Музей блокады

В Петербурге открылась выставка конкурсных проектов для нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
0 В январе 2019 года Петербург будет праздновать 75-летие со дня снятия блокады. К этой дате город планирует построить новый музей блокады и обороны: он должен стать не только продолжением нынешнего музея в Соляном переулке, но и принципиально новым для Петербурга институтом: интерактивной площадкой с акцентом на сохранении памяти. Комплекс должен включать музейную и мемориальную зоны, фондохранилище, исследовательский Центр памяти с архивом и библиотекой. Ограничение по высоте – 25 м.

Музей расположится на «стрелке» Смольной набережной в излучине Большой Невы – рядом со Смольным собором, Таврическим дворцом и музеем «Вселенная воды». Здесь также планируется построить развязку Орловского тоннеля – он должен соединить берега Невы. Пока что предназначенный для музея участок площадью 1,73 га принадлежат ГУП «Водоканал».
Открытие выставки конкурсных проектов для нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © фотография Алены Кузнецовой
Открытие выставки конкурсных проектов для нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © фотография Алены Кузнецовой

Закрытый международный конкурс объявили в мае и проводили в один этап. Участники работали над объемно-планировочным решением здания музея и прилегающего парка, концепцией музейного пространства и транспортной инфраструктурой. Среди членов жюри: директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, писатель Даниил Гранин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и многие другие. В шорт-лист вошли девять архитектурных бюро. Победителя выберут 8 сентября с учетом мнения горожан (проголосовать можно на выставке и здесь).

Предлагаем познакомиться с проектами.
 
Мастерская Мамошина
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Архитекторы представили музей в виде форта, насытив здание символикой «скрижалей блокады»: 872 оконных кессона по числу дней, 124 «замковых камня» по числу недель, 29 колонн по числу месяцев, более миллиона имен погибших в специальных ячейках. В центре композиции – зал памяти со световым фонарем в виде десятиконечной звезды. Здание будет облицовано камнем с мест боев – Карельского перешейка, берегов Ладожского озера. Вход в музей олицетворяет разрыв кольца блокады.
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская Мамошина. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Бюро Романова
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро Романова. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Здесь кольцо образуют глухие кубические блоки, «вплавленные» друг в друга. За ними прячется камерное пространство, напоминающее городской двор-колодец – памятный зал под открытым небом с «вечным огнем» из 900 свечей-гильз в окружении «теней погибших» – стилизованных ниш в стенах. Экспозиция музея хронологическая и строится вокруг спирали, которая, по словам авторов, «ведет к победе и миру».
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро Романова. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро Романова. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Земцов, Кондиайн и партнеры
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

В основе образа вновь кольцо – насыпь, из которой «прорываются» наружу массивные блоки здания, похожие на сомкнутые ряды солдат. В этих корпусах расположатся выставочные пространства. Экспозиция строится по хронологическому и тематическому принципу. Посетитель двигается по едва ощутимому уклону, под давяще-тяжелыми плитами перекрытий. Подземные этажи отведены фондохранилищу и паркингу. Основной объем здания соединен со «стрелкой», которую отдадут Институту памяти и библиотеке.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
А. Лен
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Этот проект, пожалуй, самый жизнерадостный: светлая отделка, спокойные линии и открытость. Большой прямоугольный объем раскрывается на Неву общественным, открытым для горожан амфитеатром, который перерастает в площадь перед зданием. Кровля основного блока – эксплуатируемая. Сергей Орешкин сделал акцент на возможности создания музейного кластера: парк с экспозицией оборонной техники соединяется аллеями с музеем «Вселенная воды», Смольным собором и Таврическим дворцом.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурное бюро «А. Лен». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Студия 44
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

