сидорова
  • Василий Крапивин
  • Владимир Плоткин
  • Антон Бондаренко
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Токарев
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Иван Кожин
  • Арсений Леонович
  • Андрей Романов
  • Наталия Зайченко
  • Александр Бровкин
  • Юлия Тряскина
  • Павел Андреев
  • Всеволод Медведев
  • Илья Машков
  • Валерий Лукомский
  • Олег Мединский
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Даниил Лоренц
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Константин Ходнев
  • Николай Миловидов
  • Иван Рубежанский
  • Карен Сапричян
  • Юрий Сафронов
  • Александр Скокан
  • Антон Барклянский
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Карлсон
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Скуратов
  • Марк Сафронов
  • Евгений Герасимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»
  • Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
  • Архитектурная концепция жилых зданий 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»
  • Многофункциональный жилой и деловой комплекс на месте фабрики «Красный Октябрь»
  • Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / варианты 2016

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
23.11.2018

130-летняя история

Архитектурные обмеры и моделирование здания венгерского государственного оперного театра.
GRAPHISOFT
другие статьи