Архсовет Москвы–49

Архсовет согласился с проектом строительства жилого дома в Хамовниках, но отложил согласование концепции восстановления сгоревшей библиотеки ИНИОН РАН.

mainImg

Жилой дом в Хамовниках

zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»

Проект жилого дома, который предлагается построить во 2-м Неопалимовском переулке, архитектурному совету представил один из его авторов Александр Цимайло, бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Он рассказал, что в настоящее время на участке располагаются два пятиэтажных здания начала XX века. Их предполагается снести ввиду отсутствия архитектурной ценности. На освободившейся территории появится новый жилой дом – прямоугольный в плане, максимально простой формы. Дом станет выше существующих построек на 4,5 м, но сохранит линии застройки вдоль переулка.
zooming
Существующее здание, определенное под снос. Фотография предоставлена МКА
zooming
Существующее здание, определенное под снос. Фотография предоставлена МКА

Что касается архитектурного решения, то здесь авторы придерживались классики. Отсюда – характерные членения, аттиковый этаж, горизонтальные карнизы и соответствующий декор. Для отделки планируется использовать светлый натуральный камень.
zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»

Предваряя обсуждение, Евгения Муринец доложила, что пока остаются недоработанными вопросы транспортной схемы и прилегающей территории, но в целом проект соответствует всем требованиям ГПЗУ. Совет принял проектные предложения одобрительно, однако Некоторые разногласия возникли в отношении торцов. Алексея Воронцова смутило решение сделать окна в торце уже, чем на основном фасаде. По его мнению из-за этого торец визуально выглядит более широким. Авторы объяснили, что они намеренно сделали узкие оконные проемы в расчете на восприятие здания в перспективе со стороны переулка.

Большое количество окон – не только в торце, но по всему периметру объема – озадачило и Андрея Гнездилова. По его мнению, это выглядит «несколько навязчиво», особенно с северной стороны в уровне первых этажей, обращенных к соседнему участку. «Здание сигнализирует об общественном характере, оно мало похоже на жилое, – объяснил свою позицию Гнездилов. – К тому же харизматичный авторский подход дает некоторый перегиб в этом переулке». Отметил Андрей Гнездилов и отклонения от классических пропорций, особенно в части решения аттикового этажа и верхнего карниза.
zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке. Отделка из натурального камня © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»
zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке. Фасадное решение © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»

С коллегами не согласился Сергей Чобан, которому, напротив, показалось, что многословное решение торцов превратило их в «неторцевые» фасады. Чобан напомнил, что доходные дома в стиле модерн часто имели разные по ширине окна, поэтому предложенное решение имеет под собой историческое основание. Что касается аттика, то здесь Сергей Чобан предложил просто поднять выше горизонтальный карниз. Похожее мнение высказал и Владимир Плоткин. Ему проект показался вполне законченным, и, хотя торцы здания ему не вполне понравились, он отметил важность того, что авторы столь внимательно работают с ракурсом и перспективой.
zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»

Итоги обсуждению подвел Сергей Кузнецов, предложивший одобрить проект. Что касается спорных вопросов, то учитывая разделившиеся мнения членов совета, он предложил оставить их на усмотрение проектировщиков.
 

Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте

zooming
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Библиотека была построена в середине 1970-х по проекту коллектива авторов под руководством Якова Белопольского и стала одним из образцов советского модернизма. Верхний этаж, занятый читальными залами и общественными пространствами, был полностью остеклен. К центральному входу вел длинный мост, перекинутый через широкий бассейн, в котором отражалась горизонтальная композиция объекта. В кровле были сделаны 264 световых фонаря полусферической формы, определявших облик многих интерьеров.
Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Архивные фотографии предоставлены МКА
Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Интерьеры. Архивные фотографии предоставлены МКА

После распада Советского Союза здание постепенно пришло в упадок. С 1994 бассейн, необходимый для поддержания в помещениях оптимального климата, стоял без воды. Вслед за ним закрылся для прохода пешеходный мост. В самом здании была отключена система кондиционирования. Начался процесс разрушения строительных конструкций и облицовки. Пожар 2015-го стал причиной обрушения центральной части постройки и полного уничтожения ее главного фасада. Для спасения книг пришлось разобрать даже уцелевшие конструкции.
Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Состояние до пожара 2015. Архивные фотографии предоставлены МКА
Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Существующее положение. Фотографии предоставлены МКА