План музея напоминает супрематическую композицию. В сердце – «обороняющийся город», семь тематических башен: скорбь, огонь, быт, наука и культура, голод, холод и производство. Они стоят на вершине, окольцованные лестницей-амфитеатром, из которой прорываются наружу объемы входных групп. На прилегающей территории Никита Явейн предлагает создать мемориальный огород, рощу, городской пляж, гостиницу, школу искусств и другие музейные павильоны.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Архитектурная мастерская «Студия 44». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Проектный институт «Арена»
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Сердце композиции – мемориал: небольшой куб, спрятанный за стеной «города» – основного музейного здания. Оно вписано в кольцо из массивных белых пластин, похожих на мегалиты. Между пластинами оставлены просветы, а внутри у них есть сквозные проходы, по которым можно обойти все здание. Музей окружает просторная лаконичная площадь с островками зелени.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Проектный институт «Арена». Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Snøhetta / Норвегия
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Фотография © Алена Кузнецова

Норвежское бюро предлагает разбить комплекс на несколько элементов: главное здание, похожие по стилистике павильоны и ландшафтный парк с экспозицией под открытым небом. Основной объем – лаконичный куб с просветами окон и террасами, откуда открываются панорамные виды, что словно бы включает город в экспозицию музея. В формировании внутреннего пространства большую роль играет естественный свет – он ведет посетителей по пандусам все выше, к большой террасе на крыше.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Snøhetta. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***

Thomas Herzog Architekten / Германия
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

Значительную часть музея архитекторы прячут под землю. Основная экспозиция расположится на -1 этаже. Наземный объем представляет собой усеченную перевернутую пирамиду, поставленную на стеклянный прямоугольный этаж. «Стены» пирамиды – из кортеновой стали. Надземное пространство просторное и светлое, вокруг здания планируется разбить ландшафтный парк.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Thomas Herzog Architekten. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***
 
Lahdelma & Mahlamäki / Финляндия
Макет музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Фотография Алены Кузнецовой

Финские архитекторы положили в основу композиции идею спирали, которая символизирует «историческую преемственность, стойкость человеческого духа и одновременно хрупкость человеческой жизни». Основной объем здания – цилиндр с прямоугольным блоком внутри – скрыт под искусственной насыпью; ее авторы предлагают засадить луговыми травами. В центре расположится винтовая лестница, которая свяжет основную экспозицию на нижнем этаже с другими пространствами. Над землей спираль делает последний виток и создает выразительную горизонталь, деликатную по отношению к историческому окружению. В отделке использованы перфорированный металл, эмаль, позолота и белый фарфор.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
zooming
Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» © Lahdelma & Mahlamäki. Изображение предоставлено Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
***

28 Августа 2017

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
WAF 2022: строить мосты
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Точка сборки
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию общественно-делового кластера и жилых кварталов с парком впечатлений в Химках, показываем выбранный проект.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Пресса: Помнить все. Каким может быть Музей блокады
Конкурс на новое здание Музея блокады – первая за долгое время попытка создать в Петербурге большой исторический музей. В связи с этим архитектурный критик Мария Элькина попробовала разобраться, как нужно и не нужно увековечивать прошлое в городском пространстве, и объяснить, почему старые стены лучше новых.
Пресса: Скоро рассвет, выхода нет
Масштабный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» должен появиться в центре города в 2019 году, к 75-летию снятия блокады. Смольный объявил конкурс на проект и получил 39 предложений, из которых жюри выбрало девять, предоставив горожанам выбрать, какой проект симпатичнее. Максимально открытое и демократичное голосование (на выставке проектов и в сети) вызвало неожиданный интерес. Наконец их интересует наше мнение! В девятку лидеров вошли норвежские, финские, немецкие архитекторы, что польстило подчеркнуто европеизированным петербуржцам, спровоцировало добрососедскую симпатию к финнам и антипатию к московскому проекту «Арены» (а он и правда походит на «Олимпийский»). Тысячи человек нашли время сходить в манеж Конюшенного ведомства, еще больше проголосовало на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре.
Пресса: Архитектура памяти
Каким должен быть новый Музей обороны и блокады Ленинграда — мемориальным монументом или местом для размышления? Рассказывать об ужасах блокадного опыта или стойкости и мужестве ленинградцев? Можно ли совместить в одной концепции оборону, то есть военный музей, и блокаду — музей гражданский?
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.