Проект, разработанный компанией «Гипрокон», предполагает полное восстановление библиотеки с сохранением ее функции и исторического облика. Как рассказал докладчик, за основу были взяты проектная документация Белопольского, фотографии действующей библиотеки и ее сохранившиеся фрагменты. При этом использовать уцелевшие конструкции здания оказалось невозможно: две независимые экспертизы показали ухудшение их состояния. В связи с этим проектировщикам было рекомендовано запланировать их разборку с заменой основного каркаса на железобетонный.
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Новое здание в точности повторяет историческое пятно застройки, сохраняет высоту и горизонтальную композицию. Восстанавливаются интерьеры и центральный холл с широкой лестницей, ведущей наверх, в читальные и медиа- залы. Неизменной останется и отделка – остекление и облицовка из натурального светлого камня. Камнем предложено покрыть также дворовый фасад, что не было сделано изначально в целях экономии средств.
zooming
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Восстановление лестницы в центральном вестибюле © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Впрочем, это не единственное дополнение к оригинальному проекту. Изменения объясняются необходимостью приспособить советское здание под современное использование. Так, для размещения инженерного оборудования пришлось закрыть приблизительно 20 процентов световых фонарей. На их месте в интерьерах будут установлены светильники похожей формы. Для организации дополнительных помещений, не требующих естественного освещения, запроектированы два подземных этажа на территории двора. Там разместятся книгохранилища, лаборатории для оцифровки книг и технические помещения. Помимо этого, в центральной части вместо двух этажей предлагается сделать три – с сохранением внешних пропорций. В результате таких преобразований здание получит дополнительные 14 000 м², что позволит включить в состав комплекса аналитический информационный центр РАН.

Неясной пока остается судьба бассейна. В представленном проекте из-за особенностей финансирования его восстановление не предусматривается. Проектировщики предлагают либо сделать на его месте общественное пространство, либо восстановить только чашу, закрыв ее дно газоном. Докладчик объяснил, что такое решение является временным. Восстановление же бассейна будет выделено в отдельный проект благоустройства со своей программой финансирования.
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Вариант с восстановлением чаши бассейна и заполнением ее газоном © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Вариант с благоустройством вместо бассейна © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Высоко оценив проделанную работу, члены архитектурного совета сошлись во мнении о необходимости привлечения к работе экспертов в области советского модернизма, поскольку ни один из действующих архитекторов не может дать объективную оценку представленному проекту. Сергей Кузнецов обратил внимание собравшихся на то, что библиотека на сегодняшний день не имеет охранного статуса. При этом ценность ее очевидна и идея восстановления, по мнению главного архитектора, должна быть всячески поддержана.

Сергей Чобан напомнил, что проект получил широкий общественный резонанс, поэтому здесь очень важно не ошибиться. «Хоть мне и приходилось заниматься восстановлением здания середины 1960-х в Германии, я не являюсь специалистом в области советского модернизма, – прокомментировал Чобан. – Поэтому я не могу взять на себя ответственность и согласиться с предложенным решением. Тем более, что даже не будучи специалистом, я вижу, что вместо монолитного предлагается сделать навесной фасад, вместо оригинальных витражей используются современные, а фонарей на кровле стало чуть ли не вдвое меньше. Без компетентной экспертной оценки понять, допустимы ли такие отклонения, невозможно», – заключил Чобан.

С его мнением согласились все члены совета. Андрей Гнездилов также призвал собрать экспертную комиссию, но предложил не затягивать с восстановлением библиотеки, «пока кто-нибудь из предприимчивых заказчиков не построил на этом месте очередной жилой комплекс». Такая опасность, по мнению Гнездилова, существует, и наличие современной жилой застройки в непосредственной близости от руин библиотеки тому прямое подтверждение. Кроме того, Андрей Гнездилов объяснил, что, поскольку речь не идет о реставрации, то едва ли здание может быть реализовано в точном соответствии с образцом середины 1970-х – оно просто не пройдет ни одну экспертизу. «Я считаю это предложение хорошим эскизом проекта восстановления. Он развивается в правильном направлении, но требует очень внимательного отношения», – прокомментировал Гнездилов.
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Владимир Плоткин указал на важность восстановления не только здания, но и бассейна, который, отражая здание, являлся одной из составляющих двухчастной композиции застройки. Полноценного воссоздания без бассейна, по мнению Плоткина, быть не может. Авторы проекта объяснили, что и они ратуют за возвращение бассейна. Но главная проблема заключается даже не в стоимости его строительства, а в дорогой эксплуатации: эти расходы пока никто не хочет на себя брать. Сергей Кузнецов предложил передать бассейн на баланс городу и рассматривать его уже как объект городской инфраструктуры.

Также проектировщики рассказали, что проект поставлен на контроль РААСН и уже были проведены консультации с ведущими архитекторами и экспертами. В завершение Сергей Кузнецов отметил важность проекта и очень высокий уровень его исполнения. Тем не менее, он предложил отложить согласование, но со своей стороны пообещал как можно быстрее собрать отзывы экспертов, на основании которых и будет вынесено окончательное решение.

20 Апреля 2017

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.